Научная статья на тему 'Личностно-психологические предпосылки специальных способностей педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида'

Личностно-психологические предпосылки специальных способностей педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОЦЕСС ЖИЗНИ / РЕЗУЛЬТАТ ЖИЗНИ / ИНВАРИАНТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PRESCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL ABILITIES / EMOTIONAL ABILITIES / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SENSE-LIFE ORIENTATIONS / LIFE PROCESS / RESULT OF LIFE / THE INVARIANT ABILITIES / SPECIFIC ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цику Зара Ибрагимовна

В статье проводится анализ эмпирических данных, направленный на проверку гипотезы об обусловленности специальных педагогических способностей субъекта коррекционно-развивающей педагогической деятельности его мотивационно-ценностной сферой. Показано, что развитие специальных способностей педагога дошкольного образования является не прямолинейным процессом. Оно находится под влиянием смысложизненных ориентаций, в частности, ценности процесса жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворенности результативностью жизни. Установлены инвариантные и специфические эмоциональные способности педагогов общего и коррекционного дошкольного образования; показана их детерминационная связь с ценностной сферой личности. Выделены «траектории» психологического воздействия, направленного на развитие эмоциональных способностей педагога, включенного в дошкольное образование комбинированного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цику Зара Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides the analysis of the empirical data directed to check of a hypothesis about conditionality of special pedagogical abilities of the subject of correctional-developing pedagogical activity by his motivational-value sphere. It is shown that development of special abilities of the teacher of preschool education is not rectilinear process. It is under the influence of sense-life orientations, in particular values of life and professional work, as well as satisfaction of life productivity. The author reveals invariant and specific emotional abilities of teachers of the general and correctional preschool education and shows their detemenistic link with value sphere of the person. Trajectories of the psychological influence directed to developments of emotional abilities of the teacher, included in the preschool education of the combined kind, are distinguished.

Текст научной работы на тему «Личностно-психологические предпосылки специальных способностей педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида»

УДК 37.015.3 ББК 88.40 Ц 59

З.И. Цику

Аспирантка кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: Zara-65@mail. ru

ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проводится анализ эмпирических данных, направленный на проверку гипотезы об обусловленности специальных педагогических способностей субъекта коррекционноразвивающей педагогической деятельности его мотивационно-ценностной сферой. Показано, что развитие специальных способностей педагога дошкольного образования является не прямолинейным процессом. Оно находится под влиянием смысложизненных ориентаций, в частности, ценности процесса жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворенности результативностью жизни. Установлены инвариантные и специфические эмоциональные способности педагогов общего и коррекционного дошкольного образования; показана их детерминационная связь с ценностной сферой личности. Выделены «траектории» психологического воздействия, направленного на развитие эмоциональных способностей педагога, включенного в дошкольное образование комбинированного вида.

Ключевые слова: дошкольное образование, педагогические способности, эмоциональные способности, эмоциональный интеллект, смысложизненные ориентации, процесс жизни, результат жизни, инвариантные способности, специфические способности.

Z.I. Tsiku

Post-graduate student of Psychology Department, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: Zara-65@mail.ru

THE PERSONAL-PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS OF SPECIAL ABILITIES AT THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE

COMBINED KIND

Abstract. The paper provides the analysis of the empirical data directed to check of a hypothesis about conditionality of special pedagogical abilities of the subject of correctional-developing pedagogical activity by his motivational-value sphere. It is shown that development of special abilities of the teacher of preschool education is not rectilinear process. It is under the influence of sense-life orientations, in particular values of life and professional work, as well as satisfaction of life productivity. The author reveals invariant and specific emotional abilities of teachers of the general and correctional preschool education and shows their detemenistic link with value sphere of the person. “Trajectories” of the psychological influence directed to developments of emotional abilities of the teacher, included in the preschool education of the combined kind, are distinguished.

Keywords: preschool education, pedagogical abilities, emotional abilities, emotional intelligence, sense-life orientations, life process, result of life, the invariant abilities, specific abilities.

В профессиогенезе личности процесс развития специальных способностей, обусловливающих ее профессиональную успешность и самореализацию, занимает особое место. По определению В.Д. Шадрикова, способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [1, с. 16]. В труде педагога специальные способности играют

центральную роль, обеспечивающую успешность профессиональной деятельности. В психолого-педагогической литературе имеется систематизация педагогических способностей. Считается, что они включают в себя дидактические, организаторские, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, академические, личностные (выдержка, настойчивость, терпение и т.д.), прогностические способности; педагогическое воображение, способность эмоционально-волевого влияния на ученика и др. [2, с. 741]. Столь выраженное разнообразие в понимании состава педагогических способностей требует более дифференцированного анализа их психологических предикторов, что и встречаем в отдельных исследованиях (А.К. Маркова, 1995; Л.М. Митина, 1995; В.Е. Курочкина, 2007 и др.). Вместе с тем следует признать, что остается недостаточно исследованной сфера педагогического труда, объектом которого выступает ребенок с проблемами в развитии. В коррекционной педагогике занят немалый круг специалистов: педагоги, педагоги-

дефектологи, психологи, медицинские работники. Как можно определить сущность специальных педагогических способностей педагога этой сферы деятельности? В чем состоит совокупность психологических условий и факторов профессиональной успешности специалиста? Эти вопросы являются содержательным выражением проблемы, обозначенной нами в качестве предмета исследования.

Мы определяем специальные педагогические способности педагога коррекционного образовательного учреждения как специфические профессиональные качества, являющиеся психологическим условием успешности реализации коррекционно-развивающей педагогической деятельности. Специальные педагогические способности являются системным психологическим явлением по ряду признаков. С одной стороны, эти способности входят в систему базовых профессиональных способностей педагога, которые выступают их основой. С другой стороны, что особенно важно отметить, они персонифицируются как индивидуальные способности педагога, являясь одновременно способностями организационного уровня, т.е. способностями группового субъекта коррекционной педагогической деятельности, обеспечивая успешность функционирования образовательного учреждения комбинированного вида.

Исходя из сформулированного концепта, мы предположили: специальные

педагогические способности субъекта коррекционно-развивающей педагогической деятельности обусловливаются совокупностью личностных свойств, в частности, его мотивационно-ценностной сферой. Выявление этих взаимосвязей может служить обоснованием возможности развития совокупности специальных педагогических способностей и их отдельных составляющих путем психологического воздействия на внутренние (личностные) источники активности.

Для эмпирической проверки гипотезы были определены цель, объект, предмет исследования. Цель состояла в выявлении личностно-психологических предпосылок развития специальных способностей педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Объект исследования: специальные способности педагога

дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Предметом исследования выделены мотивационно-ценностная сфера педагога и эмоциональный интеллект как совокупность способностей эмоционально-волевого влияния на ребенка с проблемами в развитии.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе двух муниципальных дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида г. Краснодара, включающих в свою структуру группы для детей с расстройствами аутестического спектра и детей-инвалидов по слуху.

Эмпирическую выборку составили педагоги общего дошкольного образования (26 чел.) педагоги-дефектологи и психологи, включенные в коррекционно-развивающий педагогический процесс, всего 31 человек. Совокупная выборка исследования составила 57 испытуемых, из них 19 чел. имеют стаж педагогической деятельности до 10 лет (М=4,5 лет), а 38 человек - свыше 10 лет (М=19,3 лет). Исследование основано на анализе

психодиагностических данных, полученных в группе испытуемых по двум методикам. Эмоциональные способности исследовались с применением Опросника диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла [3]. В основе метода лежит концепция эмоционального интеллекта (ЭИ), определяемого в рамках так называемой «смешанной модели ЭИ» (К. БарОн) как совокупность «непознавательных способностей, умений и навыков, влияющих на возможность индивида успешно справиться с требованиями и нагрузками среды» [4, с. 190;

5, с. 14]. Выделены три уровня выраженности диагностируемых эмоциональных способностей и интегративного ЭИ. Низкий уровень парциальных компонентов ЭИ отражен оценками менее 7 баллов (для интегративного ЭИ - до 39 баллов); средний уровень - оценки в диапазоне от 8 до 13 (40-69) баллов; высокий уровень - оценки свыше 14 (70) баллов [3, с. 59].

Ценностно-смысловая сфера педагогов исследована с применением Опросника смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Леонтьева [6]. Наиболее соответствуют предмету нашего исследования ценностные ориентации, отраженные шкалами: «Процесс жизни» и «Результат жизни». Содержание ценности процесса жизни, её эмоциональной насыщенности определяется степенью восприятия человеком процесса жизни как интересного, наполненного смыслом. Шкала «Результативность жизни» отражает степень удовлетворенности самореализацией, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть [6, с. 14-15]. Максимальные диагностические результаты: по шкале «Процесс жизни» - 42 балла (стандартизированный на женской выборке показатель: 28,8 балла); по шкале «Результат жизни» - 35 баллов (стандартизированный: 23,3 балла).

Результаты и их интерпретация.

Установлено, что эмоциональный интеллект педагогов дошкольного образования имеет средний уровень (М=43,35±0,73). Способности, определяющие интегративный показатель ЭИ, не имеют однородной выраженности. Наиболее развиты две группы эмоциональных способностей: понимание эмоциональных состояний и умение их

распознавать у других (шкалы «Эмоциональная осведомленность» и «Распознавание эмоций других людей»). Среднегрупповые значения по этим показателям находятся на границе с высоким уровнем: 12,37 и 12,88 баллов соответственно. При этом констатируется низкое развитие способности использовать эмоциональный опыт для саморазвития (шкала «Самомотивация» М=4,33±0,176). На границе низкого и среднего уровней развития находятся эмпатические способности (М=7,26±0,333). Такая конфигурация «профиля» эмоционального интеллекта обусловливает его средний интегративный уровень. Вместе с тем анализ, проведенный дифференцированно по группам общего и коррекционноразвивающего дошкольного образования, обнаружил определенную специфику эмоциональных способностей педагогов этих сфер деятельности. Установлено, что эмоциональные способности воспитателей общего дошкольного образования имеют преимущественно средний уровень развития. Слабо развиты способности управления своими эмоциями и самомотивации (рис. 1). Интегративный показатель ЭИ находится близко к границе средненизкого уровня: М=38,85±0,660.

Для педагогов специализированных групп характерны более высокие показатели по ряду эмоциональных способностей. Интегративный ЭИ этой группы педагогов соответствует среднему диагностическому уровню (М=47,13±0,686). Высоко развиты способности к эмоциональной осведомленности (М=15,06±0,388) и распознаванию эмоций других людей (М=15,42±0,285), однако, так же, как и у их коллег по группам общего образования, слабо развиты способности к самомотивации и эмпатии (М=4,45±0,266 и М=5,55±0,321 соответственно).

Следует отметить, что педагоги коррекционной деятельности со стажем до 10 лет имеют значительно более высокий уровень эмпатии (р<0,05), чем их коллеги со стажем свыше 10 лет, и ровесники, работающие в массовых группах дошкольного учреждения. Дополнительным результатом анализа установлено, что снижению эмоционального

интеллекта по показателю эмпатии подвержены не все педагоги-дефектологи. Менее всего это явление наблюдается в среде логопедов, а более всего - в среде воспитателей специализированных групп.

Результаты диагностики смысложизненных ориентаций показали, что педагоги коррекционных групп воспринимают процесс жизни менее эмоционально позитивным, чем их коллеги из групп общего образования: М=28,5±0,401 и 30,4±0,661 соответственно (при t=2,47 р<0,05). С другой стороны, удовлетворенность самореализацией более выражена у педагогов, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии: шкала «Результат» У1=26,48±0,524 и 23,15±0,463 соответственно (при 1=4,76 р<0,01).________________________

Рисунок 1. «Профиль» эмоциональных способностей педагогов дошкольного образования.

Примечание: «*» - показатель достоверно выше (р<0,05).

Корреляционный анализ показал ряд достоверных связей между исследуемыми эмоциональными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями педагогов (табл. 1). В первую очередь обращает на себя внимание наличие высоко достоверных положительных связей эмоционального интеллекта с процессом и результативностью жизни как смыслообразующими ценностями педагогов. Способность к самомотивации, не имеющая высокого развития в обследованной группе испытуемых, положительно коррелирует с ценностью эмоциональной насыщенности процесса жизни. Данная связь позволяет рассматривать смысложизненную ориентацию на ценность процесса жизни, наполнение его значимыми позитивными эмоциональными событиями как ресурс формирования способности использовать эмоциональный опыт для саморазвития, самомотивации педагога.

Анализ дифференцированно по подгруппам респондентов показывает, что имеют место специфические корреляционные взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и смысложизненными ориентациями (см. табл. 1).

У педагогов общего дошкольного образования эмоционально позитивное восприятие процесса жизни положительно взаимосвязано со способностью управления своими эмоциями, которая, как было отмечено выше, имеет слабое развитие в общегрупповых показателях. Можно полагать, что эмоциональная насыщенность жизни, в том числе -профессиональной деятельности, обусловливает необходимость развития способности

регулировать собственные эмоции и эмоциональные состояния. Аналогично выглядит корреляция данной эмоциональной способности с удовлетворенностью педагогов самореализацией (шкала «Результат жизни»).

В группе педагогов коррекционно-развивающей деятельности отмечаются высоко достоверные корреляционные связи между шкалами: «Процесс жизни» в системе

смысложизненных ориентаций и способностями к рефлексии эмоционального опыта («Эмоциональная осведомленность») в структуре эмоционального интеллекта (г=0,428; р<0,05) и к самомотивации (г=0,502; р<0,01), причем развитие самомотивации тесно связано и со шкалой «Результат жизни» (г=0,457; р<0,01). Аналогично можно интерпретировать установленную тесную положительную связь между способностью сочувствовать, сопереживать («Эмпатия») и удовлетворенностью самореализацией (г=0,452; р<0,05). Вместе с тем очевидно, что ценность результата жизненных успехов, самореализации положительно связана с высоко развитой способностью распознавать эмоции других людей (г=0,813; р<0,01).

Таблица 1. Корреляционная матрица взаимосвязей смысложизненных ____________ценностей и эмоциональных способностей педагогов ДОУ

Эмоциональные способности Педагоги общего ДО Педагоги коррекционноразвивающего ДО

Шкалы СЖО Шкалы СЖО

«Процесс» «Результат» «Процесс» «Результат»

Эмоциональная осведомленность 0,296 0,005 0,428* 0,127

Управление своими эмоциями 0,462* 0,372* 0,023 0,263

Самомотивация 0,428* 0,318 0,502** 0,457**

Эмпатия -0,238 -0,159 0,161 0,452*

Распознавание эмоций других людей 0,108 0,164 0,097 0,458**

Интегративный эмоциональный интеллект 0,510** 0,365* 0,566** 0,813**

Примечание: «*» - р<0,05; «**» - р<0,01.

Таким образом, на данном этапе анализа эмпирических данных можно говорить о наличии общих (инвариантных) и специфических эмоциональных способностей педагога дошкольного образования, имеющих разные уровни выраженности: от среднего до высокого. В профессиональной деятельности педагоги дошкольного образования преимущественно опираются на развитые способности к эмоциональной осведомленности и распознаванию эмоций других людей. Инварианты в виде способностей к самомотивации и управлению своими эмоциями имеют преимущественно низкое развитие, причем самомотивация тесно взаимосвязана с ценностями процесса жизни, её эмоциональной насыщенностью.

Специфические способности педагога общего дошкольного образования структурируются средним уровнем развития эмоциональной осведомленности, эмпатии и распознавания эмоций других людей.

Для педагогов коррекционно-развивающей деятельности специфическими являются высоко развитые способности рефлексии эмоционального опыта и формирования эмоциональной осведомленности, а также распознавания эмоционального состояния другого человека, причем первая из них тесно связана с ценностью процесса жизни, а вторая - с эмоциональной насыщенностью и результативностью жизни.

Следующим шагом в проверке выдвинутой гипотезы явился поиск детерминационной связи смысложизненных ориентаций и эмоциональных способностей педагогов. Факторный анализ, проведенный по массиву диагностических данных, показал следующее. Инвариантной характеристикой детерминационных связей смысложизненных ориентаций педагогов и эмоциональных способностей является высоко достоверная зависимость интегративного эмоционального интеллекта от личностной значимости процесса эмоциональной насыщенности жизни (табл. 2).

У педагогов общего дошкольного образования ценность эмоциональной насыщенности жизни обусловливает способность к самомотивации, что можно

рассматривать как специфическую личностную детерминанту развития профессионализма педагога (табл. 2).

Таблица 2. - Результаты факторного анализа взаимосвязей смысложизненных

ірит*.!¥¥¥¥¥¥ ¥¥ 1№4П1ШПиа Т11.иі.І¥ Р¥¥ПРаЛиПРТРН ПРТТаГАГАО 1П¥¥¥¥-*А Т¥_ ¥¥ГкГГк 4кГк¥Ъ *.11Гк¥> *1 ¥¥¥¥«¥*

Эмоциональные способности Педагоги общего ДО Педагоги коррекционноразвивающего ДО

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 1 Фактор 2

F р< F Р< F р< F р<

Эмоциональная осведомленность 1,73 ,20 0,12 ,88 6,14 ,006 0,46 ,64

Управление своими эмоциями 3,75 ,039 1,88 ,17 0,33 ,71 1,58 ,22

Самомотивация 4,55 ,022 2,48 ,111 2,49 ,10 5,91 ,007

Эмпатия 2,19 ,134 0,19 ,83 0,42 ,66 5,75 ,008

Распознавание эмоций других людей 0,45 ,642 0,34 ,71 0,25 ,78 6,93 ,004

Интегративный эмоциональный интеллект 3,93 0,034 2,11 0,14 6,77 0,004 33,4 ,000

Примечание: фактор 1 - «Процесс жизни»; фактор 2 - «Результат жизни».

Значительно больше факторных связей установлено в группе педагогов коррекционноразвивающего образования. Ориентация на процесс жизни, её эмоциональной насыщенности выступает фактором развития способностей управления собственными эмоциями. Целеустремленность на самореализацию (фактор «Результат жизни») детерминирует комплекс эмоциональных способностей педагога (самомотивацию, эмпатию, распознавание эмоциональных состояний других людей), что в целом отражается и в высокой степени зависимости интегрального личностного свойства - совокупной эмоциональной способности в виде эмоционального интеллекта.

Проведенный анализ позволяет говорить о типологически выраженных (инвариантных) эмоциональных способностях педагогов дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, имеющих различные уровни выраженности. Развитыми являются способности эмоциональной осведомленности и распознавания эмоций других людей. Требуют развития, т.е. находятся в диапазоне средних и низких значений способности к самомотивации, управлению собственными эмоциями. Психологическим ресурсом развития способностей к самомотивации являются личностные ценности процесса жизни, ее эмоциональной насыщенности.

Специфически выражены в среде педагогов общего дошкольного образования способности к эмоциональной осведомленности, эмпатии, имеющие преимущественно средний уровень. Личностным ресурсом развития слабо выраженной способности управлять собственными эмоциями является опора на смысложизненную ценность процесса и результативности жизни.

Для педагогов коррекционно-развивающей деятельности специфически выражены: высокий уровень интегративного эмоционального интеллекта, эмоциональной осведомленности и распознавания эмоций других людей, которые сочетаются со слабым потенциалом способностей эмпатии. Способствовать развитию эмпатических способностей, самомотивации можно, опираясь на ресурс личностной ценности результативности жизни, удовлетворенности достигнутыми успехами на пройденном отрезке жизненного пути.

Выводы. Предположение об обусловленности специальных педагогических способностей субъекта коррекционно-развивающей педагогической деятельности его мотивационно-ценностной сферой нашло эмпирическое подтверждение.

Проведенный анализ показал, что развитие специальных способностей педагога дошкольного образования является не прямолинейным процессом. Оно находится под влиянием смысложизненных ориентаций, в частности, восприятием ценности процесса жизни и профессиональной деятельности, а также внутренним оцениванием результативности жизни.

Можно выделить некоторые «траектории» психологического воздействия, направленного на развития эмоциональных способностей педагога, включенного в дошкольное образование комбинированного вида. Это воздействие на повышение смыслообразующей роли процесса жизни и ее результативности для развития интегративного эмоционального интеллекта как совокупности «непознавательных способностей, умений и навыков, влияющих на возможность успешно справиться с требованиями и нагрузками среды», а также процесса жизни для развития способности к самомотивации педагога.

Для педагогов общего дошкольного образования повышение ценности процесса жизни активизирует способность использовать эмоциональный опыт, полученный в том числе и в процессе профессиональной деятельности, для саморазвития, достижения более высоких уровней профессионализма, а также опора на ценность удовлетворенности жизнью для развития эмпатических профессиональных способностей.

Разработку методов развития специальных педагогических способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида мы рассматриваем в качестве одной из задач дальнейшей экспериментальной работы.

Примечания:

1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

2. Психолого-педагогический словарь. М., 2006.

3. Фетискин Н.П., Козлова В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

4. Ерохина Е.В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2010. № 1 (44). С. 188-198.

5. Bar-On R. Baron Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical manual. Toronto, Canada: Multy-Health Systems, 1997.

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.

References:

1. Shadrikov V.D. Activity and abilities. М: Publishing Corporation "Logos", 1994.

2. The Psychoeducatioal dictionary. М, 2006.

3. Fetiskin N.P., Kozlova V.V, Manujlov G.M. Socio-psychological diagnostics of the personality and small groups development. М: Publishing House of Institute of Psychotherapy, 2002.

4. Erokhina E.V. The interrelation of components of emotional intellect and professional deadaptation of a personality // The Bulletin of the Adyghe State University. 2010, №1 (44). P. 188-198.

5. Bar-On R. Baron Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical manual. Toronto, Canada: Multy-Health Systems, 1997.

6. Leontjev D.A. The life meaning orientations test (LMO). М:"Smysl", 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.