Научная статья на тему 'Влияние взаимообусловленной совокупности целей на трансформацию функций государства'

Влияние взаимообусловленной совокупности целей на трансформацию функций государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / СОВОКУПНОСТЬ ЦЕЛЕЙ / MARKET MECHANISM / STATE / STATE FUNCTIONS / SET OF GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратькова А. Б.

В статье рассматривается проблема трансформации функций государства в зависимости от видоизменения совокупности целей их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF INTERRELATED SET OF GOALS TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONS OF THE STATE

The paper considers the problem of transformation of state functions, depending on the modification of the set of goals for their implementation.

Текст научной работы на тему «Влияние взаимообусловленной совокупности целей на трансформацию функций государства»

Еще одной социально значимой проблемой, связанной с социальной структурой российского общества является маргинализация больших социальных групп населения.

Проводимый нами анализ требует рассмотрения и такой характеристики социальной структуры как маргинальность. Для общества, которое за сравнительно короткий исторический период переживает второй раз изменение социальной структуры, маргинальность приобретает особое значение. В отечественной социологии существует тезис о всеобщей маргинализации российского общества. Мы исходим из того, что характер современных социальных процессов позволяет нам найти закономерности, характерные для обществ в период глубоких структурных изменений. Движение общества к неопределенной структуре порождает маргинальные явления, но и имеющиеся маргинальные явления влияют на проведение радикальных реформ.

Новая социальная структура не возникает в один момент, она рождается в недрах старой структуры, она - её логическое продолжение. Нарождение нового знаменует появление пограничных, промежуточных маргинальных социальных объектов. В данном случае, маргинальность связана с процессами изменения, обновления и перестройки социальной структуры. Она означает сочетание в социальном субъекте элементов старых и новых структурных связей, включение его в разные отношения, вследствие чего маргинальный субъект приобретает противоречивый социальный статус. Становление новой социальной структуры связано с массовой десоциализацией и ресоциализацией, с потерей са-

моидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие. Индивиды из низших социальных слоев в определенной степени, представляют собой продукты распада компонентов социальной структуры. Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать «маргинальной», поскольку в ее основе - пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. Следует обратить внимание на то, что традиционный анализ по группам городское население и сельское по отношению к России является своего рода натяжкой. Связано это с тем, что в поселенческой структуре страны есть такие типы поселения, как малые города и поселки городского типа. Противоречивость оценки этой категории населения заключается в том, что по административному делению оно считается городским, но по образу жизни, по состоянию массового сознания

- это сельское население. Оно живет в условиях неразвитой инфраструктуры и массовых коммуникаций, за счет подсобного хозяйства, оно инертно в экономическом поведении, т. к. чаще всего не имеет возможности даже выбирать для себя сферу деятельности.

Население, проживающее в малых городах России - это особая группа в структуре российского общества, удельный вес которой не позволяет нам не выделять ее отдельно, так как влияние этой группы на поведение российского населения существенно.

УДК 330

Ратькова А. Б. ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОЙ СОВОКУПНОСТИ ЦЕЛЕЙ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается проблема трансформации функций государства в зависимости от видоизменения совокупности целей их реализации.

Ключевые слова: рыночный механизм, государство, функции государства, совокупность целей.

Рыночный механизм, являясь основным ры- его недостатков и смягчения социальных про-

чагом экономического развития промышленно блем и диспропорций. Из данного контекста

развитых стран на протяжении последних двух- следует важность нахождения приемлемого

сот с лишним лет, в значительной степени утра- уровня государственного участия в экономике.

тил способность к саморегулированию эконо- В связи с этим вопрос о государстве, его функ-

мики. Возникает необходимость исправления циях продолжает оставаться основополагающим

© Ратькова А. Б., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

217

для современного развития стран вообще и для России в частности.

С позиции представителей институционального направления государство это особая организация, которой граждане делегируют часть своих прав, на основе которых оно осуществляет свою деятельность. Таким образом, между гражданами и государственным аппаратом возникают властно договорные отношения, которыми определяется природа государства. Граждане убеждены, что государство лучше справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий, поэтому добровольно передают часть своих «естественных» прав государству Кроме того, государство экономит на масштабах производства, предоставляя обществу коллективные блага. Их производство обходилось бы каждому члену общества значительно дороже, если бы общество самостоятельно обеспечивало себя подобными благами. В контексте сказанного следует отметить, что представляя особый тип организации, государство фундаментально отличается от других организаций, существующих в рыночной экономике. Дело в том, что государство:

1) изначально формировалось как организация, являющаяся носителем власти, или политической воли;

2) для обеспечения политической воли, производит институты, принципиально отличающиеся от институтов рынка. Это институты принуждения и наказания;

3) является органом достижения общественных целей и разрешения конфликтов;

4) одновременно представляет аппарат чиновников, принимающих решения от имени всего общества, но объективно являющихся носителями собственных и групповых интересов;

5) принимает решения масштабного характера, оказывающие влияние на национальную экономику в целом и действующие длительное время.

В своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смит отмечал: «согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов; и, в-третьих,

обязанность создавать и содержать определенные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или групп, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и может зачастую с излишком возместить их большому обществу» [3, с. 651]. В данном контексте необходимо обозначить два подхода: функции государства в экономике свободного рынка и функции государства в экономике реального конкурентного рынка. Возможности рыночного механизма свободной конкуренции велики, но не безграничны. В экономике реального конкурентного рынка государство берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок.

Необходимость участия государства в современной смешанной экономике обусловлена особенностями сложившихся экономической системы и экономических отношений:

1) рынок как специфическая система экономического принуждения обладает значительным созидательным потенциалом. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения необходимых условий для максимально полного использования возможностей рынка и прежде всего путем поощрения свободной конкуренции, в том числе развития малого конкурентного предпринимательства, недопущения криминализации хозяйственно-экономических отношений, подрывающей рыночные механизмы; пресечения монопольного диктата, обеспечения правовой основы хозяйственной деятельности;

2) рыночный механизм в значительной степени утратил способность обеспечивать саморегулирование экономики общества. Убедительным доказательством этому является Великая депрессия 30-х годов XX века. Следует заметить, что способность нерегулируемого рынка в современных условиях спонтанно обеспечить равновесие и высокую эффективность экономики, является весьма ограниченной. Кроме того полностью саморегулирующейся экономики никогда и нигде в мире не существовало и принципиально не могло существовать. В связи с этим участие государства в экономике в современных условиях является непременной предпосылкой нормального процесса общественного развития и роста;

3) неотъемлемой чертой рыночного механизма являются присущие ему «провалы» рынка, к появлению которых приводит неспособность ры-

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

ночной координации обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов решения социально-экономических проблем. При определенных условиях «провалы» рынка приобретают угрожающие для его существования масштабы и формы в виде массовой безработицы, тенденции к росту социальной дифференциации населения и связанные с ней обнищанием его значительной части. В связи с этим задача государства - нейтрализовать, минимизировать такого рода кризисные процессы;

4) государство призвано заменять или дополнять рыночные механизмы в тех сферах хозяйственной деятельности, в которых он не в состоянии обеспечить нормальное функционирование экономики (фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.);

5) современная мировая интеграция и взаимозависимость формирует новые международные экономические отношения и это определяет новые функции государства.

Нельзя не согласиться с Ф. И. Шамхаловым в оценке опыта стран с либерально-демократическими режимами, где «именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций» [4, с. 73].

В условиях постиндустриализации выделяют следующие важнейшие функции государства [1, с. 102-103; 2, с. 3-11]:

1) государство выступает как «активатор» и гарант развития высоких технологий, знаний и информационных сетей. Оно призвано развивать воспроизводство творческого потенциала граждан, активировать создание и общедоступность информационных сетей, определять приоритетные направления высоких технологий и содействовать осуществлению инвестиций;

2) государство в постиндустриальном мире является институтом, содействующим решению глобальных проблем;

3) государство расширяет производство общественных благ, таких как здравоохранение, образование, строительство и ремонт дорог.

Таким образом, в условиях реального конкурентного рынка государство обретает новые функции, содержание которых определяется и формируется конкретными для каждой страны условиями, а также целями реализации функций государства в экономике.

Цели реализации функций государства объективны в своей основе. Они выражают требования объективных законов и принципов развития экономики. Вместе с тем, цели всегда являются продуктом сознания и формируются в процессе совместной деятельности людей. Исходя из этого, цели содержат в себе элементы субъективного. Цели в своей совокупности представляют определенную систему, включающую главную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного социально-экономического процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей». Так главной целью реализации государством экономической функции является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели государственного регулирования в любой стране и не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала для поддержания постоянных темпов экономического роста, а на этой основе - повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Конкретные цели неразрывно связаны с объектом регулирования. Например, объектом регулирования такой цели как выравнивание экономического цикла является экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры - секторальная, отраслевая, региональная структуры; улучшение окружающей среды - окружающая среда.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть постоянна и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование инновационных процессов без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Конкретные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель

- обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

219

поддержания занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами регулирования и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. В данном контексте следует отметить, что между целями реализации функций государства могут возникать противоречия. Любая из них может содействовать, а может препятствовать достижению другой цели.

В дереве целей реализации государством своих функций существуют не только отношения подчинения конкретных целей главной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями. То есть конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и так далее.

Положения отдельных целей в дереве целей реализации функций государства нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на первый план. Так в условиях кризиса первичной целью становится выход из него,

в конкретном случае - оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировом рынке.

В заключение следует отметить: в современных условиях динамично развивающейся экономики «дерево целей» реализации функций государства видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед страной. В связи с этим будут определяться, и формироваться набор и содержание функций государства.

Библиографический список

1. См.: Бабаев Б. Д. Российская действительность и система морально-этических ценностей / Б. Д. Бабаев, Д. Б. Бабаев // Проблемы новой политической экономии. - 2004. № 1.

2. См.: Маркарян К. В. Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике / К. В. Маркарян // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. - 2003. № 2.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит - М. : Соцэкгиз, 1962.

4. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф. И. Шамхалов. - М., 2000.

УДК 33

Свиридов Н. Н. ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ОБМЕН КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Цель работы - изложить теоретико-методологические подходы к проблеме эквивалентного обмена как фактора устойчивого социально-экономического развития общества. Актуальность проблемы обусловлена непропорциональным развитием экономики на макроуровне, территориях и отраслях России. Излишнее вмешательство государства становится дестабилизирующим фактором, усиливающим диспропорции в экономике и создающим предпосылки для углубления материальной и социальной дифференциации населения, роста потенциала противоречий в обществе.

Ключевые слова: эквивалентный обмен, регионы, отрасли, дифференциация населения.

Экономический кризис, ядром которого ока- формы затормозились. В результате этого обо-

залась банковская система США, охватила боль- значились весьма опасные тенденции социаль-

шинство стран мира. Россия также оказалась в но-экономического положения государства:

этом потоке. безработица достигла невообразимых размеров

Создается впечатление, да и такова действи- (около 6 млн. человек); не остановлена инфля-

тельность, что в России проводимые ранее ре- ция, которая всегда отрицательно влияла на слои

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

© Свиридов Н. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.