4. Вельская М. Л. — Гиг. труда, 1979, № 9, с. 29—31. |М Громбах С. М. — Вести. АМН СССР, 1981, № 1. с. 29— 34.
6. Меняйло Н. И. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 12—13.
7. Решетюк А. Л., Солдак И. И., Передерий Г. С. — Там же, с. 11 — 12.
8. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1977, вып. 4. с. 3—13.
9. Харковенко Н. М. — Гиг. и сан., 1979, № 7, с. 42—43.
Поступила 2*1.0! .84
УДК 371.71 -057.876:[ 612.822.3-03:613.863
Н. Я. Волкинд
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ
Красноярский педагогический институт
Данные литературы об изучении электроэнцефалограммы (ЭЭГ) студентов во время экзаменов крайне малочисленны. Нам известны лишь две работы по этому вопросу [4, 5). Большое внимание в них привлекают попытки ра-диотелеметрнческой регистрации ЭЭГ из экзаменационной аудитории.
\ Наряду с преимуществами данного метода следует от-етить ряд трудностей при трактовке полученных данных. Отсутствие множественных отведений ЭЭГ (в указанных работах применялись всего 4 отведения) исключает системный, пространственно-временной анализ сдвига. В то же время сам по себе метод электроэнцефалографического изучения активного состояния человека требует однодоминант-иоЛ настройки обследуемого и точного контроля за его состоянием и действиями на протяжении экзамена. Неопре-ленность ситуации в экзаменационной аудитории, связанная со случайным общением студентов с окружающими, создает ряд трудно контролируемых дополнительных влияний на ЭЭГ обследуемых. Проведение экзамена в экспериментальной камере помогает избежать ряда помех и создать управляемую ситуацию эксперимента путем тщательного постоянного контроля за испытуемым. Использовали множественные униполярные отведения ЭЭГ от всех значимых областей коры мозга и контрольные биполярные отведения, облегчающие анализ ЭЭГ.
Лабораторный эксперимент (при сохранении высоких требований к экзаменующимся) позволил нам проследить изменения ЭЭГ во время экзаменов по высшей нервной деятельности у 25 студентов биолого-почвенного и психологического факультетов Ленинградского университета. ЭЭГ регистрировали на 16-каналыюм электроэцефалографе с 8 симметричных областей коры мозга, лобных, передне- и •гзадневисочных и затылочных. ЭЭГ записывали во всех этапах экзаменационного периода:
I этап — ожидание студентом экзамена, сидя в экспериментальной комнате при естественном освещении (15 мин);
II этап — вход экзаменатора, получение студентом экзаменационного билета, первое ознакомление с его содержанием в присутствии экзаменатора, уход последнего;
III этап — самостоятельная подготовка студента к ответу на билет (20—25 мин);
IV этап — вторичный приход экзаменатора, ответ по билету и на дополнительные вопросы, получение оценки (20—25 мин);
V этап — отдых студента после сдачи экзамена (16— 20 мин).
В течение рабочего дня регистрировали ЭЭГ у 2—3 экзаменующихся. При этом отбирали испытуемых с хорошо 2 выраженным а-ритмом для возможности применения электроэнцефалографической пробы на закрывание и открывание глаз (03 и ОГ соответственно) [1|. По этой пробе активность отделов коры мозга оценивали по соотношению скорости реакции синхронизации (при ЗГ) и скорости реакции десннихронизации (при ОГ) Ь-ритма, выражаемому в виде коэффициента Кэ/о. Последний отражает соотношение инерции возбуждения и инерции оперативного покоя ^ соответственно по соотношению скрытых периодов реакции на закрывание (СПР на ЯГ) и открывание глаз (СПР на
ОГ).
_ СПР на ЗГ Кз/о — СПР на ОГ •
На каждом этапе экзамена давали по 12 пробл (каждая 7—10 с) на ЗГ н ОГ при непрерывной регистрации фоновой ЭЭГ. Изучали динамику всех показателей ЭЭГ и проводили статистическую обработку материала.
Экспериментально показано, что Кз/о тем выше, чем больше активирован отдел коры мозга. При Кз/о<1 имеется определенная степень дезактивации.
В таблице суммированы данные, полученные в однородной группе, состоящей из 5 отлично успевающих, хронически неутомленных и здоровых студентов 19—20 лет. В ней приведены значения суммарной активации (2Кз/о) всех отделов коры в целом и значения 2Кз/о для 4 пар отведений на всех 5 этапах экзаменов. В норме при бодрствовании активация передних отделов полушарий выше, чем задних. Однако в зависимости от напряженности и характера работы мозга эти соотношения значительно изменяются |6|. Мы рассчитывали коэффициент фронтально-окципитальной асимметрии (К* в таблице), которая, по нашим данным, характеризует устойчивость внимания и наличие ориентировочной реакции. Этот коэффициент был введен в электрофизиологию Л. П. Павловой [7). Ею же был разработан и предложен электрофизиологам также коэффициент билатеральной асимметрии (К®). 0 котором речь, будет ниже.
Проводили расчеты случаев доминирования левой или правой гемисферы в целом и в отдельных парах симметричных зон (по превалированию Кз/о) на каждом этапе экзамена. Как известно, у правшей доминирует левое полушарие, однако это статистическое доминирование, поскольку в ходе времени знак билатеральной ассимметрии в симметричных зонах все время меняется, временами превалируют левые или правые зоны, а иногда наблюдается явление одинаковой активности или «совозбуждения». Знак асимметрии неодинаков для разных областей; лево- и правостороннее доминирование различных зон зачастую не совпадает во времени. Поэтому мы рассчитывали отдельно коэффициенты билатеральной асимметрии (К®) для отдельных пар отведений и гемисфер в целом. В таблице приведены данные для случаев процентного превалирования Кз/о соответственно в левых (Л) и правых (П) зонах и случаев отсутствия билатеральной асимметрии, т. е. симметричные ответы (С). Установлено, что сложные ситуации, вызывающие напряженную работу коры мозга, усиливают доминирование левого полушария и уменьшают количество симметричных ответов. Последние, как правило, связаны с низкой активацией (при Кэ/о<1).
Наиболее значительный уровень активации коры мозга (по 2Кз/о) обнаружен на И и IV этапах экзамена. Первый этап, т. е. состояние оперативного покоя при ожидании экзамена, характеризуется более или менее возбужденным состоянием мозговой коры, зависящим от типа нервной системы, успеваемости, уровня мотивации, а также от физи-
в 3
—
ce ><
§
с
И х
5
£ 8.
Величина билатеральной асимметрии полушарий V 1 0,27 0.15 0,25 0.30 0.18
О «я + 0.26 0.15 0.23 0.23 0.13
HHdiOHWICtn цоняь*вх -ииитгме-омчдох -нойф ениьигзн ■е-в 0,63 0,84 0,70 0.74 0.68
Активация зрительных затылочных отделов доминирование левой или правой гемнефер и их симметрия при работе. % О «о — «г о о Ю « (О (О <о
С О М (О О N CM СО СМ —
с; ЧГ N - О СО N Ct м (О М
OU BHHhHirOO * * О О — см со со »о ем
Активация речевых задне-височиых отделов доминирование левой или правой гемнефер и их симметрия при работе, % о со о» о> -г со М М М м «
с (О Ю X ю К N О V N М
t О О М ю t * Л N
OU BHHhHirSS <0 О О СО г* со 4f «о «О N
Активация речевых перед-невисочных отделов доминирование левой или правой гемнефер и их симметрия при работе. % и — J СМ f-
с О) о> О ОО Л Н) м со «
К. О О О 0О со to * 00 со
ou вниьш/оя ю ем — во о» — см — —
Активация ассоциативных лобных отделов доминирование левой или правой гемнефер и нх симметрия при работе, % о и) о> со еч N — см см
с - « « N СО СМ -чг СО СМ СО
"Г СО C« ф ю (О (О V л N
OU В НИ hHI/Ов 00 О СО — оо М* N (О (О <Г
Суммарная активация коры мо зга по 8 зона доминирование левой или правой гемнефер и нх симметрия при работе, % и о со оо см ю со см ем см -чг
с М- л iß О о со СО со СО СО
«=: (ö N N N «О оо со «г см
°/С>1 OU CHHhHirOU о — ■•»■ о> m «о о г» г^ *
ензнссме usie = S > > м и
ческой тренированности студента. Об этом возбужден»^ состоянии свидетельствует наличие межполушарной aivl-метрни, характеризующейся некоторым превалированием случаев доминирования левой гемисферы в целом и большим числом переходов фокуса возбуждения из левых зон в правые и обратно в отдельных симметричных парах отведений ЭЭГ.
На II этапе экзамена мозговая кора в целом и лобные отделы значительно активируются, сопровождаясь резким повышением К * , что позволяет говорить об экзаменационном стрессе различной силы. Активация коры на II этапе имеет скорее неспецифический, ориентировочный характер: значительная активация лобных отделов и высокий К * объясняются наличием сильной и устойчивой ориентировочной реакции.
В самый момент получения студентом экзаменационного билета наблюдается, как правило, доминирование правого полушария (в целом) с незначительной межполушарнон асимметрией, которое вскоре сменяется доминированием левой гемисферы и увеличением межполушарного К,1 . Этот процесс усиливается на III этапе, но достигает максимума на IV этапе экзамена при ответе, очевидно, в связи с максимальным интеллектуальным напряжением мозга. т
Однако расчеты процента превалирования Кэ/о слева и справа и К J в отдельных парах симметричных отведений ЭЭГ обнаруживают значительное обострение левосторонней асимметрии не только на IV, но и на III этапе экзамена, особенно в речедвнгательной зоне (центр Брока), активность которой усиливается в этот период в связи с процессом внутренней речи при подготовке ответа.
Устойчивость активации любых отделов на III этапе по сравнению со II несколько уменьшается, что вызвано отсутствием ориентировочной реакции, т. е. снижением бдительности после ухода экзаменатора. Однако К* остается выше среднего и более устойчив и на III, и на IV этапах экзамена в сравнении с I и особенно с V этапом, когда мыслительные процессы значительно ослаблены.
Наибольшая левосторонняя асимметрия лобных и речевых отделов развивается лишь на IV этапе экзамена, причем особенно интересно явление активации и усиления левосторонней асимметрии также речеслухового центра Вер-нике (в задневисочной области), чего не наблюдалось ранее и что, очевидно, связано с актом слухового общения с экзаменатором. На IV этапе формируется особая констелляция нервных центров, которую мы назвали «доминантой умственного сосредоточения:», выражающейся » резком уменьшении вариативности СПР на ЗГ и ОГ в за3*ß них отделах полушарий наряду со значительной активацией левой гемисферы в передних и особенно лобных отделах. Такую активацию можно считать специфической, соответствующей мыслительному акту студента. Она наиболее отчетливо проявлялась у высокоуспевающих студентов при ответе на трудные вопросы.
В ожидании объявления оценки экзаменатором и в момент ее получения у большинства студентов отмечалась значительная неспецифическая активация коры мозга, отражающая, очевидно, еще один стрессовый компонент экзамена.
У студентов-спортсменов неспецифическая активация мозговой коры была менее сильной. Для них характерна относительно сниженная активность лобных отделов (за счет увеличение СПР на ОГ) и на II этапе экзамена и при получении оценки на IV этапе, что говорит о менее резкой ориентировочной реакции и меньшей подверженности стрессовым влиянием физически тренированных лиц. Это подтверждает данные Н. Я. Волкннда [2, 3) о высокой резистентности спортсменов к стрессу.
На последнем (V) этапе экзамена у всех студентов снижалась общая активация коры мозга при Кз/о<1 во всех отделах, в том числе речевых и отчасти лобных. Это снижение происходило за счет укорочения СПР на ЗГ и зна-^ чительного в 2—4 раза увеличения СПР на ОГ. Общая де-~ зактивация коры после сдачи экзамена сопровождалась
переходом к устойчивому доминированию правой гемисфе-ры в целом с низким К * , а также учащением случаев пра-всК? доминирования во всех без исключения отделах при значительном возрастании количества симметричных ответов (при Кэ/о<1). Это состояние может быть охарактеризовано как пассивное и отчасти утомленное состояние коры мозга. Скорость перехода к такому состоянию и его глубина определялись индивидуальными особенностями, уровнем физической тренированности, успеваемостью и степенью хронического переутомления студентов.
Проведенные исследования позволили не только выявить общие изменения ЭЭГ, но и установить в характере парной работы больших полушарий мозга ряд особенностей, связанных с типологическими и личностными свойствами студентов, а также с разной степенью напряженности творческой функции мозга в ходе экзамена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамович В. А. — В кн.: Вопросы теории и практики электроэнцефалографии. Л., 1956, с. 3.
2. Волкинд Н. Я. — Теор. и практ. физ. культуры, 1978, № 5, с. 59—61.
3. Волкинд Н. Я. — Фнзиол. человека, 1980, № 2, с. 360— 362.
4. Гофман С. С. Материалы радиотелеметрических исследований электроэнцефалограммы человека при мышечной и умственной деятельности. Автореф. дис. канд. М., 1971.
5. Г офман С. С., Фрейдин Я. В. — Бюлл. экспер. биол., 1970, № 11, с. 19.
6. Павлова Л. П., Точилов К. С. — Физиол. ж. СССР, 1960, т. 16, № 7, с. 777.
7. Сергеев Г. А., Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Статистические методы исследования электроэнцефалограммы человека. Л., 1968, с. 98—117.
Поступила 17.01.84
УД К 616-006.04-085.849.1-08-085.276.6.547.466.24] -039.71
^ Г. И. Мирецкий, Е. В. Данецкая, М. Н. Троицкая, П. В. Рамзаев
МЕТИОНИН — ВОЗМОЖНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБЛУЧЕНИЯ
Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР
\
В настоящей работе представлены данные о влиянии избытка метионнна в диете на возникновение и развитие опухолей, индуцированных хроническим внутренним облучением от смеси '"СБ и "^г.
Эксперимент был проведен на белых беспородных крысах-самках (табл. 1).
Животные 3, 4 и 5-й групп с 2-месячного возраста получали с рационом (в молоке) смесь радионуклидов. Крысы 4-й и 5-й групп за 5 дней до начала введения радионуклидов получали метионин (в виде препарата в размягченном комбикорме). Смесь радионуклидов и метионин добавляли в рацион ежегодно в течение всей жизни животных. Профилактическая деза метионнна была определена с учетом величины поверхности тела животных на основе дозы препарата, рекомендованной Фармакологическим комитетом для профилактического применения у людей. Содержание метионнна в контрольной диете, установленное рЦЕЧетным путем, составило 40—60 мг/сут [3, 6).
Таблица 1
Схема эксперимента
Группа Число животных Добавка к рациону
радионуклид метионин. мг/сут на 1 крысу
1-я (физиологиче-
ский контроль 60 — —
2-я (опыт I) 60 — 220
3-я (контроль об-
лученный) 60 137Cs 2 мкКн
(7,4-107 Бк).
°"Sr 1 мКи
(3,7-Ю7 Бк) —
4-я (опыт 2) 60 То же 220
5-я (опыт 3) 60 > > 140
^Примечание. — без добавки.
Скорость накопления и выведения l37Cs определяли путем регулярного измерения интенсивности у-излучения во всем теле in vivo сразу после введения нуклида, а затем периодически в течение всего опыта. Содержание ®°Sr измеряли по fi-излучению 90Y хвостовой части скелета, а также в золе бедренных костей после гибели животных путем регистрации р-излучения от равновесного 90Y.
Установка для прижизненного измерения активности животных состояла из 5 счетчиков СТС-6 с кольцевым размещением их в плексигласовом каркасе. Все 5 счетчиков подключались к электрической схеме установки ПС-20. Во втором блоке вторая кассета 7 счетчиков СТС-5 подключалась к установке ДП-100. С целью предупреждения регистрации у-излучення тела счетчиками СТС-5 между первой и второй кассетой установлены экран из свинца толщиной 23 г/см2. Такая установка дает возможность одновременно регистрировать fi-излучення B°Y из хвоста крысы и уизяу-чение l37Cs из ее тела. Измерительную аппаратуру калибровали по известной активности l37Cs в водном растворе, приблизительно равном msc се тела крысы (150 мл). Для определения содержания ®°Sr в скелете градуировку приборов осуществляли по известной активности этого нуклида, введенного в чистую золу. Количество 90Sr 'измеряли по 80Y в толстом слое. Дозы рассчитывали в соответствии с публикацией № 30 Международной комиссии по радиологической защите [7|.
Крыс еженедельно пальпировали для выявления опухолевых узлов. Умерших животных вскрывали, выявленные новообразования изучали микроскопически.
При статистической обработке данных использовали t-критернй Стьюдента и непараметрический метод Вилкск-сона — Манна — Уитни.
Как показали результаты исследований (табл. 2). общая продолжительность жизни животных в результате действия облучения в канцерогенных дозах сокращается более чем на 20 % по сравнению с продолжительностью жизни необлученных крыс. Использование метионииа в качестве защитного средства уменьшает действие облучения почти в 2 раза, что приводит к сокращению продолжительности жизни облученных животных лишь на 10 %.