Научная статья на тему 'Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта'

Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2671
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / «ПРОФИЛЬ» ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ / САМОМОТИВАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерохина Елена Владимировна

Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж. Мэйера, приводятся результаты анализа диагностических данных, полученных на репрезентативной выборке и позволяющих выдвинуть гипотезу о существовании популяционных различий в выраженности как отдельных психологических компонентов составляющих ЭИ, так и интегративных его характеристик. Обосновываются шесть видов «профилей» ЭИ, три из которых имеют выраженную акцентированную конфигурацию, а три характеризуются как профили «сглаженного» вида. Делается вывод о необходимости дальнейших эмпирических обоснований исследования ЭИ с позиций типологического подхода в психологии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта»

УДК 159.923 ББК 88.52 Е 78

Е.В. Ерохина

Старший преподаватель кафедры андрагогики Института переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета; E-mail: erokhinae@mail. ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж. Мэйера, приводятся результаты анализа диагностических данных, полученных на репрезентативной выборке и позволяющих выдвинуть гипотезу о существовании популяционных различий в выраженности как отдельных психологических компонентов составляющих ЭИ, так и интегративных его характеристик. Обосновываются шесть видов «профилей» ЭИ, три из которых имеют выраженную акцентированную конфигурацию, а три характеризуются как профили «сглаженного» вида. Делается вывод о необходимости дальнейших эмпирических обоснований исследования ЭИ с позиций типологического подхода в психологии личности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; «профиль» эмоционального интеллекта;

эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

E.V. Erokhina

Senior Lecturer of Andragogics Department at Institute of Retraining and Increasing Qualification of Specialists, the Kuban State University. E-mail: erokhinae@mail.ru

EMPIRICAL SUBSTANTIATION OF PSYCHOLOGICAL TYPES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Abstract. The paper presents the results of the analysis of the diagnostic data obtained on representative sample according to the concept of emotional intelligence (EI) formulated previously. These results allow the author to put forward a hypothesis on existence of population distinctions in expressiveness of both separate psychological components of EI and its integrated characteristics. Six kinds of EI “profiles” are substantiated. Three of them have the expressed accented configuration and three are characterized as profiles of the “smoothed” kind. It is inferred that the further empirical substantiations of EI research from positions of the typological approach in psychology of the person are required.

Keywords: emotional intelligence; “profile” of emotional intelligence; emotional awareness, the emotion control, self-motivation, empathy, recognition of emotions of other people.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - уже не новое понятие в современной психологии. В последние годы в отечественной психологии появился ряд работ [см. 1], направленность и содержание которых убедительно свидетельствуют о заметном росте научной актуальности и большой практической значимости исследований в данной области. Тем не менее к настоящему времени не сложилось устоявшегося определения данного понятия. Наиболее развернутый анализ имеющихся концепций ЭИ дан А. Нойбауэром и Х. Фройдентхалером в книге «Emotional intelligence: an international handbook.» [2]. Авторы отмечают, что имеют место два наиболее разработанных подхода (моделей) к пониманию психологической сущности эмоционального интеллекта: модели способностей и модели смешанного типа.

Эти модели различаются не только по концептуализации, но также и по предложенным методикам измерения ЭИ. Согласно концепции П. Сэловей и Дж. Мэйера, ЭИ интерпретируется как одна из умственных способностей. Авторы определяют ЭИ как совокупность эмоциональных способностей, которые можно подразделить на четыре класса или «ветви». В каждой ветви описываются четыре основных способности, различающиеся по своим предпосылкам [3]. В противоположность Мэйеру и Сэловею, осмысливающим ЭИ с точки зрения способностей, сторонники смешанных моделей не сводят ЭИ только к эмоциям или интеллекту. Они заявляют, что термин ЭИ зачастую обозначает различные группы личностных характеристик, которые могут прогнозировать успех на профессиональном поприще и в повседневной жизни. Одна из наиболее известных «смешанных» концепций принадлежит К. Бар-Ону [4, 5]. В противоположность Дж. Мэйеру и П. Сэловею, утверждающим, что ЭИ основан на способностях, К. Бар-Он определяет ЭИ как «множество непознавательных способностей, умений и навыков, влияющих на возможность индивида успешно справиться с требованиями и нагрузками среды» [4, с. 14]. Таким образом, если модели первого типа трактуют ЭИ как конструкт, относящийся к способностям, модели второго типа позволяют включать во всеобъемлющее понятие ЭИ гораздо более широкие сочетания особенностей личности. Несмотря на оппозиционность авторов названных концепций, нельзя утверждать, что эти два подхода являются взаимоисключающими. Скорее они могут дополнять друг друга при исследовании эмоциональной сферы личности. Примером такого подхода можно рассматривать методику Холла, разработанную для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений [6, с. 57-59].

Интеграция проанализированных подходов легла в основу проведенного нами исследования, цель которого состояла в эмпирической проверке гипотезы о существовании типологического своеобразия ЭИ.

Методы и эмпирическая выборка. Использован опросник ЭИ Н. Холла, который состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал (так называемые «парциальные» составляющие ЭИ): «Эмоциональная осведомленность»; «Управление своими эмоциями»; «Самомотивация» (произвольное управление своими эмоциями); «Эмпатия»; «Распознавание эмоций других людей». Кроме того, методика позволяет установить общий уровень ЭИ, определяемый как сумма показателей по шкалам и названный автором методики «Интегративный ЭИ».

В исследовании приняли участие 324 респондента в возрасте от 20 до 50 лет (женщины 194 чел.; 59,9%; мужчины 130 чел.; 40,1%. По возрастному составу определены три возрастные группы: от 20 до 30 лет; от 31 до 40 лет и от 41 до 50 лет. Все испытуемые имеют высшее или среде профессиональное образование. Это: медицинские работники (врачи, фельдшеры); педагоги вуза; работники службы занятости; руководители служб управления персоналом организаций; практикующие психологи (Таблица 1).

Таблица 1.

___________________________Совокупная выборка эмпирического исследования____________

возраст (лет) всего мужчины женщины

абс % абс % * абс •К %

20-30 120 37,0 48 40,0 72 60,0

31-40 114 35,2 46 40,4 68 59,6

41-50 90 27,8 36 40,0 54 60,0

всего: 324 130 194

Примечание: *- % от возрастной подгруппы

Массив диагностических данных прошел математико-статистическую обработку с применением методов параметрической, непараметрической и многофункциональной статистики (критерии Стьюдента и Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий углового преобразования Фишера) и стандартного пакета статистических программ Statistica, 6.

Результаты и их обсуждение

Проведенный анализ показал наличие шести видов «профилей» ЭИ, различающихся по следующим параметрам выраженности основных содержательных характеристик:

1) перепад показателей (низкие - высокие) по отдельным парциальным компонентам («акцентированный профиль»);

2) равномерные показатели по всем парциальным компонентам ЭИ («сглаженный профиль»);

3) общий уровень интегративного показателя ЭИ (средний, низкий, высокий ЭИ). Сочетание названных параметров дает в результате анализа диагностических данных

шесть профилей (рисунок 1).

По первому параметру установлено наличие трех акцентированных «профилей» ЭИ,

Профиль I («Эмоциональный интеллект «взрослости»»).

Высокие значения по компонентам «Эмоциональная осведомленность» и «Распознавание эмоций других людей» при средненизких показателях по остальным составляющим ЭИ (рис. 1-а). Такое соотношение показателей обусловливает сниженные интегративные значения ЭИ: М=35,4±0,877 (рис. 2). Показатели, соответствующие данному профилю, обнаружили 56 респондентов, т.е. 20,1% испытуемых (Таблица 2). Акцентированность этого вида эмоционального интеллекта характеризуется сочетанием высоко развитых способностей понимать и оценивать собственные чувства и эмоциональные состояния, с одной стороны, и недостаточно развитыми умениями управлять своими эмоциями, с другой. Умение адекватно реагировать на настроения, побуждения и желания других людей, позитивно влиять на их настроение сочетается с невысоко развитым комплексом способностей эмпатии, настраивания на эмоции других людей. Наибольшие затруднения эти люди испытывают в ситуациях, когда надо заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствий, а также когда необходимо волевым усилием войти в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. Данный профиль свойственен преимущественно лицам среднего возраста (от 31 до 40 лет). В сравнении с другими возрастными группами это преобладание подтверждается статистически: в сравнении с группой «от 20 до 30 лет» р<0,001 при ф*=3,04; а в сравнении с группой «от 41 до 50 лет» р<0,000 при ф*=4,57. Количество респондентов по полу соответствует показателю в целом по выборке: мужчин 40,0 (26 чел.); женщин 60,0% (39 чел.).

Таблица 2.

Среднегрупповые парциальные и интегративные показатели эмоционального интеллекта в ________________________выявленных «профилях» (М±ш)______________________________________

шкалы ЭИ П рофили (к-во обладателей / % от общего состава выборки)

I ^=65чел. /20,1%) II ^=49чел. /15,1%) III ^=67чел. /20,7%) IV (п=26чсл. /8,0%) 5 С® ч% 6 ^ VI (n=78чел. 24,1%)

Эмоциональная осведомленность 16,1±,132 9,0±,220 4,7±,204 15,3±,270 -1,0±,209 11,2±,149

Управление своими эмоциями -1,2±,633 16,2±,169 -9,4±,493 14,7±,269 -4,2±,417 10,8±,173

Самомотивация -0,8±,577 14,7±,136 3,2±,238 13,8±,217 -0,8±,208 10,1±,179

Эмпатия 5,8±,220 -0,6±,214 16,0±,147 14,2±,217 5,4±,154 9,8±,181

Распознавание эмоций других людей 15,3±,149 -1,0±,234 14,7±,133 16,2±,192 2,8±,291 9,3±,158

Интегративный ЭИ 35,4±,877 38,3±,476 29,2±,536 74,2±,468 2,3±,638 51,2±,447

Профиль II («Эмоциональный интеллект «мужского» типа»).

Высокие значения по компонентам «Управление своими эмоциями» и «Самомотивация» при преимущественно средних показателях по остальным составляющим ЭИ (рис. 1-б). Этот вид «профиля» характеризует эмоциональный интеллект его обладателей сочетанием высоко развитых способностей ситуативного и целенаправленного управления своими эмоциями и невысоким уровнем способностей, позволяющих понимать собственные эмоциональные состояния, распознавать состояния других людей, сопереживать им. Наиболее свойственен этот вид профиля представителям мужского пола. Эта особенность позволила дать условное обозначение профиля II: «ЭИ «мужского» типа». Отметим также, что 77,6% обладателей данного профиля ЭИ - лица в возрасте от 20 до 40 лет, т.е. становление способности управления своими эмоциями и «самомотивации» (волевой мобилизации/нейтрализации определенных эмоций и чувств) являются, очевидно, характерной особенностью данного этапа персоногенеза.

Выраженная «акцентированность» профиля обусловливает средний интегративный уровень эмоционального интеллекта: среднегрупповой показатель составил 38,3±0,476, т.е. находится на диагностической границе низкого и среднего уровней (рис. 2).

Профиль III («Эмоциональный интеллект «женского», «молодежного» типа»).

Высокие показатели по компонентам «Эмпатия» и «Распознавание эмоций других людей» и преимущественно средние значения по остальным составляющим ЭИ (рис. 1-в). Эмоциональный интеллект этого вида характеризуется выраженной способностью эмпатии, что вызывает у других желание находить в лице этого человека эмоциональную поддержку и успокаивающее воздействие. Однако сниженные показатели по другим компонентам ЭИ обусловливают в целом его средние интегративные значения. Отмечается особая распространенность данного типа ЭИ в среде женщин: 74,6% от общего числа наблюдений в этой группе. Кроме того, по данным, приведенным в таблице 2, видно, что более половины обладателей данного профиля ЭИ - лица молодого возраста (от 20 до 30 лет: 50,8%). Совокупность этих двух особенностей дает основание условно обозначить данный профиль как «ЭИ «женского», «молодежного» типа».

Следующие три профиля имеют преимущественно «сглаженный» вид, но на разных уровнях развития парциальных составляющих, что обусловливает три вида выраженности интегративного ЭИ: высокий, средний и низкий (рис. 2).

Профиль IV («Высокий эмоциональный интеллект»).

Высокие показатели парциальных составляющих и высокий уровень интегративного ЭИ (рис. 1-г; 2). Эмоциональный интеллект этих людей характеризуется высокой эмоциональной осведомленностью, развитыми способностями целенаправленно управлять своими эмоциями, понимать эмоциональные состояния других людей и воздействовать на них. Этот профиль свойственен преимущественно лицам от 20 до 40 лет.

Профиль IV имеет наименьшую представленность в общем массиве диагностических данных: он выявлен в 8,0% наблюдений (26 чел.), что требует особой интерпретации: это сочетание развитых способностей понимать собственные эмоции и переживаемые чувства, эмоции и чувства других людей и умений управлять ими не является широко распространенным популяционным качеством. Обладатели профиля IV вида -преимущественно респонденты возрастного диапазона от 20 до 40 лет (80,8%), имеющие высокие показатели по всем парциальным составляющим и интегративному ЭИ (рис. 1-г). В диагностических данных по этой группе испытуемых интегративный ЭИ составил 74,2±0,468, т.е. находится в диапазоне высоких значений (рис. 2).

Профиль V («Низкий эмоциональный интеллект»).

Профиль отмечен в 12,0% наблюдений (39 чел.) - таблица 2. Эмоциональный интеллект этого вида характеризуется слабо развитыми способностями понимания и регулирования не только собственного эмоционального состояния, собственных чувств, но и

чувств, настроения, переживаний других (рис. 1-д). Как и профиль IV, этот профиль наиболее выражен в возрастной среде от 20 до 40 лет.

Парциальные компоненты ЭИ данного профиля находятся в зоне низких значений, что и обусловливает в целом самый низкий из всех полученных среднегрупповых показателей уровень интегративного ЭИ: 2,3±0,638 (рис.2). Учитывая также высокую представленность возрастной группы от 20 до 40 лет в типологическом профиле IV, можно предположить, что это период наиболее активного становления способностей, обусловливающих эмоциональный интеллект, причем у разных людей этот процесс происходит с разной степенью успешности.

Профиль VI («Средний эмоциональный интеллект»).

Средний уровень развития всех компонентов ЭИ, обусловливающий и средние показатели интегративного эмоционального интеллекта (рис. 1-е). Данный тип профиля ЭИ выявлен у 78 респондентов, что составляет 24,1% от совокупной выборки. Наиболее представлена в этом типе возрастная группа от 41 до 50 лет: его обнаружили 48 испытуемых этой подвыборки (53,3%), что в целом составило 61,5% от общего количества испытуемых, включенных в данный психологический тип.

Преобладание данного вида ЭИ у лиц старшего возраста подтверждается статистически. В сравнении с представленностью возрастной группы 20 - 30- летних р<

0,001 (ф*=3,09); а в сравнении с группой 3 - 40-летних при ф*=2,99 р<0,001.

Рисунок 2. Показатели интегративного эмоционального интеллекта в выделенных профилях.

Выводы:

1. Результаты проведенного анализа дают основание для подтверждения гипотезы, состоявшей в предположении о существовании типологического своеобразия ЭИ.

2. Выделенные в процессе анализа виды «профилей» эмоционального интеллекта, их представленность по демографическим показателям испытуемых обусловливает необходимость постановки ряда вопросов для развития исследований в обозначенном направлении. Так, требуют проверки направленность и виды взаимосвязей выделенных видов ЭИ и психологических ресурсов преодолевающего поведения, социальной адаптации личности.

3. Поскольку эмоциональный интеллект рассматривается как приобретенная интегративная способность личности, важно увидеть, как эта развивающаяся способность взаимосвязана с познавательными способностями и, в частности, с эмоциональной креативностью. Поиск ответов на эти вопросы мы рассматриваем в качестве задач дальнейших исследований.

4. Предлагаемый подход может явиться эмпирическим основанием для подтверждения

существования типологии ЭИ, что, в свою очередь, дополнит арсенал практических средств в процессе психологического сопровождения социальной адаптации личности.

Примечания:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

2. Emotional intelligence: an international handbook / eds. by R. Schulze, R.D. Roberts. Cambridge: Gottingen: Hogrefe & Huber Publisher, 2005.

3. Goleman D. Working with Emotional Intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1998.

4. Bar-On, R. Baron Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical manual. Toronto: Multy-Health Systems, 1997.

5. Emotional expression and implications for occupational stress / R. Bar-On, J.M. Broun, B.D. Kirkcadly, E.P. Thome // An application of the Emotional Quotient inventory (EQ-i). Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 28. P. 1107-1118.

6. Фетискин Н.П. Козлова В.В. Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.