© Ж. Е. БЫКОВА, 1989
УДК 613.956:572.51)-07
Ж. Е. Быкова
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР разработана система организации периодических медицинских осмотров школьников на основе скрининг-программы. Одним из элементов этой программы является индивидуальная оценка физического развития, которая предусматривает границы «нормы» для зависимого признака шкалы регрессии массы тела по длине тела от М—1стд до М + 2ов-Расширение границ «нормы» связано с фактом существования правосторонней асимметрии в распределении массы тела за счет наличия мышечного и дигестивного типов конституции и признается многими исследователями [1, 2, 4, 6]. Эти принципы положены в основу оценочных таблиц типа скрининг-теста |3], которые позволяют из любого коллектива детей и подростков выделить лиц с дефицитом (меньше М—1<хп) избытком (больше М+2стп) массы тела, а также имеющих низкий рост (значение длины тела меньше М—2ст), что трактуется как отставание в физическом развитии. Эффективность этой системы в условиях сельского здравоохранения Московской области была проверена В. С. Кучковой [4], которая установила более высокую информативность ее по сравнению с традиционными способами. Так, выявляемость морфофункциональных нарушений у подростков с использованием скрининг-програм-мы в 3,8 раза больше, хронических заболеваний — в 2,6 раза.
Указанная программа использована нами для сравнительной характеристики уровней физического развития юношей 15 лет, обучающихся в сельских общеобразовательных средних школах Московской области (1-я группа) и поступающих в СПТУ по специальности «тракторист-маши-нист широкого профиля» (2-я группа). При предшествующем изучении заболеваемости по данным профилактических осмотров этих же контингентов нами установлены различия в структуре хронической заболеваемости учащихся 1-й и 2-й групп. Задачей данной работы явилась более подробная характеристика учащихся Подмосковья на основе изучения параметров физического статуса, имеющего, как известно, тесную взаимосвязь и взаимозависимость с заболеваемостью. Обследован 251 юноша-школьник и 228 учащихся СПТУ. Возрастной состав обследованных контингентов идентичен (средний возраст в 1-й группе 15 лет 2 мес, во 2-й— 15 лет 3 мес). Для повышения вероятности установления различий в показателях физического развития учащихся сельских школ и сельских СПТУ измерения проведены в начале учебного года среди указанных контингентов раздельно, т. е. в тех естественно сложившихся группах юношей, часть которых продолжили
учебу в 9-м классе, часть поступили в СПТУ. Рассчитаны средние показатели физического развития, характерные для обследованных юношей обеих групп, которые представлены в табл. 1. На основе результатов обследования школьников, принятых за основную среду, являющуюся источником формирования контингентов, поступающих в СПТУ после 8-го класса, разработаны стандарты физического развития и оценочные таблицы, по которым проведена индивидуальная оценка физического развития сельских школьников и юношей, поступивших на I курс сельских СПТУ.
Как видно из данных, приведенных в табл. 1, у учащихся СПТУ окружность грудной клетки и жизненная емкость легких больше, чем у их сверстников-школьников (р<0,01), что свидетельствует, вероятно, о лучших функциональных возможностях дыхательной системы и требует более углубленного изучения. Достоверных различий между сравни-ваемыми контингентами по длине тела, массе и силе ежа-тия правой кисти не получено. При статистической обработке данных измерений массы тела подростков получена а, равная 10,7 и 9,7. Это объясняется тем, что в изучаемом возрасте у современных подростков параметры массы тела весьма вариабельны, причем эта вариабельность в последние годы увеличивается [7].
Индивидуальная оценка физического развития демонстрирует более явные различия между сравниваемыми контингентами (см. рисунок).
Среди 15-летних школьников подростки с нормальным физическим развитием составили 80,9%. Дефицит массы тела наблюдался у 12,7%, избыток — у 4,4%. 2% составили школьники с низким ростом. Несмотря на тенденцию к более высоким показателям соматоскопических признаков учащихся СПТУ, здесь с нормальным физическим развитием оказалось 76,3%, с дефицитом массы тела—18% и избытком массы — 5,3%. Подростки с низким ростом составили 0,4 %.
Отклонения от нормы у учащихся СПТУ чаще всего^-формируются за счет дефицита массы тела. При этом у учащихся сельских школ дефицит I степени установлен в 78,2% случаях, II степени — в 21,8%; у учащихся СПТУ — соответственно в 82,9 и 17,1%. В то же время задержка роста среди учащихся СПТУ встречается в 5 раз реже, чем у их сверстников-школьников.
Определенный интерес представляет рассмотрение особенностей телосложения у подростков. Результаты оценки, осуществленной по схеме В. Г. Штефко и А. Д. Островского [5], приведены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что у сельских подростков-школьни-
Таблица 1
Статистические параметры физического развития подростков 15 лет—учащихся сельских школ и сельских СПТУ Московской области
Группа обследованных \
Показатель 1-я 2-я
М ±т - V М±т о V
Рост, СМ 166,8±0,54 8,55 5,12 167,6±0,53 7,59 4,50
Масса тела, кг 56,7±0,68 10,7 18,88 56,8±0,68 9,70 17,0
Окружность грудной клетки, см 80,3±0,39 6,12 7,6 86,2±0,48 6,75 7,8
Сила правой кисти, кг 38,3±0,39 8,35 21,8 40,0±0,79 8,21 20,5
Жизненная емкость легких, мл 2875,3±38,8 605,32 21,1 3095,6±54,68 779,08 25,2
вг во
7в 76 74 72 70 20 Ю
12 10 в
г
к п
1-Я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я
* Сравнительная оценка физического развития сельских подростков — школьников и учащихся сельских СПТУ.
По оси абсцисс — группа подростков; по оси ординат — процент подростков с различной оценкой физического развития; А — нормальное физическое развитие; В — дефицит массы тела; В — избыток массы тела; Г — низкий рост.
^ков 15 лет более чем в половине случаев преобладает мышечный тип конституции, на втором месте — торакальный, на третьем — астеноидный. Подростков дигестивного типа конституции было 4,4 %. Среди учащихся СПТУ общее распределение аналогично с несколько меньшим процентом лиц астеноидного типа и большим — торакального.
При анализе особенностей телосложения у подростков с разными вариантами физического развития выявлено, что у лиц с нормальным физическим развитием астеноидный тип конституции встретился в 7,4 % у учащихся школ и в 2,9% среди учащихся СПТУ, торакальный — в 23,6 и 27%, мышечный — в 69 и 68,4% соответственно; дигестив-ный тип конституции среди сельских школьников не определен, среди учащихся СПТУ он составил 1,7 %.
Примечательно, что, несмотря на меньший процент в контингенте школьников лиц с дефицитом массы тела по сравнению с группой учащихся СПТУ, подростков астеноидного типа сложения среди них оказалось больше (34,4 % против 26,8 %).
Из изложенного выше следует, что подростки — учащиеся сельских школ Московской области требуют более пристального медико-гигиенического внимания с целью раннего выявления и своевременной коррекции отклонений в физическом развитии. Это улучшит показатели здоровья молодежи и повысит процент годности юношей к службе в рядах Советской Армии.
» Выводы. 1. Подростки сельской местности Москов-
ской области, поступающие в сельские СПТУ, имеют не-
I
Таблица 2
Распределение по конституциональным типам (в %) подростков 15 лет—учащихся сельских школ и сельских СПТУ Московской области
Тип конституции Группа обследованных
1-я 2-я
Астеноидный 10,4 7,0
Торакальный 26,3 30,7
Мышечный 58,9 57,5
Дигестивный 4,4 4,8
Итого . . . 100,0 100,0
сколько более высокие уровни физического развития по сравнению с таковыми их сверстников-школьников, что, вероятно, в немалой степени связано с профотбором.
2. Отклонения от нормального физического развития у учащихся СПТУ чаще, чем у школьников, формируются за счет дефицита массы тела; общая же задержка в физическом развитии среди них встречается значительно реже, чем у школьников.
3. По типам телосложения сравниваемые контингенты в основном не различаются. Однако у школьников дефицит массы тела в большей степени определяется астеноидным типом конституции.
4. Результаты индивидуальной оценки физического развития подростков необходимо учитывать в практике подростковых врачей при комплексной оценке состояния здоровья контингентов и планирования конкретных профилактических мероприятий.
Литература
1. Беляева Г. Г. II Сов. здравоохр.— 1977. — № 9. — С. 40—44.
2. Бережков Л. Ф„ Ямпольская Ю. А. // Гкг. и сан. — 1979. — № 2. — С. 33—38.
3. Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов: Метод, указания. — М., 1984.
4. Кучкова В. С. //Сов. здравоохр.— 1985. — №7. — С. 19—21.
5. Штефко В. Г.. Островский А. Д. Схемы клинической
диагностики конституционных типов. — М. : Л., 1929.
6. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1979. — № 1. — С. 20— 25.
7. Ямпольская 10. А. //Там же. — 1986. — № 9. — С. 26— 27.
Поступила 29.06.88
Р 1
г!
ли
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1989 УДК 617.7-053.6-02:613.1651-07
О. Н. Савельев, А. А. Балтенкова, Н. П. Долгая, Н. С. Яцкова
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Щ НА РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ
У школьников
Черновицкий медицинский институт; Черновицкая областная санэпидстанция
В результате проведенных в последнее время исследований [1, 2] установлено, что среди детей и подростков встречается не только близорукость, обусловливающая снижение остроты зрения вдаль, но и нарушение функции аккомодации при соразмерной рефракции и дальнозорко-
сти. Это приводит к снижению остроты зрения вблизи (до 33,6 % из числа обследованных учащихся) [3].
Вопрос о том, какие условия способствуют понижению остроты зрения вблизи, изучался у довольно ограниченного контингента [2]. Поэтому нашей задачей явилось ис-