Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О Н. Савельев, А А. Балтенкова, Н П. Долгая, Н С. Яцкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ»

вг во

7в 76 74 72 70 20 Ю

12 10 в

г

к п

1-Я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я

* Сравнительная оценка физического развития сельских подростков — школьников и учащихся сельских СПТУ.

По оси абсцисс — группа подростков; по оси ординат — процент подростков с различной оценкой физического развития; А — нормальное физическое развитие; В — дефицит массы тела; В — избыток массы тела; Г — низкий рост.

^ков 15 лет более чем в половине случаев преобладает мышечный тип конституции, на втором месте — торакальный, на третьем — астеноидный. Подростков дигестивного типа конституции было 4,4 %. Среди учащихся СПТУ общее распределение аналогично с несколько меньшим процентом лиц астеноидного типа и большим — торакального.

При анализе особенностей телосложения у подростков с разными вариантами физического развития выявлено, что у лиц с нормальным физическим развитием астеноидный тип конституции встретился в 7,4 % у учащихся школ и в 2,9% среди учащихся СПТУ, торакальный — в 23,6 и 27%, мышечный — в 69 и 68,4% соответственно; дигестив-ный тип конституции среди сельских школьников не определен, среди учащихся СПТУ он составил 1,7 %.

Примечательно, что, несмотря на меньший процент в контингенте школьников лиц с дефицитом массы тела по сравнению с группой учащихся СПТУ, подростков астеноидного типа сложения среди них оказалось больше (34,4 % против 26,8 %).

Из изложенного выше следует, что подростки — учащиеся сельских школ Московской области требуют более пристального медико-гигиенического внимания с целью раннего выявления и своевременной коррекции отклонений в физическом развитии. Это улучшит показатели здоровья молодежи и повысит процент годности юношей к службе в рядах Советской Армии.

» Выводы. 1. Подростки сельской местности Москов-

ской области, поступающие в сельские СПТУ, имеют не-

I

Таблица 2

Распределение по конституциональным типам (в %) подростков 15 лет—учащихся сельских школ и сельских СПТУ Московской области

Тип конституции Группа обследованных

1-я 2-я

Астеноидный 10,4 7,0

Торакальный 26,3 30,7

Мышечный 58,9 57,5

Дигестивный 4,4 4,8

Итого . . . 100,0 100,0

сколько более высокие уровни физического развития по сравнению с таковыми их сверстников-школьников, что, вероятно, в немалой степени связано с профотбором.

2. Отклонения от нормального физического развития у учащихся СПТУ чаще, чем у школьников, формируются за счет дефицита массы тела; общая же задержка в физическом развитии среди них встречается значительно реже, чем у школьников.

3. По типам телосложения сравниваемые контингенты в основном не различаются. Однако у школьников дефицит массы тела в большей степени определяется астеноидным типом конституции.

4. Результаты индивидуальной оценки физического развития подростков необходимо учитывать в практике подростковых врачей при комплексной оценке состояния здоровья контингентов и планирования конкретных профилактических мероприятий.

Литература

1. Беляева Г. Г. II Сов. здравоохр.— 1977. — № 9. — С. 40—44.

2. Бережков Л. Ф„ Ямпольская Ю. А. // Гкг. и сан. — 1979. — № 2. — С. 33—38.

3. Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов: Метод, указания. — М., 1984.

4. Кучкова В. С. //Сов. здравоохр.— 1985. — №7. — С. 19—21.

5. Штефко В. Г.. Островский А. Д. Схемы клинической

диагностики конституционных типов. — М. : Л., 1929.

6. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1979. — № 1. — С. 20— 25.

7. Ямпольская 10. А. //Там же. — 1986. — № 9. — С. 26— 27.

Поступила 29.06.88

Р 1

г!

ли

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1989 УДК 617.7-053.6-02:613.1651-07

О. Н. Савельев, А. А. Балтенкова, Н. П. Долгая, Н. С. Яцкова

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Щ НА РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ

У школьников

Черновицкий медицинский институт; Черновицкая областная санэпидстанция

В результате проведенных в последнее время исследований [1, 2] установлено, что среди детей и подростков встречается не только близорукость, обусловливающая снижение остроты зрения вдаль, но и нарушение функции аккомодации при соразмерной рефракции и дальнозорко-

сти. Это приводит к снижению остроты зрения вблизи (до 33,6 % из числа обследованных учащихся) [3].

Вопрос о том, какие условия способствуют понижению остроты зрения вблизи, изучался у довольно ограниченного контингента [2]. Поэтому нашей задачей явилось ис-

Таблица 1

Распространенность (в %) пониженной остроты зрения среди учащихся школ с различными условиями естественного освещения в классных комнатах

о ас 3

ё

2

4

5 22 24 26 32

•е-х ■&3

m -с О 3 * О то

^ ч

£ * л

2 « 2 н то ¡¡(■н

W — ТО

'О 3 х

d о» 5

о С

Число учащихся

чэ 3

о ж

м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж.

238 281 371 371 366 323 273 360 193 215 211 227 156 161

имевших пониженную остроту зрения

вблизи при нормально)! остроте зрения вдаль

30,6 33,2

24,8 28,8

15,6 24,0

21,0 25,6

19,1 21,3

23,2 22,6

18,3 17,9

16,1 32,5

11,9 П,4

10,1 16,7

12,3 12,8

22,0 15,8

12,8 21,8

23,3 19,9

следование влияния условий освещения в школе и дома на снижение остроты зрения у учащихся общеобразовательных школ. В качестве критерия оценки условий освещения учитывали наиболее стабильный показатель — световой коэффициент в классных комнатах. Занятия в школах проводились по кабинетной системе, освещенность в учебных помещениях за счет искусственных источников была примерно одинаковой.

Остроту зрения вдаль и вблизи определяли по общепринятым методикам (вдаль по таблице Головина—Сивцева, вблизи по таблице Сивцева) у 3746 учащихся 5—8-х классов (мальчиков 1808, девочек 1938) в 7 общеобразовательных школах г. Черновцы с различными условиями естественного освещения в классных помещениях.

Методом анкетирования изучали условия естественного и искусственного освещения при выполнении домашних заданий у 390 учащихся 8-х классов.

Данные о распространенности пониженной остроты зре-

ния среди учащихся школ и величины световых коэффициентов в классных помещениях приведены в табл. 1. Видно, что наибольшая распространенность (24,8 %) пониженной остроты зрения вдаль выявлена среди учащихся в школе № 4 с недостаточным естественным освещением в классных комнатах (световой коэффициент 1:8). В школах № 5, 24, 26 и 32, размещенных в зданиях с оптимальными и удовлетворительными условиями естественного освещения (световые коэффициенты 1:4 и 1:5), распространенность пониженной остроты зрения вблизи при нормальной остроте зрения вдаль среди учащихся оказалась f-меньше (соответственно 21,9, 14,2, 14,4 и 20,8 %) по сравнению с таковой в школах (№ 2 и 4), размещенных в старых зданиях (световые коэффициенты 1:7 и 1:8). В этих двух школах пониженная острота зрения вблизи выявлена соответственно у 30,9 и 24,8 % обследованных учащихся.

Исключение составили данные, полученные в школе № 22, здание которой было построено за 1 год до начала исследований и в которую учащиеся поступили из разных школ города.

Проведенный корреляционный анализ данных, характеризующих условия естественного освещения в классах и распространенность (с учетом пола учащихся) пониженной остроты зрения вблизи в школах № 2, 4, 5, 24, 26 и 32, показал, что коэффициент корреляции для мальчиков составил —0,85, а для девочек —0,9. Таким образом, существует высокая корреляционная связь между уровнем есте-U ственной освещенности в классных помещениях и распро-~ страненностью среди школьников пониженной остроты зрения вблизи при нормальной остроте зрения вдаль.

Недостаточная естественная освещенность в учебных помещениях школ является одним из факторов, способствующих не только развитию школьников близорукости, но и нарушению функционального состояния зрительного анализатора с соразмерной рефракцией или дальнозоркостью в виде пониженной остроты зрения вблизи (менее 1,0) при нормальной остроте зрения вдаль.

На основании анализа данных анкетирования учащихся (табл. 2) установлено, что значительное число из них выполняли домашние задания при неудовлетворительных условиях естественного и искусственного освещения. Так, 28,2 % опрошенных школьников работали за столом, размещенным вдали от окна, и 31,2%—только при общем искусственном освещении жилой комнаты (освещенность ниже 150 лк). Из табл. 2 следует, что школьники с пониженной остротой зрения (вдаль и вблизи) занимались дома подготовкой к урокам при неудовлетворительных'1' условиях естественного освещения заметно реже, чем другие учащиеся. Так, подгруппа школьников, занимавшихся за столами вдали от окна, составила 28,3±3,03 % по от-

Характеристика условий освещения на рабочих местах при подготовке домашних заданий у

остротой зрения (вдаль и вблизи)

Таблица 2 школьников с разной

Число глаз

Число обследованных с пониженной остротой зрения

Характеристика освещения на рабочем месте школьников исследованных вдаль вблизи при нормальной вдаль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

абс. % абс. % абс. % абс. %

Рабочий стол размещен: у окна вдали от окна Искусственное освещение: местное (настольная лампа) общее 280 110 265 125 71,8 28,2 68,8 31,2 560 220 530 250 71,8 28,2 68,8 31,2 29 4 26 7 87,9 12,1 78,8 21 ,2 95 22 80 37 81,2 18,8 68.4 31.5

Всего . . . 390 100 780 100 33 100 117 100

ношению к общему количеству анкетированных. Число глаз с пониженной остротой зрения вдаль (12,1±5,67 %> и пониженной остротой зрения вблизи при нормальной вдаль (18,8±3,61 %) оказалось достоверно (р<0,00! и <0,01) меньше в подгруппе детей, занимавшихся вдали от окна.

Настольные лампы при подготовке домашних заданий несколько чаще (р>0,5) использовали школьники с пониженной остротой зрения вдаль (78,8±8 % глаз) по сравнению со всеми анкетированными лицами (68,8±4,05 %)■ ^ Надо полагать, что потребность в достаточном освеще-* нии на рабочем месте при подготовке домашних задании у школьников с пониженной остротой зрения обусловлена снижением работоспособности при зрительной работе.

Результаты исследований указывают на необходимость улучшения условий естественного освещения в школах. 4 При проведении санитарно-просветнтельной работы

школьникам следует рекомендовать создание оптимальных •ч условий освещения при подготовке домашних заданий V- (стол размещать у окна, использовать настольную лампу).

Выводы. 1. Распространенность пониженной остроты * зрения вблизи среди школьников имеет тесную корреляци-

онную связь с недостаточным естественным освещением в классных комнатах.

2. Значительное число школьников готовят домашние задания при недостаточной освещенности на рабочих местах. Из общего числа опрошенных учащихся 28,2 % не используют в вечернее время настольные лампы, а занимаются при общем освещении, не обеспечивающем необходимого уровня освещенности.

Литература

1. Ватченко А. А.. Тимофеев Н. Н., Дроздов А. Г., Понур-ко Н. Ф.Ц Офтальмол. журн. — 1986. — № 1, —С. 12— 14.

2. Савельев О. Н., Васильков В. И.. Гармида Р. П. и др.//Гиг. и сан. 1981, —№9.— С. 71—73.

3. Савельев О. Н., Прунчак И. Ф., Малица II. А.. Жуковский О. М. // Актуальные вопросы офтальмологии. — Харьков, 1987, —С. 47—48.

Поступила 24.11.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 612.015.31.06:613.165.01.08

Н. Е. Панферова, В. И. Первушин, В. И. Лебедев, М. С. Белаковский, М. С. Хайдаков, Л. В. Гуторова, Л. Т. Резаева, Ю. Н. Ходкевич

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕННЫХ ДОЗ СРЕДНЕВОЛНОВОЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ НА МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН

Институт медико-биологическх проблем Минздрава СССР, Москва

Одним из положительных эффектов воздействия средневолновой ультрафиолетовой радиации (УФР) на организм человека является стимуляция образования витамина О в коже. Система витамина О играет одну из ключевых ролей в регуляции обмена Са и Р. Показано, что у детей при УФ-недостаточности воздействие УФР на площадь кожи 200 см2 в дозе 210 Дж/м2 предотвращает нарушение минерального обмена.

В то же время существует точка зрения, что избыточ-,^ная УФР может привести к усиленному образованию витамина О в организме человека, развитию гиперкальциемии и как следствие камнеобразованию в почках, обызвествлению стенок сосудов (1).

Задачей настоящей работы явилось изучение избыточного воздействия УФР на обмен витамина В, Са, Р, Mg и

Работа выполнена с участием 12 обследуемых мужчин (жители Москвы и Подмосковья) в зимний период времени, т. е. в условиях недостаточности естественной солнечной УФР. Обследуемые находились на привычных для себя режиме и рационе питания.

Каждого из обследуемых дважды подвергали УФ-облу-чению (УФО| и УФ02) суперэритемными дозами с преобладанием лучей средневолнового спектра. Величина излу-

Таблица 1

Изменение уровнт 25-оксихолекальциферола (в нг/мл) в /• сыворотке крови относительно фона при УФО (/И±т)

УФО, УФО, УФО.

МЭД

через 1 сут через 1 сут через 3 сут

5—6 +2,2=Ы,8 +3,8±1 ,4* +6,0+3,3

7—8 +5,0±10,4 + 14,5+3,1* +21,3+13,0

чения источника в зоне до 280 нм составляла 0,25 Вт/м!, 280—320 нм — 9,9 Вт/м2, 320—400 нм — 12,5 Вт/м2. Дозу УФО подбирали индивидуально на основании минимальной эритемной дозы (МЭД), определяемой в предэксперимен-тальный период. У обследуемых 1-й группы (6 человек) она составляла 5—6 МЭД, во 2-й (6 человек) —7—8 МЭД.

При УФО[ облучению подвергали руки и верхнюю часть спины, при УФ02 — верхнюю часть туловища до пояса, т. е. площадь облучения во втором случае была существенно больше, чем в первом.

Материалом исследования служили сыворотка крови, суточная моча и слюна.

В сыворотке крови определяли один из метаболитов витамина О — 25-оксихолекальциферол, в сыворотке, моче и слюне — содержание Са, Мд, 2п и Р (общего и неорганического). Для определения 25-оксихолекальцнферола применяли радиоиммунологический метод с использованием радиоизотопных наборов фирмы «ВШтап» (Швейцария), концентраций Са, Мд, 2п — метод атомно-абсорбционной и

Таблица 2

Содержание микроэлементов (в мкг/мл) в сыворотке крови относительно фона УФО (М±т)

Примечание. Звездочка —различия с фоном достоверны при р <0,05.

Элемент УФО, МЭД УФО, УФО.

через 1 сут через 1 сут через 3 сут

Са 5—6 + 10,6±5,5 +2,4=ЬЗ,0 +8,1+4,7

7—8 —9,4±11,7 —28,0+12,3 —34,4±16,8

М« 5—6 + 1,8±2,1 — 1,7±0,53 —4,7±2,8

7—8 —10,6+8,4 —13,7+8,5 —9,7±8,2

2п 5—6 +0,44+0,5 +0,4±0,5 +0,7±0,5

7—8 —2.8±2,4 —2,4±2,4 —3,5±3,0

Р общий 5—6 +4,5±17,2 —9,7=1= 16,0 +8,ЗгЬЗЗ,8

7—8 +8,0+5,6 +7,6±5,5 + 13,3+8,1

Р неоргани- 5—6 +0,75=Ь 1,9 —3,2+2,0 —0,2+1,6

ческий 7-8 — 1,2+2,2 —2,0+3,2 —1,8нЬЗ,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.