Научная статья на тему 'БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИОПИЯ / ВРОЖДЕННАЯ МИОПИЯ / ПРИОБРЕТЕННАЯ МИОПИЯ / ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИГРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗРЕНИЕ / БЛИЗОРУКОСТЬ / БАДМИНТОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянова Екатерина Викторовна, Аболишин Андрей Геннадьевич

Статья посвящена результатам научных исследований о пользе занятий бадминтоном в сфере профилактики и лечения «болезней цифровой эпохи», вызванных малоподвижным образом жизни современных людей, а также повышенной нагрузкой на орган зрения из-за использования компьютеров и многообразных гаджетов. Представлены оригинальные научные результаты систематического долговременного (в течение года) исследования, нацеленного на изучение влияния регулярной игры в бадминтон на профилактику и коррекции у детей не только миопии, но и других зрительных патологий, связанных с современным образом жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярная игра в бадминтон, является одной из эффективных практик для профилактики миопии и борьбы с её прогрессированием, в частности, за счет позитивного влияния на увеличения длины детского глаза (с поправкой на естественный рост).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукьянова Екатерина Викторовна, Аболишин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BADMINTON AS A MEANS OF MYOPIA PREVENTION AND CORRECTION OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN

The article is devoted to the results of scientific research on the benefits of badminton classes in the field of "diseases of the digital age" prevention and treatment caused by a sedentary lifestyle of modern people, as well as an increased loading on the visual organ because of the use of computers and various gadgets. The original scientific results of a systematic long-term (throughout the year) study aimed at studying the effect of playing badminton on a regular basis on not only children's myopia prevention and correction but also other visual pathologies associated with a modern lifestyle are presented. The data obtained indicate that regular badminton play is one of the effective practices for the prevention of myopia and the fight against its progression, in particular, due to a positive effect on increasing the length of the child's eye (adjusted for natural growth).

Текст научной работы на тему «БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

6. Усачев, Н.А., Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачёв, Д.И. Сурнин / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 414-421.

REFERENCES

1. Vasenkov, N.V., Kuzmicheva, D.G. and Sofronova, E.M. (2019), "Physical Health of Modern Students", Global Scientific Potential, No. (97), pp. 59-61.

2. Danilov, V.A. and Vasenkov, N.V. (2019), "Physical Culture Tools in Combating Students' Hypodynamics", HBU Herald "Scientific Center for Life Safety, No. 1 (39), pp. 106-110.

3. Ibragimov, I.F., Usmanov, S.F., Filimonov, V.J., Hasanzianov, I.I. and Emirusyinov, B.I. (2019), "Promoting research work among university students by holding meetings of the scientific circle "physiology, physical culture, sports and healthy lifestyle"", Global Scientific Potential, No. 5 (98), pp. 75-78.

4. Lopatin, L.A., Vasenkov N.V., Minnibayev E.S., and Nabiullin R.R. (2019), "State of Physical Health of Modern Students", HBU Journal "Scientific Center for Life Safety", No. 2 (40), pp. 93-98.

5. Tolstoukhova, I.V. (2016), "Distance Learning as a modern pedagogical technology", Man and education, No. 2 (47), pp. 98-100.

6. Usachev, N.A. and Surnin, D.I. (2020), "Organization of Distance Learning in Universities in the cycle of disciplines "physical culture and sport" in the conditions of a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 414-421.

Контактная информация: vnv62@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2021

УДК 796.011.3

БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Екатерина Викторовна Лукьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Геннадьевич Аболишин, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Статья посвящена результатам научных исследований о пользе занятий бадминтоном в сфере профилактики и лечения «болезней цифровой эпохи», вызванных малоподвижным образом жизни современных людей, а также повышенной нагрузкой на орган зрения из-за использования компьютеров и многообразных гаджетов. Представлены оригинальные научные результаты систематического долговременного (в течение года) исследования, нацеленного на изучение влияния регулярной игры в бадминтон на профилактику и коррекции у детей не только миопии, но и других зрительных патологий, связанных с современным образом жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярная игра в бадминтон, является одной из эффективных практик для профилактики миопии и борьбы с её прогрессированием, в частности, за счет позитивного влияния на увеличения длины детского глаза (с поправкой на естественный рост).

Ключевые слова: миопия, врожденная миопия, приобретенная миопия. бадминтон, лица с нарушением зрения, физкультурно-оздоровительные мероприятия, игра, младший школьный возраст, зрение, близорукость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p272-276

BADMINTON AS A MEANS OF MYOPIA PREVENTION AND CORRECTION OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN

Ekaterina Viktorovna Lukyanova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Audrey Gennadievich Abolishin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article is devoted to the results of scientific research on the benefits of badminton classes in the field of "diseases of the digital age" prevention and treatment caused by a sedentary lifestyle of modern people, as well as an increased loading on the visual organ because of the use of computers and various gadgets. The original scientific results of a systematic long-term (throughout the year) study aimed at studying the effect of playing badminton on a regular basis on not only children's myopia prevention and correction but also other visual pathologies associated with a modern lifestyle are presented. The data obtained indicate that regular badminton play is one of the effective practices for the prevention of myopia and the fight against its progression, in particular, due to a positive effect on increasing the length of the child's eye (adjusted for natural growth).

Keywords: myopia, congenital myopia, acquired myopia. Badminton, individuals with defective eyesight, fitness and health recreation events, game, primary school age, vision, short-sightedness.

Бадминтон - особый вид спорта, который доступен не только профессионалам, но и людям любых возрастов и любого уровня мастерства. Благодаря активным и разнообразным движениям, игроки не только поддерживают себя в хорошей физической форме, но и укрепляют защитные силы организма. Специалисты по спортивной медицине с каждым годом выявляют все больше позитивных эффектов от занятий бадминтоном, которые прямо влияют на состояние здоровья людей и снижают вероятность развития многих серьезных заболеваний.

Среди менее изученных эффектов важное место занимают вопросы, связанные с выявлением возможностей бадминтона в сфере профилактики и лечения «болезней цифровой эпохи», вызванных малоподвижным образом жизни современных людей (например, гиподинамия, чрезмерный вес и ожирение2), а также повышенной нагрузкой на орган зрения из-за использования компьютеров и многообразных гаджетов (истинная и ложная миопия, другие заболевания глаз).

Безусловно, миопия не входит в число смертельно опасных болезней. Но она постоянно прогрессирует и серьезно ухудшает качество жизни людей и, прежде всего, молодого поколения. Если на сегодняшний день миопией страдает почти 1,5 млрд человек, или четверть глобальной популяции, то к 2050 году это заболевание затронет почти половину населения планеты - 4,8 миллиардов человек. Подавляющее большинство из них -школьники и студенты.

Предметом анализа стало воздействие особенностей игры в бадминтон (необходимость слежения за движущимся объектом (воланом) в сочетании с углубленным дыханием и активными разнообразными движениями головы, шеи и туловища) на изменение физиологических характеристик органа зрения.

Выбранная для анализа группа заболеваний, характеризуется в общем случае нарушением фокусировки изображения на сетчатке глаза. Речь идет о так называемых аномалиях рефракции различного происхождения. Они могут быть обусловлены как про-грессированием миопии («истинная близорукость»), возникающей за счет анатомо-оптических особенностей глаз, так и спазмом аккомодации (так называемая псевдомиопия, или «ложная близорукость», возникающая в результате нарушений работы глазной (цилиарной) мышцы).

Внимание к проблемам псевдомиопии особенно важно, поскольку ложная близорукость встречается по большей части у детей старше 6 лет, подростков, молодежи. Основная причина спазма аккомодации - чрезмерное напряжение органов зрения, в течение длительного времени сфокусированных на близком предмете (экран монитора, различные гаджеты). При отсутствии внимания к проблеме, псевдомиопия практически неизбежно переходит в истинную миопию, поскольку перенапряжение и утомление глаз может привести к необратимым анатомическим и физиологическим изменениям органа зрения.

Среди менее изученных эффектов важное место занимают вопросы, связанные с выявлением возможностей бадминтона в сфере профилактики и лечения «болезней цифровой эпохи», вызванных малоподвижным образом жизни современных людей (напри-

мер, гиподинамия, чрезмерный вес и ожирение), а также повышенной нагрузкой на орган зрения из-за использования компьютеров и многообразных гаджетов (истинная и ложная миопия, другие заболевания глаз).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Группа для исследования состояла из 30 детей в возрасте от 7 -8 лет с различными аномалиями рефракции глаз, имеющими типичный характер. Основное исследовательское внимание было уделено изменениям состояния рефракции, аккомодации и кровотока в сосудах глаза детей, систематически занимающихся игрой в бадминтон по методике Валерия Турманидзе, Елены Тарутты, Сергея Шахрая.

Измерения обширного числа различных показателей проводились до, через шесть месяцев и через год после начала занятий.

Для получения объективных данных использовались, в частности, методы авторефрактометрии, цветового допплеровского и энергетического допплеровского картирования, а также сканирования с помощью спектрального оптического когерентного томографа. Инструментальную базу исследования составили следующие приборы:

- автоматический реф-кератометр Grand Seiko Binocular Open Field Autorefkeratometer WR-5100K (Япония);

- ультразвуковой сканер VOLUSON-730 Pro (GE Healthcare, США) и линейный датчик с частотой излучения 10-16 МГц;

- спектральный оптический когерентный томограф RS-3000 Advance (Nidek, Япония);

- аберрометр OPD-ScanIII (Nidek, Япония).

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Таким образом, на фоне регулярных занятий бадминтоном в течение 1 года у исследуемой группы детей отмечены следующие изменения:

1. Острота зрения без коррекции в целом по всей группе детей повысилась с 0,34 до 0,42: у детей с эмметропией и гиперметропией осталась равной 1,0; у детей с миопией не изменилась, ПИНА и спазмом аккомодации повысилась с 0,66 до 0,8. Оптимальная корригированная острота зрения у всех детей была и осталась равной 1,0. Сила корригирующего стекла (субъективная рефракция) уменьшилась при гиперметропии и ПИНА с -0,16 дптр до 0,07 дптр и увеличились с -1,57 дптр до -1,84 дптр при миопии.

2. Усиление рефракции за 1 год составило 0,1 дптр на узкий зрачок и 0,34 дптр на широкий. Среди всех школьников наилучший эффект отмечен у детей со спазмом и привычно-избыточным напряжением аккомодации: у них через год рефракция снизилась на узкий зрачок на 0,92 дптр, т.е. спазм был полностью устранен. Об этом же говорит и снижение привычного тонуса аккомодации почти в 2 раза в целом по всем группам.

3. ЗОА (аккомодация) повысилась на 30%.

4. Увеличение длины глаза за год составило 0,16 мм у детей без миопии и 0,13 мм (с поправкой на естественный рост глаза) - у детей с миопией. И по длине глаза, и по динамике рефракции отмечено очень медленное прогрессирование близорукости у детей в течение 1 года занятий бадминтоном.

5. На фоне занятий бадминтоном отмечено усиление кровотока в глазной артерии и центральной артерии сетчатки во всех группах детей.

ВЫВОДЫ

1. Проведенные исследования подтверждают позитивное влияние занятий бадминтоном на функциональное состояние, кровоснабжение органа зрения и динамику рефракции, что означает научно доказанную возможность использования этого вида физической активности для лечения различных функциональных расстройств зрения.

2. Доказана высокая эффективность регулярной игры в бадминтон как метода лечения спазма аккомодации (псевдомиопии), вплоть до его полного исчезновения, в частности, за счет нормализации тонуса цилиарной мышцы и укрепления связочного аппарата хрусталика глаза.

3. Данные показывают, что регулярная игра в бадминтон является одной из эффективных практик для профилактики миопии и борьбы с ее прогрессированием, в частности, за счет позитивного влияния на увеличения длины детского глаза (с поправкой на естественный рост) и достоверного улучшения кровенаполнения его сосудистой оболочки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушманова О.И. Занятия физической культурой при миопии / О.И. Бушманова, В.М. Шахнина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 2 (4). - С. 354355.

2. Смирнова Т.С. О связи близорукости с общим состоянием организма и некоторых особенностей её развития у школьников / Т.С. Смирнова // Вестник офтальмологии. - 2010. - № 5. - С. 34-39.

3. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией / Е.П. Тарутта, Н.А. Тарасова, С.В. Милаш, Г.А. Маркосян, К.А. Рамазанова // Современная оптометрия. - 2019. - № 1. - С. 22-29.

4. Турманидзе В.Г. Бадминтон против близорукости. Методика проведения занятий по физической культуре с элементами бадминтона для профилактики и коррекций нарушения зрения (для учителей общеобразовательных школ): учебное пособие / В.Г. Турманидзе, Е.П. Тарутта, С.М. Шахрай. - Москва : Кучково поле, 2017. - 88 с.

5. Турманидзе В.Г. Влияние занятий бадминтоном на уровень физической подготовленности, функциональных возможностей и физического здоровья лиц с нарушением зрения, обучающихся в образовательных учреждениях / В.Г. Турманидзе, Т.В. Синельникова, А.В. Турманидзе // Вестник Омского университета. - 2013. - № 4. -С. 277-281.

6. Харченко Л.В. Мониторинг состояния здоровья школьников с депривацией зрения / Л .В. Харченко // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 32-34.

7. Шиндина И. В. Особенности методики профилактики близорукости у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания / И.В. Шиндина, Е.Е. Елаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 115-120.

REFERENCES

1. Bushmanova, O.I. and Shakhnina, V.M. (2015), "Physical training at myopia", Pedagogical skills and pedagogical technologies, No. 2 (4), pp. 354-355.

2. Smirnova, T. S. (2010), "On the connection of myopia with the general state of the body and some features of its development among school students", Ophthalmology reporter, No. 5, pp. 34-39.

3. Tarutta, E.P., Tarassova, N.A., Milash, S.V., Markosyan, G.A. and Ramazanova K.A. (2019), "The influence of badminton classes on refraction, accommodation and eye hemodynamics with myopia", Modern optometry, No. 1, pp. 22-29.

4. Turmanidze V.G., Tarutta E.P. and Shakhrai S.M. (2017), Badminton against myopia, Methodology of physical education classes with badminton elements for prevention and correction of visual impairment (for teachers of general education schools): Study guide, Kuchkovo Pole, Moscow.

5. Turmanidze, V.G. Sinelnikova, A.V. and Turmanidze, T.V. (2013), "The impact of badminton classes on the level of physical fitness, functional capabilities and physical health of individuals with visual disorder studying in educational institutions", Omsk University Reporter, No. 4, pp. 277-281.

6. Kharchenko, L.V. (2011), "Monitoring the state of health of school students with visual deprivation", Adaptive physical culture, No. 1 (45), pp. 32-34.

7. Shindina, I.V. and Elaeva, E.E. (2016), "Features of the methodology for preventing myopia of primary school age children by means of physical education", Physical culture. Sports. Tourism. Motional recreation, Vol. 1, No. 2, pp. 115-120.

Контактная информация: katerinalukyanova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2021

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭЛЕКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТКАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

Элина Владимировна Макарова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский государственный университет пищевых производств, Владислав Иванович Дубатовкин, старший преподаватель, Елена Николаевна Олейник, старший

преподаватель, Николай Александрович Федяев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

Проблема здоровья студенческой молодежи является актуальной. Единой системы оценки и управления резервными возможностями организма будущих специалистов до сих пор не найдено. В статье рассматривается технология занятий по физической культуре со студентками разного уровня здоровья. Проведен анализ уровня здоровья студенток по методике Г.Л. Апанасенко. Предложена методика практических занятий с учетом уровня здоровья студенток и их интересов. Подтверждена эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента с участием 48 студенток. Полученные данные показали основные направления на улучшение состояния и укрепления здоровья, позволили выявить рациональные параметры занятий по физическому воспитанию для коррекции физического здоровья студентов.

Ключевые слова: студент, уровень здоровья, методика, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p276-283

TECHNOLOGY OF ELECTIVE PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS OF DIFFERENT HEALTH LEVELS Elina Vladimirovna Makarova, the doctor pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Moscow State University of Food Production, Vladislav Ivanovich Dubatovkin, the senior teacher, Elena Nikolaevna Oleynik, the senior teacher, Nikolai Alexandrovich Fedyaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Abstract

The problem of health of students is an urgent one. A unified system for assessing and managing the reserve capabilities of the body of future specialists has not yet been found. The article discusses the technology of physical education classes with students of different health levels. The analysis of the health level of female students according to the method of G. L. Apanasenko was carried out. The method of practical training is proposed, taking into account the level of health of students and their interests. The effectiveness of the proposed method was confirmed in the course of a pedagogical experiment involving 48 female students. The obtained data showed the main directions for improving the state and strengthening health, and allowed us to identify rational parameters of physical education classes for correcting the physical health of students.

Keywords: student, health level, methodology, physical culture.

Актуальность. Известно, что одним из важнейших показателей, влияющих на продуктивность обучения студентов, является уровень физического здоровья. Высокая заболеваемость снижает работоспособность, внимание, способность к целенаправленным умственным действиям. Кроме того, у студентов появляется отрицательное отношение к учебе, снижается мотивация, а в условиях постоянного эмоционального напряжения наблюдается более значительная, по сравнению со здоровыми людьми, дестабилизация функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Научные исследования показывают, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.