УДК 977:622]:б13.956
Н. М. Харковенко, И. Н. Благовещенская, А. П. Подгайская, Т. М. Мишина, Е. В. Борисова, Б. Н. Задорожный, О. А. Кормильцево
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний
На горнорабочих угольных шахт Донбасса в процессе их труда оказывает воздействие комплекс производственных факторов (температура и влажность воздуха, пыль, газы, звуковое давление, отсутствие дневного света и др.). Работа в таких условиях может вызывать снижение компенсаторных возможностей организма горнорабочих, приводя к повышению заболеваемости [4, 6, 7]. Последнее необходимо учитывать, так как производственное обучение учащихся горных профессионально-технических и технических училищ (соответственно ПТУ и ТУ) проводится также на угольных предприятиях.
Интегральным показателем, отражающим влияние условий обучения, является состояние здоровья учащихся. В процессе обучения в средних горных ПТУ к организму учащихся предъявляются повышенные требования, что приводит к изменению показателей состояния здоровья |9|. Исследование последнего у лиц, поступивших в горные ТУ, ранее не проводилось. В связи с этим целью настоящих исследований явилось выяснение влияния на состояние здоровья учащихся учебно-производственных условий обучения в горных ТУ.
Состояние здоровья изучали по данным углубленных медицинских осмотров учащихся (239 юношей 17—19 лет) 8 горных ТУ, осваивающих профессии машиниста электровоза и подземного электрослесаря. Оценку проводили по схеме, предложенной Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР (1, 5, 8|.
При анализе полученных данных установлено, что показатели физического развития как в начале, так и конце учебного года несколько выше возрастных стандартов, разработанных ранее для подростков Донбасса |2, 3]. Качественная оценка физического развития показала, что при поступлении в ТУ большинство учащихся (60,8 % 17-летних и 76,5 % 18-летиих) имели гармоничное физическое развитие. За время обучения среди 18-летних учащихся несколько уменьшился процент лиц с гармоничным физическим развитием и увеличился с ухудшенным (за счет снижения массы тела) и плохим (за счет снижения н превышения массы тела). Что же касается 19-летних учащихся, то среди них возросло число имеющих гармоничное развитие.
В соответствии с возрастными нормами в динамике обучения в ТУ у учащихся увеличились жизненная емкость легких и мышечная сила. К 19 годам жизненная емкость легких достигала уровня, имеющегося у здоровых шахтеров. Проба Штанге, которая характеризует функциональные возможности дыхательной системы, у всех учащихся дала хорошие результаты. Так, задерживать дыхание более 30 с могли 92,2 % 17-летних, 95,6 % 18-летних и 100 % 19-летних юношей.
Частота сердечных сокращений по данным электрокардиографии и артериальное давление в основном соответствовали возрастным величинам. Однако в наших исследованиях не наблюдалось четкого снижения частоты сердечных сокращений с возрастом — у 13,2% юношей была тахикардия, у 4,2 % — браликардия. В 90,4—100 % случаев у учащихся 18—19 лет артериальное давление было в пределах нормы, в отдельных случаях отмечено его повышение (у 18-летних).
Показатели периферической крови (гемоглобин, СОЭ, эритроциты, моноциты, лимфоциты, лейкоциты, эозинофи-лы и др.) у учащихся ТУ в основном соответствовали норме и только у некоторых были выше или ниже.
При распределении учащихся по группам здоровья установлено, что 90 % юношей, принятых в горное ТУ, были
практически здоровыми — относились к 1-й и 2-й группам здоровья. Среди лиц 2-й группы здоровья основными мор-фофункциональными отклонениями являлись ухудшенное физическое развитие, нарушение осанки, аномалия рефракции. Миопия средней степени отмечалась почти у 11 %'принятых юношей, что свидетельствует о недостаточно качественном медицинском смотре. К концу учебного года соотношение лиц с морфофункциональными отклонениями несколько изменилось. Это произошло в основном в результате оздоровления учащихся и перехода их из 2-й трупы здоровья в 1-ю и частично за счет перехода в 3-ю. Следует отметить, что при поступлении в ТУ во всех возрастных группах встречались лица с хроническими заболеваниями (от 8,7 до 12,8%). К концу обучения процент лиц с хрошыу' скими заболеваниями остался неизменным, у учащихся отмечались болезни ЛОР-органов, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. В структуре хронических заболеваний основное место занимали болезни ЛОР-органов.
При изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности выявлен ее сравнительно низкий уровень. На 100 учащихся число болевших составляло 30, число случаев — 37,6, число дней нетрудоспособности— 310. В структуре заболеваемости временную нетрудоспособность в основном обусловливали болезни орг •-нов дыхания и травмы. На эти же заболевания приходится и наибольшее число дней нетрудоспособности. Аналогичная структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности н у учащихся средних ПТУ горного профиля |2, 3|.
Таким образом, подытоживая полученные данные, можно сделать заключение, что состояние здоровья учащихся горных ТУ в целом хорошее. Об этом свидетельствуют показатели физического развития, средний уровень которых выше нормы, и результаты изучения состояния здоровья учащихся путем распределения их по группам здоровья — подавляющее большинство из них относятся к 1-й и 2-й группам, т. е. к практически здоровым. Некоторое ухудшение показателей здоровья в динамике учебного года (ухудц^ шение физического развития как за счет снижения, так и заг счет превышения массы тела) свидетельствует о необходимости улучшения санитарно-гигиенических условий профессионального обучения и врачебно-медицинского контроля. Случаи хронических заболеваний среди поступающих в ТУ указывают на недостаточно качественные предварительные медицинские осмотры и профессиональный отбор.
Для сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся разработаны физиолого-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по оптимизации учебно-производственных условий режима обучения в горных ТУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Л. Т., Малахова А. Н., Центерова Л. Г. и др. — В кн.: Методика комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. Под ред. Г. Н. Сердюковгкой, Н. М. Скородумова. М., 1978, с. 75—110.
2. Благовещенская И. И., Харковенко Н. М., Васик И. Н. Стандарты и методика оценки физического развития учащихся профессионально-технических училищ Донбасса. Метод, указания. Донецк, 1973.
3. Благовещенская И. Н.. Харковенко Н. М., Турутина
А. П. и др. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей ^ дошкольного и школьного возраста. М., 1981.
4. Вельская М. Л. — Гиг. труда, 1979, № 9, с. 29—31. |М Громбах С. М. — Вести. АМН СССР, 1981, № 1. с. 29— 34.
6. Меняйло Н. И. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 12—13.
7. Решетюк А. Л., Солдак И. И., Передерий Г. С. — Там же, с. 11 — 12.
8. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1977, вып. 4. с. 3—13.
9. Харковенко Н. М. — Гиг. и сан., 1979, № 7, с. 42—43.
Поступила 2*1.0! .84
УДК 371.71 -057.876:[ 612.822.3-03:613.863
Н. Я. Волкинд
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ
Красноярский педагогический институт
Данные литературы об изучении электроэнцефалограммы (ЭЭГ) студентов во время экзаменов крайне малочисленны. Нам известны лишь две работы по этому вопросу [4, 5). Большое внимание в них привлекают попытки ра-диотелеметрнческой регистрации ЭЭГ из экзаменационной аудитории.
\ Наряду с преимуществами данного метода следует от-етить ряд трудностей при трактовке полученных данных. Отсутствие множественных отведений ЭЭГ (в указанных работах применялись всего 4 отведения) исключает системный, пространственно-временной анализ сдвига. В то же время сам по себе метод электроэнцефалографического изучения активного состояния человека требует однодоминант-иоЛ настройки обследуемого и точного контроля за его состоянием и действиями на протяжении экзамена. Неопре-ленность ситуации в экзаменационной аудитории, связанная со случайным общением студентов с окружающими, создает ряд трудно контролируемых дополнительных влияний на ЭЭГ обследуемых. Проведение экзамена в экспериментальной камере помогает избежать ряда помех и создать управляемую ситуацию эксперимента путем тщательного постоянного контроля за испытуемым. Использовали множественные униполярные отведения ЭЭГ от всех значимых областей коры мозга и контрольные биполярные отведения, облегчающие анализ ЭЭГ.
Лабораторный эксперимент (при сохранении высоких требований к экзаменующимся) позволил нам проследить изменения ЭЭГ во время экзаменов по высшей нервной деятельности у 25 студентов биолого-почвенного и психологического факультетов Ленинградского университета. ЭЭГ регистрировали на 16-каналыюм электроэцефалографе с 8 симметричных областей коры мозга, лобных, передне- и •гзадневисочных и затылочных. ЭЭГ записывали во всех этапах экзаменационного периода:
I этап — ожидание студентом экзамена, сидя в экспериментальной комнате при естественном освещении (15 мин);
II этап — вход экзаменатора, получение студентом экзаменационного билета, первое ознакомление с его содержанием в присутствии экзаменатора, уход последнего;
III этап — самостоятельная подготовка студента к ответу на билет (20—25 мин);
IV этап — вторичный приход экзаменатора, ответ по билету и на дополнительные вопросы, получение оценки (20—25 мин);
V этап — отдых студента после сдачи экзамена (16— 20 мин).
В течение рабочего дня регистрировали ЭЭГ у 2—3 экзаменующихся. При этом отбирали испытуемых с хорошо 2 выраженным а-ритмом для возможности применения электроэнцефалографической пробы на закрывание и открывание глаз (03 и ОГ соответственно) [1|. По этой пробе активность отделов коры мозга оценивали по соотношению скорости реакции синхронизации (при ЗГ) и скорости реакции десннихронизации (при ОГ) Ь-ритма, выражаемому в виде коэффициента Кэ/о. Последний отражает соотношение инерции возбуждения и инерции оперативного покоя ^ соответственно по соотношению скрытых периодов реакции на закрывание (СПР на ЯГ) и открывание глаз (СПР на
ОГ).
_ СПР на ЗГ Кз/о — СПР на ОГ •
На каждом этапе экзамена давали по 12 пробл (каждая 7—10 с) на ЗГ н ОГ при непрерывной регистрации фоновой ЭЭГ. Изучали динамику всех показателей ЭЭГ и проводили статистическую обработку материала.
Экспериментально показано, что Кз/о тем выше, чем больше активирован отдел коры мозга. При Кз/о<1 имеется определенная степень дезактивации.
В таблице суммированы данные, полученные в однородной группе, состоящей из 5 отлично успевающих, хронически неутомленных и здоровых студентов 19—20 лет. В ней приведены значения суммарной активации (2Кз/о) всех отделов коры в целом и значения 2Кз/о для 4 пар отведений на всех 5 этапах экзаменов. В норме при бодрствовании активация передних отделов полушарий выше, чем задних. Однако в зависимости от напряженности и характера работы мозга эти соотношения значительно изменяются |6|. Мы рассчитывали коэффициент фронтально-окципитальной асимметрии (К* в таблице), которая, по нашим данным, характеризует устойчивость внимания и наличие ориентировочной реакции. Этот коэффициент был введен в электрофизиологию Л. П. Павловой [7). Ею же был разработан и предложен электрофизиологам также коэффициент билатеральной асимметрии (К®). 0 котором речь, будет ниже.
Проводили расчеты случаев доминирования левой или правой гемисферы в целом и в отдельных парах симметричных зон (по превалированию Кз/о) на каждом этапе экзамена. Как известно, у правшей доминирует левое полушарие, однако это статистическое доминирование, поскольку в ходе времени знак билатеральной ассимметрии в симметричных зонах все время меняется, временами превалируют левые или правые зоны, а иногда наблюдается явление одинаковой активности или «совозбуждения». Знак асимметрии неодинаков для разных областей; лево- и правостороннее доминирование различных зон зачастую не совпадает во времени. Поэтому мы рассчитывали отдельно коэффициенты билатеральной асимметрии (К®) для отдельных пар отведений и гемисфер в целом. В таблице приведены данные для случаев процентного превалирования Кз/о соответственно в левых (Л) и правых (П) зонах и случаев отсутствия билатеральной асимметрии, т. е. симметричные ответы (С). Установлено, что сложные ситуации, вызывающие напряженную работу коры мозга, усиливают доминирование левого полушария и уменьшают количество симметричных ответов. Последние, как правило, связаны с низкой активацией (при Кэ/о<1).
Наиболее значительный уровень активации коры мозга (по 2Кз/о) обнаружен на И и IV этапах экзамена. Первый этап, т. е. состояние оперативного покоя при ожидании экзамена, характеризуется более или менее возбужденным состоянием мозговой коры, зависящим от типа нервной системы, успеваемости, уровня мотивации, а также от физи-