УДК 796.011.3:617.75 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-23-29
АКТИВАЦИЯ ПРОПРИОРЕЦЕПТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ
ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
А.В. Турманидзе, И.В. Меркулова
Проанализированы методики тренировок по бадминтону как средства профилактики и коррекции работы зрительного анализатора. Разработана и доказана эффективность методики тренировки глазных мышц студентов с ослабленным зрением на стабилоплатформе на основе сложнокоординационных упражнений с воланом для бадминтона, что способствует сохранению и улучшению уровня остроты зрения за счет подключения высших уровней регуляции ЦНС.
Ключевые слова: студенты, бадминтон, волан, коррекция зрения, миопия, студенты.
ACTIVATION OF PROPRIOCEPTIVE MECHANISMS, WHICH CONTRIBUTE TO THE CORRECTION AND PROPHYLAXIS OF STUDENTS' VISION
Turmanidze A.V., candidate of biological sciences, associate professor, anton.turma-nidze@yandex.ru, Russia, Moscow, State University of Management, Merkulova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, irene.merkulova @yandex.ru, Russia, Moscow, State University of Management
The methods of training in badminton as a means of preventing and correcting the work of the visual analyzer are analyzed. The effectiveness of a technique for training the eye muscles of students with impaired vision on a stabiloplatform based on complex coordination exercises with a badminton shuttlecock has been developed and proven, which helps to maintain and improve the level of visual acuity by connecting higher levels of CNS regulation.
Key words: students, badminton, shuttlecock, vision correction, myopia, students.
Турманидзе Антон Валерьевич, канд. биол. наук, доц., anton.turmanidze@yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,
Меркулова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., Irene-merkulova@,yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления
Одной из важнейших задач физического воспитания в вузах является улучшение состояния здоровья студентов, увеличение их двигательной активности в режиме учебы. Среди многообразия средств физического воспитания и как наиболее доступный вид спорта выступает бадминтон. Игра в волан сочетает активность, азарт, одновременно формирование двигательных навыков, развитие физических качеств. Несомненна оздоровительная функция спортивной игры, которую эффективно используют в учебном процессе подростков и студентов.
Ряд специалистов спортивной физиологии и восстановительной медицины считают, что для эффективного сохранения и восстановления уровня здоровья необходимо большое вни -мание уделять профилактике для установления долговременной адаптации и как следствия более длительного положительного действия [2, 7].
Вместе с тем, информатизация общества возросла в несколько раз, молодые люди в ходе обучения около восьми часов в сутки проводят перед
мониторами и другими гаджетами, гиперперегружая сенсорные органы -глаза [2, 5].
Занятия бадминтоном развивают все группы мышц, силу, быстроту, координацию движений и выносливость, улучшают подвижность в суставах, воспитывают волевые качества и психологическую устойчивость. Бадминтон характеризуется частой сменой положения тела, сочетанием таких показателей, как быстрота и скорость реакции на движение волана. Таким образом, происходит взаимодействие между зрительной и двига-тельной системами занимающихся, что ведет к развитию согласованности движений, благотворно влияет на зрительное восприятие. Одновременно совершенствуются управление мышечными усилиями, чувством простран -ства и чувством времени [3, 4].
Исследования последних лет показали, что повышение работоспо -собности аккомодационного аппарата с помощью специальных упражне -ний и нормализация кровообращения тканей глаза приводят к торможению прогрессирования близорукости, а иногда предотвращают ее возникновение, то есть физические нагрузки не только не вредны, но и просто необходимы. Однако подбор видов нагрузки для занимающихся с уже возникшими проблемами здоровья требует дифференцированного подхода. Значительным потенциалом для решения обозначенных проблем обладает бадминтон [1, 6].
По данным многочисленных исследований Московского научно -исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца, бадминтон помогает сохранить зрение. Не ухудшается зрение у постоянно играющих в бадминтон, а у занимающихся данным видом спорта на начальной стадии возникновения близорукости зрение полностью восстанавливается. Наряду с формированием положительных физических эффектов на организм занимающихся, занятия бадминтоном также способствуют улучшению кровообращения, обеспечивают тренировку мышц глаз, кото -рые отвечают за фокусировку и зрение. Глазодвигательный аппарат трени -рует движение волана, то приближаясь к глазу, то удаляясь от него, занимающийся в процессе игры в бадминтон делает те же упражнения для глаз, которые рекомендуют офтальмологи для профилактики дефектов зрения [6, 8].
Цель исследования - обосновать эффективность применения методики специализированных упражнений на стабилоплатформе для активизации проприорецепторных механизмов на занятиях по физической культуре со студентами с ослабленным зрением.
Задачи исследования:
- провести анализ существующих методик тренировок по улучше -нию зрения средствами бадминтона у студентов вузов;
- проверить эффективность предлагаемой методики специализиро -ванных упражнений на стабилоплатформе на основе спортивной игры в бадминтон для студентов с ослабленным зрением.
Методика и организация исследования. В проводимом педагогическом эксперименте приняли участие 48 юношей, обучающихся в вузах в возрастном диапазоне от 18 до 21 лет, которые были разнесены случайным методом с помощью компьютерной программы в две равные группы по 24 чел. в каждой.
Первая группа - экспериментальная (ЭГ), участники которой для коррекции зрения использовали специальные физические упражнения на стабилоплатформе, вторая - контрольная (КГ), в которой применялась методика лечения глазных заболеваний в виде каплей для глаз и подбора линз.
Диагностика зрения производилась на авторефкератотонометре Tonoref II.
Показатель поддержания равновесия оценивался на комплексе ста -билоплатформы с обратной связью «МБН-Биомеханика». Уровень внимания фиксировался на аппаратно-программном комплексе «Спортивный психофизиолог». Статистический анализ данных исследования воспроиз -веден при использовании программы IBM SPSS Statistics 22. Для оценки результатов рассчитаны средние арифметические значения и стандартные отклонения. Достоверность различий между изученными группами определена по t-критерию Стьюдента для независимых выборок при уровне значимости p<0,05.
Методика проведения исследования. Занятия с экспериментальной группой проводились три раза в неделю по 60 минут, формы проведения занятий - индивидуальная и парная. В подготовительной части занятия применялись общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами дыхательной гимнастики, а также специальные упражнения с воланами как ведущей рукой (75 % от времени выполнения задания), так и неведущей рукой (25 % от времени выполнения задания). Сначала испытуемые работали без ракетки, а затем с ракетками, выполняли вырабатывающие упражнения с воланами - перемещение их в воздушном коридоре до 3 м, на 3-9 м, на 9-12 м.
В основной части тренировочного занятия с 1-й по 5-ю минуту с испытуемыми применялись специальные упражнения из гимнастики для глаз: фокусировка и расфокусировка на объекте сложной формы, находя -щемся на близкой дистанции.
Далее в занятии экспериментальной группы с 6-й по 20-ю минуту выполнялись упражнения на стабилоплатформе. Начиная с довольно простых упражнений (индивидуальные комбинации с подбрасыванием вола -нов рукой), студенты выполняли подбрасывания воланов рукой вверх-вправо/вверх-влево по высокой траектории, с шагом вправо/влево и ловлей
правой/левой рукой. Следующая комбинация упражнений включала под -брасывания воланов рукой вверх-вперед/вверх-назад с выпадом вперед/назад, ловлей ведущей рукой на уровне пояса. Наиболее сложная комбинация упражнений выполнялась в конце этого блока, стоя на стабилоп-латформе, - подбрасывание воланов ведущей рукой вверх-назад в разные зоны бадминтонной площадки, увеличивая с каждым разом расстояние точки падения волана.
Далее 4 минуты испытуемые работали в парах, выполняя непрерывное слежение за разноцветными воланами, которые подбрасывал разными способами партнер. Обращая внимание на точное слежение глазами за объектом, смена в парах происходит после минуты работы, таким обра -зом, не создается высокое напряжение глазных мышц.
Следующие 14 минут тренировки студенты работали в парах, выполняя упражнения с подбрасыванием воланов рукой:
- вверх-вперед на 3 м с ловлей партнером, стоя лицом к партнеру;
- выполняя передвижения из низкой стойки приставным шагом вправо/влево с ловлей воланов ведущей рукой на уровне груди;
- назад на 3 м с ловлей партнером, стоя спиной к партнеру.
В заключительной части занятия с 41-й по 45-ю минуты применялись упражнения гимнастики для глаз «пальминг», испытуемые самостоя -тельно выполняли ранее изученные упражнения своими руками для восстановления приятных ощущений в области глаз.
Результаты исследования и их обсуждение. В течение 6 месяцев исследуемые студенты проходили тестирование 3 раза - в начале, середине и конце эксперимента. В начале исследования в ЭГ были зафиксированы
ЛТОй 0,3 ЛТОй 0,3
следующие показатели: острота зрения в диоптриях - V—,—, ± V—,—, уровень равновесия на стабилоплатформе - в пределах 2,05±0,83 % ф<0<0,05), в КГ - V—,—, ± V—,— и 2,8 ± 0,76 % (о<0<0,05) соответст-
' 05 > 0,2' ОБ 0,2 7
венно.
Показатели внимания в ЭГ находились в следующих пределах (комплекс «Спортивный психофизиолог»):
- время реакции на свет - 412,1±34,29 мс ф<0,05);
- время реакции на звук - 451,5±31,83 мс;
- время реакции на движущийся объект - 728,2±64,33 мс ф<0,05);
- время реакции выбора - 532,0±44,28 мс ф<0,05).
Студенты экспериментальной группы на занятиях по физической культуре выполняли специальный комплекс физических упражнений с воланом для бадминтона на стабилоплатформе. При выполнении упражнений испытуемые выполняли две задачи: первая - максимально внимательно следить за летающим воланом, не допуская его падения; вторая - сохранить равновесие на стабилоплатформе.
В конце эксперимента контрольное тестирование зафиксировало у 60 % исследуемых ЭГ сохранение уровня зрения на том уже уровне, у 30 %
ЛТОй 0,3 ЛТОй 0,5 1ЛП/ ЛТОй 0,3
- улучшилась острота зрения с V—,— до V—,—, у 10 % - с V—,— до
J J ^ ^ 05 0,2 05 07 05 0,2
,TOD 0,4
V—,—, при этом уровень равновесия у всех исследуемых ЭГ достоверно
повысился до 2,37±0,62 %.
Интерпретация результаты контрольной группы свидетельствует об
™ о/ Л7°° 0,6
ухудшении уровня зрения у 20 % исследуемых студентов с V—,— до
OD 0,4 „ ,
V—, —, у 80 % достоверных различий по сравнению и исходным уровнем
не обнаружили ни в данных уровня зрения, ни в данных уровня сохранения равновесия на стабилоплатформе.
Показатели внимания в КГ находились в следующих пределах (комплекс «Спортивный психофизиолог»):
- время реакции на свет - 314,9±53,09 мс (p<0,05);
- время реакции на звук - 443,4±39,14 мс;
- время реакции на движущийся объект - 523,8±68,31 мс (p<0,05);
- время реакции выбора - 421,6±33,19 мс (p<0,05). Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики по использованию специализированных упражнений на стабилоплатформе на основе спортивной игры в бадминтон для студентов с ослабленным зрением. Тренировка глазных мышц на стабилоплатформе со сложнокоординационными упражне -ниями с воланом для бадминтона способствует сохранению и улучшению уровня остроты зрения за счет подключения высших уровней регуляции ЦНС. Одновременно исследование показывает позитивное влияние приме -няемых специализированных упражнений на стабилоплатформе на функциональное состояние занимающихся, на кровоснабжение их органов зрения, что подтверждает обоснованность применения бадминтона как основного средства в лечении и профилактике различных функциональных расстройств зрения.
Список литературы
1. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией / Е.П. Тарутта [и др.] // Современная опто-метрия. 2019. № 1. С. 22.
2. Григорьева С.А., Медведева Л.Е. Развитие способности к ориентированию в пространстве у студенток специальной медицинской группы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 2. С. 137-139.
3. Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Развитие бадминтона как рекреативного вида деятельности // Актуальные проблемы и перспективы раз -
вития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Мин-сельхоза России: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. Саратов: ЦСА СГАУ, 2016. С. 229-234.
4. Изменения аккомодации, гемодинамики и аберраций волнового фронта на фоне регулярных занятий бадминтоном / Е.П. Тарутта [и др.] // Российский общенациональный офтальмологический форум. 2019. Т. 1. С.187-192.
5. Казанцева Н.В., Глазова Е.В., Чмаркова Е.Г. Бадминтон в системе физического воспитания студентов // Проблемы и перспективы фор -мирования здорового образа жизни в информационном обществе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Молодежный: Изд-во ИГАУ им. А.А. Ежевского, 2016. С. 94-100.
6. Соколовская С.В., Малькова А.А. Развитие способности к произвольной саморегуляции у бадминтонистов // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: сб. материалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НИНижГУ, 2017. С. 277-284.
7. Судаков К.В. Функциональные системы. М.: Изд-во РАМН, 2011.
320 с.
8. Турманидзе А.В., Турманидзе В.Г., Фоменко В.Г. Применение специальных упражнений бадминтона на стабилоплатформе в процессе коррекции зрения // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 49.
References
1. Vliyanie zanyatij badmintonom na refrakciyu, akkomodaciyu i gemodinamiku glaz s miopiej [Influence of badminton lessons on refraction, accommodation and hemodynamics of eyes with myopia] / E.P. Tarutta [et al.] // Sovremennaya optometriya [Modern optometry]. 2019. No. 1. P. 22.
2. Grigor'eva S.A., Medvedeva L.E. Razvitie sposobnosti korientirovaniyu v pros-transtve u studentok special'noj medicinskoj gruppy [Development of the ability to orientation in space among female students of a special medical group] // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya [Successes of modern science and education]. 2017. V. 1. No. 2. P. 137-139.
3. Erohina N.A., Cherevishnik N.N. Razvitie badmintona kakrekreativnogo vida deyatel'nosti [Development of badminton as a recreational activity] // Actual problems and prospects for the development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. Saratov: TsSA SGAU, 2016. P. 229-234.
4. Izmeneniya akkomodacii, gemodinamiki i aberracij volnovogo fronta na fone regulyarnyh zanyatij badmintonom [Changes in accommodation, hemodynamics and aberrations of the wave front against the background of regular badminton lessons] / E.P. Tarutta [et al.] // Rossijskij obshchenacional'nyj oftal'mologicheskij forum [Russian National Ophthalmological Forum]. 2019. V. 1. P. 187-192.
5. Kazanceva N.V., Glazova E.V., ChmarkovaE.G. Badminton v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov [Badminton in the system of physical education of stu-
dents] // Problems and prospects for the formation of a healthy lifestyle in the information society: sat. materials of the International scientific-practical. conf. Youth: Izd-vo IGAU im. A.A. Yezhevsky, 2016. P. 94-100.
6. Sokolovskaya S.V., Mal'kova A.A. Razvitie sposobnosti k proizvol'noj samo-regulyacii u badmintonistov [Development of the ability to arbitrary self-regulation in badminton players] // Optimization of the training process: sat. materials of the XVI Intern. scientific-practical. conf. Nizhny Novgorod: Publishing House of NINIZHGU, 2017. P. 277284.
7. Sudakov K.V. Funkcional'nye sistemy [Functional systems]. M.: Publishing House of the Russian Academy of Medical Sciences, 2011. 320 p.
8. Turmanidze A.V., Turmanidze V.G., Fomenko V.G. Primenenie special'nyh uprazhnenij badmintona na stabiloplatforme v processe korrekcii zreniya [The use of special badminton exercises on a stabiloplatform in the process of vision correction] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 10. P. 49.