ем кист. Лишь в единичных случаях определялось обратное развитие эностозов и резорбций ногтевых бугристостей. В обеих группах ни в одном случае не было отмечено обратного развития функционально-приспособительных изменений и деформирующего остеоартроза.
При сопоставлении клинического течения вибрационной болезни с данными рентгенологического исследования скелета кисти не выявлено полного параллелизма. Так, например, в группе продолжавших работать прогрессирование клинической картины отмечалось в 70,4 % случаев, а рентгенологические изменения прогрессировали в 49 %. Обратная зависимость выявлялась в группе лиц, прекративших контакт с вибрацией: костные изменения нарастали в 30,2 %, а клиническая картина заболевания прогрессировала в 20,6%.
Выводы. 1. В большинстве случаев прогрессирование дегенеративно-дистрофических изменений в скелете кисти, как и их обратное развитие, определяется за счет кистовидных образований преимущественно через 2—4 года.
2. Для таких патологических изменений, как эностозы и деформирующий остеоартроз, характерно медленное прогрессирование через 5— 10 лет наблюдений.
3. Своевременное трудоустройство больных в ранних фазах вибрационного синдрома способствует предупреждению дальнейшего развития вибрационной болезни.
4. При осуществлении оздоровительных мер при вибрационной болезни, разработке трудовых рекомендаций и решении экспертных вопросов наряду с клиническими данными необходимо учитывать и динамику рентгеноморфологических изменений в скелете кисти.
Литература
в
•т
1
2.
3
5
6
7.
8 9.
Васильев Ю. М., Готлиб Я. Г. // Научные работы ин-тов охраны труда ВЦСПС. — М., 1977. — Вып. 109.— С. 67—71.
Гринберг А. В. Рентгенодиагностика профессиональных заболеваний костей и суставов.—Л., 1962. — С. 129— 157.
Линденбратен Л. Д. Методика чтения рентгеновских снимков.— Л., 1960.— С. 319—321.
Молоканов К. П., Соколик Л. И. Влияние производственной вибрации на костно-суставную систему. — М., 1975.
Пидпалый Г. 77. // Вопросы гигиены труда и профзаболеваний.— Кривой Рог, 1965. — С. 194—197.
Позднякова О. В., Соколик Л. И., Солодухина Ю. 3.// Актуальные вопросы краевой гигиены и эпидемиологии Донбасса. — Киев, 1969.— С. 81—83.
Соколик Л. И., Шкондин А. Я.//Гиг. труда.— 1970.— № 10. — С. 28—30.
I * ' ■"V ** Ф ' * * * »4 "
Суворов Г. А. //Там же. — 1982. — № 5. — С. 1—4.
10
Штерн Б. Н., Назаров Ю. Г. Рентгенодиагностика виб рационных поражений костно-суставного аппарата. — Л., 1972.
Щелкунов И. П., Руденко В. Ф., Шейнин В. Я. // Гиг. труда. — 1961.— № 12.— С. 28—34.
Поступила 21.12.87
Summary. The prolonged clinicoroentgenologic study of 161 fettlers suffering from vibration disease showed that the dynamics of pathologic changes in hands was detected primarily in 2-4 years because of cyst-like formations. In the group of patients not being exposed to vibration an opposite process was noted in 14.3 % of cases. Untimely and inadequate finding of employment for patients with clearly defined symptoms of vibration disease was named as one of the reasons for the development of osteoarticular impairments,
УДК 370.71:331.361.3:622.33
Н. М. Харковенко, А. П. Подгайская, Л. Е. Шатохина, Е. В. Борисова,
Б. Н. Задорожный, О. А. Кормильцева
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Донецк
С учетом того, что ломка школьного стереотипа при поступлении в средние ПТУ (СПТУ), условия обучения в нем, первый контакт с неблагоприятными условиями труда на базовых предприятиях в период производственного обучения предъявляют повышенные требования к организму учащихся, целью настоящей работы явилось изучение состояния здоровья учащихся, осваивающих в СПТУ угольной промышленности профессию электрослесаря подземного.
Состояние здоровья изучалось у одних и тех же учащихся (376 человек): на 1—3-м году обучения по данным периодических медицинских осмотров, на 4-м году — по данным профосмот-ров. Комплексная оценка состояния здоровья
вития, «патологической» пораженности и заболеваемости с временной утратой трудоспособности [5].
При изучении организации учебно-производственного процесса были выявлены отдельные недостатки: превышение недельной и дневной нагрузки (40—41 ч вместо установленных 36 ч), физиологически нерациональное чередование уроков без учета степени сложности их, что способствовало развитию утомления у подростков.
Санитарно-гигиенические параметры в учебных и производственных помещениях училищ в основном соответствовали существующим нормам, кроме температуры воздуха в зимний пе-
осуществлялась по показателям физического раз- риод, которая была ниже комфортной, и пони^р
женной освещенности в учебных мастерских и машинном зале горной техники.
Изучение физического развития свидетельствовало, что рост, масса тела и окружность грудной клетки при поступлении в СПТУ и в течение всего периода обучения соответствовали возрастным стандартам, разработанным для учащихся горных профтехучилищ Донбасса [10], однако превышали таковые у школьников данного [7] и других регионов страны [2]. Наибольший рост показателей физического развития в период обучения наблюдался на 3-м году учебы. Качественная оценка физического развития подростков показала, что большинство поступивших в СПТУ (75,2%) имели гармоничное физическое развитие. Ухудшенное физическое развитие было обусловлено как превышением массы тела 8,1 %), так и его дефицитом (10 %). На 2-м го-Ъу обучения отмечалось уменьшение числа гармонично развитых подростков (70,1 %) за счет увеличения группы лиц, имеющих ухудшенное физическое состояние с избытком массы тела (13,6 %). Плохое физическое развитие в течение всего периода обучения наблюдалось в единичных случаях и было вызвано превышением массы тела. На 3-м году учебы в СПТУ по сравнению с 1-м годом отмечалось увеличение числа гармонично развитых лиц (73,9%) в связи с уменьшением числа подростков с повышенной массой тела. Аналогичные изменения наблюдались также у учащихся ПТУ других профилей [8].
Среднее артериальное давление (АД) в процессе обучения в горном СПТУ соответствовало возрастным нормам [2]. Анализ индивидуальных данных показал, что почти все подростки при поступлении в училище имели нормальное АД. В единичных случаях систолическое АД ^АДсист) находилось на уровне 130—136 мм Vs рт. ст. Случаев гипотонии не наблюдалось. К концу обучения, т. е. в период производственной практики на угольной шахте, у 5,2 % юношей АДсист повышалось до 140—150 мм рт. ст., диа-столическое АД (АДдиаст) при этом оставалось в пределах нормы. Повышенный уровень АДСИст в конце обучения можно рассматривать как результат неблагоприятного воздействия условий труда в период производственной практики [9]~ Комплексная оценка состояния здоровья учащихся показала, что большинство из них (более 80%) на протяжении всего периода обучения были практически здоровы, т. е. относились к I и II группам здоровья. Остальные подростки имели хронические заболевания и относились к III группе. Анализ структуры функциональных изменений и морфологических отклонений (II группа здоровья) выявил, что ведущими на протяжении всего периода обучения были ухудшенное физическое развитие (16—25,8%), нарушения опорно-двигательного аппарата (16—22,2 %) аномалия рефракции (11,3—36,1%). На 3-м
году учебы увеличение частоты распространенности морфофункциональных отклонений (на 6,3 %; р<0,05) происходило преимущественно за счет часто болеющих подростков. Функциональные нарушения сердечно-сосудистой, нервной систем и другие отклонения были представлены единичными случаями и в процессе обучения в СПТУ не наблюдалось перехода их в хронические заболевания.
При поступлении в СПТУ у 13,6 % учащихся были хронические заболевания в стадии компенсации, из которых чаще всего встречались болезни уха, горла и носа (25,9 %). Следует отметить, что в СПТУ были приняты подростки с заболеваниями сердечно-сосудистой (врожденный порок сердца, ревматизм в неактивной фазе), дыхательной (хронический бронхит), эндокринной систем и желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и др.) - Указанные заболевания включены в перечень медицинских противопоказаний к обучению горным профессиям и работе в подземных условиях и их наличие свидетельствует о некачественном проведении в ряде случаев предварительных медицинских осмотров при приеме подростков в горные СПТУ.
В динамике обучения ведущее место по распространенности занимали болезни ЛОР-органов (1,9—3,7 %), сердечно-сосудистой системы (1,6%), желудочно-кишечного тракта (1,3— 2,7%) и эндокринной системы (2,6—3,4%). Обращал на себя внимание факт, что если на 1-м году обучения заболевания желудочно-кишечное го тракта не превалировали в структуре хронической патологии и составляли 9,3 %, то к концу обучения они вышли на первое место (36,6%). Следует также отметить, что на 3-м году учебы наметилась тенденция к возрастанию числа лиц с заболеваниями нервной системы, что указывает на неблагоприятное влияние учебно-производственной нагрузки [9, 13].
Однако в целом на протяжении всего периода обучения число детей, относившихся к III группе здоровья, оставалось относительно стабильным и не превышало 14%. Вместе с тем, сравнивая полученные результаты с данными литературы, следует указать, что частота распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся СПТУ горного профиля значительно меньше, чем у подростков профтехучилищ других профилей [13], что обусловлено более жесткими условиями приема в СПТУ угольной промышленности.
Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности показал увеличение в процессе обучения в СПТУ числа болевших лиц, случаев и дней нетрудоспособности. На 1-м году коэффициент частоты заболеваемости (на 100 обследованных) составлял 41,2, число случаев — 76,2, число дней нетрудоспособности — 558. На2-мгОг ду обучения число болевших лиц и дней нетрудоспособности уменьшилось до 35,5 и 510,5 соот-
ветственно. Однако на 3-м году учебы заболеваемость по всем показателям была выше, чем на 1-м и 2-м годах. В структуре заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности в течение всего периода обучения ведущее место занимали болезни органов дыхания (острые респираторные заболевания, грипп, ангина) и травмы. Повышение уровня заболеваемости на 3-м году учебы было обусловлено в основном ростом именно этих заболеваний.
В период предвыпускной производственной практики на штатных рабочих местах в угольных шахтах на организм учащихся воздействовал комплекс неблагоприятных факторов (значительная концентрация пыли, перепады скорости и температуры воздуха, высокая относительная влажность воздуха, шум, вибрация). В настоящее время в связи с постоянным углублением горных выработок в условиях Донбасса большинство учащихся профтехучилищ в период практики работают на глубоких горизонтах (700—1000 м и более), где выраженность неблагоприятных факторов подземной среды увеличивается, а трудовая деятельность сопряжена с более значительным физическим и нервно-эмоциональным напряжением. Как свидетельствуют данные литературы, организм взрослых горнорабочих в этих условиях испытывает хроническую функциональную перегрузку, что приводит к истощению компенсаторных возможностей организма, которое проявляется ростом общей и специфической заболеваемости [4, 6].
Сопоставительный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности юношей, проходивших производственную практику (6 мес) в угольной шахте, показал, что при работе на глубоких горизонтах число болевших лиц было в 1,5 раза, случаев заболеваний — в 1,8 раза и дней нетрудоспособности — в 2,2 раза больше, чем среди учащихся, работавших на неглубоких горизонтах. О более высоком уровне заболеваемости взрослых горнорабочих глубоких угольных шахт по сравнению с неглубокими свидетельствуют результаты исследований ряда авторов [3, 11]. Наибольший удельный вес в период практики имели те же заболевания, что и вовремя теоретического обучения. Аналогичная динамика и структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности отмечались у учащихся горных СПТУ в ранее проведенных нами исследованиях [12] и у подростков профтехучилищ других профессий [1, 14].
Следует также отметить, что среди юношей, работавших на глубоких горизонтах угольных шахт, возрастало число случаев болезней органов пищеварения и травм. При этом наибольшее чгисло дней нетрудоспособности приходилось на болезни органов дыхания и травмы. Изменения в структуре заболеваемости учащихся СПТУ, обусловленные производственными причинами, отмечали и другие исследователи [1, 14]. Рост за-
ч
болеваний у учащихся СПТУ связан с рядом факторов, ведущими из которых являются изменение жизненного стереотипа, нерациональное питание, нарушение режима питания, специфические условия прохождения практики на базовых предприятиях и др. Увеличение частоты заболеваемости в процессе обучения и особенно в период практики в неблагоприятных условиях глубоких угольных шахт, видимо, связано со снижением адаптационных возможностей организма учащихся, которое проявляется уменьшением общей сопротивляемости их организма.
Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья учащихся СПТУ горного профиля выявила высокий процент практически здоровых подростков, увеличение показателей физического развития и АД с возрастом, некоторый рост числа лиц с ухудшенным физическим развитием ЦШ болезнями желудочно-кишечного тракта. Кроме^ того, в период производственной практики на глубоких горизонтах угольных шахт наблюдалось повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, которое обусловлено болезнями органов дыхания, пищеварения и травмами, явившимися результатом неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов подземной среды на организм учащихся.
Проведенные исследования позволили разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию медико-санитарного обеспечения учащихся СПТУ угольной промышленности, предусматривающие применение дополнительных адекватных методов при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, диспансерное наблюдение за подростками, относящимися ко II и III группам здоровья, комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий по улуч- _ шению состояния здоровья учащихся. Щ
Литература
1. Брегель Л. В. Здоровье и функциональное состояние лейкоцитов крови подростков-электрогазосварщиков Восточной Сибири в процессе адаптации к условиям трудового обучения в средних строительных ПТУ: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1985.
2. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка.— М., 1983.
3. Максимович В. А., Гребняк В. Д., Гребняк Н. П. // Гиг. и сан. — 1980. — № 1. —С. 45—46.
4. Меняйло Я. И. // Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. — Донецк, 1979. — С. 12—14.
5. Методика комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. М. Скоро-думова. — М., 1978.
6. Решетюк А. Л. // Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной, Н. Ф. Измерова.— М., 1983.— С. 340—365.
7. Селиванов А. П. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1981.— С. 163—164.
8. Сердюковская Г. Н., Антонова Л. Т., Малахова А. Н
и др. // Режим труда и отдыха учащихся средних про-4Г
фессионально-технических училищ. — М., 1981. — С. 228—277.
9. Сердюковская Г. Н., Антонова Л. Т. // Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков.— М, 1981. —С. 119—126.
10. Стандарты и методика оценки физического развития у учащихся профессионально-технических училищ Донбасса: Метод, указания. — Донецк, 1973.
И. Тихое Ю. П., Иткин М. 3., Цивун В. В. и др.//Актуальные вопросы краевой гигиены Донбасса и физиологии труда в глубоких угольных шахтах. — Киев,
1972.— С. 59—60.
12. Харковенко И. М. // Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. — Донецк, 1979. — С. 40—41.
13. Центерова JI. Г., Зутлер А. С. // Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков.— М., 1981. —С. 126—133.
14. Шевченко Т. А1. Функциональное состояние организма и показателей здоровья подростков за период обучения в средних ПТУ профессиям станочника-металлиста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1981.
Поступила 02.02.88
Summary. The study of healts state of students of secondary vocational schools of the coal industry carried out for 3 years of their schooling and industrial training showed that the majority of students were practically healthy and had an all-round prysical development. To the end of vocational training there was indicated some deterioration of their health indices, thus the necessity of further improvement of medicosanitary care of vocational students during their schooling and industrial training in mines was stressed.
ДК 370.71:331.361.3:622
Н. П. Гребняк
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ
ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
Донецкий медицинский институт
Успешность производственной подготовки и трудовой деятельности выпускников общеобразовательных школ во многом зависит от соответствия функциональных возможностей их организма профессиональным требованиям. Особенно велика роль профессиональной пригодности для производств, имеющих специфические особенности в организации и санитарно-гигиенических условиях труда. В связи с этим важное значение имеет исследование динамики развития профессионально важных качеств у рабочих одной из ведущих отраслей народного хозяйства — угольной, трудовая деятельность которых протекает в специфических условиях производственной среды (пыль, шум, вибрация, отсутствие дневного света, ограниченность рабочего пространства, высокая вероятность аварийных ситуаций).
С учетом изложенного выше нами изучена динамика основных показателей, характеризующих профессиональную пригодность подземных горнорабочих. Обследованы 31 учащийся 9—10-го класса (16—17 лет) учебно-производственных комбинатов (УПК) и 296 горнорабочих в возрасте 21—50 лет. Все обследованные по данным углубленных или периодических медосмотров были признаны практически здоровыми, на диспансерном учете по поводу заболеваний не состояли. Физическое развитие изучали по показателям длины и массы тела, становой силы и мышечной выносливости рук. О функции внешнего дыхания судили по следующим показателям: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальной объемной скорости вдоха (МСВД) и выдоха (МСвыд), пробам Штанге и Генча. Для ни-
велирования индивидуальных особенностей вышеуказанные показатели определяли по отношению к должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), рассчитываемой по таблицам [8]. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали во время пробы с дозированной нагрузкой с определением уровня физической работоспособности [7]. Артериальное давление (АД) характеризовалось по следующим параметрам: систолическое (АД сист ), диастолическое (АД диаст ), пульсовое давление (ПД). Для характеристики сенсомо-торных функций измеряли латентные периоды зрительно- и акустико-моторной реакции (ЗМР и AMP) на простой и дифференцировочный раздражители.
Исследование физического развития учащихся УПК и подземных горнорабочих показало, что средние значения длины тела во всех возрастных группах существенно не различались. В то же время масса тела с возрастом увеличивалась— в младших возрастных группах она была достоверно ниже. Особенностью динамики становой силы является значительный ее рост к 21 — 30-летнему возрасту и последующее достоверное снижение в старших возрастных группах (см. таблицу). Несколько иная картина наблюдалась при анализе показателей мышечной силы. Максимальные ее величины зарегистрированы в возрастных группах 21—30 и 31—40 лет. В младших и самой старшей группах этот показатель был практически равным. ¿Мышечная выносливость в возрасте 16—40 лет колебалась в пределах 27—29,8 с, т. е. находилась на одном уровне. В дальнейшем с увеличением возраста про-