Научная статья на тему 'Влияние устойчивости и неустойчивости к неопределенности детей младшего школьного возраста на организацию ими совместной деятельности'

Влияние устойчивости и неустойчивости к неопределенности детей младшего школьного возраста на организацию ими совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / КООПЕРАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Н. В.

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение влияния устойчивости и неустойчивости к неопределенности как индивидуально личностной особенности детей младшего школьного возраста на организацию совместной деятельности в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние устойчивости и неустойчивости к неопределенности детей младшего школьного возраста на организацию ими совместной деятельности»

УДК 159.922.736.3

ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И НЕУСТОЙЧИВОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ИМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2011 Н. В. Смирнов

аспирант каф. общей и клинической психологии e-mail: smirnov-nikvai,yandex.ru

Курский государственный медицинский университет

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение влияния устойчивости и неустойчивости к неопределенности как индивидуально личностной особенности детей младшего школьного возраста на организацию совместной деятельности в ситуации неопределенности.

Ключевые слова: совместная деятельность, стратегии поведения, кооперация, когнитивный стиль, устойчивость к неопределенности.

В настоящее время одной из актуальных проблем в современной социальной психологии остается проблема социально-психологических аспектов совместной деятельности детей младшего школьного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что это чрезвычайно важный этап в развитии и социализации личности ребенка. По мнению ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.), именно в данный период формируется система организационных (деловых) отношений, ценностных ориентаций, подструктуры направленности. Не менее значима проблема генезиса малой группы. Исследование генезиса группы и групповых форм совместной деятельности детей младшего школьного возраста является важным в контексте проблемы развития личности ребенка. Традиционно этой темой занималась школа Л. И. Уманского и А. В. Петровского, но младшему школьному возрасту в исследованиях уделялось мало внимания.

Л. С. Выготский указывал, что совместная деятельность, сопровождаемая общением, выступает фактором перехода психических функций из натурального, природного, их характера в сознательный, то есть высший, собственно человеческий [Выготский 1997]. Для формирования личности ребенка важным является общение в коллективе сверстников, при этом личность не только развивается в таком общении, но и проявляется в нем [Лисина 1994]. Общение в коллективе сверстников опосредовано, с одной стороны, выполняемой деятельностью, ее целями и структурой, а с другой -индивидуально-личностными особенностями ребенка [Петровский 1976; Уманский 1975]. В ситуации неопределенности, когда деятельность новая, цели ее не достаточно ясны для ребенка, очень высока роль когнитивно-стилевых особенностей, в частности устойчивости/неустойчивости к неопределенности, которые могут определять, с одной стороны, эффективность выполнения деятельности, а с другой, специфику общения детей. Соотношение когнитивно-стилевых особенностей и ситуации порождает специфику взаимодействия детей в процессе совместной деятельности. Характер ситуации, уровень ее неопределенности может выступать как фактор формирования взаимодействия в группе, которое может носить тот или иной характер, например может быть конфликтным или кооперированным. Устойчивость/неустойчивость детей младшего школьного возраста к ситуации неопределенности при этом может

способствовать либо непродуктивному взаимодействию, либо продуктивному [Сурьянинова 2005; Сурьянинова, Фетисова 2010].

Семь-восемь лет - это специфический, «кризисный» возраст. Поступление в школу является для ребенка переломным моментом в жизни. Традиционно в младшей школе больший удельный вес начинает занимать учение, которое, по сути, является индивидуальным видом деятельности, но дети младшего школьного возраста нуждаются в формах совместной деятельности, в рамках которой, по мнению Л. С. Выготского, ребенок может приспособить свою мысль к мысли своего партнера по общению. Это необходимо для формирования Я концепции ребенка и развития высших психических функций.

Таким образом, устойчивость/неустойчивость к неопределенности на наш взгляд, является одним из первостепенных факторов, влияющих на организацию совместной деятельности детей младшего школьного возраста. Изучение данного фактора поможет выяснить, как складываются межличностные отношения детей младшего школьного возраста в процессе организации ими совместной деятельности.

Методологическим основанием для данной работы послужили выводы отечественных психологов о единстве сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн), о формировании высших психических функций (Л. С. Выготский), о самодетерминации (А. Н. Леонтьев), а также работы Г. А. Виткина, Р. Н. Гарднера, Баднера о когнитивном стиле и В. С. Готта, А. Д. Урсула о взаимосвязи категорий неопределенности и устойчивости, концепция совместной деятельности А. Л. Журавлева, положение о генезисе совместной деятельности и группы А. В. Петровского, Л. И. Уманского, понятие А. С. Чернышева об организованности как ведущем факторе в становлении совместной деятельности и исследование Т. И. Сурьяниновой, направленное на изучение социально-психологических аспектов совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали несколько методов:

1) наблюдение;

2) моделирование. В качестве модели используется аппаратурная модель «Арка» (модификация А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой);

3) методика Т. И. Сурьяниновой «Диагностика стратегий устойчивости и неустойчивости к неопределенности»;

4) методика С. Г. Якобсон «Лесенка самооценки» (модификация А. С.Чернышева, Т. И. Сурьяниновой);

5) тест тревожности (Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен);

6) социометрические методы Дж. Морено.

В исследовании приняло участие 107 испытуемых (N=107), учащихся первых классов СОШ № 27 и Гимназии № 44, в возрасте 7-8 лет. Для статистического анализа нами были использованы методы описательной и сравнительной статистики, непараметрический критерий U Манна-Уитни, метод ранговой корреляции r Спирмена. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft STATISTICA 6.0. для Windows.

В качестве модели совместной деятельности нами использовалась аппаратная модель «Арка» (модификация А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой) [Чернышев, Сурьянинова 1990].

Для оценки результатов авторами были разработаны следующие эмпирические критерии наблюдения за совместной деятельностью детей младшего школьного возраста: выраженность лидерского потенциала, стиль лидерства, склонность к лидерству каждого члена группы, конфликтность группы, кооперированность группы, контроль за совместной деятельностью, степень реализации требований инструкции,

степень предварительного планирования и.т.д. (всего 23 критерия) [Сурьянинова, Смирнов 2011]

Самостоятельная организация детьми совместной деятельности, с одной стороны, воспринималась как обязательное задание, так как она предлагалась достаточно авторитетным взрослым экспериментатором, а с другой стороны, данный вид совместной деятельности все же сохранял отчетливо выраженную форму игры. Элемент обязательности позволял экспериментатору варьировать состав участников совместной деятельности и фиксировать разнообразные формы и механизмы взаимодействия между участниками в этих видах совместной деятельности.

В нашем эксперименте приняли участие 107 учащихся первых классов. При помощи методики «Диагностика стратегий устойчивости и неустойчивости к неопределенности» [Сурьянинова 2005] были выявлены дети устойчивые и неустойчивые к неопределенности и разделены на группы по 3 человека, всего 35 групп детей: 16 групп детей устойчивых к неопределенности, и 19 групп детей, неустойчивых к неопределенности.

В качестве контролируемых переменных выступали уровень тревожности детей как индивидуально личностная особенность, характер самооценки и социометрический статус.

В ходе проведения эксперимента были выявлены группы:

1) устойчивые к ситуации неопределенности и успешные при организации совместной деятельности;

2) устойчивые к ситуации неопределенности и неуспешные при организации совместной деятельности;

3) неустойчивые к ситуации неопределенности и успешные при организации совместной деятельности;

4) неустойчивые к ситуации неопределенности и неуспешные при организации совместной деятельности.

Успешные группы - это те, которые быстро справлялись со сборкой «Арки», а неуспешные, наоборот, тратили слишком много времени или не собирали ее совсем.

При сравнении устойчивых и неустойчивых детей к неопределенности по критерию и Манна-Уитни были получены статистически значимые различия по характеру самооценки на достоверном уровне статистической значимости и по склонности к лидерству на высоком уровне статистической значимости, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Различия между индивидуально-личностными особенностями детей устойчивых

и неустойчивых к неопределенности

p-level Mean устойчивые Mean неустойчивые

Самооценка 0,041389 1,918367 1,631579

Уровень тревожности 0,206759 1,693878 1,491228

Социометрический статус 0,214607 0,244898 0,105263

Склонность к лидерству 0,005022 1,469388 1,736842

Успешность/неуспешность 0,262322 1,306122 1,210526

Примечание: p-level - уровень значимости; Mean - среднее значение; жирным курсивом выделены статистически значимые различия.

На основе качественного и статистического анализы было выявлено, что группы устойчивых и неустойчивых к неопределенности детей различаются по характеру самооценки и по выраженности склонности к лидерству. Адекватная самооценка представлена в той и другой группе в равной степени, но имеются статистически

значимые различия по характеру неадекватной самооценки. В группе устойчивых к неопределенности детей чаще встречается заниженная самооценка а в группе неустойчивых к неопределенности чаще встречается дети с завышенной самооценкой. В целом устойчивые к неопределенности дети более склонны к лидерству, нежели дети, неустойчивые к неопределенности.

Следовательно устойчивость-неустойчивость к неопределенности тесно связана с характером самооценки и склонностью к лидерству как индивидуально-личностными особенностями. Устойчивость-неустойчивость к неопределенности не влияет напрямую на успешность совместной деятельности, но тесно связано с этими индивидуально-личностными особенностями детей младшего школьного возраста.

При организации совместной деятельности успешных и неуспешных групп по критерию и Манна-Уитни, были получены статистически значимые различия по характеру самооценки на высоком уровне статистической значимости, уровню тревожности на достоверном уровне статистической значимости и склонности к лидерству - на достоверном уровне статистической значимости (см. табл. 2).

Таблица 2

Различия между успешными и неуспешными группами при организации совместной деятельности

p-level Mean неуспешные Mean успешные

Устойчивость-неустойчивость 0,262322 1,444444 1,569620

Самооцека 0,006430 1,518519 1,873418

Уровень тревожности 0,018892 1,925926 1,468354

Социометрический статус 0,823628 0,148148 0,177215

Склонность к лидерству 0,013144 1,814815 1,544304

На основе качественного и статистического анализа было выявлено, что дети с выраженной адекватной самооценкой, достаточно высоким уровнем тревожности и выраженной склонностью к лидерству более успешны при организации совместной деятельности.

В неуспешных группах чаще встречаются дети с неадекватной самооценкой, низким уровнем тревожности, слабо выраженной лидерской позицией.

Для оценки взаимосвязи между показателями индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста в успешных и неуспешных группах при организации совместной деятельности мы воспользовались корреляционным анализом Я Спирмена. В результате был получен ряд значимых корреляций, которые представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Значимые корреляции между показателями индивидуально-личностных особенностей в

неуспешных группах при организации совместной деятельности

R Spearman p-level

Устойчивость/неустойчивость & Склонность к лидерству 0,426401 0,026561

Самооценка & Уровень тревожности -0,59393 0,001090

Уровень тревожности & Склонность к лидерству -0,46302 0,015009

Примечание: R Spearman - коэффициент корреляции; p-level - уровень значимости.

Таблица 4

Значимые корреляции между показателями индивидуально-личностных особенностей в _успешных группах при организации совместной деятельности_

Я Бреагшаи р-1еуе1

Устойчивость/неустойчивость & Склонность к лидерству 0,282656 0,011604

Самооценка & Уровень тревожности -0,501621 0,000002

Уровень тревожности & Склонность к лидерству 0,311167 0,005250

Данные результаты подтверждают тот факт, что успешность или неспешность совместной деятельности связана с характером самооценки, склонностью к лидерству и уровнем тревожности.

Опираясь на качественный и количественный анализ, мы выявили, что группы успешные устойчивые и успешные неустойчивые к неопределенности, а также группы неуспешные устойчивые и неуспешные неустойчивые к неопределенности отличаются по выраженности предварительного планирования совместной деятельности, выполнению требований инструкции, выраженности конфликтности, контроля совместной деятельности, встречаемости творческих высказываний, проявления лидерского потенциала. Успешные устойчивые к неопределенности дети при сборе «Арки» проявляли большую активность, нежели дети успешные неустойчивые к неопределенности, но в группах вторых чаще встречается демократический стиль лидерства. Неуспешные устойчивые к неопределенности дети при сборе «Арки» ведут себя более конфликтно, по сравнению с неуспешными неустойчивыми детьми, и при этом в группах неустойчивых неуспешных детей слабо выражен лидерский потенциал, предварительное планирование совместной деятельности, выполнение требований инструкции, контроль за процессом совместной деятельности.

На основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы.

^ Устойчивость и неустойчивость к неопределенности тесно связана с характером самооценки и склонностью к лидерству как индивидуально-личностными особенностями детей младшего школьного возраста.

^ Устойчивость/неустойчивость к неопределенности напрямую не влияет на успешность совместной деятельности, но влияет на качественные характеристики организации совместной деятельности, прежде всего на характер лидерства, а также на предварительное планирование совместной деятельности, выполнение требований инструкции, выраженность конфликтности и контроля совместной деятельности. Группы детей устойчивых к неопределенности более активны, конфликтны, склонны к контролю совместной деятельности и творческим высказываниям. Группы детей неустойчивые к неопределенности более пассивны, менее конфликты и менее склонны к контролю совместной деятельности и творческим высказываниям, но более послушны к выполнению требований инструкции.

^ Лидерский потенциал группы является механизмом организации совместной деятельности.

^ В целом успешность/неуспешность совместной деятельности определяется, прежде всего, лидерским потенциалом группы, а также соотношением индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста (достаточно высоким уровнем тревожности, характером самооценки, склонностью к лидерству).

> Лидер-организатор - это чаще всего ребенок, который обладает достаточно высоким уровнем тревожности, адекватной самооценкой и склонностью к лидерству.

Библиографический список

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005. 355 с.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. С.228-236.

Петровский А. В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе // Вопросы психологии. 1976. №3. С. 16-26.

Сурьянинова Т. И. Ситуация неопределенности как условие выявления когнитивного стиля личности (на примере детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Труды всероссийского научного симпозиума «Механизмы интеграции функций в норме и при психосоматических расстройствах» / под ред. А. В. Завьялова, В. В. Плотникова, Л. А. Северьяновой. Курск: КГМУ, 2005. С. 185-190.

Сурьянинова Т. И., Фетисова А. С. Исследование стратегий поведения детей младшего школьного возраста в ситуации неопределенности как способ тестирования личностных компетенций // Психология образования: психологическое обеспечение «новой школы». М., 2010 С. 169-170.

Сурьянинова Т. И. Смирнов Н. В. Совместная деятельность детей младшего школьного возраста в ситуации неопределенности // Психология и школа: ежекварт. й науч.-практ. Журнал. М.-Обнинск, 2011. №2. С. 43-53.

Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / под ред. Е. В. Шороховой, К. К.Платонова. М.: Наука, 1975. С. 77-78.

Чернышев А. С. Сурьянинова Т. И. Генезис группового субъекта деятельности // Психологический журнал. 1990. Т. 11 №2. С. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.