Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БАДМИНТОН / МИОПИЯ / СТУДЕНТЫ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / BADMINTON / MYOPIA / STUDENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Турманидзе А., Турманидзе В., Фоменко А., Синельникова Т., Расин М.

В статье представлен разработанный алгоритм организации медико-биологического сопровождения студентов с миопией на основе применения элементов бадминтона, а также детально описано содержание оздоровительно-профилактических комплексов. Подробно изложена структура индивидуального профиля студентов с миопией, продемонстрирован пример с описанием функционального статуса занимающегося до и после воспроизведения алгоритма. Зафиксировано усиление психофизиологического статуса, гемодинамики глаза, рефракции и аккомодации, вариабельности сердечного ритма и нервно-мышечного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Турманидзе А., Турманидзе В., Фоменко А., Синельникова Т., Расин М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MEDICAL AND BIOLOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article describes developed algorithm for organizing of medical and biological support for students with myopia based on the use of badminton elements and also described in detail the content of health-improving and prophylactic complexes. The structure of the individual profile of students with myopia is detailed. An example with a description of the functional status of the practitioner before and after the reproduction of the algorithm is demonstrated. An increase in psychophysiological status, hemodynamics of the eye, refraction and accommodation, heart rate variability and neuromuscular apparatus was recorded.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ»

fested in the organization and decoration of the exhibition of drawings, photographs, memories of grandmothers about interesting events that took place in their hometown; making a book-travel to the most interesting cities of Mykolaiv for guests and children of other groups of the institution of preschool education; the conclusion of the album "My family" ; development and implementation of the project "Ukrainian traditional and festive dishes" (parents filmed videos of making one traditional and festive Ukrainian dish, which they love most in their family, together with the children they came up with the idea how to schematically present recipes for the dishes that the children presented in the group).

Among the principles of experimental research, the leading ones were: the national orientation of education (A. Bogush, A. Vishnevsky, Yu. Rudenko, P. Shcherban), active interaction of the individual with the environment (K. Abulkhanova-Slavskaya, L. Bozho-vich, L. Vygotsky, A.O. Zaporozhets, S. Rubinstein); the dominant role of play activity and the emotional saturation of the lesson (A. Bogush, N. Lutsan), the maximum verbal cognitive activity of the child (A. Bogush,

L. Bozhovich, A. Leontiev, S. Rubinstein), the inclusion of children in evaluative activities on the content of works of art patriotic content (A. Bogush, N. Gav-rish), the relationship of the teacher's work with parents (I. Kon, T. Kirienko, V. Kotyrlo, S. Ladyvir, T. Mar-kova, V. Sukhomlinsky, etc.).

REFERENCES:

1.Velykyitlumachnyislovnyksuchas-noiukrainskoimovy (z dod. i dopov.) [Dictionary of modern Ukrainian language]/ Uklad. iholov. red. V.T. Busel. K.; Irpin: VTF «Perun», 2005. 1728 p.[in Ukrainian]

2. Kontseptsiianatsionalno-patriotychno -hovykhovannia v systemiosvityUkrainy [The concept of national-patriotic education in the education system of Ukraine] :https://mon.gov.ua/storage/app/uploads/public/5d5/27 9/7ca/5d52797ca746c359374718.pdf[in Ukrainian]

3. Tryfonova O. S. Formuvanniamovlennievoio-sobystostiditeistarshohodoshkilnohoviku[Formation of speech personality of children of older preschool age], [monohrafiia]. Odesa :Vydavnytstvo TOV «Leradruk», 2012. 467 p.[in Ukrainian]

ORGANIZATION OF MEDICAL AND BIOLOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH VISUAL

IMPAIRMENTS

Turmanidze A.,

Ph.D., Associate Professor, Department of Adaptive and Physical Culture

Turmanidze V.,

Ph.D., Associate Professor, Dean, Faculty of Physical Culture, Rehabilitation and Sports

Fomenko A.,

Senior Lecturer, Department of Adaptive and Physical Culture

Sinelnikova T.,

Ph.D., Associate Professor, Department of Adaptive and Physical Culture

Rasin M.

Ph.D., Professor, Department of Adaptive and Physical Culture Omsk F.M. Dostoevsky State University, Russia, Omsk

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ

Турманидзе А.В.

к.б.н., доцент, доцент кафедры адаптивной и физической культуры

Турманидзе В.Г.

к.п.н., доцент, декан факультета физической культуры, реабилитации и спорта

Фоменко А.А.

старший преподаватель кафедры адаптивной и физической культуры

Синельникова Т.В.

к.п.н., доцент, доцент кафедры адаптивной и физической культуры

Расин М.С.

к.п.н., профессор, профессор кафедры адаптивной и физической культуры Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Россия, Омск

Abstract

The article describes developed algorithm for organizing of medical and biological support for students with myopia based on the use of badminton elements and also described in detail the content of health-improving and prophylactic complexes. The structure of the individual profile of students with myopia is detailed. An example with a description of the functional status of the practitioner before and after the reproduction of the algorithm is demonstrated. An increase in psychophysiological status, hemodynamics of the eye, refraction and accommodation, heart rate variability and neuromuscular apparatus was recorded.

Аннотация

В статье представлен разработанный алгоритм организации медико-биологического сопровождения студентов с миопией на основе применения элементов бадминтона, а также детально описано содержание оздоровительно-профилактических комплексов. Подробно изложена структура индивидуального профиля студентов с миопией, продемонстрирован пример с описанием функционального статуса занимающегося до и после воспроизведения алгоритма. Зафиксировано усиление психофизиологического статуса, гемодинамики глаза, рефракции и аккомодации, вариабельности сердечного ритма и нервно-мышечного аппарата.

Keywords: adaptive physical education, badminton, myopia, students.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, бадминтон, миопия, студенты.

Высокий уровень цифровизации академической и профессиональной деятельности диктует необходимость совершенствования организации и разработки технологий с целью комплексного медико-биологического сопровождения жизнедеятельности на современном этапе. Особого внимания заслуживают лица со сниженным функциональным потенциалом зрительного анализатора, в частности, обучающиеся высших учебных заведений, которые, имея усиленные когнитивные параметры, обладают риском снижения профессиональных способностей и конкурентной привлекательности ввиду наличия нарушений в состоянии здоровья зрительного аппарата [1-4].

Решением данного вопроса становится применение системы упражнений на основе моделирования элементов бадминтона с цветовой дифференциацией волана, изложенной и одобренной в стенах Государственной Думы РФ [5-7]. Совершенствова-

ние этой системы с добавлением компонента управленческого характера представляется актуальным аспектом оздоровительно-профилактического направления современной науки.

Целью исследования явилось совершенствование алгоритма организации медико-биологического сопровождения студентов с отклонениями в состоянии здоровья по зрению на основе применения элементов бадминтона.

Разработанный нами алгоритм включил три основных блока: диагностики и контроля индивидуально-типологических параметров, непосредственно реализации оздоровительно-тренировочной нагрузки, а также коррекции объема, интенсивности, содержания программы индивидуального совершенствования характеристик обучающихся, вовлеченных в процесс медико-биологического сопровождения занятий на основе элементов бадминтона (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм организации медико-биологического сопровождения студентов с миопией на основе

применения элементов бадминтона

Первый блок начинается с планирования и организации контроля как индивидуально-психологических характеристик, так и параметров функционального состояния организма, в частности, зрительного и нервно-мышечного аппарата, вариабельности сердечного ритма и психофизиологического статуса. Результаты диагностики фиксируются в базу данных для дальнейшего мониторинга и определения траектории роста показателей. На завершающей стадии полученные данные систематизируются, производится построение индивидуального профиля, формируются оздоровительно-тренировочные группы с учетом степени миопии и иных характеристик функциональных систем.

Второй элемент алгоритма нацелен на воспроизведение оздоровительной нагрузки с использованием аэродинамических характеристик и цветовой дифференциации воланов при реализации подбрасываний вверх, бросков партнеру, жонглирования ракеткой, воплощении тактических моделей различной сложности. Упражнения разрабатываются индивидуально с учетом ведущего канала восприятия информации, типа межполушарного взаимодействия и типа темперамента студентов.

На третьем этапе реализации алгоритма осуществляется плановый контроль значений индивидуального профиля. После его проведения принимается решение о качестве процесса медико-биологического сопровождения, пропорции и очередности выполнения упражнений, содержания и варьирования элементов бадминтона в прямой

взаимосвязи с функциональным статусом организма лиц с миопией. При необходимости корректируются не только варианты применения технологии, но и синхронизация деятельности систем организма занимающихся с использованием восстановительных мероприятий физической, медитативной и аппаратной направленности.

Диагностика характеристик зрения проведена на авторефкератотонометре Tonoref II. Значения функционального состояния глаза исследованы на основе метода рефрактометрии, аккомодометрии, цветового и энергетического допплеровского картирования. Определение психофизиологического статуса выполнено на АПК "Спортивный психофизиолог". Оценка мышечных структур была произведена с помощью беспроводного электромиографического комплекса с включением БОС-тренинга "Калибри-профессиональный". Анализ результатов исследования выполнен с применением программы IBM SPSS Statistics 25.

В качестве примера изложен тренировочный комплекс "G-7" (табл. 1) с повышенной долей воплощения тактических схем бадминтона, рефлексивного управления деятельностью партнеров и когнитивной тренировки.

Ниже описан индивидуальный профиль занимающегося, отнесенного к специальной медицинской группе (табл. 2), с детализацией функционального статуса систем организма до и после реализации разработанного алгоритма в течение учебного года.

Таблица 1

Примерный оздоровительно-тренировочный комплекс "G-7" для лиц с миопией типа темпера_мента холерик_

Занятие 1

Форма реализации занятия: коллективная при освоении тактических приемов. Число воланов: шесть (бело-черный, бирюзовый, желтый, зеленый, красный и оранжевый). Особенности выполнения упражнений: ведущей рукой, слежение глазами за воланом справа-налево (50%), неведущей рукой, слежение глазами за воланом слева-направо (50%).

Реализация идеомоторной тренировки с акцентом на совершенствование функциональных систем, отвечающих за взаимодействие с партнером.

С 1 по 10 мин - выполнение гимнастики для глаз: пальминг и мысленное воспроизведение объекта с закрытыми глазами, фокусировка на скорости вращения и форме объекта;

с 11 по 20 мин - реализация тактических действий: отработка высоко-далекой подачи с попаданием в контрольные квадраты (зеленый волан 1 мин - оранжевый волан 2 мин - красный волан 2 мин - бело-черный волан 2 мин - желтый волан 2 мин - бирюзовый волан 1 мин);

с 21 по 30 мин - выполнение функций сервисной команды: рефлексивный анализ действий партнеров при коллективной тренировке с реализацией роли центрального звена задания;

с 31 по 40 мин - воплощение тактических действий: применение высоко-далеких, плоско-далеких и плоских ударов справа и слева (зеленый волан 2 мин - оранжевый волан 1 мин - красный волан 1 мин - бело-черный волан 2 мин - желтый волан 2 мин - бирюзовый волан 2 мин);

с 41 по 45 мин - выполнение гимнастики для глаз: воспроизведение приятных ощущений с применением аудиального канала восприятия информации.

Восстановительные мероприятия: гидровоздействие с акцентом на сегменты пояса нижних конечностей; реализация медитативных упражнений с последовательной фокусировкой на энергоцентрах человека.

_Занятие 2_

Форма реализации занятия: коллективная при освоении тактических приемов. Число воланов: шесть (бело-черный, бирюзовый, желтый, зеленый, красный и оранжевый). Особенности выполнения упражнений: ведущей рукой, слежение глазами за воланом справа-налево (25%), неведущей рукой, слежение глазами за воланом слева-направо (75%).

Реализация идеомоторной тренировки с акцентом на совершенствование функциональных систем, отвечающих за воспроизведение элементов бадминтона.

С 1 по 10 мин - выполнение гимнастики для глаз: пальминг, фокусировка и расфокусировка на объектах, находящихся на близкой и дальней дистанции;

с 11 по 20 мин - реализация тактических действий: подачи с обозначенной траекторией и расстоянием полета волана (зеленый волан 1 мин - оранжевый волан 2 мин - красный волан 2 мин - бело-черный волан 2 мин - желтый волан 2 мин - бирюзовый волан 1 мин);

с 21 по 30 мин - выполнение функций сервисной команды: анализ и коррекция техники выполнения упражнений участников занятия;

с 31 по 40 мин - воплощение тактических действий: выполнение удара снизу, справа и слева (зеленый волан 2 мин - оранжевый волан 1 мин - красный волан 1 мин - бело-черный волан 2 мин - желтый волан 2 мин - бирюзовый волан 2 мин);

с 41 по 45 мин - выполнение гимнастики для глаз: воспроизведение приятных ощущений с применением тактильного канала восприятия информации.

Восстановительные мероприятия: гидровоздействие с акцентом на сегменты пояса верхних конечностей; реализация медитативных упражнений с фокусировкой на сегментах сверху-вниз, индукционная техника.

Таблица 2

Индивидуальный профиль обучающегося с миопией до и после оздоровительно-профилактической деятельности_

Характеристики Параметры

до после статус

Психофизиологические параметры

ПЗМР на свет, мс 457 229 т

ПСМР на звук, мс 421 242 т

СЗМР слежения, мс 164 51 т

СЗМР выбора, мс 338 213 т

Временной интервал (минута), ошибка % 19,5 10,2 т

Временной интервал (свет), ошибка % 14,7 5,5 т

Временной интервал (звук), ошибка % 11,3 6,1 т

Скорость движения объекта, ошибка % 5,4 2,1 т

Величина заданных отрезков, ошибка % 8,3 3,0 т

Отмеривание отрезков, ошибка % 18,1 12,5 т

Величина заданных углов, ошибка % 8,2 5,7 т

Узнавание заданных углов, ошибка % 2,8 2,6

Теппинг-тест (первые 10 с) 55 63 т

Теппинг-тест (последние 10 с) 48 59 т

Теппинг-тест (max) 61 68 т

Теппинг-тест (A max / min) 16,3 8,5 т

Концентрация внимания, балл 32 41 т

Устойчивость внимания, ошибка в баллах 4 2 т

Ситуативная тревожность, балл 37 30 т

Невербальный интеллект, балл 37 38

Параметры вариабельности сердечного ритма

VLF, % 20,4 15,7 т

LF, % 41,5 36,8 т

HF, % 30,1 35,3 т

Параметры нервно-мышечного аппарата

Скорость движения, м/с 0,63 0,75 т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальное усилие, Н 248 271 т

Время набора максимального усилия, м/с 142 116 т

Параметры гемодинамики глаза

Глазная артерия, см/с 25,63 22,15 т

Центральная артерия сетчатки, см/с 10,11 9,79

Медиальные задние короткие цилиарные артерии, см/с 11,58 9,02 т

Латеральные задние короткие цилиарные артерии, см/с 10,24 8,27 т

Центральная вена сетчатки, см/с 7,83 6,08 т

Параметры рефракции и аккомодации

Рефракция, D 1,68 1,13 т

Запасы относительной аккомодации, D 2,02 1,38 т

Объем абсолютной аккомодации, D 7,75 5,23 т

Бинокулярный аккомодационный ответ, D 1,98 1,85

Результаты исследования свидетельствуют о значительном улучшении характеристик функционального статуса лиц с миопией на основе применения элементов бадминтона, где было отмечено усиление всех ключевых психофизиологических параметров, вариабельности сердечного ритма, в частности, после занятий зафиксирована гармонизация симпатического и парасимпатического отделов, улучшение функционирования нервно-мышечного аппарата, а также гемодинамики глаза, параметров рефракции и аккомодации. Данный факт указывает на целесообразность применения разработанного алгоритма и высокую эффективность как вариативности компонентов технологии, так и четкой очередности организации ее медико-биологического сопровождения в условиях академической деятельности студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Майерс Т. Анатомические поезда. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

2. Тарутта Е.П., Иомдина Е.Н., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А., Максимова М.В. Комплексный подход к профилактике и лечению прогрессирующей миопии у школьников // РМЖ. Клиническая офтальмология. 2018. Т. 18. № 2. С. 70-76.

3. Тарутта Е.П., Маркосян Г.А., Арутюнян С.Г. Аберрации высшего порядка и офтальмобио-метрические параметры глаза при разной степени миопии // Российский общенациональный офтальмологический форум. 2019. Т. 1. С. 182-186.

4. Тарутта Е.П., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А., Кушнаревич Н.Ю., Ларина Т.Ю. Объективное исследование отрицательной аккомодации // Российский офтальмологический журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 64-68.

5. Турманидзе А.В., Турманидзе В.Г., Фоменко А.А. Использование роликового дорсального тренажера-массажера в процессе коррекции позвоночника и зрения спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 46.

6. Турманидзе А.В., Турманидзе В.Г., Фоменко А.А. Применение специальных упражнений бадминтона на стабилоплатформе в процессе коррекции зрения // Теория и практика физической культуры. 2020. № 10. С. 49.

7. Турманидзе В.Г., Турманидзе А.В., Фоменко А.А., Синельникова Т.В. Способ коррекции и профилактики нарушений зрения, включающий тренировки с элементами бадминтона и цветовой дифференциации воланов. Патент на изобретение 2733042, дата регистрации 28.09.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.