Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с индивидуально-личностными особенностями'

Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с индивидуально-личностными особенностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / КООПЕРАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ЛИДЕРСТВО / JOINT ACTION / BEHAVIOR STRATEGY / COOPERATION / COGNITIVE STYLE / TOLERANCE OF UNCERTAINTY / THE NATURE OF SELF-ESTEEM / ANXIETY / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Николай Валерьевич

Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение взаимосвязи успешности совместной деятельности младших школьников с их индивидуально-личностными особенностями, такими как характер самооценки, уровень тревожности, устойчивость неустойчивость к неопределенности, при организации совместной деятельности в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the relationship between the success of the joint activity at primary school age children with individual personality peculiarities

This article presents the results of research aimed at the relationship of the success of joint activity at primary school age children with their individual personality peculiarities, such as the nature of selfesteem, anxiety level, the stability instability to uncertainty in the organization of joint activities in uncertainty situations.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с индивидуально-личностными особенностями»

УДК 159.923-053.4+159.922.736.4 ББК Ю983.402.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Н.В. Смирнов

Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение взаимосвязи успешности совместной деятельности младших школьников с их индивидуально-личностными особенностями, такими как характер самооценки, уровень тревожности, устойчивость - неустойчивость к неопределенности, при организации совместной деятельности в ситуации неопределенности.

Ключевые слова: совместная деятельность, стратегии поведения, кооперация, когнитивный стиль, устойчивость к неопределенности, характер самооценки, уровень тревожности, лидерство.

Важность совместной деятельности в становлении и развитии сильного интегрированного «Я» ребенка подчеркивается многими как отечественными, так и зарубежными психологами. По мнению Л.С. Выготского, совместная деятельность, сопровождаемая общением, выступает фактором перехода психических функций из натурального, природного их характера в сознательный, т. е. высший, собственно человеческий [1]. По мнению М.И. Лисиной, для формирования личности ребенка важным является как общение со взрослым, так и общение в коллективе сверстников, при этом личность не только проявляется в таком общении, но и развивается в нем [2]. Оптимальное соотношение совместных и индивидуальных форм деятельности, в которых принимает участие ребенок, способствует его психическому здоровью и личностному росту. При их дисбалансе нарушается процесс развития личности ребенка, в частности, в сфере социальных отношений. По мнению В.Н. Мясищева, нарушение отношений проявляется в неспособности личности соотносить себя с другими и с ситуацией, что может привести к развитию невротических состояний [3]. Это обусловливает актуальность исследования процесса совместной деятельности с точки зрения ее успешности в контексте развития согласованных взаимодействий, которые являются основой для развития отношений сотрудничества детей младшего школьного возраста. В контексте нашего исследования ставилась задача проследить взаимосвязь успешности деятельности с та-

кими индивидуально-личностными особенностями детей, как характер самооценки, уровень тревожности, устойчивость - неустойчивость к неопределенности.

Индивидуально-личностные особенности могут способствовать кооперированному взаимодействию либо затруднять согласованное социальное взаимодействие.

На основании вышеизложенных положений можно предположить, что на организацию детьми совместной деятельности влияют, с одной стороны, индивидуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста (устойчивость - неустойчивость к ситуации неопределенности, уровень тревожности, характер самооценки), с другой - степень неопределенности ситуации, в которой организуется совместная деятельность.

Цель исследования - изучение взаимосвязи успешности совместной деятельности с точки зрения ее кооперированности и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста.

Методы и методики исследования:

1. Метод наблюдения.

2. Метод моделирования. В качестве мо-

дели используется аппаратурнаяная модель «Арка» (модификация А.С. Чернышева,

Т.И. Сурьяниновой) и совместное изготовление аппликации [6].

3. Методика Т.И. Сурьяниновой «Диагностика стратегий устойчивости и неустойчивости к неопределенности» [4].

Смирнов Н.В. Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности

детей младшего школьного возраста с индивидуально-личностными особенностями

4. Методика С.Г. Якобсона «Лесенка самооценки» (модификация А.С.Чернышева,

Т.И. Сурьяниновой) [6].

5. Тест тревожности (Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).

Наблюдение за процессом организации совместной деятельности детьми на моделях «Арка» и «Аппликация» осуществлялся по разработанным ранее критериям: выраженность лидерского потенциала, стиль лидерства, склонность к лидерству каждого члена группы, конфликтность группы, коопериро-ванность группы, контроль за совместной деятельностью, степень реализации требований инструкции, степень предварительного планирования [5].

По результатам совместной деятельности выборка была разделена на две группы - «успешные» и «неуспешные» - по критерию соответствия требованиям инструкции, временным затратам и степени согласованности действий.

В исследовании приняли участие 75 учащихся МОУ СОШ № 27 г. Курска. Для оценки различий между двумя группами был использован непараметрический критерий и Манна - Уитни. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета

8тлтет1сл 6.0.

В ходе исследования сравнивалась соотнесенность высокого, среднего и низкого уровня тревожности, устойчивости -неустойчивости к неопределенности, адекватности и неадекватности самооценки в группах при выполнении метода моделирования. В результате сравнения выявлена зависимость успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста от преобладания в группах детей с достаточно высоким уровнем тревожности. Также важным фактором, влияющим на успешность совместной деятельности, является характер

самооценки. Именно адекватная самооценка, способствует преодолению неопределенности в ситуации деятельности (см. таблицу).

Результаты исследования демонстрируют наибольшую сложность (с точки зрения преодоления ситуации неопределенности) такого вида деятельности, как аппликация. Она требует в большей мере задействования вербального уровня общения для достижения согласованности взаимодействия и соответствия ее цели совместной деятельности.

Лидерский потенциал группы является важным механизмом организации совместной деятельности, при этом адекватная самооценка с достаточно высоким уровнем тревожности у детей младшего школьного возраста дает возможность находить оптимальные способы организации совместной деятельности с различным характером неопределенности ситуации. Лидером-организатором чаще всего выступает ребенок, который обладает достаточно высоким уровнем тревожности, адекватной самооценкой и склонностью к лидерству.

Таким образом, на основе анализа полученных данных сформулированы следующие выводы:

1. Индивидуально-личностные особенности - уровень тревожности, характер самооценки, склонность к лидерству - взаимосвязаны с успешностью выполнения деятельности с различной степенью неопределенности.

2. Устойчивость к ситуации неопределенности является интегративной характеристикой личности и влияет на стратегии поведения младших школьников в процессе ее преодоления.

3. Стратегии поведения, отражающие устойчивость - неустойчивость к неопределенности являются важной характеристикой для развития лидерского потенциала в детских группах.

Различия показателей в группах при организации совместной деятельности в ситуациях различной степени неопределенности на моделях «Арка» и «Аппликация»

«Арка» «Аппликация»

/-level Mean неуспешные Mean успешные /-level Mean неуспешные Mean успешные

Устойчивость - неустойчивость 0,542 1,73 1,бб 0,309 1,75 1,б4

Самооценка 0,03б* 1,4 1,75 0,013* 1,38 1,82

Уровень тревожности 0,045* 1,8 1,4б 0,074 1,75 1,4б

Склонность к лидерству 0,034* 1,8б 1,б4 0,0б1 1,83 1,б4

Примечание. /-level - уровень значимости; mean - среднее значение. * - статистически значимые различия.

Серия «Психология», выпуск 19

113

Краткие сообщения

Выявленные в исследовании особенности таких индивидуально-личностных характеристик, как самооценка, тревожность и устойчивость к неопределенности, подчеркивают их важность в организации совместной деятельности в ситуации неопределенности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - С. 224.

2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 228-236.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. - М. : Модэк МПСИ, 2004. - 150 с.

4. Сурьянинова, Т.И. Ситуация неопре-

деленности как условие выявления когнитивного стиля личности (на примере детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Т.И. Сурьянинова // Труды Всероссийского научного симпозиума «Механизмы интеграции функций в норме и при психосоматических расстройствах» / под ред.

А.В. Завьялова, В.В.Плотникова, Л.А. Северь-яновой. - Курск: КГМУ, 2005. - С. 185-190.

5. Сурьянинова, Т.И. Совместная деятельность детей младшего школьного возраста в ситуации неопределенности / Т.И. Сурьянинова, Н.В. Смирнов // Психология и школа: ежеквартальный научно-практический журнал. - 2011. - № 2. - С. 43-53.

6. Чернышев, А.С. Генезис группового субъекта деятельности / А.С. Чернышев, Т.И. Сурьянинова // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11, № 2. - С. 7-15.

Поступила в редакцию 21.03.2012 г.

Смирнов Николай Валерьевич. Ассистент кафедры общей и клинической психологии, Курский государственный медицинский университет. E-mail: smimov-nikv@yandex.ru

Nicholas V. Smirnov. Assistant of chair of General and Clinical Psychology, Kursk State Medical University. E-mail: smirnov-nikv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.