Научная статья на тему 'Интеграция спортивной западной культуры и традиции восточной йоги как проблема современной культуры психо- физической реабилитации и рекреации человека'

Интеграция спортивной западной культуры и традиции восточной йоги как проблема современной культуры психо- физической реабилитации и рекреации человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ ЧЕЛОВЕКА / ВОСТОК ЗАПАД / СПОРТ / ЙОГА / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ / MODERN CULTURE OF HUMAN PSYCHOPHYSICAL REHABILITATION AND RECREATION / EAST WEST / SPORTS / YOGA / SPORTS ACHIEVEMENTS / GOALS / VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Селиванов Олег Иванович

Статья представляет актуальный философско-культурологический анализ существующего и активно развивающегося в пространстве современной культуры феномена интеграции западной спортивной культуры и традиции восточной йоги. Современная культура психофизической реабилитации и рекреации человека (А.Я. Флиер) представлена как многогранный и противоречивый феномен современной культуры, который включает разнообразные виды и алгоритмы физической активности и фундирующие их базовые ценности. Аксиологический анализ феноменов западного спорта и восточной йоги выявляет особенности их культурной интерпретации и взаимодополняемости в рамках современной культуры. Автор выявляет как принципиальные различия между западной спортивной культурой и традиционной восточной йогой, так и присущие им сходства в пространстве современной культуры, дает критический анализ различий традиционного и современного понимания йоги и ее проявлений в современной культуре. В целом можно заключить, что не только соревнование и победа, но и психофизическое совершенство выступает в качестве цели-ценности современной культуры психофизической реабилитации и рекреации человека. Несмотря на индивидуалистический, конкурентный, ориентированный на цели-ценности личностного превосходства потенциал западной спортивной культуры, в современном культурном пространстве она может быть эффективно дополнена ценностями восточной йоги, в которой высокая физическая культура йогинов выступает не самоцелью, а неизбежным следствием их сознательной работы над собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration between Western Sports Culture and Eastern Yoga Traditions as a Problem of the Modern Culture of Human Psychophysical Rehabilitation and Recreation

The study provides a relevant philosophical and cultural analysis of the phenomenon of integration between Western sports culture and Eastern yoga traditions. Human psychophysical rehabilitation and recreation (A.Ya. Flier) are regarded as a multifaceted and controversial phenomenon of modern culture that includes a variety of types and algorithms of physical activity and consolidates their core values. The axiological analysis of the phenomena of Western sports and Eastern yoga reveals the aspects of their cultural interpretation and complementarity within the framework of modern culture. The author reveals both the fundamental differences between Western sports culture and traditional Eastern yoga and their similarities as well as conducts a critical analysis of the differences in traditional and modern understanding of yoga and its manifestations in modern culture. The author concludes that not only competition and victory but also psychophysical perfection can serve as a value-based goal of the modern culture of human psychophysical rehabilitation and recreation. Notwithstanding the individualistic, competitive, personal superiority goal-and-value-centered potential, Western sports culture can be effectively complemented by the values of Eastern yoga where the high physical culture of yogis is not an end in itself but an inevitable consequence of their conscientious work on themselves.

Текст научной работы на тему «Интеграция спортивной западной культуры и традиции восточной йоги как проблема современной культуры психо- физической реабилитации и рекреации человека»

УДК 130.2:233-852.5Й

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.29

Селиванов Олег Иванович

кандидат философских наук, доцент кафедры физической подготовки Ростовского филиала Российской таможенной академии

ИНТЕГРАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЙОГИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация:

Статья представляет актуальный философско-культурологический анализ существующего и активно развивающегося в пространстве современной культуры феномена интеграции западной спортивной культуры и традиции восточной йоги. Современная культура психофизической реабилитации и рекреации человека (А.Я. Флиер) представлена как многогранный и противоречивый феномен современной культуры, который включает разнообразные виды и алгоритмы физической активности и фундирующие их базовые ценности. Аксиологический анализ феноменов западного спорта и восточной йоги выявляет особенности их культурной интерпретации и взаимодополняемости в рамках современной культуры. Автор выявляет как принципиальные различия между западной спортивной культурой и традиционной восточной йогой, так и присущие им сходства в пространстве современной культуры, дает критический анализ различий традиционного и современного понимания йоги и ее проявлений в современной культуре. В целом можно заключить, что не только соревнование и победа, но и психофизическое совершенство выступает в качестве цели-ценности современной культуры психофизической реабилитации и рекреации человека. Несмотря на индивидуалистический, конкурентный, ориентированный на цели-ценности личностного превосходства потенциал западной спортивной культуры, в современном культурном пространстве она может быть эффективно дополнена ценностями восточной йоги, в которой высокая физическая культура йогинов выступает не самоцелью, а неизбежным следствием их сознательной работы над собой.

Ключевые слова:

современная культура психофизической реабилитации и рекреации человека, Восток - Запад, спорт, йога, спортивные достижения, цели, ценности.

Selivanov Oleg Ivanovich

PhD, Associate Professor, Physical Training Department, Rostov branch of the Russian Customs Academy

INTEGRATION BETWEEN WESTERN SPORTS CULTURE AND EASTERN YOGA TRADITIONS AS A PROBLEM OF THE MODERN CULTURE OF HUMAN PSYCHOPHYSICAL REHABILITATION AND RECREATION

Summary:

The study provides a relevant philosophical and cultural analysis of the phenomenon of integration between Western sports culture and Eastern yoga traditions. Human psychophysical rehabilitation and recreation (A.Ya. Flier) are regarded as a multifaceted and controversial phenomenon of modern culture that includes a variety of types and algorithms of physical activity and consolidates their core values. The axiological analysis of the phenomena of Western sports and Eastern yoga reveals the aspects of their cultural interpretation and complementarity within the framework of modern culture. The author reveals both the fundamental differences between Western sports culture and traditional Eastern yoga and their similarities as well as conducts a critical analysis of the differences in traditional and modern understanding of yoga and its manifestations in modern culture. The author concludes that not only competition and victory but also psychophysical perfection can serve as a value-based goal of the modern culture of human psychophysical rehabilitation and recreation. Notwithstanding the individualistic, competitive, personal superiority goal-and-value-centered potential, Western sports culture can be effectively complemented by the values of Eastern yoga where the high physical culture of yogis is not an end in itself but an inevitable consequence of their conscientious work on themselves.

Keywords:

modern culture of human psychophysical rehabilitation and recreation, East - West, sports, yoga, sports achievements, goals, values.

Современная культура психофизической реабилитации и рекреации человека (морфология культур А.Я. Флиера) - многогранный и парадоксальный феномен современной культуры, который включает разнообразные виды и алгоритмы физической активности и фундирующие их базовые ценности. Согласно А.Я. Флиеру, указанная форма культуры включает как профессиональный спорт высоких достижений, так и обыденные формы психофизической активности, направленные на поддержание и восстановление здоровья человека [1, с. 177].

Спортивная культура опирается на систему ценностей и норм, категорий, определяющих не только правила проведения соревнований, но и этический кодекс спортсменов, основные цели

и принципы спортивного поведения, главными из которых выступают не только соревновательность, первенство, рекорд, но и честная конкуренция, стремление к психофизическому совершенству и совершенствованию [2].

Следует отметить, что современная массовая культура смещает акцент с высоких идеалов на массовые потребности, а индивидуалистические ориентации, характерные для западного культурного менталитета в целом, привносят в интерпретацию спорта прагматический, «дости-жительный» компонент, который способствует коммерциализации физической культуры и спорта, сопрягается с культом индивидуального успеха, превосходства и доминирования. Соответственно, спортивная культура в массовом прозападном варианте сводится в основном к культуре поддержания и развития красивого привлекательного тела, а идеалы внутренней гармонии и совершенства отходят на второй план как для современного обывателя, так и для профессиональных спортсменов. Современный спортивно ориентированный человек прежде всего должен быть волевым, успешным, выносливым, красивым, популярным и только во вторую очередь добрым, справедливым, гармоничным, единым с макрокосмосом.

Во второй половине ХХ в. в западную культуру активно проникают феномены восточной культуры, образуя новые актуальные феномены современной культуры, требующие своевременного философско-культурологического анализа. В сфере психофизической реабилитации и рекреации человека это прежде всего феномен восточных боевых искусств, который приобрел современную форму восточно-боевых единоборств и повлек за собой трансформацию антропологического, этического и эстетического идеалов [3], а также феномен йоги, который активно интегрируется в западную культуру как в профанированой форме фитнес-йоги, так и в форме профессиональных спортивных йога-чемпионатов.

В традиционном смысле йога - это соединение человека с трансцендентным, не только союз души и тела, но и система практик самосовершенствования на пути к обретению человеком не двойственного божественного уровня сознания и блаженства [4]. Основной акцент при этом делается на внутреннем самоисследовании и ментальной дисциплине. Поэтому йога - это не просто набор физических упражнений, она является путеводителем по управлению структурами своего сознания. Исторически она связана с именем Патанджали и направлением раджа-йоги. В трактатах особое внимание уделяется достижению единства между всеми уровнями сознания, духовному пути йогина, который сосредоточен на следовании дхарме, должному, и которого не заботит материальный результат [5]. Следуя духовному пути, йогин достигает баланса между физическим, энергетическим и ментальным телами и соединяется с божественным. Тело выступает своеобразным инструментом для достижения союза, соединения с высшим сознанием, высшей душой и обретения блаженства. Особые практики тренировки тела обеспечивают открытие и функционирование особых энергетических каналов, а должным образом концентрируемая и направляемая энергия обеспечивает связь с энергией творца. Традиционная йога обязательно включает дыхательные практики и медитации, направляется традиционно учителем-гуру. В традиции строго соблюдается преемственность, поэтому мастерство обретается годами практики в присутствии мастера. Следовательно, в традиционном смысле йога акцентирована на управлении структурами сознания, а разнообразные телесно-ориентированные практики выполняют дополняющую функцию. Таким образом, высокая физическая культура йогинов выступает не самоцелью, а следствием их сознательной работы над собой.

Очевидно, что в современной культуре традиционные смыслы претерпевают искажение и трансформацию под влиянием массовой культуры и западных ценностей. Поэтому в современной культуре наиболее востребованными оказываются практики так называемой фитнес-йоги, которая имеет целью занятие фитнесом и общее психофизическое оздоровление. Многообразные студии фитнес-йоги в своих презентациях подчеркивают, что каждый современный человек заинтересован в физических упражнениях, которые увеличивают его стрессоустойчивость, выносливость, компенсируют малоподвижный образ жизни. Как правило, фитнес-йога включает чередование активных движений с выполнением статических асан. Немаловажно, что в отличие от традиционной восточной йоги современная фитнес-йога не привязана к определенной традиции и мастеру, в ней, как правило, отсутствует преемственность. Т. е. конкретный тренер произвольно сочетает различные движения и подходы, не преследует при этом цели духовного просветления и блаженства, не передает посредством личного контакта и присутствия духовное знание, не обеспечивает контакт человека с трансцендентным, как это делают мастера традиционной йоги учителя - гуру. Фитнес-йога, как и традиционная йога, уделяет внимание дыханию, но вместе с тем дыхательные практики и медитации не выступают ее обязательным элементом.

Подтверждением популяризации йоги и ее интеграции в современную культуру психофизической реабилитации и рекреации является существование международной федерации йоги,

а также такие мероприятия, как ежегодный международный день йоги - фестиваль йоги, чемпионаты мира по йога-спорту. Как свидетельствуют отчеты и пресс-релизы фестивалей йоги, проводимые в крупных городах России и мира, количество участников с каждым годом возрастает многократно. Так, например, в 2018 г. на фестиваль йоги, который проходил в Москве, пришли 45 000 человек, а в 2019-м фестиваль собрал уже более 70 000 участников [6].

Очевидно, при всей гуманитарной направленности подобные массовые мероприятия не ставят высоких целей саморазвития участников в традиционном смысле и включают рекламные PR-акции по продвижению йога-студий, выставки-продажи спортивной одежды, литературы, аксессуаров и т. д.

Следует отметить, что, несмотря на обозначенную разницу традиционного понимания восточной йоги и западного спорта, в современной культуре между спортом и йогой существует немало общего. Глобальный характер массовой культуры позволяет аккумулировать в едином спортивном пространстве древние практики саморазвития и массовые спортивные движения. Так, например, Всемирный совет йоги «Вишва Йога Самсад», созданный в 1965 г., стал основой для Международной федерации йоги и преследует цели популяризации йоги и лежащей в ее основе философии на Западе. Наследие древних индийских гуру и истины трактата Патанджали транслируются в адаптированной доступной форме представителям других культур и цивилизаций. В настоящее время организуются и проводятся турниры и чемпионаты по йога-спорту (с 1989 г.), семинары, конференции, курсы, где готовят преподавателей йоги на профессиональном уровне. Примечательно, что современные чемпионаты по йога-спорту проходят в основном в Европе, а диплом преподавателя йоги приравнивается к диплому выпускника колледжа.

Иными словами, современная культура психофизической рекреации и реабилитации человека является частью общей культуры человека, она не ограничивается потребностями в развитии красивого тела, но подразумевает интеграцию восточного и западного путей обретения психофизического баланса и совершенства. При этом традиционная восточная йога обретает новые формы выражения в культуре: международные фестивали и даже соревнования и чемпионаты. В последнем случае широко применяется понятие «йога-спорт».

Исторически на родине йоги в Индии соревновательный компонент присутствовал на протяжении двух тысяч лет. Так называемые Кумбха-мелы собирали мастеров йоги на своеобразные соревнования. Мастера йоги не только демонстрировали асаны и соревновались в искусстве пранаямы, но и вели публичные философские диспуты. Поэтому вопрос о совместимости йоги и соревнований принципиально не стоит, определяющим является отношение самих спортсменов к процессу и результату соревнований.

Примечательно, что критериев, по которым оценивается выступление участников йога-чемпионата, всего три: техника выполнения, сложность асаны и улыбка. И если первые два технических критерия отвечают критериям западного спорта, то третий явно указывает на необходимость и значимость внутреннего состояния спортсмена. Улыбка - это отражение состояния ума и психофизического баланса, без которого йога перестает быть союзом души и тела, способом обретения блаженства и превращается в набор физических упражнений.

В целом можно сделать вывод, что с ценностной точки зрения культура западного спорта и традиция восточной йоги выступают взаимодополняющими формами, интегрированными в современную культуру психофизической рекреации и реабилитации человека. С философско-культуро-логической точки зрения основанием подобной интеграции является совершенный западной философией в ХХ в. поворот от разума к телу, обращение к так называемой проблеме телесности [8], а также объективные процессы глобализации культуры. Современная культура в поисках синтетических форм трансляции традиционных смыслов и вечных ценностей использует западную модель культуры, но также принимает во внимание мудрость Востока, обращая внимание не только на спортивный результат, но и на процесс духовного становления и саморазвития спортсменов.

Ссылки:

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие. М., 2000. 496 с.

2. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике : коллектив. моногр. / под ред. Л.И. Лубышевой. М., 2017. 200 с.

3. Селиванов О.И. Спортивные единоборства как феномен современной культуры: трансформация идеалов : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2017. 166 с.

4. Крючкова Е.С. Понимание культуры в философии Шри Ауробиндо : дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2012. 165 с.

5. Свами Сарасвати. Йога-сутра Патанджали. Комментарии. Минск, 2006. 388 с.

6. Отчеты с фестивалей прошлых лет [Электронный ресурс]. URL: http://organic-people.com/yogaday2019/media (дата обращения: 27.06.2019).

7. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность : монография. М., 1993. 180 с.

8. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. 227 с. ; Yogendra J. Cyclopedia Yoga. Vol. 1. Asanas and Hundred Topics Starting with Letter 'A'. Bombay, 1988.

References:

Flier, AYa 2000, Cultural Studies for Culture Experts: Study Guide, Moscow, 496 p., (in Russian).

Kryuchkova, ES 2012, The Understanding of Culture in the Philosophy of Sri Aurobindo, PhD thesis, Tambov, 165 p., (in Russian). Lubysheva, LI (ed.) 2017, Sportization in the System of Physical Education: From Scientific Idea to Innovative Practice: Collective Monograph, Moscow, 200 p., (in Russian).

Lukyanenko, VP 2007, Physical Education: Basic Knowledge, 3rd ed., Moscow, 227 p., (in Russian). Sarasvati, S 2006, Yoga Sutra of Patanjali. Comments, Minsk, 388 p., (in Russian).

Selivanov, OI 2017, Sports Martial Arts as a Phenomenon of Modern Culture: Transformation of Ideals, PhD thesis, Rostov-on-Don, 166 p., (in Russian).

Yogendra, J 1988, Cyclopedia Yoga. Vol. 1. Asanas and Hundred Topics Starting with Letter 'A', Bombay.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.