Ратькова Александра Борисовна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ С БИЗНЕСОМ
Рассматривается проблема трансформации функций, характера и методов участия государства в экономических процессах. Аргументируется точка зрения, согласно которой в условиях постиндустриализации между государством и бизнесом, как одной из эффективных форм координирующего воздействия на экономику, складываются особые экономические отношения, основанные на достижении взаимных интересов.
Ключевые слова: государство, бизнес, экономические отношения, партнерские отношения, интересы.
Эволюция роли государства в экономике свидетельствует о том, что его функции, характер и методы участия в экономических процессах постоянно трансформируются. Реализация многочисленных социально-экономических проектов сопряжена с постоянно растущими ограничениями в бюджетной и финансовой сферах, а также с нарастающими требованиями населения к качеству общественных благ и инфраструктуре. Эти условия вызывают необходимость поиска новых форм и инструментов воздействия на экономику. Одной из таких форм, доказывающих свою эффективность как в национальной экономике, так и за рубежом, является система партнерских отношений между государством и бизнесом. Эффективные экономические отношения государства и бизнеса, основанные на достижении взаимных интересов, являются одним из условий устойчивого социально-экономического развития, повышения инновационной и предпринимательской активности, развития инфраструктурных отраслей национальной экономики. В условиях постиндустриализации между государством и бизнесом складываются особые экономические отношения: 1) изменяются функции государства, взаимодействие государства и бизнеса выходит за рамки патернализма со стороны государства; 2) бизнес вовлекается в решение общественно значимых стратегических задач; 3) налаживаются партнерские экономические отношения.
Французский политик и исследователь Л. Фа-биус утверждает, что на смену государству-власте-лину в XXI в. приходит время государства-партнера - «наступает эпоха синтеза», что делает государство более эффективным и открытым [12, с. 89]. Это касается, прежде всего, не просто количественного вклада, а соотношения прав и обязанностей сторон. Суть равноправного диалога заключается в том, что нельзя «командовать бизнесом», ему надо помогать, постоянно создавая благоприятные условия для эффективной деятельности. Основной признак партнерских экономических отношений -органическое сочетание интересов их участников, которое становится взаимовыгодным по отношению к каждому из них. Это предполагает установление контрактов друг с другом, порождаемых со-
вместной деятельностью и включающих в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Содержание экономического интереса наряду с целью включает еще и средство достижения этой цели. Между этими двумя структурными элементами интереса существует диалектическое единство. Именно взаимный интерес является связующим звеном между началом партнерских экономических отношений государства и бизнеса и дальнейшей реализацией поставленных данными партнерами целей. Целью бизнеса служит максимизация прибыли на вложенный капитал. Цель государства - обеспечение макроэкономической устойчивости национальной экономики. Комбинация целей и функций бизнеса, с одной стороны, и государства - с другой, определяет специфику целей и функций государственно-частного партнерства. Его основная задача состоит в реализации целей бизнеса (максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государства. В качестве основной функции государственно-частного партнерства выступает удовлетворение общественных потребностей в части обеспечения эффективного воспроизводства национального капитала [13, с. 313-314].
Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился в Великобритании после принятия в 1992 г. правительством концепции о частной финансовой инициативе, которая представляла модернизированную модель управления государственной собственностью. Официальное закрепление термина в экономическом лексиконе не свидетельствует о новациях в экономике. Пионером в реализации идеи взаимовыгодных отношений государства и предпринимательского сектора на благо общества еще 450 лет назад стала Франция. Первая концессия была предоставлена в 1554 г. Адаму де Кра-понну для постройки канала [1, с. 86]. Один из самых известных среди наиболее успешных французских концессионных проектов - распространение братьями Перье минеральной воды из приобретенного ими источника под брендом Perrier (1903). Концессионное соглашение на строительство Су-
194
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Ратькова А.Б., 2012
эцкого канала было заключено на 99 лет, однако еще до окончания срока было в 1956 г. расторгнуто в связи с национализацией канала правительством Египта. До сих пор во Франции основной формой реализации проектов государственно-частного партнерства остается концессия. Так, в середине 1990-х гг. частные компании контролировали 62% водоснабжения, 75% центрального городского отопления, 60% переработки мусора, 36% системы канализации [4, с. 375]. Практика государственночастного партнерства получила распространение как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с развивающимися рынками. (Аргентина, Китай, Индия, Турция). Используются различные формы партнерских экономических отношений государства и бизнеса: доверительное управление, аренда, концессии, лизинг. Успешные концессионные проекты типа ВОТ в сфере водоснабжения осуществлены в г. Шенгду (столица провинции Сыгуань в Китае) и г. Измит (Турция) [3]. В Европе за период 2001-2008 гг. подписано 750 проектов на условиях государственно-частного партнерства на сумму 8100 млрд. фунтов, в том числе в Великобритании 526 проектов объемом 61 млрд. фунтов [8]. В России, по данным информационного портала ГЧП-Россия.ру, реализуется 50 проектов государственно-частного партнерства. У России есть собственный исторический опыт использования партнерских экономических отношений государства и бизнеса. Известно, что в дореволюционный период (в конце XIX - начале XX века) на концессионной основе происходило строительство железных дорог. В концессии отдавалось коммунальное хозяйство губернских и уездных городов. В переходный период от капитализма к социализму, в годы НЭПа концессионная форма хозяйствования использовалась для привлечения иностранного капитала в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Отечественный опыт свидетельствует: 1) концессии, как и другие формы партнерских экономических отношений государства и бизнеса, способствовали решению стратегических задач в условиях нехватки у государства необходимых средств и навыков предпринимательства; 2) при отсутствии адекватной законодательно-нормативной базы регулирования и контроля эффективность государственно-частного партнерства снижалась, появлялась почва для оппортунистического поведения его участников.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов
различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики» [5, с. 16]. Хотя развитие партнерских экономических отношений государства и бизнеса имеет длительную историю, не сложилось единого подхода к толкованию понятия государственно-частного партнерства. Во многом это связано с широким спектром способов сотрудничества бизнеса и государства независимо от их конкретной формы, продолжительности и интенсивности. Можно отметить различные подходы к определению механизма взаимодействия государства и бизнеса, учитывающие условия и особенности объективной ситуации в той или иной стране. Согласно трактовке Европейского инвестиционного банка, государственно-частное партнерство — это «отношения между частным сектором и органами власти, направленные на использование ресурсов и навыков частного сектора для производства и предоставления общественных товаров и услуг» [11]. В соответствии с подходом Международного рейтингового агентства Standart and Poor’s к государственно-частному партнерству относятся «любые средне- и долгосрочные отношения между бизнесом и государством, предусматривающие для достижения желаемых результатов распределение рисков и вознаграждения в зависимости от предоставленных участникам навыков, знаний и финансовых средств» [5]. В исследовании ОЭСР дается следующее определение: «Государственно-частное партнерство - это соглашение между органами власти и одним или несколькими частными партнерами, согласно которому частные партнеры оказывают определенную услугу. При этом цели государственного органа по предоставлению этой услуги связаны с целями частных партнеров по извлечению прибыли. Эффективность этой связи зависит от значительной передачи риска частным партнерам» [9].
Термин «государственно-частное партнерство» был закреплен в официальных документах, когда 8 июля 2004 г. на заседании правительства РФ развитие форм государственно-частного партнерства было выделено в качестве приоритетного направления для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста [7]. Государственно-частное партнерство стало официальной доктриной в концепции долгосрочного развития, но в документах, специальной и научной литературе единый подход в определении термина не нашел отражение. Так, партнерство государства и бизнеса определяется как система сотрудничества предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями; а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач [6, с. 21]. Наиболее общее определение дано в работе В.Г. Варнавского: «ГЧП -
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
195
институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг» [2, с. 34]. Каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону партнерских отношений государства и бизнеса. Термин «государственно-частное партнерство» употребляется в основном в значениях средства, способа, принципа, формы, метода взаимодействия государства и предпринимательских структур. Однако не учитывается направленность данного взаимодействия на взаимовыгодность сотрудничества. С учетом этого государственно-частное партнерство можно определить как долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, существующее в институционально-правовых рамках, отражающих интересы участников с целью достижения максимального общественного эффекта.
В заключении отметим, что в России имеется масштабный потенциал для развития многих форм государственно-частного партнерства, однако для его практической реализации необходимо осознать, что эффективное партнерство государства и бизнеса нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон и формировать на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта общую концепцию государственно-частного партнерства, адаптированную к потребностям экономики. Конкретные механизмы партнерства, выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного и ответственного распределения функций и правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой после принятия соответствующих законодательных норм. Эффективное партнерство и реализация функций государства и бизнеса возможно только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Неуверенность в стабильности «правил игры» способствует формальной реализации функций бизнеса в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.
Библиографический список
1. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. / Пер. с фр. М.А. Юсима. Ч. 1: Роль среды. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 270 с.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. - 287 с.
3. Гулина К. Неподъемный кран // Коммерсантъ Деньги. 2011. - №36. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/dos/1770674.
4. Daniels R.J. and Triebcock J. Private Provision of Public infrastructure: an organizational analysis of the next privatization frontier // University of Toronto Law Journal. - 1996. - №46. - P. 375-378.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. утв. распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/indexdocs.
6. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов. - М.: РАГС, 2007. - 260 с.
7. Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akdi.ru/ econom/program/45. htm
8. Официальный сайт «Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anspa.ru.
9. Public/private partnerships for innovation: Policy rationale, trends and issues. OECD. 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.
10. Standard and Poor’s. Public Private
Partnerships: Global Credit Survey 2005. S&P,NY,2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.standardandpoors.com/spf/pdf/
fixedincome/PPP_Credit_Survey_2005.pdf
11. The EIB Role in Public-Private Partnerships. European Investment Bank. Luxembourg, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. eib. org/Attachments/thematic/eib_ppp_in. pdf
12. Fabius L. Le role et la place de l’Etat au debut du XXIe siècle. Р., 2001. - 320 s.
13. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 727 с.
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012