Научная статья на тему 'АКТИВАЦИЯ ПРОПРИОРЕЦЕПТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

АКТИВАЦИЯ ПРОПРИОРЕЦЕПТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / бадминтон / волан / коррекция зрения / миопия / студенты / students / badminton / shuttlecock / vision correction / myopia / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турманидзе Антон Валерьевич, Меркулова Ирина Викторовна

Проанализированы методики тренировок по бадминтону как средства профилактики и коррекции работы зрительного анализатора. Разработана и доказана эффективность методики тренировки глазных мышц студентов с ослабленным зрением на стабилоплатформе на основе сложнокоординационных упражнений с воланом для бадминтона, что способствует сохранению и улучшению уровня остроты зрения за счет подключения высших уровней регуляции ЦНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турманидзе Антон Валерьевич, Меркулова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF PROPRIOCEPTIVE MECHANISMS, WHICH CONTRIBUTE TO THE CORRECTION AND PROPHYLAXIS OF STUDENTS’ VISION

The methods of training in badminton as a means of preventing and correcting the work of the visual analyzer are analyzed. The effectiveness of a technique for training the eye muscles of students with impaired vision on a stabiloplatform based on complex coordination exercises with a badminton shuttlecock has been developed and proven, which helps to maintain and improve the level of visual acuity by connecting higher levels of CNS regulation.

Текст научной работы на тему «АКТИВАЦИЯ ПРОПРИОРЕЦЕПТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3:617.75 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-23-29

АКТИВАЦИЯ ПРОПРИОРЕЦЕПТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ

ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

А.В. Турманидзе, И.В. Меркулова

Проанализированы методики тренировок по бадминтону как средства профилактики и коррекции работы зрительного анализатора. Разработана и доказана эффективность методики тренировки глазных мышц студентов с ослабленным зрением на стабилоплатформе на основе сложнокоординационных упражнений с воланом для бадминтона, что способствует сохранению и улучшению уровня остроты зрения за счет подключения высших уровней регуляции ЦНС.

Ключевые слова: студенты, бадминтон, волан, коррекция зрения, миопия, студенты.

ACTIVATION OF PROPRIOCEPTIVE MECHANISMS, WHICH CONTRIBUTE TO THE CORRECTION AND PROPHYLAXIS OF STUDENTS' VISION

Turmanidze A.V., candidate of biological sciences, associate professor, anton.turma-nidze@yandex.ru, Russia, Moscow, State University of Management, Merkulova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, irene.merkulova @yandex.ru, Russia, Moscow, State University of Management

The methods of training in badminton as a means of preventing and correcting the work of the visual analyzer are analyzed. The effectiveness of a technique for training the eye muscles of students with impaired vision on a stabiloplatform based on complex coordination exercises with a badminton shuttlecock has been developed and proven, which helps to maintain and improve the level of visual acuity by connecting higher levels of CNS regulation.

Key words: students, badminton, shuttlecock, vision correction, myopia, students.

Турманидзе Антон Валерьевич, канд. биол. наук, доц., anton.turmanidze@yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,

Меркулова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., Irene-merkulova@,yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления

Одной из важнейших задач физического воспитания в вузах является улучшение состояния здоровья студентов, увеличение их двигательной активности в режиме учебы. Среди многообразия средств физического воспитания и как наиболее доступный вид спорта выступает бадминтон. Игра в волан сочетает активность, азарт, одновременно формирование двигательных навыков, развитие физических качеств. Несомненна оздоровительная функция спортивной игры, которую эффективно используют в учебном процессе подростков и студентов.

Ряд специалистов спортивной физиологии и восстановительной медицины считают, что для эффективного сохранения и восстановления уровня здоровья необходимо большое вни -мание уделять профилактике для установления долговременной адаптации и как следствия более длительного положительного действия [2, 7].

Вместе с тем, информатизация общества возросла в несколько раз, молодые люди в ходе обучения около восьми часов в сутки проводят перед

мониторами и другими гаджетами, гиперперегружая сенсорные органы -глаза [2, 5].

Занятия бадминтоном развивают все группы мышц, силу, быстроту, координацию движений и выносливость, улучшают подвижность в суставах, воспитывают волевые качества и психологическую устойчивость. Бадминтон характеризуется частой сменой положения тела, сочетанием таких показателей, как быстрота и скорость реакции на движение волана. Таким образом, происходит взаимодействие между зрительной и двига-тельной системами занимающихся, что ведет к развитию согласованности движений, благотворно влияет на зрительное восприятие. Одновременно совершенствуются управление мышечными усилиями, чувством простран -ства и чувством времени [3, 4].

Исследования последних лет показали, что повышение работоспо -собности аккомодационного аппарата с помощью специальных упражне -ний и нормализация кровообращения тканей глаза приводят к торможению прогрессирования близорукости, а иногда предотвращают ее возникновение, то есть физические нагрузки не только не вредны, но и просто необходимы. Однако подбор видов нагрузки для занимающихся с уже возникшими проблемами здоровья требует дифференцированного подхода. Значительным потенциалом для решения обозначенных проблем обладает бадминтон [1, 6].

По данным многочисленных исследований Московского научно -исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца, бадминтон помогает сохранить зрение. Не ухудшается зрение у постоянно играющих в бадминтон, а у занимающихся данным видом спорта на начальной стадии возникновения близорукости зрение полностью восстанавливается. Наряду с формированием положительных физических эффектов на организм занимающихся, занятия бадминтоном также способствуют улучшению кровообращения, обеспечивают тренировку мышц глаз, кото -рые отвечают за фокусировку и зрение. Глазодвигательный аппарат трени -рует движение волана, то приближаясь к глазу, то удаляясь от него, занимающийся в процессе игры в бадминтон делает те же упражнения для глаз, которые рекомендуют офтальмологи для профилактики дефектов зрения [6, 8].

Цель исследования - обосновать эффективность применения методики специализированных упражнений на стабилоплатформе для активизации проприорецепторных механизмов на занятиях по физической культуре со студентами с ослабленным зрением.

Задачи исследования:

- провести анализ существующих методик тренировок по улучше -нию зрения средствами бадминтона у студентов вузов;

- проверить эффективность предлагаемой методики специализиро -ванных упражнений на стабилоплатформе на основе спортивной игры в бадминтон для студентов с ослабленным зрением.

Методика и организация исследования. В проводимом педагогическом эксперименте приняли участие 48 юношей, обучающихся в вузах в возрастном диапазоне от 18 до 21 лет, которые были разнесены случайным методом с помощью компьютерной программы в две равные группы по 24 чел. в каждой.

Первая группа - экспериментальная (ЭГ), участники которой для коррекции зрения использовали специальные физические упражнения на стабилоплатформе, вторая - контрольная (КГ), в которой применялась методика лечения глазных заболеваний в виде каплей для глаз и подбора линз.

Диагностика зрения производилась на авторефкератотонометре Tonoref II.

Показатель поддержания равновесия оценивался на комплексе ста -билоплатформы с обратной связью «МБН-Биомеханика». Уровень внимания фиксировался на аппаратно-программном комплексе «Спортивный психофизиолог». Статистический анализ данных исследования воспроиз -веден при использовании программы IBM SPSS Statistics 22. Для оценки результатов рассчитаны средние арифметические значения и стандартные отклонения. Достоверность различий между изученными группами определена по t-критерию Стьюдента для независимых выборок при уровне значимости p<0,05.

Методика проведения исследования. Занятия с экспериментальной группой проводились три раза в неделю по 60 минут, формы проведения занятий - индивидуальная и парная. В подготовительной части занятия применялись общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами дыхательной гимнастики, а также специальные упражнения с воланами как ведущей рукой (75 % от времени выполнения задания), так и неведущей рукой (25 % от времени выполнения задания). Сначала испытуемые работали без ракетки, а затем с ракетками, выполняли вырабатывающие упражнения с воланами - перемещение их в воздушном коридоре до 3 м, на 3-9 м, на 9-12 м.

В основной части тренировочного занятия с 1-й по 5-ю минуту с испытуемыми применялись специальные упражнения из гимнастики для глаз: фокусировка и расфокусировка на объекте сложной формы, находя -щемся на близкой дистанции.

Далее в занятии экспериментальной группы с 6-й по 20-ю минуту выполнялись упражнения на стабилоплатформе. Начиная с довольно простых упражнений (индивидуальные комбинации с подбрасыванием вола -нов рукой), студенты выполняли подбрасывания воланов рукой вверх-вправо/вверх-влево по высокой траектории, с шагом вправо/влево и ловлей

правой/левой рукой. Следующая комбинация упражнений включала под -брасывания воланов рукой вверх-вперед/вверх-назад с выпадом вперед/назад, ловлей ведущей рукой на уровне пояса. Наиболее сложная комбинация упражнений выполнялась в конце этого блока, стоя на стабилоп-латформе, - подбрасывание воланов ведущей рукой вверх-назад в разные зоны бадминтонной площадки, увеличивая с каждым разом расстояние точки падения волана.

Далее 4 минуты испытуемые работали в парах, выполняя непрерывное слежение за разноцветными воланами, которые подбрасывал разными способами партнер. Обращая внимание на точное слежение глазами за объектом, смена в парах происходит после минуты работы, таким обра -зом, не создается высокое напряжение глазных мышц.

Следующие 14 минут тренировки студенты работали в парах, выполняя упражнения с подбрасыванием воланов рукой:

- вверх-вперед на 3 м с ловлей партнером, стоя лицом к партнеру;

- выполняя передвижения из низкой стойки приставным шагом вправо/влево с ловлей воланов ведущей рукой на уровне груди;

- назад на 3 м с ловлей партнером, стоя спиной к партнеру.

В заключительной части занятия с 41-й по 45-ю минуты применялись упражнения гимнастики для глаз «пальминг», испытуемые самостоя -тельно выполняли ранее изученные упражнения своими руками для восстановления приятных ощущений в области глаз.

Результаты исследования и их обсуждение. В течение 6 месяцев исследуемые студенты проходили тестирование 3 раза - в начале, середине и конце эксперимента. В начале исследования в ЭГ были зафиксированы

ЛТОй 0,3 ЛТОй 0,3

следующие показатели: острота зрения в диоптриях - V—,—, ± V—,—, уровень равновесия на стабилоплатформе - в пределах 2,05±0,83 % ф<0<0,05), в КГ - V—,—, ± V—,— и 2,8 ± 0,76 % (о<0<0,05) соответст-

' 05 > 0,2' ОБ 0,2 7

венно.

Показатели внимания в ЭГ находились в следующих пределах (комплекс «Спортивный психофизиолог»):

- время реакции на свет - 412,1±34,29 мс ф<0,05);

- время реакции на звук - 451,5±31,83 мс;

- время реакции на движущийся объект - 728,2±64,33 мс ф<0,05);

- время реакции выбора - 532,0±44,28 мс ф<0,05).

Студенты экспериментальной группы на занятиях по физической культуре выполняли специальный комплекс физических упражнений с воланом для бадминтона на стабилоплатформе. При выполнении упражнений испытуемые выполняли две задачи: первая - максимально внимательно следить за летающим воланом, не допуская его падения; вторая - сохранить равновесие на стабилоплатформе.

В конце эксперимента контрольное тестирование зафиксировало у 60 % исследуемых ЭГ сохранение уровня зрения на том уже уровне, у 30 %

ЛТОй 0,3 ЛТОй 0,5 1ЛП/ ЛТОй 0,3

- улучшилась острота зрения с V—,— до V—,—, у 10 % - с V—,— до

J J ^ ^ 05 0,2 05 07 05 0,2

,TOD 0,4

V—,—, при этом уровень равновесия у всех исследуемых ЭГ достоверно

повысился до 2,37±0,62 %.

Интерпретация результаты контрольной группы свидетельствует об

™ о/ Л7°° 0,6

ухудшении уровня зрения у 20 % исследуемых студентов с V—,— до

OD 0,4 „ ,

V—, —, у 80 % достоверных различий по сравнению и исходным уровнем

не обнаружили ни в данных уровня зрения, ни в данных уровня сохранения равновесия на стабилоплатформе.

Показатели внимания в КГ находились в следующих пределах (комплекс «Спортивный психофизиолог»):

- время реакции на свет - 314,9±53,09 мс (p<0,05);

- время реакции на звук - 443,4±39,14 мс;

- время реакции на движущийся объект - 523,8±68,31 мс (p<0,05);

- время реакции выбора - 421,6±33,19 мс (p<0,05). Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики по использованию специализированных упражнений на стабилоплатформе на основе спортивной игры в бадминтон для студентов с ослабленным зрением. Тренировка глазных мышц на стабилоплатформе со сложнокоординационными упражне -ниями с воланом для бадминтона способствует сохранению и улучшению уровня остроты зрения за счет подключения высших уровней регуляции ЦНС. Одновременно исследование показывает позитивное влияние приме -няемых специализированных упражнений на стабилоплатформе на функциональное состояние занимающихся, на кровоснабжение их органов зрения, что подтверждает обоснованность применения бадминтона как основного средства в лечении и профилактике различных функциональных расстройств зрения.

Список литературы

1. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией / Е.П. Тарутта [и др.] // Современная опто-метрия. 2019. № 1. С. 22.

2. Григорьева С.А., Медведева Л.Е. Развитие способности к ориентированию в пространстве у студенток специальной медицинской группы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 2. С. 137-139.

3. Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Развитие бадминтона как рекреативного вида деятельности // Актуальные проблемы и перспективы раз -

вития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Мин-сельхоза России: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. Саратов: ЦСА СГАУ, 2016. С. 229-234.

4. Изменения аккомодации, гемодинамики и аберраций волнового фронта на фоне регулярных занятий бадминтоном / Е.П. Тарутта [и др.] // Российский общенациональный офтальмологический форум. 2019. Т. 1. С.187-192.

5. Казанцева Н.В., Глазова Е.В., Чмаркова Е.Г. Бадминтон в системе физического воспитания студентов // Проблемы и перспективы фор -мирования здорового образа жизни в информационном обществе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Молодежный: Изд-во ИГАУ им. А.А. Ежевского, 2016. С. 94-100.

6. Соколовская С.В., Малькова А.А. Развитие способности к произвольной саморегуляции у бадминтонистов // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: сб. материалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НИНижГУ, 2017. С. 277-284.

7. Судаков К.В. Функциональные системы. М.: Изд-во РАМН, 2011.

320 с.

8. Турманидзе А.В., Турманидзе В.Г., Фоменко В.Г. Применение специальных упражнений бадминтона на стабилоплатформе в процессе коррекции зрения // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 49.

References

1. Vliyanie zanyatij badmintonom na refrakciyu, akkomodaciyu i gemodinamiku glaz s miopiej [Influence of badminton lessons on refraction, accommodation and hemodynamics of eyes with myopia] / E.P. Tarutta [et al.] // Sovremennaya optometriya [Modern optometry]. 2019. No. 1. P. 22.

2. Grigor'eva S.A., Medvedeva L.E. Razvitie sposobnosti korientirovaniyu v pros-transtve u studentok special'noj medicinskoj gruppy [Development of the ability to orientation in space among female students of a special medical group] // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya [Successes of modern science and education]. 2017. V. 1. No. 2. P. 137-139.

3. Erohina N.A., Cherevishnik N.N. Razvitie badmintona kakrekreativnogo vida deyatel'nosti [Development of badminton as a recreational activity] // Actual problems and prospects for the development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. Saratov: TsSA SGAU, 2016. P. 229-234.

4. Izmeneniya akkomodacii, gemodinamiki i aberracij volnovogo fronta na fone regulyarnyh zanyatij badmintonom [Changes in accommodation, hemodynamics and aberrations of the wave front against the background of regular badminton lessons] / E.P. Tarutta [et al.] // Rossijskij obshchenacional'nyj oftal'mologicheskij forum [Russian National Ophthalmological Forum]. 2019. V. 1. P. 187-192.

5. Kazanceva N.V., Glazova E.V., ChmarkovaE.G. Badminton v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov [Badminton in the system of physical education of stu-

dents] // Problems and prospects for the formation of a healthy lifestyle in the information society: sat. materials of the International scientific-practical. conf. Youth: Izd-vo IGAU im. A.A. Yezhevsky, 2016. P. 94-100.

6. Sokolovskaya S.V., Mal'kova A.A. Razvitie sposobnosti k proizvol'noj samo-regulyacii u badmintonistov [Development of the ability to arbitrary self-regulation in badminton players] // Optimization of the training process: sat. materials of the XVI Intern. scientific-practical. conf. Nizhny Novgorod: Publishing House of NINIZHGU, 2017. P. 277284.

7. Sudakov K.V. Funkcional'nye sistemy [Functional systems]. M.: Publishing House of the Russian Academy of Medical Sciences, 2011. 320 p.

8. Turmanidze A.V., Turmanidze V.G., Fomenko V.G. Primenenie special'nyh uprazhnenij badmintona na stabiloplatforme v processe korrekcii zreniya [The use of special badminton exercises on a stabiloplatform in the process of vision correction] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 10. P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.