Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности курсантов в связи с деструктивностью личности'

Особенности профессиональной идентичности курсантов в связи с деструктивностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL IDENTITY / DESTRUCTIVITY OF PERSONALITY / PSYCHODIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Злоказов Кирилл Витальевич

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной идентичности курсантов в связи с деструктивностью личности. Описывается связь представлений о профессии с разноуровневыми составляющими деструктивности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS IN RELATION TO DESTRUCTIVITY OF PERSONALITY

In the article the results of empirical research of features of professional identity of cadets in connection with destructivity of personality are discussed. The connection of ideas of a profession with differently-leveled components of destructivity of personality is described.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности курсантов в связи с деструктивностью личности»

ББК 88.4 YAK 37.035.7

К.В. ЗЛОКАЗОВ

K.V. ZLOKAZOV

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В СВЯЗИ С ДЕСТРУКТИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS IN RELATION TO DESTRUCTIVITY OF PERSONALITY

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной идентичности курсантов в связи с деструктивностью личности. Описывается связь представлений о профессии с разноуровневыми составляющими деструк-тивности личности.

In the article the results of empirical research of features of professional identity of cadets in connection with destructivity of personality are discussed. The connection of ideas of a profession with differently-leveled components of destructivity of personality is described.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, деструктивность личности, психодиагностика.

Key words: professional identity, destructivity of personality, psychodiagnosis.

Актуальным психолого-педагогическим аспектом образовательного процесса в ведомственных высших учебных заведениях выступает вопрос о формировании профессиональной идентичности сотрудников полиции всех этапах профессиональной подготовки, в том числе и послевузовского образования. Это обусловлено рядом причин, одной из которых является противоправное поведение ряда сотрудников правоохранительных органов. Совершаемые поступки свидетельствуют о полном неприятии профессионально значимых нравственных ценностей и ориентиров, диффузии правосознания, профессиональной деструкции [8, с. 148-150]. В этой связи, встаёт вопрос о научно-психологическом анализе проблем деструктивности поведения и личности сотрудников полиции в связи с профессиональной идентичностью и её составляющими.

Профессиональная идентичность и деструктивность личности как психологические категории. В современной психологической науке и практике существует значительное количество подходов к описанию феномена идентичности, а также исследований, раскрывающих аспекты идентичности в различных формах активности человека и общества [2, с. 18]. В рамках большинства работ профессиональная идентичность представлена составляющей общей идентичности человека. Э. Эриксон относит профессиональную идентичность к социальному уровню идентичности [19, с. 155-170]. По мнению Э. Эриксона, профессиональная идентичность, как и иные составляющие идентичности человека, лабильна и модифицируется на протяжении всей жизни. Т.Б. Шнейдер описывает профессиональную идентичность в координатах человеческой активности: профессия соответствует уровню внешней активности и представляет профессиональную (обычную) занятость чем-то, профидентичность соответствует уровню внутренней активности, проявляется в личностной значимости профессиональной активности для человека. Т.Б. Шнейдер подчёркивает наличие связи субъективных переживаний тождественности личности профессиональным требованиям и возможностям для саморазвития с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении ответственности и в переживании

собственной профессиональной самоэффективности, убеждённости людей в возможности реализовать свой потенциал и интеллектуальные ресурсы в профессиональной деятельности [13, с. 18-19]. Профессиональная идентичность предполагает рефлексию субъектом состоятельности деятельности, сопровождаемой осмыслением её значения для саморазвития и самосовершенствования. Однако понимание профессиональной идентичности в исключительно конструктивном аспекте не даёт возможности объяснять случаи чрезмерной жестокости, немотивированной агрессии, сопровождающиеся применением огнестрельного оружия, специальных средств. Нападавшие (например: Д. Евсюков, Д. Пецкалев, А. Мец, Э. Манджиев), имели значительный стаж службы, находились на должностях младшего и среднего руководящего состава, положительно характеризовались коллегами, были наставниками и кураторами молодых сотрудников. Ещё одним аспектом проблемы является тот факт, что существующие исследования профессиональной идентичности и деструкции Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой [Цит. по: 4, с. 112123], раскрывают проблемы деформации структур личности и деятельности, с точки зрения воздействия на них профессиональной деятельности, и не часто берут во внимание уже существующий у профессионала уровень деструк-тивности, возникающий до принятия им решения о выборе профессии, начале профессионального обучения. Опираясь на позицию Е.П. Ермолаевой, о профессиональной маргинализации, как утрате профессиональной идентичности [5, с. 51-59], сформулируем предположение о влиянии деструктив-ности на профессиональную идентичность. В эмпирическом исследовании, обсуждаемом в статье, эта гипотеза рассматривалась путём установления связи между частотой и детализацией описания характеристик профессиональной деятельности и личности сотрудника полиции курсантами с различным уровнем деструктивности.

Перед обсуждением результатов эмпирического исследования кратко проиллюстрируем взгляды на феномен деструктивности человека. Разработка тезиса об инстинкте разрушения и уничтожения, как одного из врождённых побуждений человека проводилась в работах З. Фрейда, одного из первых исследователей, вводивших термин «деструктивность» в психологический тезаурус. В оппозиции к биологической концепции деструкции в психоанализе, Э. Фромм разрабатывает идею о социально-биологической природе, лежащей в основе стремления к разрушению у человека [14, с. 13]. Желание разрушать у Фромма - родовой признак человека: «Специфически человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия) я выделяю в особую группу и называю словами «деструктивность» и «жестокость» [14, с. 11]. Деструктивность по Фромму не только даёт удовольствие, но и позволяет самоопределиться, обнаружить себя человеку, если по каким то причинам он не находит себя в творчестве.

В научной литературе выделяется несколько видов разрушения, предполагающих как конструктивное преобразование [19, с. 155-170], так и уничтожение [3, с. 19-34], впрочем, не всегда приводящее к отрицательным последствиям, а, например, снижающим уровень тревоги и страха [7, с. 8-12]. В качестве структур, испытывающих на себе деструктивное воздействие, рассматриваются экстропсихические (например, внутригрупповые [1, с. 94-98] и межличностные [16, с. 81-95] отношения) и интропсихические (самосознание [с. 112-114], идентичность [11, с. 152-153], [19, с. 155-170]) объекты. Результативным воплощением деструктивной активности является деструктивное поведение. В отечественной психиатрии распространена классификация форм деструктивного поведения Ц.П. Короленко, разделяющая этот феномен на два вида активности: внешнедеструктивный (например, алкоголизм, наркомания) и аутодеструктивный (например, самоубийство) [8, с. 72].

Отметим гипотезы, обобщающие связь деструктивности с идентичностью личности. З. Фрейд рассматривал идентичность как самостоятельную

форму влечения, направленную на поддержание самосохранения в противовес влечениям, фиксированным на объекте [12, с. 336-365], другими словами, противопоставлял деструктивность идентичности. Э. Фромм связывал диффузную идентичность с возможностью патологического развития личности по садистскому, мазохистскому, деструктивному пути: «Каждый раз, когда другое человеческое существо перестаёт восприниматься как человек, может иметь место акт жестокости или деструктивности в любой форме» [14, с. 86-89].

Завершая обзор точек зрения на сущность деструктивности человека, отметим многообразие и сложность рассматриваемого явления, а также размытость и неоднозначность его описания в современной отечественной и зарубежной литературе. Подобное, безусловно, приводит к дефициту эмпирических конструктов, позволяющих диагностировать и прогнозировать феномен деструктивности. Инструментарий, применённый в работе, не получил достаточного распространения, наравне с другими методиками диагностики деструктивности, например методикой В.А. Шаповала «ПОЛО» [17, с. 232-246]. Деструктивность рассматривается нами как сложное психологическое образование, воплощённое в форме результативной активности субъекта и направленное на разрушение существующих структур. В виде психического образования деструктивность моделируется как свойство личности. Идея о деструктивности как о свойстве личности была высказана ещё Э. Фроммом: «Деструктивность встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности. Под первой формой подразумевается проявление дремлющих (необязательно вытесняемых) деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые не исчезают и не возникают, а присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда» [14, с. 136]. Моделирование конструкта деструктивности как свойства, проводится в совокупности структурно-функционально связанных между собой уровней (индивидуально-типологического, регуляторно-стилевого, ценностно-мотивационного), объединённых одним «стержневым» фактором - направленности [6, с. 106-112]. Подобный подход не нов и представлен в работах плеяды исследователей отечественной психологической школы: А.И. Крупнова, В.П. Прядеина и других. Диагностический конструкт, разработанный в рамках структурно-функционального подхода реализован в опроснике «Анализ деструктивности личности», описанном в [6, с. 106-112]. Опросник состоит из 12 основных шкал, сгруппированных по четырём областям анализа. Шкалы содержат по 10 пунктов-утверждений каждая. Для дифференциации ответов используется шкала Лайкерта, включающая в себя 5 измерений степени принятия испытуемым пункта-утверждения. Шкалы характеризуют четыре сферы анализа деструктивно-сти личности:

1) индивидуально-типологические особенности: в противопоставлении астенических (ослабляющих, ухудшающих, дестабилизирующих) и сте-нических (активизирующих, улучшающих, стабилизирующих) особенностей, протекание и регуляцию психических процессов и состояний;

2) стили регуляции деятельности в континууме агармонических (снижающих эффективность деятельности, затрудняющих её осуществление) и гармонических (способствующих получению результата, повышающих эффективность) характеристик;

3) особенности ценностно-смысловой сферы в противопоставлении асоциального (антиобщественных, гедонистических, антигуманных) и просо-циального (общественно-ориентированных, нравственных) мотива;

4) особенности дезадаптации личности в противопоставлении деза-даптивных (отрицающих сложившиеся общественные отношения, профессиональные ценности) и адаптивных (признающих значимость общественных отношений, ценности профессии) стратегий.

При обработке результатов по каждой из четырёх шкал рассчитываются два показателя, характеризующие позитивный и негативный полюс континуума. Дополнительно, баллы по показателям позитивных и негативных полюсов континуумов обобщаются в суммарные показатели деструктивных и конструктивных проявлений (путём сложения значений по показателям шкал входящих в полюс континуума).

Перейдём к описанию процедуры эмпирического исследования. Оно включало диагностику деструктивности личности и анализ содержательных характеристик профессиональной идентичности методом Куна-Маркпатленда. Выборка исследования составила 800 курсантов юридического института МВД России, возраст - 20-21 год, 54% принявших участие -мужчины, 46% - женщины. Полученные результаты были обработаны с применением методов математической статистики корреляционного анализа и сопоставительного анализа средних значений (методом ^критерия Стьюден-та). Исследование осуществлялось методом опроса с помощью специально разработанной тестовой тетради, анонимно. Доля отбракованных бланков составила 4%.

При проведении теста Куна-Маркпатленда [10, с. 82-103] курсанты, отвечали на вопрос: «Что для вас означает профессия сотрудника правоохранительных органов?». Полученные анкеты были подвергнуты контент-анализу, высказывания были условно разделены на несколько групп (орфография и стилистика участников опроса сохранена).

Первая группа высказываний: «Волевые качества» - характеризовала набор категорий, применяемых для обозначения волевых качеств личности сотрудника полиции (например, смелый, твёрдый, упорный, волевой, мужественный, бесстрашный).

Вторая группа высказываний включала в себя социально-коммуникативные качества личности «Положительные социальные качества личности» (например, добрый, отзывчивый, благородный, внимательный к людям и проч.).

Третья группа описывала категории общественной значимости профессии - «Положительный социальный образ профессии» - и описывалась курсантами с указанием социально положительных характеристик (например, помощь людям, значимая, важная, почётная, патриотическая и пр.).

Четвёртая группа категорий обозначала формальные аспекты (элементы) профессиональной деятельности - «Атрибуты профессии» (например, погон, звание, подполковник, кабура, кабинет следователя, УК РФ и пр.).

Пятая группа высказываний описывала негативные особенности правоохранительной деятельности - «Негативные факторы профессиональной деятельности» (например, опасность, борьба, убийство, ранение, смерть, увечье, страх, утомление, изнурительная работа).

Накопленные частоты по категориям высказываний были сопоставлены с показателями деструктивности личности рассчитанными путём суммирования по шкалам опросника. Корреляционный анализ, результаты которого отражены, позволил установить наличие статистически значимой связи между особенностями деструктивности и различными категориями образа сотрудника полиции (табл. 1).

Таблица 1

Связь категорий образа профессии полицейского с показателями деструктивности личности (п = 780)

Показатели опросника «Деструктивность личности» Категории образа профессии полицейского

Волевые качества Положительные социальные качества личности Положительный социальный образ профессии Атрибуты профессии Негативные факторы профессиональной деятельности

Индивидуально-типологические особенности астенические 6 -8

стенические 12 17 17 9

Особенности регуляции агармонический 7 6 -7

гармонический 15 16 16 11

Особенности ценностно-смысловой сферы асоциальный 8 -8

просоциальный 10 17 11

Особенности дезадаптации личности дезадаптивный -10

адаптивный 13 14 18 11

Суммарный показатель деструктивных проявлений -8

Суммарный показатель конструктивных проявлений 6 11 10

Примечание. Корреляционные коэффициенты округлены до двух знаков после запятой, незначимые коэффициенты, нули и запятые опущены. Для п = 780 вероятность ошибки: 5% < 6, 7 < 1% < 11, 0,01% > 12.

Обобщая результаты, отметим, что частота категорий при описании волевых качеств и положительных социальных качеств личности сотрудника полиции коррелирует с позитивным полюсом континуума деструктивности личности. Можно предположить, что проявления конструктивного диапазона индивидуально-типологической, регуляторной, ценностно-смысловой сфер и адаптивного стиля способствуют расширению представлений о требованиях, условиях и трудностях, сопровождающих правоохранительную деятельность. Это проявляется в позитивном и детализованном образе профессионала, способствует формированию профессиональной идентичности будущих полицейских. Отметим также, что астенические, агармонические и асоциальные показатели по шкалам опросника деструктивности коррелируют с частотой применения в образе профессии категорий, раскрывающих её положительный социальный образ. Другая особенность - снижение количества употребления категорий негативных факторов профессиональной деятельности. Описываемая тенденция проявляется как по отдельным компонентам сфер, так и в целом прослеживается на уровне суммарных показателей. Причём суммарный показатель деструктивных проявлений так же коррелирует с показателем негативных факторов профессиональной деятельности отрицательно (г = -0,08**), что свидетельствует, вероятно, о снижении уровня детализации негативных факторов профессии курсантами с повышенным уровнем деструктивности.

Для проверки предположений о влиянии уровня деструктивности на детализацию образа профессионала нами был проведён сопоставительный анализ методом расчёта ^критерия Стьюдента.

Основанием для деления курсантов на группы были выбраны первый и четвёртый квартили значений интегрального показателя уровня деструктив-ности личности, рассчитанного нами на массиве 780 курсантов (Ср. знач = 83, а = 42, min = -42, max = 226). Интегральным показателем являлся результат подстановки данных испытуемого по показателям методики деструктивность личности в уравнение множественной линейной регрессии, рассчитанное на выборке из курсантов отчисленных из вуза, в связи с совершенными ими дисциплинарными проступками и правонарушениями. Благодаря расчёту были выделены 2 группы курсантов - с высоким (выше 150) и низким (ниже 54) значением интегрального показателя. Частоты по категориям образа, полученные у курсантов с различным уровнем интегрального показателя, были сопоставлены. В результате получены значимые различия по двум группам категорий - «Волевые качества» и «Положительные социальные качества личности» сотрудника полиции. Так, курсанты с низким уровнем показателя деструктивности высказывают большее количество характеристик профессионала по блоку волевых качеств (t-крит. = 2,48 при р < 0,01) и положительных свойств личности в самоописании (t-крит. = 3,027 при р < 0,002).

Следовательно, «вклад» деструктивности в осознание профессиональных качеств личности проявляется в упрощении образа профессионала за счёт снижения разнообразия и частоты характеристик личностных, волевых качеств при описании профессии полицейского. Подобное приводит к инфляции содержательного осмысления субъектом своей профессиональной роли, а в дальнейшей перспективе, вероятно, к разрушению профессиональной идентичности. Этот процесс может быть отсрочен в связи с особыми условиями вуза МВД России, требующими от курсантов и слушателей соблюдения норм морали и нравственности, профессиональной этики в период обучения.

Краткие выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что особенности профессиональной идентичности в связи с деструктивностью личности, характеризуются проявлением тенденций упрощения, подмены образа профессионала, конфликтом между уже существующими составляющими идентичности и образом профессии, а также отрицанием себя как представителя правоохранительных органов. Вероятно, так деструктивность способствует профессиональной маргинализации.

Литература

1. Ачитаева, К.Б. Правомерность использования термина «деструктивные взаимоотношения в малых социальных группах» [Текст] / К.Б. Ачитаева // Вестник Читинского государственного университета. - 2008. - № 2 (47). -С. 94-98.

2. Борисова, O.A. Ускользающая идентичность или анализ категории «идентичность» в рамках структурно-конструктивисткого подхода [Текст] / О.А. Борисова // Вестник Удмуртского университета. Социология и Философия. - 2006. - № 3. - С. 18.

3. Волков, Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие [Текст] / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. - 2002. - № 3. - С. 19-34.

4. Дружилов, С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма [Текст] / С.А. Дружилов. - Воронеж : Научная книга, 2010. - 260 с.

5. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность [Текст] / Е.П. Ермолаева // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. -№ 4. - С. 51-59.

6. Злоказов, К.В. Исследование уровня успеваемости студентов в связи с особенностями деструктивности личности [Текст] / К.В. Злоказов // Педагогическое образование в России : научный журнал. - 2011. - № 1. - C. 106-112.

7. Кляйн, М. Развитие в психоанализе [Текст] / пер. М. Кляйн, С. Айзекс ; сост. и науч. ред. И.Ю. Романов. - М. : Академический проект, 2001. - С. 8-12.

8. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире) [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск, 1990. - С. 72.

9. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А.В. Микляева, В.П. Румянцева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 8-47.

10. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст] / Т.В. Румяецева. - СПб. : Изд-во Речь, 2006. - С. 82-103.

11. Райх, В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии [Текст] / В. Райх. - СПб. ; М. : Университетская книга, АСТ, 1997. - С. 152-153.

12. Сигал, Х. Теория нарциссизма в работах Фрейда и Кляйн В сб. Психоаналитические концепции нарциссизма [Текст] / Х. Сигал, Д. Белл. - М. : Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2009. - С. 336 -365.

13. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - С. 18.

14. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. -М. : Изд-во АСТ, 2004. - С. 11, 86-89.

15. Халиков, А.Н. Должностные насильственные преступления, совершаемые в правоохранительной сфере: характеристика, психология, методика расследования [Текст] : монография / А.Н. Халиков. - М. : Изд-ВО «Волтерс клу-вер», 2011. - С. 148-150.

16. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи [Текст] / С. Хассен. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 81-95.

17. Шаповал, В.А. Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию [Текст] / В.А. Шаповал // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 232-246.

18. Шебек, М. Тоталитарная психика [Текст] / М. Шебек // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2010. - № 4. - С. 112-114.

19. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М. : Прогресс, 1996. - С. 155-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.