Научная статья на тему 'Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах'

Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1753
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / МАЛАЯ ГРУППА / РУКОВОДСТВО / ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА / ВОЗРАСТ ЛИДЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беспалов Д.В.

В статье проведен теоретический обзор исследований, посвященных возрастным особенностям лидерства в малых группах. Приводятся результаты изучения возрастных особенностей динамики лидерства. Определены причины выдвижения лидеров в школьных классах и личностные особенности лидеров различного возраста. Приводятся результаты лонгитюдного исследования динамики личностных качеств лидеров в период школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах»

УДК 159.9: 316.6

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЛИДЕРСТВА В ШКОЛЬНЫХ КЛАССАХ *

© 2018 Д. В. Беспалов

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: bdw23@list.ru

Курский государственный университет

В статье проведен теоретический обзор исследований, посвященных возрастным особенностям лидерства в малых группах. Приводятся результаты изучения возрастных особенностей динамики лидерства. Определены причины выдвижения лидеров в школьных классах и личностные особенности лидеров различного возраста. Приводятся результаты лонгитюдного исследования динамики личностных качеств лидеров в период школьного обучения.

Ключевые слова: лидер, лидерство, малая группа, руководство, динамика лидерства, возраст лидера.

Развитие лидерских качеств подрастающего поколения - важнейшая задача любого государства, заинтересованного в создании резерва управленческих кадров. Формирование лидерских компетенций у взрослых людей представляет сложность в связи с тем, что важнейшие лидерские качества закладываются в детском и подростковом возрасте [Чернышев и соавт. 2018: 6]. Современные социально активные школьники в ближайшем будущем могут стать общественными и политическими лидерами, от эффективности деятельности которых зависит развитие России. По нашему мнению, успешное развитие молодежного лидерства невозможно без учета возрастных особенностей лидеров и понимания его динамики в тесной связи с развитием группы.

Изучение личностных качеств молодежных лидеров имеет особую актуальность, так как лидер - это особый человек в группе, на него равняются другие, через лидера педагоги могут оказывать более эффективное влияние на группу в целом. Являясь объектом идентификации, лидер распространяет свои ценности на одноклассников [Кричевский, Дубовская 1991].

Проведя обширный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований лидерства, Т.В. Бендас указывает на актуальность изучения возрастных аспектов лидерства: «Некоторые направления можно считать наиболее перспективными в силу своей недостаточной изученности: возрастной, гендерный и кросс-культурный аспекты; а также - девиантное лидерство» [Бендас 2009: 127].

В зарубежной психологии тема лидерства традиционно вызывает большой интерес у исследователей в связи с запросами практики. В стороне не остались и вопросы изучения динамики детского лидерства, особое внимание ученых привлекает вопрос первоначального появления лидерства в группе в ходе становления личности. В ряде исследований было доказано, что двух-трехлетний ребенок еще не может выступать лидером. Лидерство активно начинает проявляться и актуализируется в малой группе в возрасте 9-10 лет. Именно в этом возрасте резко возрастает роль группы для ребенка [Stogdill 1974].

* Работа поддержана грантом РФФИ №16-36-01019 «Динамика молодежного лидерства в пространстве группового субъекта»

В рамках теории черт лидерства исследователями определены личностные качества, способствующие обретению лидерского статуса. Так, П. Пигорс выделил 4 личностные черты, необходимые для того, чтобы ребенок стал лидером: а) решительность и самоконтроль; б) усвоение абстракций и социальных идеалов; в) знание людей; г) достаточный объем памяти (чтобы ставить отдаленные цели, а не только сиюминутные) [Б^ёШ 1974].

Фактор возраста как значимый для лидерства был установлен в следующих случаях: 1) у спортсменов (лидер должен быть ровесником членов спортивной команды); 2) у администраторов высокого уровня (они были примерно на 12.2 года старше тех руководителей, которые добились худших результатов); 3) у студенческих лидеров обоего пола (они были моложе не лидеров); 4) у студенческих лидеров-девушек возраст был меньше, а у юношей - больше, чем возраст не лидеров. В целом многие исследователи пришли к выводу о неоднозначности влияния возраста на лидерство» [Бендас 2009].

Отечественные ученые занимались изучением различных аспектов взаимосвязи возраста и лидерства. Было установлено, что в положении детей в коллективе нет равенства: одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Положение, которое занимает каждый человек в системе личных взаимоотношений, обладает определенной устойчивостью [Донцов 1984].

Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, по замечанию Я.Л. Коломинского, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить различные положения человека в зависимости от тех групповых стандартов, требований к человеку, которые сложились в данной группе [Коломинский 2000].

В ходе исследования Т.И. Сурьяниновой, посвященного социально-психологическим аспектам совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, установлено, что важным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим становление совместной деятельности групп дошкольников и младших школьников, является лидерство. Экспериментальное исследование показало, что самая низкая совместность деятельности оказалась в тех подгруппах, где было слабо выражено лидерство. Но наличие ярко выраженного лидера еще не гарантировало высокую успешность совместной деятельности. Необходимо, чтобы лидер обладал определенными качествами: был достаточно демократичен и ориентирован на совместную деятельность [Сурьянинова 1990].

Т.В. Сенько, изучая группы старших дошкольников, установила следующее: а) прослеживались системы положительного и отрицательного доминирования и аналогичные системы подчинения; б) лидер с положительным доминированием демонстрировал следующие формы поведения: помогал, хвалил, руководил; с отрицательным - заставлял, приказывал, ругал, нападал; в) лидеры отличались от тех, кто подчинялся, более высокой познавательной активностью; г) матери мальчиков имели более доминантные притязания, воспитывая в своих сыновьях инициативность, независимость, стремление к поиску - в отличие от матерей девочек; д) как матери, так и отцы требовали от девочек более подчиненного поведения, чем от мальчиков; е) воспитатели и родители предъявляли противоречивые требования к детям: одновременно демонстрировать и подчиненное, послушное поведение, и инициативное, активное - в результате дети вели себя по-разному в отношениях со взрослыми и со сверстниками; ж) в целом формирование качеств, связанных с доминирующим или подчиненным поведением, зависело от требований, предъявляемых родителями и воспитателями [Сенько 1991].

М.А. Викулина также пришла к выводу о правомерности употребления понятия лидерства в дошкольном возрасте: а) мальчики чаще девочек становились лидерами, хотя среди наиболее ярких лидеров их было примерно одинаковое количество; б) мальчики в играх чаще использовали авторитарный, а девочки - демократический стиль; в) девочек-лидеров интересовали отношения между участниками деятельности, а мальчиков - сама деятельность; г) лидеры обладали определенным набором качеств: инициативностью, активностью, общительностью, самостоятельностью, настойчивостью, умелостью, эмпатией; д) были обнаружены лидеры с положительной и отрицательной направленностью (с повышенной потребностью в самоутверждении, неучетом интересов партнеров); е) наблюдалась несформированность у лидеров-дошкольников нравственной направленности, организаторских способностей и адекватности восприятия эмоций партнеров по играм [Викулина 1997].

Как отмечает А.Г. Шмелёв, общая тенденция взаимоотношений детей с коллективом выражается в постепенном усилении значения группы сверстников в жизни ребенка. Так, для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников - группа детского сада. Структура отношений в младших классах устойчивее, чем отношения дошкольников [Шмелев 1996].

Изучив лидерство в младшем, подростковом и юношеском возрасте (2-е, 7-е и 11-е классы соответственно), Т.В. Бендас и её ученики установили связь личностных характеристик лидера с возрастом. Лидеры обладали качествами, ценимыми сверстниками: младшие школьники отличались хорошей успеваемостью и одобрением со стороны учителя, подростки - физическим развитием (особенно мальчики), хорошим телосложением и демонстративным поведением, юноши - внешней привлекательностью, хорошим материальным положением (достигнутым либо за счет родителей, либо за счет личных коммерческих успехов). Было установлено, что в подростковом возрасте одинаково часто лидерами становились как мальчики, так и девочки, а в юношеском преимущество было у девушек, которые отличались большей личностной зрелостью и своей «воспитательной» направленностью личности. Представления о качествах, необходимых лидеру, у учеников и учителей имели общие и отличительные черты (в частности, ученики ценили преданность в отличие от учителей) [Бендас 2009].

Как показывают данные исследования мотивировок, проведённого Я.Л. Коломинским, младшие ученики относительно редко выдвигают в качестве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрасте это довольно распространенный мотив. У младших школьников встречаются мотивы, основанные на чисто внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «спим рядом в спальне» и т.д. [Коломинский 2000].

У подростков таких мотивов уже не встречается. У шестиклассников, по сравнению с третьеклассниками, появляются новые мотивы: указание на нравственно-психологические черты личности товарища: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т.д.

Характерно при этом, что мотивов, основанных на оценке личности одноклассников, больше в хорошо организованном классе. Очевидно, более высокий уровень развития коллектива, как уже указывалось, способствует повышению у его членов требовательности друг к другу. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что встречается относительно немного мотивировок утилитарного характера.

Для того чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, считает Я.Л. Коломинский, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами, для того же чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, им часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами [Там же: 207].

Психология накопила богатый эмпирический и теоретический материал, посвященный лидерству, изучены многие его аспекты. В то же время проведенный

нами теоретический анализ концепций лидерства в психологии показывает, что некоторые вопросы требуют дальнейшей проработки и более детального рассмотрения: традиционные подходы к исследованию лидерства не дают полных представлений о возрастных особенностях динамики лидерства в школьных классах.

Цель нашего исследования - изучить возрастные особенностей динамики лидерства, определить причины выдвижения лидеров в школьных классах и личностные особенности лидеров различного возраста. Для реализации цели работы были исследованы 63 лидера из 19 классов трёх возрастов: младшие школьники, подростки, юноши. Помимо лидеров, в качестве контрольной группы выступили учащиеся с низким лидерским статусом (56 человек), которых можно обозначить как «не лидеры» (термин предложен Т.В. Бендас) [Бендас 2009]. Сравнение лидеров с данной группой позволило получить сведения о возрастных особенностях лидерства и его влиянии на становление ценностных ориентаций различных возрастных групп школьников.

Применялся методический блок, включающий стандартизированное наблюдение с помощью авторской методики «Оценка лидерства в группе» [Беспалов 2015], лабораторный эксперимент с применением аппаратурной методики «Арка» [Чернышев и соавт. 2018], тестирование с помощью «Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы школьников» [Уманский 1980], теста-опросника Т. Лири и теста М. Рокича «Ценностные ориентации».

Изучение стиля и структуры межличностных отношений с помощью теста-опросника Т. Лири позволило выявить ряд особенностей лидеров различного возраста (рис. 1). Полученные результаты сравнивались с аналогичными показателями контрольной группы («не лидеров»).

Цифрами на оси абсцисс обозначены шкалы теста Т. Лири: 1 - авторитарность, 2 - эгоизм, 3 -агрессивность, 4 - подозрительность, 5 - подчиняемость, 6 - зависимость, 7 - дружелюбность, 8 -альтруистичность.

Рис. 1. Характеристика межличностных отношений лидеров различного возраста

Из представленной гистограммы видны возрастные особенности лидеров. Первые 4 показателя, отражающие различные аспекты доминирования, повышаются от 3-го к 11-му классу (различия между данными показателями в 3-м и 11-м классах статистически значимы: р<0,05). Полученные данные согласуются с деятельностным подходом и принципом единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Лидерские качества, проявившиеся в начальной школе, в дальнейшем проявляются и закрепляются в деятельности, превращаясь в черты личности.

Уровень покорности (5-й показатель) снижается с 3-го по 11-й класс, достигая в юношеском возрасте самого низкого значения (различия статистически значимы: р<0,05), то есть у лидеров к 11-му классу способность подчиняться, уступать, стремление найти опору в ком-либо понижается. Напротив, появляется самостоятельность и тенденция в большей степени полагаться на свое мнение. У «не лидеров» не наблюдается тенденции к повышению доминирования с взрослением, наоборот, в подростковом возрасте показатели доминирования снижаются.

Для подтверждения полученных данных была проведена вторичная обработка результатов. По предложенным в тесте Т. Лири формулам определялись показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие:

доминирование = (I - V) + 0,7 * (УШ+П - IV - VI) дружелюбие = (VII - III) + 0,7 * (VIII - II - ГУ+У1) Полученные результаты обобщенны и представлены в таблице.

Особенности проявления доминирования и дружелюбия у лидеров

3 класс 7 класс 11 класс

Домин. Дружел. Домин. Дружел. Домин. Дружел.

Лидеры 1,25 10,9 8,4 8,4 11,7 5

«Не лидеры» -10,5 5,2 1,7 9,3 3,2 -6

Х2, р p<0,01 p>0,05 p<0,05 p>0,05 p<0,01 p<0,05

Как видим, фактор «доминирование» повышается у лидеров с начальной школы (1,25 балла) до 11-го класса (11,7 баллов), достигая высокого уровня развития (различия статистически значимы: p<0,01). Данная особенность характерна именно для лидеров, у не лидеров такой динамики не наблюдается (различия статистически не значимы: p>0,05). Фактор «дружелюбие» снижается у лидеров к 11-му классу, они привыкают командовать, мало прислушиваясь к мнению окружающих (различия статистически значимы p<0,05). Интересно отметить, что согласно данным, полученным А.С. Чернышевым в ходе исследования лидерства в детских центрах типа «Комсорг», в которых создается социальная среда «социальный оазис», у лидеров в условиях такой среды сочетаются доминирование и альтруизм. Данный факт можно объяснить следующим образом: школьная среда «жестче» социальной ситуации, складывающейся в детских центрах, поэтому лидеры в «Комсорге» отличаются большим альтруизмом, желанием помогать другим [Чернышев 2018].

Изучение детей, занимающих различное положение в системе личных взаимоотношений, показало, что существует определенная связь между лидерским статусом и успеваемостью школьника. Нами были собраны данные об успеваемости учеников и сопоставлены с положением этих детей в системе личных взаимоотношений.

Данные, полученные после проведенных сопоставлений, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Средний бал успеваемости лидеров и «не лидеров»

Приведенные данные показывают, что дети с более высокой успеваемостью обычно занимают и более высокое место в системе личных отношений, складывающихся в классе, особенно это характерно для младших классов. Следовательно, учение как ведущая деятельность школьников в значительной мере формирует и их личные взаимоотношения. Иногда ученики выбирают одноклассника, игнорируя его низкую успеваемость, и, наоборот, не выбирают учеников, имеющих хорошую и отличную успеваемость (данная тенденция больше характерна для подростков и юношей).

Низкая учебная успеваемость ученика может быть одним из существенных факторов, способствующих отрицательному отношению к нему одноклассников. Но иногда школьники отрицательно относятся и к хорошо успевающим одноклассникам. Наличие опосредованной связи между успеваемостью и положением ребенка отмечает Я.Л. Коломинский: «Успеваемость младшего школьника влияет на его положение в коллективе в той мере, в какой он выполняет требования, которые ему предъявляет учитель, а вслед за ним и дети. Когда учитель по каким-нибудь причинам не предъявляет детям требования лучше учиться, не предъявляет им этих требований и весь коллектив. Недостаточно хорошая и даже плохая успеваемость ребенка не влияет в этих случаях на его взаимоотношения с товарищами, не определяет, следовательно, его положения в коллективе» [Коломинский 2000: 129].

Успеваемость, таким образом, действует на положение ребенка в системе личных взаимоотношений потому, что, во-первых, в процессе учения школьника выявляются его личные качества и, во-вторых, сама успеваемость имеет ценность в глазах коллектива.

С помощью анкетирования и бесед нами определены причины выдвижения лидеров в исследуемых классах. В начальной школе ценится хорошая успеваемость и положительные отношения к ученику со стороны учителя (которые во многом обусловлены успеваемостью). Такая ситуация определяется тем, что для большинства учеников начальной школы учитель является авторитетной фигурой. В подростковом возрасте лидерский статус связан с благоприятными отношениями со сверстниками, а не с учителями. Для семиклассников важно, чтобы лидер был надежным товарищем. Фактор учебы продолжает играть важную роль и в данном возрасте, но он также

обусловлен «кодексом товарищества», например, для подростков важно, чтобы лидер не просто хорошо учился, но и обязательно «давал списывать».

В одиннадцатом классе фактор учебы мало влияет на достижение лидерского статуса. В юношеском, как и в подростковом возрасте в силе остаются требования к лидеру как к надежному товарищу и человеку, способному организовывать деятельность группы. В этом возрасте у многих юношей появляются собственные деньги, поэтому важную роль начинает играть «денежный» фактор.

Логитюдное исследование лидерства в школе позволило установить, что структура лидерства обладает устойчивостью и мало изменяется от первого к одиннадцатому классу. Лидеры могут приспособиться к требованиям возраста и сохранить свой статус. В то же время в каждом возрасте существуют особенности, определяющие специфику лидерства. Например, качества, положительно оцениваемые одноклассниками в младшем школьном возрасте (хорошая успеваемость, критичность к одноклассникам, уважение к педагогам), в подростковом возрасте могут восприниматься негативно как стремление выслужиться перед учителем, то есть статус учащегося обусловлен совпадением его личных качеств с качествами, ценимыми в определенном возрасте.

Библиографический список

Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Питер, 2009.

448 с.

Беспалов Д.В. Диагностика лидерства в учебных группах // Школьные технологии. М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий. 2015. № 3. С. 160-165.

Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста): ввтореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород. 1997. С. 24.

Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Тетра Системе, 2000. 350 с.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. 207 с.

Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 1996. 41 с.

Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: метод. рекомендации. Л., 1991.

Сурьянинова Т.И. Социально-психологические аспекты совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1990. 140 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Чернышев А.С. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Д.В. Беспалов и др.; под общ. ред. А. С. Чернышева. М. : Юрайт, 2018. 159 с.

Чернышев А.С., Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Тенденции исследования молодежного лидерства в курской социально-психологической лаборатории (19642016 гг.) // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций: материалы междунар. конф. по истории

психологии «VI московские встречи» 30 июня - 2 июля 2016 г. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 474-484.

Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студ. педвузов. М., Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

StogdillR.M. Handbook of leadership. N. Y.; L.: Free Press, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.