Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бадминтон / студенты / физическая культура / адаптация / психологические аспекты / badminton / students / physical culture / adaptation / psychological aspects

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турманидзе Антон Валерьевич, Турманидзе Валерий Григорьевич, Сиверкина Татьяна Евгеньевна

Обоснована эффективность обучения оперативному мышлению в сложных физиологических условиях с помощью игры в бадминтон на занятиях по физической культуре. Исследованы психофизиологические показатели студентов 1–3-го курсов очной формы обучения. Доказано, что внедрение элементов игры в бадминтон способствовали привлечению студентов к занятиям физической культурой и оздоровлению молодежи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турманидзе Антон Валерьевич, Турманидзе Валерий Григорьевич, Сиверкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BADMINTON CLASSES ON THE LEVEL OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF MANAGEMENT

The effectiveness of teaching operational thinking in difficult physiological conditions by playing badminton in physical education classes is substantiated. The psychophysio-logical indicators of students of 1-3 courses of full-time education involved. It is proved that the introduction of elements of the game of badminton contributed to the involvement of students in physical education and the improvement of youth in general.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 796.344 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-46-51

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ НА УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ

А.В. Турманидзе, В.Г. Турманидзе, Т.Е. Сиверкина

Обоснована эффективность обучения оперативному мышлению в сложных физиологических условиях с помощью игры в бадминтон на занятиях по физической культуре. Исследованы психофизиологические показатели студентов 1-3-го курсов очной формы обучения. Доказано, что внедрение элементов игры в бадминтон способствовали привлечению студентов к занятиям физической культурой и оздоровлению молодежи в целом.

Ключевые слова: бадминтон, студенты, физическая культура, адаптация, психологические аспекты.

INFLUENCE OF BADMINTON CLASSES ON THE LEVEL OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF MANAGEMENT

Turmanidze A.V., candidate of biological sciences, associate professor, av turmanidze @guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management,

Turmanidze V.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, turmanidze-va-ler@yandex.ru, Russia, Moscow, General educational private institution "School of cooperation",

Siverkina T.E., candidate of pedagogical sciences, associate professor, te siverkina@, guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management

The effectiveness of teaching operational thinking in difficult physiological conditions by playing badminton in physical education classes is substantiated. The psychophysiological indicators of students of 1-3 courses of full-time education involved. It is proved that the introduction of elements of the game of badminton contributed to the involvement of students in physical education and the improvement of youth in general.

Key words: badminton, students, physical culture, adaptation, psychological aspects.

Турманидзе Антон Валерьевич, канд. биол. наук, доц., av turmanidze@guu.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,

Турманидзе Валерий Григорьевич, канд. пед. наук, доц., turmanidze-valer@yandex.ru, Россия, Москва, Общеобразовательное частное учреждение «Школа сотрудничества»,

Сиверкина Татьяна Евгеньевна, канд. пед. наук, доц., te siverkina@guu.ru, Россия, Москва Государственный университет управления

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важнейших общетеоретических проблем, исследуемых на различных уровнях, и до настоящего времени остается традиционным предметом дискуссий [3, 6, 7]. Высокий уровень психоэмоционального и интеллектуального напряжения, организация учебного процесса, повышение требований к объему и качеству знаний, нарушение двигательного режима отрицательно влияют на функциональные возможности организма студентов [4, 8].

На сегодняшний день бадминтон

- один из наиболее увлекательных и доступных видов спорта. Вместе с этим хотелось бы отметить, что игра в во -лан относится к одному из сложных техничных видов спорта. Бадминтон -

это захватывающая игра, где игрок должен обладать целом набором ком -петенций, для успешной реализации спортивной борьбы, это и мастерство, высокий уровень физической, технической, тактической подготовленно-сти, проявление всех возможностей человека, борьба нервов, тысячи «взрывов» и расслаблений [5].

Для студенческой молодежи роль занятий бадминтоном велика, поскольку игра активизирует обменные процессы в организме, повышает общий тонус, хорошо снимает напряжение [9].

Стремительность и точность движений, высокая их координация, непредсказуемость ситуации и зрелищность - отличительные черты современного бадминтона. В процессе тренировки бадминтонист решает одновременно много задач, связанных с овладением и совершенствованием техники, развитием двигательных качеств повышением функцио -нальных возможностей организма, укреплением здоровья, а также совершенствованием его морально-волевой подготовки, что может являться необходимыми компетенциями для студентов университета управления в современном сверхдинамичном мире [1].

Таким образом, вопросы изучения психофизиологических особенностей и резервных возможностей организма студентов к условиям обучения в вузе актуальны и требуют проведения дальнейших исследований.

Цель исследования - обосновать эффективность обучения оперативному мышлению в сложных физиологических условиях с помощью игры в бадминтон на уроках физической культурой.

Задачи исследования:

- исследовать психофизиологические показатели студентов первый трех курсов очной формы обучения, занимающихся бадминтоном;

- повысить психофизиологические показатели студентов вуза средствами бадминтона на занятиях по физической культуре.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-3-го курсов очной формы обучения Государственного университета управления (г. Москва, кафедра физической культуры), занимающихся бадминтоном на академических парах по дисциплине «Физическая культура» в количестве 22 чел. (8 юношей и 14 девушек), в возрасте 18,2±1,4 года. Исследование проходило в период с сентября 2021 г. по апрель 2022 г.

На первом этапе эксперимента были получены данные, опреде-ляющие исходный уровень обследуемой группы. Определили тренированность различных функций организма занимающихся отвечающих за цело -стное соматическое развитие организма.

Второй этап эксперимента был посвящен начальному обучению техники нанесения различных ударов и передвижению по корту действиям в бадминтоне. Занятия проводились два-три раза в неделю по 60 минут, формы проведения занятий - индивидуальная и парная. В подготовительной части занятия применялись общеразвивающие упражнения, упражне -

ния с элементами дыхательной гимнастики, а также специальные упражнения с воланами, как ведущей рукой (75 % от времени выполнения задания), так и неведущей (25 %).

Третий этап включал обучение правилам игры и тактическим действиям на площадке.

На четвертом этапе были проведены контрольные соревнования в рамках внутренней спартакиады вуза.

Пятый этап - финальное тестирование исследуемых показателей и дальнейший анализ полученных данных.

Интересующие психофизиологические показатели были исследованы и обработаны на программно-аппаратном комплексе «Био-мышь -профессиональная»: тест Кеттела 16-ФЛО (Форма А), опросник EPI Айзенка, методика «САН», методика «оценки внимания», шкала личностной и ситуативной тревожности, показатели вариабельности сердечного ритма, артериальное давления, частота сердечных сокращений [2].

Статистический анализ результатов исследования осуществлен с помощью программы IBM SPSS Statistics 25 и нормативных таблиц оценки показателей вариабельности сердечного ритма (ВРС), разработанных Р.М. Баевским с соавторами.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования студенты выполняли комплексное тестирование на аппаратном - комплексе «Био-мышь», где зафиксировали фоновые психофизиологические показатели в течение 45-60 мин. Исследуемая группа, отвечала на психо -логические тесты, выполняла задания на простую и сложную моторную реакцию с непрерывной записью вариабельности сердечного ритма. Полученные данные интерпретировались, как недостаточный уровень к нормальным значениям для данного возраста. Из сведений, предоставленных студентами в анкете, установлено, что 70 % респондентов либо не занимались в спортивных секциях, либо тренировались в совокупности не более двух лет до поступления в университет. Этот факт, по нашему мнению, обусловлен недостаточной тренированностью различных функций организма, отвечающих за целостное развитие внутренней психосоматической среды индивидуума. Так, показатель индекса вегетативного напряжения (ИВР), характеризующий связь активности симпатических (LF, мс2) и парасимпатических (HF, мс2) каналов восприятия находился на уровне 87,35±25,79 у.е. и соответствовал норме. Однако анализ вегетативной реактивности при выполнение тестов на простую, сложную моторную реакцию выявил у 62,4±15,6 % студентов преобладание центральных эрго-тропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма (VLF, мс2). Повышение данного показателя является вегетативным маркером тревоги, его можно наблюдать при физической нагрузке, стрессе и в редких случаях при расширенном медицинском обследовании органической патологии сердца. Для исследования составляющих каналов вегета-

тивной нервной системы спектра ВРС, выявляющих ведущие показатели механизмов регуляции, использовали методику А.М. Вейна. Получили следующие стартовые показатели: VLF(42 %)>LF(34 %)>HF(24 %), значения которых показывают наличие напряженного вегетативного баланса. Данный факт подтверждает дублирующий показатель - индекс напряжения (ИН), находящийся на уровне 225,6±21,3 усл. ед. с интерпретацией -умеренная симпатикотония (рисунок).

НЭ

КЭ

О 20 400 60 80 100

□ УЬР, % 1ИЬР, % ПИР, %

Изменение работы механизмов вегетативной нервной системы студентов в начале (НЭ) и конце (КЭ) эксперимента

Студенты на занятиях по физической культуре обучались технико -тактическим действиям при игре в бадминтон. Главная задача технической подготовки состояла в формировании навыков соревновательных действий, которые позволяют занимающимся с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях. Сложность выполнения большинства технических элементов в бадминтоне объясняется тем, что студентам приходится решать сразу несколько задач: держать в поле зре -ния летящий волан, своевременно и правильно подойти к нему, нанести определенный вид удара ракеткой. Тем самым обучающиеся решали сразу комплекс задач, связанных с усвоением теоретической части, рассказанной и показанной преподавателем, изучением новых локомоций, воспроизве -дением ударов и передвижений по корту. Как и любое новое, вначале занятия бадминтоном вызывали стрессовый ответ, вызванный сложностью для неподготовленных студентов нефизкультурного вуза, однако по мере продвижения обучения у студентов появился интерес и вовлеченность в про -цесс обучения. Успехи в игре нашли отражение в динамике данных функциональной системы обследуемой группы. Так, изменились показатели вегетативной активности и механизма регуляции, не вызывающих напряжение и приближенных к состоянию равновесия систем ВНС УЬР(18 %)>ЬР (39 %)<ИР(43 %), ИН = 51-199 усл. ед. (см. рисунок).

Результаты изучения свойств внимания у студентов выявили, что у 87,5 % обследуемых в начале исследования фиксировался средний объем

внимания, к концу эксперимента удалось достичь высокого и выше среднего уровня переключаемости внимания у 56 % студентов.

При анализе эмоциональной стабильности (шкала нейротизма) состояние нормостении достоверно чаще отмечалось у юношей (46,7 %), чем у девушек (23,2 %). Эмоциональная нестабильность уменьшилась у юношей на 25,9 %, у девушек - на 18,5 % в сравнении с исходным уровнем (p<0,05)

Эффективность применения в учебном процессе бадминтона и упражнений с воланом подтверждается данными тестирования по мето -дике САН, которые свидетельствуют о благоприятных сдвигах, произошедших в организме исследуемой группы, и общем положительном фоне эмоционального состояния студентов. К концу исследования статистически достоверно изменились показатели субъективных ощущений: самочувствие от 6,5±0,28 до 7,7±0,53, настроение от 6,9±0,57 до 7,6±0,53 (р<0,05).

Таким образом, показатели психофизиологических особенностей организма студентов от первого к третьему курсу свидетельствовали о снижении уровня тревожности и нейротизма, оказывая влияние на эффективность процесса адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Повысились показатели самооценки эмоциональных состояний и САН.

Заключение. Полученные данные подтверждают эффективность применения бадминтона на занятиях по физической культуре для улучше -ния показателей нервно-психического здоровья. Результаты исследования позволяют рекомендовать элементы игры в бадминтон на уроках по физи -ческой культуре в вузе для повышения психофизиологических показателей обучающихся.

Список литературы

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 2. С. 70-82.

2. Байгужина О.В. Бадминтон в структуре подготовки студентов по физической культуре: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУГГПУ, 2021. 103 с.

3. Батова Е.А., Маков И.В. Бадминтон как средство повышения уровня физической работоспособности студентов // Наука-2020. 2018. № 6 (22). С. 11-15.

4. Блохина Н.В. Особенности сенсомоторных реакций спортсменов, специализирующихся в бадминтоне // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3 (21). С. 15-17.

5. Исследование психофизиологических параметров у бадминтонистов / Р.Ф. Ахтариева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 21-23.

6. Князева Е.С. Оценка показателей активности регуляторных систем и адаптационного состояния студентов // Научное сообщество студен -тов XXI столетия: сб. статей по материалам XCIV Междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2020. № 11 (93). С. 11-16.

7. Семенова Л.М., Куприянов С.В., Семенова Ю.В. Функциональное состояние организма студентов в период обучения // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 12 (19). С. 183-187.

8. Трещева О.В., Кокшаров А.В. Контроль физических качеств студентов с использованием компьютерной программы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 321-326.

9. Турманидзе А.В., Турманидзе В.Г., Фоменко А.А. Применение специальных упражнений бадминтона на стабилоплатформе в процессе коррекции зрения // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 49.

References

1. Baevskij R.M. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma v kosmicheskoj medicine [Analysis of heart rate variability in space medicine] // Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2002. V. 28. No. 2. P. 70-82.

2. Bajguzhina O.V. Badminton v strukture podgotovki studentov po fizicheskoj kul'ture [Badminton in the structure of training students in physical culture]: textbook.-method. allowance. Chelyabinsk: YuUGGPU Publishing House, 2021. 103 p.

3. Batova E.A., Makov I.V. Badminton kak sredstvo povysheniya urovnya fizicheskoj rabotosposobnosti studentov [Badminton as a means of increasing the level of physical performance of students] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2018. No. 6 (22). P. 11-15.

4. Blohina N.V. Osobennosti sensomotornyh reakcij sportsmenov, specializi-ruyushchihsya v badmintone [Features of sensorimotor reactions of athletes specializing in badminton] // Vestnik sovremennyh issledovanij [Bulletin of modern research]. 2018. No. 6.3 (21). P. 15-17.

5. Issledovanie psihofiziologicheskih parametrov u badmintonistov [Study of psychophysiological parameters in badminton players] / R.F. Ahtarieva [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 3. P. 21-23.

6. Knyazeva E.S. Ocenka pokazatelej aktivnosti regulyatornyh sistem i adaptacion-nogo sostoyaniya studentov [Evaluation of indicators of the activity of regulatory systems and the adaptive state of students] // Scientific community of students of the XXI century: sat. articles based on materials of the XCIV Intern. stud. scientific-practical. conf. Novosibirsk: SibAK Publishing House, 2020. No. 11 (93). P. 11-16.

7. Semenova L.M., Kupriyanov S.V., Semenova Yu.V. Funkcional'noe sostoyanie organizma studentov v period obucheniya [Functional state of the body of students during the period of study] // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the XXI century]. 2017. No. 12 (19). P. 183-187.

8. Treshcheva O.V., Koksharov A.V. Kontrol' fizicheskih kachestv studentov s ispol'zovaniem komp'yuternoj programmy [Control of physical qualities of students using a computer program] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 2 (192). P. 321-326.

9. Turmanidze A.V., Turmanidze V.G., Fomenko A.A. Primenenie special'nyh uprazhnenij badmintona na stabiloplatforme v processe korrekcii zreniya [The use of special badminton exercises on a stabiloplatform in the process of vision correction] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 10. P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.