Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЙОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ЙОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОГА / АСАНЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АНАЛИЗ / МЕДИТАЦИЯ / ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Недорезков К.В., Мысякин А.А., Ханов А.А., Крыловский А.Ю.

Проанализированы результаты опроса респондентов из различных возрастных групп, занимающихся йогой на протяжении от 1-го до 10-ти лет(58 человек) и контрольной группы (60 человек) с целью определить какое влияние оказывают медитации и асаны на стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE YOGA PRACTICE THE MENTAL STATE OF HUMAN

The results of the survey respondents from different age groups involved in yoga for from 1 to 10 years (58) and control group (60 people) to determine the impact of meditation and asanas to handle stress.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЙОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» URL: [http://www.minsport.gov.ru /post540_11062014.pdf] (дата обращения: (12.10.2014).

4. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) URL :[http://www.minsport. gov.ru/upload/ docs/Gto2014tgosydtrebov_. doc] (дата обращения: 12.10.2014).

УДК 159.9

Недорезков К.В. студент 3 курса лечебный факультет Мысякин А.А. студент 3 курса лечебный факультет Ханов А. А. студент 3 курса лечебный факультет Крыловский А. Ю. студент 4 курса лечебный факультет Алтайский государственный медицинский университет

Россия, г. Барнаул ВЛИЯНИЕ ЙОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ПСИХИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Аннотация: Проанализированы результаты опроса респондентов из различных возрастных групп, занимающихся йогой на протяжении от 1 -го до 10-ти лет(58 человек) и контрольной группы (60 человек) с целью определить какое влияние оказывают медитации и асаны на стрессоустойчивость.

Ключевые слова: йога, асаны, стрессоустойчивость, анализ, медитация, практики.

Nedorezkov K. V.

student

3 course, medical faculty Altai State Medical University Russia, Barnaul Mysyakin A. A student

3 course, medical faculty Altai State Medical University Russia, Barnaul

Khanov A.A. student

3 course, medical faculty Altai State Medical University

Russia, Barnaul

Krylovskii A. Y. student

4 course, medical faculty Altai State Medical University

Russia, Barnaul INFLUENCE YOGA PRACTICE THE MENTAL STATE OF

HUMAN

Abstract: The results of the survey respondents from different age groups involved in yoga for from 1 to 10 years (58) and control group (60 people) to determine the impact of meditation and asanas to handle stress.

Keywords: yoga, asanas, stress, analysis, meditation, practice.

Актуальность: В современной России год от года растёт популярность такого направления философии и физической культуры, как йога. В связи с этим появляется необходимость оценить все плюсы и минусы данного течения и оценить необходимость человеку различных йогических практик, а в особенности медитации и ассан.

Асана — это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.

Медитация — психические упражнения, используемые в составе духовно-религиозной или оздоровительной практике.

В нашем опыте использовалась классическая техника медитации с фокусировкой на идее мантры, обозначающей всеобъемлющую любовь и бесконечное знание.

Цель исследования: Определить влияние йоги на психическое состояние человека.

Задачи исследования:

1. Проанализировать статистические данные полученные при опросе как практикующих медитации и ассаны, так и конторольной группы. Провести их сравнение.

2. Отследить корреляцию между выполнением йогических практик и субъективными оценками психического состояния у респондентов.

Материалы и методы: Анкетирование, статистический анализ.

Результаты исследования:

0%

0% 10%

Забыл(а) что такое стресс Стал(а) уравновешеннее Не изменилось Сильнее поддаюсь стрессам Стал(а) агрессивнее

Рис.1 Субъективная оценка влияния йогических практик на стерессоустойчивость занимающихся медитацией и асанами за последний год Таким образом большинство респондентов отметили что занятия асанами и медитацией отметили улучшение психического состояния, а именно 82,8% указали что стали уравновешеннее, а 17,2% забыли что такое стресс.

0%

0%^ _0% ■ Забыл(а) что такое стресс

8,60% ■ Стал(а) уравновешеннее ■ Не изменилось ■ Сильнее поддаюсь стрессам

91,40% ■ Стал(а) агрессивнее

Рис.2 Субъективная оценка влияния йогических практик на стерессоустойчивость занимающихся только асанами за последний год

Исходя из полученных данных большинство респондентов так же указали улучшение своего психического состояния, однако они выполняли только ассаны и результаты показали, что 91,4% стали уравновешеннее, и немного меньше, чем при комплексном выполнении практик 8,6% совсем забыли что такое стресс.

■ Забыл(а) что такое стресс

■ Стал(а) уравновешеннее

■ Не изменилось

■ Сильнее поддаюсь стрессам

■ Стал(а) агрессивнее

Рис.3 Субъективная оценка влияния йогических практик на стерессоустойчивость занимающихся только медитацией за последний год

При выполнении только одних медитаций лишь 4,3% указали в ответах полную устойчивость к стрессам, и 95,7% так же заметили значительное повышение стрессоустойчивости.

Рис. 4 Субъективное изменение стерессоустоичивости в контрольной группе не выполняющей йогических практик за последний год

При анализе данных контрольной группы результаты получились абсолютно неоднородные, с преимущественным ответом 59% что их психическое состояние никак не изменилось, 19% опрошенных считают, что стали сильнее поддаваться стрессам, и 10% высказали обеспокоенность тем, что стали агрессивнее за последний год на фоне стрессов. Об увеличении своей стрессоустойчивости заявило лишь 12% респондентов и 0% о том, что они забыли о стрессе вообще.

Вывод: Результаты опроса проведённого на базе йога-центра "Ананда-Шивани" показывают, что выполнение таких йогических практик как медитация и асаны значительно повышает общую устойчивость к стрессам, как в комплексе, что даёт наилучший результат, так и по отдельности. В

0% 10% 12%

■ Забыл(а) что такое стресс

■ Стал(а) уравновешеннее

■ Не изменилось

■ Сильнее поддаюсь стрессам

■ Стал(а) агрессивнее

контрольной группе изменения не имеют определённой взаимосвязи и практически отсутствуют положительные ответы, что косвенно подтверждает эффективность практической йоги как способа увеличения стрессоустойчивости и стабилизации своего психического состояния.

Использованные источники:

1. Айенгар Б.К.С. Йога-сутры Патанджали. Прояснение; пер. с англ. - 3-е изд. - Москва.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 392 с.

2. Бойко В.С. Йога : искусство коммуникаций / В.С. Бойко. - Н. Новгород : Деком, 2008. - 496 с.

3. Вивекананда Свами. Йога идёт на запад / С. Вивекенанда. - Санкт-Петербург : Афина, 2008. - 224 с.

УДК 37.013.8

Петров Р. Е., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теория и методика физической культуры и безопасности жизнедеятельности»

Лотфуллина Р.Д. студент 3 курса факультет «Филологии и Истории» Елабужский Институт Казанский Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - КОМПОНЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье повествуется о том, как физическое воспитание влияет на разностороннее развитие личности. Физическое воспитание имеет взаимную связь с нравственным, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Именно поэтому оно содействует разностороннему развитию личности школьников.

Ключевые слова. Физическое воспитание, разностороннее развитие, взаимосвязь, физические упражнения, личность школьника, воспитанность.

The annotation. This article deals with the question of the influence of physical education on the multifaceted development of the personality. The physical education has interrelation with the moral, mental, labor and aesthetic education. It is stressed that physical education promotes the multifaceted development of the personality.

The key words. Physical education, multifaceted development, interrelation, physical exercises, student personality, civility.

Физическое воспитание является компонентом разностороннего развития личности и важным средством воспитания. Высокую оценку физического воспитания дал В.И.Ленин в беседах с К.Цеткин: «Коммунизм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.