ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДИ КУРСАНТОВ МВД
Е.А. Астахова, магистрант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-173-180
Аннотация. У каждого индивида в процессе жизнедеятельности формируется несколько идентичностей, одной из которых является профессиональная, которая в данном исследовании рассматривается с точки зрения, теорий социальной идентичности, идентичности с профессией и организацией. Под профессиональной идентичностью понимаются различные стратегии, которые предпринимаются для согласования различных восприятий деятельности. Были проведены 13 индивидуальных глубинных полуструктурированных интервью с курсантами МВД. Были описаны стратегии, по которым курсанты соотносят конфликтующие представления о деятельности полиции и на основе которых выстраивают свое дальнейшее существование в профессии.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, курсанты, полиция, профессиональный выбор, карьерные планы.
Выбор профессиональной деятельности является важным процессом в формировании личности индивида. Именно по работе в дальнейшем будут судить о человеке окружающие, и он будет судить сам себя [11]. В зависимости от статуса профессии в обществе зависит интерес индивидов к участию в ней, а также уровень их идентичности с профессиональной группой.
Институт полиции не является исключением, однако в рамках российского общества он имеет ряд противоречий. С одной стороны, профессия полицейского призвана помогать гражданам и защищать их. При этом россияне воспринимают полицейских как коррумпированных и некомпетентных (30% считают полицейских непрофессиональными), как следствие отсутствует доверие институту полиции, что является необходимым условием для нормального функционирования общества [5].
Как отмечают сотрудники [7], сама структура создает условия для нечестной деятельности. Многие бывшие сотрудники указывали на то, что профессиональный идеал, ради которого они приходили в данное поле, не соответствует тому, что на данный момент есть в полицейской структуре.
Несмотря на указанные выше несоответствия (организации и профессии, нега-
тивное общественное мнение), молодые люди все равно выбирают данную деятельность и идут обучаться профессии в специализированный ВУЗ. Соответственно, в рамках данного исследования был изучен феномен профессиональной идентичности курсантов МВД и особенности ее формирования в условиях неоднозначности отношений к деятельности.
Теоретическая рамка
В настоящий момент в социологической мысли понятие профессиональной идентичности не имеет четкой и однозначной интерпретации и операционализации, поэтому в рамках данной работы мы рассматривали данный феномен на пересечении двух подходов: теории формирования социальной идентичности и теории профессиональной идентичности, а их взаимосвязь являлась теоретической рамкой исследования.
Формирование социальной идентичности
Изначально мы исходили из подхода, что социальная идентичность индивида неоднородна, поэтому профессиональная идентичность индивида - составная часть его социальная идентичности [11]. Соответственно, справедливо предполагать, что по отношению к профессиональной идентичности работают те же механизмы, что и
для социальной. За основу бралась теория Дж.Г. Мида, который определял самость, как рефлексивный процесс между внутренним I и социальным Ме [10]. Для собственной идентификации индивид оценивает себя с позиции другого, предугадывает ожидаемое поведение. А значит необходимо, чтобы личные представления человека о себе самом соответствовали тому, как его воспринимают другие.
Данная рамка была дополнена концепцией «Зеркального Я» Кули [2] для возможности рассмотрения динамики формирования идентичности. В процессе взаимодействия, поскольку его представления о том, как его воспринимают другие могут не совпадать с реальным восприятием, что становится понятным только в процессе взаимодействия. Таким образом, индивид переформирует свою идентичность, чтобы добиться соответствия и целостности.
Формирование профессиональной
идентичности
Существует два основных подхода к изучению профессиональной идентичности - идентичность с профессией (отождествление индивида себя с определенной профессиональной группой, разделение ценностей профессии, следование профессиональному долгу [9]) и идентичность с организацией (приверженность к организации, разделение ее установок и норм [12]). В исследованиях используется та или иная оптика в качестве доминирующей, однако ряд исследователей считает, что данные понятия стоит рассматривать в совокупности, как две составляющие профессиональной идентичности [1].
Принято считать, что профессиональная идентичность формируется до организационной [1], поскольку изначально индивиды выбирают профессию, обучаются на нее, а уже после идут работать в определенную организацию. В этом плане институт полиции является исключением, так как выбирая профессию, молодые люди изначально понимают, в какой структуре им придется работать, поэтому мы предполагаем, что процессы формирования идентичности с профессией и организацией совпадают.
Для разных профессий доминирующей является идентичность или с профессией, или с организацией, но в любом профессиональном поле необходимо, чтобы составляющие соответствовали друг другу, то есть для формирования целостной профессиональной идентичности необходимо, чтобы установки организации не противоречили профессиональному долгу.
Итоговая модель
Для комплексного понимания формирования профессиональной идентичности среди курсантов необходимо использовать обобщающий подход. Мы исходим из предположения, что курсанты воспринимают и оценивают деятельность полиции с 4 перспектив: у них есть собственное мнение о полиции как структуре и профессии, и мнение относительно общественного восприятия структуры и профессии. В их сознании данные оценки могут соответствовать или вступать в противоречие, и в зависимости от этого курсанты применяют различные стратегии, которые определяют их профессиональную идентичность.
Профессиональная идентичность в рамках данного исследования будет пониматься как способ определения своего места в профессии, своих стратегий по отношению к карьере при условии множества противоречащих друг другу восприятий деятельности.
Методология
Данное исследование проводилось в рамках качественной методологии, поскольку было важно изучить, как курсанты воспринимают деятельность полиции и выстраивают стратегии для соотнесения конфликтующих взглядов относительно профессии и организации. Данное противоречие возможно проанализировать только с помощью качественной методологии, поскольку курсанты могут не осознавать существование противоречия, а формулирование стратегий по его решению будет происходить только во время нарратива.
Группа курсантов труднодоступна и закрыта, в связи с чем возникает риск наличия социально одобряемых ответов, что является ограничением исследования. Для его преодоления было принято решение во время интервью совместно с обычными
вопросам использовать проективные методики. В качестве метода были выбраны проективные вопросы с помощью проективных ситуаций о причинах выбора профессии, которые удалось определить на основе имеющейся литературы.
Таким образом, итоговая выборка исследования состояла из 13 респондентов, которые являлись курсантами МВД из разных городов России. Существовал ряд критериев, которые необходимо было отразить в выборке, чтобы получить максимально разнообразные взгляды на феномен. Так, среди респондентов были как мужчины, так и женщины, представители различных курсов обучения и выходцы из разных городов России.
Основные результаты
Действительно, в сознании курсантов прослеживается противоречие профессии и организации, а также восприятие курсантов формируется не сразу, а проходит несколько этапов, далее они будут рассмотрены.
Причины выбора профессии
На первом этапе курсанты судят о деятельности с позиции гражданских лиц в период выбора места обучения. Кто-то выбирает именно ВУЗ, не осознавая себя будущим сотрудником. Курсанты закрывали для себя «боли», которые у них были на момент поступления и выбора профессии, что обеспечивалось легкостью поступления и наличием целевого обучения.
Также курсанты озвучивали желание независимости, некоторые хотели уехать из своего родного города и стать независимыми от родителей, а поступление гарантировало переезд. И продолжение начатого пути, часть курсантов еще до поступления в университет обучалась в различных Кадетских и Суворовских корпусах. Соответственно, они уже привыкли к военизированным порядкам и даже не рассматривали обучение в обычном ВУЗе, так как переживали, что «свобода ударит в голову».
Если говорить о мотивах, связанных с полицией как с организацией, выбор полицейской структуры обеспечивал предсказуемость и стабильность дальнейшей
карьеры: возможность социальной мобильности, гарантированное трудоустройство, а также материальная мотивация (однако стоит отметить, что она выражалась не в желании большой зарплаты, поскольку «ради денег данную профессию не выбирают», а в терминах стабильности, что работа и зарплата всегда будут).
Другой причиной, которую курсанты относили к одной из наиболее популярных, было «продолжение династии. Курсанты отмечают, что многие приходят в деятельность по стопам родителей. При этом часть респондентов продолжают династию своих родственников не по своей воле:
Некоторые считают, что родители таким образом понимают, что ждет в дальнейшем детей, поэтому их жизнь будет оставаться под контролем. При этом родители направляют детей на службу, оперируя аргументами в пользу организации и структуры, а не профессии. Также наличие родственников в структуре положительно сказывается на дальнейшем продвижении по карьерной лестнице, по мнению курсантов. Другие же говорят о том, что несмотря на наличие родственников в структуре, решение было принято самостоятельно, при этом родители могли как поддерживать, так и нет, поскольку осознают все будущие трудности. Соответственно, курсанты выбирали профессию исходя из собственных представлений и желания помогать людям.
Со схожей мотивацией были и те, у кого среди родственников не было сотрудников. Соответственно, они выбирали профессию из-за идеалистических представлений о деятельности.
Динамика субъективного восприятия
Далее на этапе обучения взгляды курсантов претерпевают некоторые изменения, поскольку они становятся членами института полиции. В связи с чем начинают понимать некоторые нюансы профессии. Курсанты предполагали, что своей работой они будут действовать по морали, но понимают, что работа полицейским не такая, как в фильмах и книгах.
«Когда буква морали и буква закона рознятся, тебе следует поступать в соответствии с законодательством. И это не как в фильмах» (ж., 4 курс)
Также отмечалась эмоциональная тяжесть работы, которая приводит к профессиональной деформации, поскольку необходимо взаимодействовать с неблагоприятными слоями населения. Соответственно, курсанты испытывают некоторый кризис, поскольку их идеальный образ профессии, который создался до поступления, не оправдывается. Также четко прослеживается несоответствие профессии и структуры. Курсанты осознают, что профессия не может быть отделена от организации, а в ней действуют свои законы, которым необходимо подчиняться, если ты хочешь работать по профессии.
В целом полученные результаты с недостатками соответствуют тому, что предполагалось обнаружить из анализа литературы [7]:
Палочная система. При этом среди курсантов наблюдается неоднозначное отношение: некоторые считают систему абсолютно неприемлемой, другие не видят лучшей альтернативы и считают систему оптимальным методом контроля.
Коррумпированность. Несмотря на распространённость практик, некоторые считают, что всё равно будут честными полицейскими. Хотя, как они отмечают, иногда это принимает такие формы, что быть коррумпированным становится необходимым.
Назначение сверху. В рамках структуры распространены практики преемственности. Поэтому курсанты делились переживаниями, не смогут получить хорошее место, даже усердно работая.
Текучка кадров. Во-первых, нехватка кадров ведет к тяжелым условиям труда, которые связаны с ненормированным рабочем днем. Во-вторых, текучка кадров является свидетельством того, что несмотря на все те плюсы, что система дает сотрудникам, этого оказывается недостаточно.
Указанные недостатки и сложности профессии и организации влияют на отношение к деятельности. Таким образом,
курсанты выделяют различные оправдательные стратегии, с помощью которых объясняют сами себе, почему на данный момент структура несовершенна. Часть считает, что «многое зависит от начальства» - все проблемы структуры, с которыми будущему сотруднику предстоит столкнуться, зависят от того, какое руководство ему попадется. Другие же отмечают, что «многое зависит от людей, их личностных характеристик». Данная стратегия заключается в том, что курсанты признают наличие проблем в системе, но считают, что это личный выбор каждого отдельного сотрудника, как работать и как поступать. Также курсанты прибегали к сравнению с другими профессиями - они отмечали, что во многих профессиях есть такие же проблемы, но просто именно полицейских в большей мере за это судят. Также отдельный фактор - влияние негативного общественного мнения.
Восприятие общественного мнения Полноценное осознание отношения общества к полиции приходит к курсантам только во время обучения, поскольку они начинают носить форму, то есть восприниматься гражданами, как сотрудники полиции. По мнению курсантов, форма налагает чрезмерную ответственность:
«Страшно за то, что ты ещё ничего не знаешь, а к тебе в любой момент могут подойти ... я, девочка полтора метра ростом, а там мужики дерутся в метро, к примеру, и ты ничего не можешь сделать» (ж., 4 курс)
А также форма порождает негативное отношение граждан, если обратиться концепции «Зеркального Я» [2], то форма служит определенным символом отношения к профессиональной группе.
«Страшно за свою жизнь, потому что не все люди любят людей в форме, какая-нибудь агрессия может передаваться словесно или даже взглядом, ты чувствуешь это и это неприятно» (ж., 4 курс)
Таким образом, можно говорить, что форма воспринимается самими курсантами и обществом, по их мнению, не просто как отличительный знак профессии, а как стигматизирующий [8], который порожда-
ет соответствующее негативное отношение.
В ходе анализа литературы отмечалось что институт полиции отличается тем, что сотрудники и организация непосредственно связаны в отличие от многих других профессий [1]. В связи с этим, по мнению курсантов, для общества это одно и то же, соответственно отношение к одной составляющей влияет на другую.
Итак, можно выделить несколько основных блоков причин негативного отношения. Негативное отношение из-за характеристик общества и отдельных его групп. Исторически сложившееся негативное отношение. Часть информантов отмечает, что негативное отношение со стороны граждан является «пережитком прошлого» [5]. Негативное отношение из-за влияния СМИ. Причем данный аспект раскрывался в двух направлениях: в СМИ все чересчур идеализировано или слишком комично и негативно. Другое же направление обвинений СМИ было прямо противоположным. Курсанты отмечали, что в новостях, журналах специально подчеркивают и обостряют ситуации, которые выставляют сотрудников в неприглядном свете.
Таким образом, все представленные выше причины негативного общественного отношения выступают своего рода щитом, поскольку отрицательные характеристики структуры и профессии не признаются, а оправдываются. Но есть и противоположные мнения.
Негативное отношение из-за личностных характеристик отдельных полицейских. Курсанты признавали, что, действительно, в структуре есть проблемы, однако они не выделяли данные проблемы на уровне всего института, а считали их следствием личностных характеристик отдельных сотрудников.
Негативное отношение из-за проблем системы. По мнению курсантов, негативное общественное отношение является справедливым, потому что структура, действительно, несовершенна. То есть система не соответствует профессиональному идеалу, а сотрудник - человек подневольный.
Карьерные планы и стратегии Можно выделить три основных крупных блока стратегий по отношению к будущей профессии: однозначный отказ от работы в органах; сомнения относительно будущей работы, но проработка различных вариантов; однозначное намерение продолжать работу.
Если рассматривать тех, кто точно решил не продолжать работу в структуре, среди респондентов было две основные причины такого решения. Во-первых, изначально у курсантов не было желания работать, то причиной обучения становился наказ служащих родителей. Соответственно, субъективное мнение относительно профессии и структуры - негативно, и оно совпадает с негативным общественным восприятием.
Во-вторых, когда человек пришел в деятельность из-за отсутствия альтернатив и имел ограниченные представления о деятельности, во многом руководствовался рациональными и материальными мотивами. Соответственно, приходит понимание, что работа в полиции не приносит ни удовлетворения в профессиональном плане, ни комфортных условий труда:
Сомневающиеся, это, во-первых, курсанты, которые пришли либо ввиду отсутствия альтернатив, либо те, которые выделяли для себя выгоды работы в структуре, то есть не идентифицировали себя как полицейских:
«Я никогда не представлял себя полицейским на самом деле. И на полицейских я смотрел издалека и побаивался их» (м., 3 курс)
На этапе обучения они уже осознают недостатки структуры, в которую сами осознанно пришли, но основная стратегия оправдания через личностные характеристики полицейских, к которым они себя не причисляют. При этом общественное мнение они считают неоправданным, так как общество судит по тому сотруднику, с которым столкнется. Они планируют работать до окончания контракта, а дальше решать, готовы ли они продолжать работать.
Также в этой категории есть курсанты, которые пришли ради профессионального
идеала, а столкнулись с тем, что их мечты не совпали с реальностью. Для некоторых критичным моментом становится подневольность, что они вынуждены выполнять приказы. Для других открываются другие недостатки структуры, и они не видят сил в себе их побороть. Также на них давит негативное общественное мнение. При этом они все равно хотят оставаться в данной сфере, помогать людям, поэтому ищут альтернативные пути: академическая деятельность, прокуратура и т.д:
«Ну не преподавать, а командиром взводов. Заниматься воспитательной деятельностью скажем так, руководить курсантами, делать из них людей (смеется)» (И9, м., 3 курс)
И последняя категория курсантов, которые точно будут продолжать службу. Опять же внутри их можно разделить на работу в структуре и на работу-следование профессиональному долгу. В этом плане сами куранты выделяли четкую дихотомию: быть хорошим полицейским и быть успешным полицейским. Можно выделить 3 основных типа стратегий:
1. «Работа есть работа». Данные курсанты пришли ради профессии, поэтому стремятся выполнять профессиональный долг невзирая ни на что.
2. Быть успешными во благо. Курсанты стремятся к профессиональному идеалу полицейского, но при этом осознают, что система не соответствует, а негативное общественное мнение тоже считается оправданным, причем основной причиной проблем структуры они видят начальство. Таким образом, они стремятся работать усердно, чтобы занять такую должность, где их голос будет что-то значить, чтобы изменить структуру в лучшую сторону.
«Дослужиться до приличного такого звания, чтобы я мог как-то повлиять что ли на систему эту. Я надеюсь на это, конечно.» (И1, м., 2 курс)
3. Успешный полицейский. Курсанты, которые выбирали структуру ради стабильности, мобильности и трудоустройства, то есть всех тех благ, что дает служба. При этом они не признают серьезных проблем структуры, а негативное общественное мнение связывают с характери-
стиками общества и влиянием СМИ. Соответственно, в их планы входит дослужиться до звания, чтобы получать все те блага, которые дает службы в данной структуре:
«Я смогу что-то изменить, только если я добьюсь каких-то результатов. А нужно ли мне будет что-то менять, если я добьюсь этих результатов? Тут либо ты работаешь, либо уходишь и все» (м., 4 курс)
Заключение
В данном исследовании было изучено, как в условиях неоднозначного отношения к профессии курсанты делают выбор в ее пользу и как в дальнейшем формируют свою профессиональную идентичность. В сознании курсантов разграничиваются полиция как профессия и полиция как организация, что подтверждает противоречивость данного института и необходимость его дальнейшего совершенствования
Если возвращаться к литературе, изначально мы предполагали, что курсанты формируют восприятие деятельности с точки зрения четырех перспектив: как другие воспринимают организацию и профессию, как они сами воспринимают организацию и профессию. Однако в ходе анализа было выявлено, что субъективное восприятие действительно разделяется на работу по профессии и работу в организации, что выражается и в основных причинах выбора и в дальнейших стратегиях. Однако общественное восприятие не имеет четкой дихотомии в сознании курсантов.
Также предполагалось, что в зависимости от восприятия деятельности как работы в структуре или работы по профессии курсанты определяют для себя причины выбора данной профессии. В ходе обзора литературы было выявлено, что ими могут быть: желание власти, отсутствие альтернатив, внутренние характеристики работы, гарантия занятости и социального обеспечения и влияние третьих лиц [4;7]. И, действительно, в нарративах курсантов все они прослеживались и дополнялись новыми категориями. Но также было выявлено, что все их можно разделить на три крупных блока: выбирали место обучения, хотели следовать профессиональному идеа-
лу, хотели работать в структуре и получать торые пришли ради профессионального все блага службы. идеала и готовы были быть «хорошими»
Таким образом, было продемонстриро- полицейскими не видят в себе сил идти вано, что в профессиональная идентич- против системы, поэтому принимают ре-ность курсантов представляет собой стра- шение уйти из профессии. Другая часть тегии, по которым курсанты соотносят курсантов стремится быть честными поли-конфликтующие представления о деятель- цейскими несмотря ни на что, а третьи же-ности полиции и на основе которых вы- лают изменить институт так, чтобы в нем страивают свое дальнейшее существова- профессиональный долг и правила органи-ние в профессии. Некоторые курсанты, ко- зации соответствовали друг другу.
Библиографический список
1. Baruch Y., Cohen A. The Dynamics Between Organisational Commitment and Professional Identity Formation at Work // Identities at Work. - 2007. - P. 241-260.
2. Cooley C. H. Looking-Glass Self // The Productin of Reality. - 1983. - С. 126-128.
3. Kranton R.E., Akerlof G.A. Identity and the Economics of Organizations // J. Econ. Per-spect. - 2005. - Vol. 19. № 1. - P. 9-32.
4. Moon B., Hwang E. G. The reasons for choosing a career in policing among South Korean police cadets // J. Crim. Justice. - 2004. - Vol. 32. № 3. - P. 223-229.
5. Zernova M. The public image of the contemporary Russian police: Impact of personal experiences of policing, wider social implications and the potential for change // Polic. An Int. J. Police Strateg. Manag. - 2012. - Vol. 35. № 2. - P. 216-230.
6. Гимпельсон В., Монусова Г. Доверие полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. - 2012. - №11. - С. 24-47.
7. Гладарев Б.С. Опасность милиции общественной безопасности: возможные социальные следствия институциональной деградации органов охраны правопорядка // Социология вчера, сегодня, завтра. - 2008. - С. 151-174.
8. Гоффман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. - 1963. -С. 1-40.
9. Перинская Н.А. Профессиональная Идентичность // Znanie. Ponimanie. Umenie. -2018. - № 2. - С. 209-211.
10. Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 45-61.
11. Хьюз Э.Ч. Работа и человеческое Я // Чикагская школа социологии Сб. переводов. -2015. - С. 92-107.
12. Эшфорт Б., Маил Ф. Теория социальной идентичности в контексте организации // Организационная психология. - 2012. - Т. 2. № 1. - С. 4-27.
INFLUENCE OF THE POLICE PERCEPTION ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY AMONG THE CADETS OF THE MINISTRY
OF INTERNAL AFFAIRS
E.A. Astakhova, Graduate Student
National Research University «Higher School of Economics» (Russia, Moscow)
Abstract. During the lifetime in everyone several identities is forming, one of which is professional. To understand phenomenon of professional identity formation we used theories of social identity, identity with a profession and an organization. Thus, professional identity is understood as the various strategies that are taken to reconcile different perceptions: subjective ideas about the profession and organization and public perceptions about the profession and organization. 13 individual in-depth semi-structured interviews with cadets were conducted. We described the strategies by which cadets e reconcile conflicting ideas about the police activities and on the basis of which they form their further existence in the profession.
Keywords: professional identity, cadets, police, professional choice, career opportunity.