Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННОЙ ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ '

ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННОЙ ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННОЙ ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ »

cedo, Fusarium секции sporotrichiella, Candida albicans, до 55-го дня инкубации чаще отсутствовал и выявлялся лишь под микроскопом (рис. 2, д—и и рис. 3, а, г—з). Конидиальное спороиошение было значительно редуцировано. Так, единичные головки. A. flavus (см. рис. 3. ас), обнаруживаемые на поверхности агара через 55 дней инкубации, приходились на 100—200 полей зрения при объективе 10 (см. рис. 3, а). Реже при этой дозе у A. niger и A. flavus в первые 8—55 дней соответственно мог формироваться слабо выраженный стерильный воздушный мицелий (см. рис. 3, б, в) с последующим возможным развитием конидиального спороношения при инкубации более 60 дней. Доза Cr3+ 10—4 была для всех изученных культур грибков безвредной, а доза Ю-3.6 давала слабый стимулирующий эффект.

Дозы солей Сг3+ от Ю-3 до 1-0-3 оказывали различное влияние, что зависело от видовых и штаммовых особенностей культур. При воздействии этих доз наблюдались как стимуляция роста, спорообразования и продукции пигментов, в частности у P. purpurogenes и A. flavus, так и значительное ингибнрование роста многих штаммов различных плесневых грибков.

Лоза Cr3+ Ю-1.ь обладала выраженной микостатиче-ской активностью и сильно редуцировала спорообразование вплоть до полного его подавления у различных штаммов плесневых грибков.

В ы воды. 1. Соединения Сг,+ после внесения в питательную среду могут подвергаться химическому обез-' вреживанию, поэтому при проведении токсикологических экспериментов необходимо контролировать наличие свободной формы ионов СгО^~ в среде.

2. Признаки токсического воздействия у плесеней и дрожжей, как и у бактерий, возникают под влиянием солей Сг*+ уже в концентрациях, обусловливающих наличие свободных ионов СгО^- во внешней среде.

3. Соединения Сг3+ для плесеней и дрожжей, как и для бактерий, менее токсичны, чем соединения Сгв+. Однако концентрации Сг3+ и «общего» хрома 10—3.? г-атом хрома на 1л и выше могут вызвать извращение метаболизма микроорганизмов вплоть до их полной блокады.

4. Попадание Сг'^ в водоемы различных видов водопользования в концентрациях, обусловливающих наличие свободных ионов CrOj-, и в субпороговых дозах может нарушить процессы их биологического самоочищения.

5. Добавление солей Сг,+ в дозах от Ю-3 до 10 2.5 или Сг3+ в дозах от Ю-1.ъ до Ю-1 г-атома хрома на I л агаризованной питательной среды может оказаться полезным для более детального изучения различных фаз и этапов роста плесневых культур и получения их качественных микрофотографий, а в дозах Сг'+ Ю-3. 6 или Сг3+ 10—а. 5 г-атом хрома на 1 л использоваться для подавления распространяющего роста мукоровых грибков и облегчения выделения аспергилл в чистую культуру.

Литература. Романенко В. И., Кореньков В. Н. — Биол. внутр. вод. (Информ. бюлл.), 1975, № 25, с. 8—9. Яковлев С. В., Кузмичева В. А., Кореньков В. Н. и др.— Водоснабжение и сан. техника, 1974, № 5, с. 7—10. Research Into Environmental Pollution. (WHO, Techn. Report ser. № 406). Geneva, 1968.

Поступила 16.10.80

УДК 371.7115828.9.061:617.753.2-053.5

О. Н. Савельев, В. Н. Васильков, Р. П. Гармида, В. Ф. Гудкова, Л. А. Партенко, Л. А. Савицкая

ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННОЙ ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ ВБЛИЗИ

с

Оренбургский медицинский институт, санэпидстанция Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги, Оренбургский городской кабинет охраны зрения

детей

Уровни освещенности 150—300 лк, рекомендуемые для классных комнат школ, создают небольшую яркость, при которой зрачок (биологическая диафрагма в оптической системе глаза) уменьшается незначительно, и зрительная работа при чтении и письме у лиц с соразмерной рефракцией или дальнозоркостью может осуществляться только при напряжении аппарата аккомодации. Л. А. Борисова и соавт. показали, что занятия при такой освещенности приводят к рязвитню значительного зрительного утомления у учащихся.

Более высокие уровни освещенности (яркости) способствуют сужению зрачка и увеличению глубины фокусной области глаза (Н. М. Сергиенко). В данном случае четкое изображение на сетчатке получаете^ без участия аппарата аккомодации (Ю. Д. Жилов). В связи с этим при увеличении освещенности в 10 раз и более по сравнению с нормой (150 лк) у лиц с дальнозоркостью или соразмерной рефракцией, имеющих нарушения функции аккомодации и пониженную остроту зрения, повышена острота зрения вблизи (нередко до 1,0 D). Нарушение функции аккомодации и связанное с ним уменьшение остроты зрения вблизи довольно часто встречается у учащихся общеобразовательных школ. Для школьников с пониженной остротой зрения необходимы более высокие уровния освещенности го сравнению с существующими нормативами, разработанными в расчете на нормальную функцию зрительного анализатора (И. С. Коркнн; С. К. Кунин и Э. И. Кривиц-кая; 3. А. Скобарева). Следовательно, для школьников

с пониженной остротой зрения требуются оптимальные уровни освещенности для предупреждения прогрессирова-ния нарушений функции аккомодации и возникновения спазмов аккомодации.

Учитывая мнение Э. С. Аветисова о роли нарушений функции аппарата аккомодации в патогенезе близорукости, следует считать, что у школьников с пониженной остротой зрения высокие уровни освещенности при зрительной работе имеют значение и в профилактике близорукости.

В связи с отсутствием в литературе данных по указанному вопросу нашей задачей являлось установление для школьников с пониженной остротой зрения уровней освещенности, обеспечивающих выполнение зрительной работы без напряжения аппарата аккомодации.

Начальный этап исследований состоял в определении остроты зрения у 255 учащихся 4—7-х классов общеобразовательной школы, не страдающих близорукостью. При этом по таблице Д. И. Сивцева определяли остроту зрения вблизи (на расстоянии 30 см). Исследование проводили ранней весной, когда чаще происходит ослабление аккомодации (Л. Л. Богомолов). Пониженная острота зрения выявлена у 71 учащегося: большинство (60,5%) имели остроту зрения 0,9 О у остальных она была в пределах 0,8—0,4 О.

При офтальмологическом обследовании 69 учащихся с пониженной остротой зрения установлено, что у 24 (34,7%) имелась соразмерная рефракция, у 18 (26.1%)—

Таблица I

Средние показатели остроты зрения у школьников в зависимости от интенсивности естественного освещения на рабочем месте в классе

Таблица 2

Зрительная работоспособность школьников с пониженной остротой зрении в зависимости от уровней освещенности

Ряд по отношению к окнам 1978 г. 1979 г.

я М±т р 1) М±т

Первый Второй Третий 15 16 9 ООО 8KS2 н-к-н- о о о ООО Ю — -о. <0,001 <0,001 >0,5 19 16 9 0,96 ±0,01 0,92±0,03 0,84 ±0,08

¡ООО 2000 ЗООО 4000 SOOO

Влияние освещенности на остроту зрения. По оси абсцисс — освещенность (в лк); по оси ординат — процент обследованных.

Показатель

дальнозоркость, у 2 (2,9%) — астигматизм. У 25 учащихся впервые была выявлена близорукость слабой степени (от 1,0 до 2,0 D).

С целью выяснения вопроса о влиянии уровня освещенности рабочего места в школе на состояние аккомодации и остроту зрения у школьников при ее понижении мы провели наблюдение в течение года за 40 учащимися с соразмерной рефракцией или дальнозоркостью. При этом определяли световой коэффициент в классе на рабочем месте каждого учащегося.

На первых по отношению к окнам рядах парт он составил 10—14%, на вторых—4—5%, на третьих —1,5%.

При повторном обследовании установлено, что у школьников, сидевших за партами первого ряда, острота зрения за период наблюдения увеличилась в среднем с 0,81 до 0.96 D (у 11 из 15 она восстановилась до 1,0 D), что видно из данных табл. 1.

У учащихся, сидевших на втором от окон ряду парт, также наблюдалось достоверное улучшение остроты зрения, тогда как у сидевших за партами третьего ряда имелась тенденция к ее снижению (с 0,88 до 0,84 D).

Резерв аккомодации, определенный по методике В. В. Волкова и соавт., после годичного наблюдения оказался достоверно выше (Р<0,001) у школьников, сидевших в первом ряду (—4,34 D), чем у сидевших во втором (—3,5 D) и третьем (—2,5 D) рядах. При этом отмечалось закономерное снижение резерва аккомодации по мере удаления парт от окон.

Таким образом, .для школьников с пониженной остротой зрения вблизи требуется коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 4—5%, поэтому их необходимо рассаживать в первом — втором ряду.

Уровни освещенности за счет искусственных источников — ламп накаливания — мы определяли в лаборатории с применением прибора, позволяющего изменять освещенность на таблице Д. А. Сивцева (для определения остроты зрения вблизи) в пределах от 150 до 5000 л к. Исследование проведено у 75 учащихся с пониженной остротой зрения (0,4—0,9 D) путем повышения уровня освещенности на таблице до тех пор, пока каждый испытуемый мог свободно читать текст, соответствующий остроте зрения 1,0 D.

Результаты исследований приведены на рисунке, из которого видно, что при повышении освещенности от 150 до 2400 л к у большинства (88%) испытуемых острота зрения достигала 1,0 D. При уровне освещенности 5000 л к острота зрения 1,0 D оказалась у 96% обследованных с пониженной остротой зрения.

Устойчивость ясного

видения, с Корректурная проба: число просмотренных за 2 мин знаков

% пропущенных знаков % ошибок

Оснещенность. лк

2000 4000

п М±т п М±т

20 174,4±1 ,02 18 175.5±1.03

29 207,1 ±9,9 22 227,7±10,9

29 0,99±1 ,8 20 1,02 ±2,3

28 1,16±2 ,02 22 0,52±1,57

0,5

к

0,5

0,5 0,5

Примечание. Процент пропущенных знаков и ошибок указан от общего количества просмотренных знаков.

Анализируя приведенный материал, можно заключить, что острота зрения чаще возрастает при увеличении освещенности от 150 до 2000 лк. Более высокие уровни освещенности — от 2400 до 5000 лк — гарантируют четкое различие мелких объектов (шрифта, соответствующего остроте зрения 1,0 D) почти у всех школьников с пониженной остротой зрения вблизи.

Следовательно, для школьников с пониженной остротой зрения следует рекомендовать уровень освещенности на рабочем месте за счет искусственных источников света (ламп накаливания) в пределах 2400—5000 лк. Это подтверждается результатами исследования зрительных функций, проведенного у учеников с пониженной остротой зрения, при освещенности 2000 и 4000 л к (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что устойчивость ясного видения при этих уровнях освещенности была примерно одинаковой — в среднем 174 и 175 с. При корректурных пробах, выполненных при освещенности 2000 лк, за 9 мин просмотрено в среднем 207,1 ±9,9 знака, а при освещенности 4000 л к—227,7+10,9 знака. Количество пропущенных знаков и ошибок при корректурных пробах, проведенных в условиях освещенности 2000 и 4000 лк, оказалось примерно одинаковым.

Следовательно, при увеличении уровня освещенности от 2000 до 4000 лк у школьников с пониженной остротой зрения наблюдается некоторая тенденция к повышению работоспособности при зрительной работе.

Суммируя результаты исследований, можно заключить, что у учащихся 4—7-х классов в январе — марте довольно часто снижается острота зрения вблизи при наличии соразмерной рефракции или дальнозоркости. Результаты динамического наблюдения за школьниками с пониженной остротой зрения вблизи свидетельствуют о том, что для них не вполне достаточна естественная освещенность на рабочем месте в классе при КЕО 1,5%. У учащихся, сидящих в третьем от окон ряду с КЕО 1,5%, наблюдалось дальнейшее снижение функции аккомодации и остроты зрения.

При занятиях в лучших условиях естественного освещения (на первых и вторых от окон рядах парт) функция аккомодации и острота зрения имели тенденцию к восстановлению до нормы. Это указывает на необходимость обеспечения специальных условий зрительной работы для школьников с пониженной остротой зрения вблизи.

Исследование функциональных возможностей зрительного анализатора (остроты зрения, устойчивости ясного видения, работоспособности) при повышении освещенности от 150 до 5000 лк показало, что для школьников с пониженной остротой зрения вблизи следует рекомендовать уровни освещенности за счет ламп накаливания от 2400 до 5000 лк.

Выводы. 1. У школьников 4—7-х классов пр« эммстропии или гиперметропии в зимнее время нередко снижается острота зрения вблизи.

2. С целью своевременного выявления нарушений функции зрительного аппарата у школьников исследование необходимо проводить не осенью, а в феврале — марте с использованием таблиц для определения остроты зрения вблизи.

3. Учащимся с пониженной остротой зрения вблизи следует сидеть за партами первого и второго от окон рядов.

4. Для школьников с пониженной остротой зрения вблизи рекомендуется местное освещение за счет ламп накаливания с уровнем освещенности от 2400 до 5000 лк. Литератур а. Богомолов Л. Л. — В кн.: Регулятор-

ные и компенсаторные механизмы организма при не-

которых патологических процессах. Оренбург, 1974, с. 26—27.

Борисова Л. А., Спичкина Э. П., Назарова Э. Н. —

Гиг. и сан., 1979, № 4, с. 79—80. Волков В. В., Горбань А. И , Джалиашвили О. А. Клиническая визо- и рефрактометрия. Л., 1976. Жилое Ю. Д. — Гиг. труда, 1966, № 1, с. 26—29. Коркин И. С. — Гиг. и сан., 1953, № 2, с. 35—39. Кунин С. К., Кривицкая Э. И. — Там же, 1961, № 3, с. 32—36.

Сергиенко Н. М. — Вести, офтальмол., 1967, № 6, с. 61—

66.

СкобареваЗ. А. — Гиг. и сан., 1961, № И, с. 39—45.

• Поступила 30.01.80

УДК 616.0 + 613.632.1:613.155.3

С. В. Сперанский ПАСПОРТ ПОКАЗАТЕЛЯ

Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

Важной задачей гигиенических исследований является поиск количественных критериев избирательности токсических эффектов веществ.

Для изучения нами была подобрана следующая группа эталонных веществ: четыреххлористый углерод, диоксан, ацетон, диэтиламин, анилин, бензол, бромофос, этилен-хлоргидрин, сулема. Этот набор позволил для выделенных нами типов избирательных эффектов иметь 3—4 градации их выраженности (от максимальной до минимальной).

Вещества вводили белым мышам однократно внутри-брюшинно в водных или масляных растворах. Действие веществ испытывали в широком диапазоне доз (в долях ЬО60) с двукратным шагом. Отдельные показатели (а иногда группы по 2—3 показателя) определяли динамически в нескольких временных точках после введения ядов. Важнейшим этапом исследования было нахождение по каждому показателю пороговых доз и сравнение их для эталонных веществ.

Применительно к 5 обобщенным типам избирательности (поражения печени, почек, нервной и сердечно-сосудистой систем и системы крови) удалось найти такие показатели (или их группы), по которым соизмерение порогов для эталонных веществ правильно отражало выраженность данного типа избирательного поражения органов (систем). Для веществ, преимущественно поражающих данную систему, пороги были наименьшими (независимо от конкретного механизма), для их антиподов — наибольшими, а промежуточные вещества занимали подобающее им промежуточное положение. При этом разрыв между-крайними представителями «оси» каждый раз составлял не менее 5 двукратных шагов, что позволяло надежно выделить 4 градации каждого типа избирательности. Такой подход для оценки самих показателей обусловил новое измерение. Тот показатель лучше (при прочих равных условиях), который на данном этапе нашего знания более * надежно отражает выраженность квалифицируемого им типа избирательного действия.

Применяя на белых мышах бромсульфалеиновую пробу (в нашей модификации), мы получили отличие порогов для крайних представителей группы веществ по выраженности избирательного поражения печени в 32 раза (5 двукратных шагов; пороги определяли в долях 1~О10)- Этот результат был оценен как удовлетворительный, и построена соответствующая классификационная шкала. Однако в дальнейшем был испытан другой показатель — длительность гексеналового сна. На этот раз разрыв составил 11 двукратных шагов (в 2048 раз). Ясно, что второму по-

казателю отдано предпочтение перед первым. В поисках количественных критериев избирательности нейрогенного действия ядов для группы эталонных веществ определили пороги по 4 показателям: суммационно-пороговому показателю (СПП), мышечной силе (МС), двигательной активности (ДА) и показателю краткосрочной памяти (КП). В долях 1~О50 все эти пороги оказались неинформатнвны-ми. Тогда мы предположили, что для оценки нейрогенных эффектов важно изменить точку отсчета и сравнивать пороги «нервных» показателей не с 1-О50, а с порогами неспецифической реакции организма. Был разработан метод фракционного голодания и доказана его неспецифичность. Наше предположение оправдалось: 2 из 4 показателей (СПП и МС) «заработали» после изменения точки отсчета, причем отличие порогов для крайних представителей ней-рогенной оси составило 7 шагов (в 128 раз). При этом оказалось целесообразным всегда ориентироваться на среднее геометрическое от порогов по СПП и МС (эти величины были близки и уточняли друг друга).

Избирательность поражения почек оценивали по содержанию в моче ионов Ыа и К и хлоридов в сочетании с водной нагрузкой. Абсолютная чувствительность этих показателей оказалась очень низкой. Тем не менее, применяя принцип регистрации изменений по любому из них (т. е. считая действующей дозу, изменяющую хотя бы один из показателей, или уровень корреляции между любой парой показателей), удалось получить удовлетворительные результаты: пброги для крайних представителей отличались на 5 двукратных шагов (в 32 раза).

Эти примеры показывают, с одной стороны, универсальность подхода, с другой — его гибкость. Единой рекомендации, как и в каких сочетаниях необходимо определять показатели, чтобы они давали искомую информацию, не существует. Это в каждом случае выясняется экспериментально. Иногда оказывается достаточным соизмерение порогов по единственному показателю с ЬО.^, но и тут экспериментатор сталкивается с необходимостью приспособления методики к поставленной цели, ее модификации — в противном случае она не работает. Иногда необходимы новые методические разработки и лишь в сочетании с ними, при соизмерении между собой качественно различных порогов находится искомая мера избирательности. Иногда требуется параллельное определение иа тех же животных нескольких показателей, образующих нераздельную совокупнссть. Бывает, что основное внимание следует обратить на подбор адекватной функциональной нагрузки. Так было в исследованиях с оценкой избирательности поражения сердечно-сосудистой системы по из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.