Научная статья на тему 'Трансформация функций государства в экономическом партнерстве с бизнесом'

Трансформация функций государства в экономическом партнерстве с бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРЕСЫ / GOVERNMENT BUSINESS / ECONOMIC RELATIONS / PARTNERSHIP INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратькова Александра Борисовна

Рассматривается проблема трансформации функций, характера и методов участия государства в экономических процессах. Аргументируется точка зрения, согласно которой в условиях постиндустриализации между государством и бизнесом, как одной из эффективных форм координирующего воздействия на экономику, складываются особые экономические отношения, основанные на достижении взаимных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation functions in the economic partnership with business

The problem of transforming function of the nature and methods of state participation in economic processes. Argued the point of view that, in postindustrialization between government and business, as one of the most effective forms of coordinating economic impact, formed special economic relationship, based on the achievement of mutual interests.

Текст научной работы на тему «Трансформация функций государства в экономическом партнерстве с бизнесом»

Ратькова Александра Борисовна

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

[email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ С БИЗНЕСОМ

Рассматривается проблема трансформации функций, характера и методов участия государства в экономических процессах. Аргументируется точка зрения, согласно которой в условиях постиндустриализации между государством и бизнесом, как одной из эффективных форм координирующего воздействия на экономику, складываются особые экономические отношения, основанные на достижении взаимных интересов.

Ключевые слова: государство, бизнес, экономические отношения, партнерские отношения, интересы.

Эволюция роли государства в экономике свидетельствует о том, что его функции, характер и методы участия в экономических процессах постоянно трансформируются. Реализация многочисленных социально-экономических проектов сопряжена с постоянно растущими ограничениями в бюджетной и финансовой сферах, а также с нарастающими требованиями населения к качеству общественных благ и инфраструктуре. Эти условия вызывают необходимость поиска новых форм и инструментов воздействия на экономику. Одной из таких форм, доказывающих свою эффективность как в национальной экономике, так и за рубежом, является система партнерских отношений между государством и бизнесом. Эффективные экономические отношения государства и бизнеса, основанные на достижении взаимных интересов, являются одним из условий устойчивого социально-экономического развития, повышения инновационной и предпринимательской активности, развития инфраструктурных отраслей национальной экономики. В условиях постиндустриализации между государством и бизнесом складываются особые экономические отношения: 1) изменяются функции государства, взаимодействие государства и бизнеса выходит за рамки патернализма со стороны государства; 2) бизнес вовлекается в решение общественно значимых стратегических задач; 3) налаживаются партнерские экономические отношения.

Французский политик и исследователь Л. Фа-биус утверждает, что на смену государству-власте-лину в XXI в. приходит время государства-партнера - «наступает эпоха синтеза», что делает государство более эффективным и открытым [12, с. 89]. Это касается, прежде всего, не просто количественного вклада, а соотношения прав и обязанностей сторон. Суть равноправного диалога заключается в том, что нельзя «командовать бизнесом», ему надо помогать, постоянно создавая благоприятные условия для эффективной деятельности. Основной признак партнерских экономических отношений -органическое сочетание интересов их участников, которое становится взаимовыгодным по отношению к каждому из них. Это предполагает установление контрактов друг с другом, порождаемых со-

вместной деятельностью и включающих в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Содержание экономического интереса наряду с целью включает еще и средство достижения этой цели. Между этими двумя структурными элементами интереса существует диалектическое единство. Именно взаимный интерес является связующим звеном между началом партнерских экономических отношений государства и бизнеса и дальнейшей реализацией поставленных данными партнерами целей. Целью бизнеса служит максимизация прибыли на вложенный капитал. Цель государства - обеспечение макроэкономической устойчивости национальной экономики. Комбинация целей и функций бизнеса, с одной стороны, и государства - с другой, определяет специфику целей и функций государственно-частного партнерства. Его основная задача состоит в реализации целей бизнеса (максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государства. В качестве основной функции государственно-частного партнерства выступает удовлетворение общественных потребностей в части обеспечения эффективного воспроизводства национального капитала [13, с. 313-314].

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился в Великобритании после принятия в 1992 г. правительством концепции о частной финансовой инициативе, которая представляла модернизированную модель управления государственной собственностью. Официальное закрепление термина в экономическом лексиконе не свидетельствует о новациях в экономике. Пионером в реализации идеи взаимовыгодных отношений государства и предпринимательского сектора на благо общества еще 450 лет назад стала Франция. Первая концессия была предоставлена в 1554 г. Адаму де Кра-понну для постройки канала [1, с. 86]. Один из самых известных среди наиболее успешных французских концессионных проектов - распространение братьями Перье минеральной воды из приобретенного ими источника под брендом Perrier (1903). Концессионное соглашение на строительство Су-

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Ратькова А.Б., 2012

эцкого канала было заключено на 99 лет, однако еще до окончания срока было в 1956 г. расторгнуто в связи с национализацией канала правительством Египта. До сих пор во Франции основной формой реализации проектов государственно-частного партнерства остается концессия. Так, в середине 1990-х гг. частные компании контролировали 62% водоснабжения, 75% центрального городского отопления, 60% переработки мусора, 36% системы канализации [4, с. 375]. Практика государственночастного партнерства получила распространение как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с развивающимися рынками. (Аргентина, Китай, Индия, Турция). Используются различные формы партнерских экономических отношений государства и бизнеса: доверительное управление, аренда, концессии, лизинг. Успешные концессионные проекты типа ВОТ в сфере водоснабжения осуществлены в г. Шенгду (столица провинции Сыгуань в Китае) и г. Измит (Турция) [3]. В Европе за период 2001-2008 гг. подписано 750 проектов на условиях государственно-частного партнерства на сумму 8100 млрд. фунтов, в том числе в Великобритании 526 проектов объемом 61 млрд. фунтов [8]. В России, по данным информационного портала ГЧП-Россия.ру, реализуется 50 проектов государственно-частного партнерства. У России есть собственный исторический опыт использования партнерских экономических отношений государства и бизнеса. Известно, что в дореволюционный период (в конце XIX - начале XX века) на концессионной основе происходило строительство железных дорог. В концессии отдавалось коммунальное хозяйство губернских и уездных городов. В переходный период от капитализма к социализму, в годы НЭПа концессионная форма хозяйствования использовалась для привлечения иностранного капитала в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Отечественный опыт свидетельствует: 1) концессии, как и другие формы партнерских экономических отношений государства и бизнеса, способствовали решению стратегических задач в условиях нехватки у государства необходимых средств и навыков предпринимательства; 2) при отсутствии адекватной законодательно-нормативной базы регулирования и контроля эффективность государственно-частного партнерства снижалась, появлялась почва для оппортунистического поведения его участников.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов

различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики» [5, с. 16]. Хотя развитие партнерских экономических отношений государства и бизнеса имеет длительную историю, не сложилось единого подхода к толкованию понятия государственно-частного партнерства. Во многом это связано с широким спектром способов сотрудничества бизнеса и государства независимо от их конкретной формы, продолжительности и интенсивности. Можно отметить различные подходы к определению механизма взаимодействия государства и бизнеса, учитывающие условия и особенности объективной ситуации в той или иной стране. Согласно трактовке Европейского инвестиционного банка, государственно-частное партнерство — это «отношения между частным сектором и органами власти, направленные на использование ресурсов и навыков частного сектора для производства и предоставления общественных товаров и услуг» [11]. В соответствии с подходом Международного рейтингового агентства Standart and Poor’s к государственно-частному партнерству относятся «любые средне- и долгосрочные отношения между бизнесом и государством, предусматривающие для достижения желаемых результатов распределение рисков и вознаграждения в зависимости от предоставленных участникам навыков, знаний и финансовых средств» [5]. В исследовании ОЭСР дается следующее определение: «Государственно-частное партнерство - это соглашение между органами власти и одним или несколькими частными партнерами, согласно которому частные партнеры оказывают определенную услугу. При этом цели государственного органа по предоставлению этой услуги связаны с целями частных партнеров по извлечению прибыли. Эффективность этой связи зависит от значительной передачи риска частным партнерам» [9].

Термин «государственно-частное партнерство» был закреплен в официальных документах, когда 8 июля 2004 г. на заседании правительства РФ развитие форм государственно-частного партнерства было выделено в качестве приоритетного направления для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста [7]. Государственно-частное партнерство стало официальной доктриной в концепции долгосрочного развития, но в документах, специальной и научной литературе единый подход в определении термина не нашел отражение. Так, партнерство государства и бизнеса определяется как система сотрудничества предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями; а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач [6, с. 21]. Наиболее общее определение дано в работе В.Г. Варнавского: «ГЧП -

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

195

институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг» [2, с. 34]. Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону партнерских отношений государства и бизнеса. Термин «государственно-частное партнерство» употребляется в основном в значениях средства, способа, принципа, формы, метода взаимодействия государства и предпринимательских структур. Однако не учитывается направленность данного взаимодействия на взаимовыгодность сотрудничества. С учетом этого государственно-частное партнерство можно определить как долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, существующее в институционально-правовых рамках, отражающих интересы участников с целью достижения максимального общественного эффекта.

В заключении отметим, что в России имеется масштабный потенциал для развития многих форм государственно-частного партнерства, однако для его практической реализации необходимо осознать, что эффективное партнерство государства и бизнеса нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон и формировать на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта общую концепцию государственно-частного партнерства, адаптированную к потребностям экономики. Конкретные механизмы партнерства, выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного и ответственного распределения функций и правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой после принятия соответствующих законодательных норм. Эффективное партнерство и реализация функций государства и бизнеса возможно только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Неуверенность в стабильности «правил игры» способствует формальной реализации функций бизнеса в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.

Библиографический список

1. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. / Пер. с фр. М.А. Юсима. Ч. 1: Роль среды. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 270 с.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. - 287 с.

3. Гулина К. Неподъемный кран // Коммерсантъ Деньги. 2011. - №36. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/dos/1770674.

4. Daniels R.J. and Triebcock J. Private Provision of Public infrastructure: an organizational analysis of the next privatization frontier // University of Toronto Law Journal. - 1996. - №46. - P. 375-378.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. утв. распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/indexdocs.

6. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов. - М.: РАГС, 2007. - 260 с.

7. Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akdi.ru/ econom/program/45. htm

8. Официальный сайт «Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anspa.ru.

9. Public/private partnerships for innovation: Policy rationale, trends and issues. OECD. 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.

10. Standard and Poor’s. Public Private

Partnerships: Global Credit Survey 2005. S&P,NY,2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.standardandpoors.com/spf/pdf/

fixedincome/PPP_Credit_Survey_2005.pdf

11. The EIB Role in Public-Private Partnerships. European Investment Bank. Luxembourg, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. eib. org/Attachments/thematic/eib_ppp_in. pdf

12. Fabius L. Le role et la place de l’Etat au debut du XXIe siècle. Р., 2001. - 320 s.

13. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 727 с.

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.