УДК 612.825.8-057.875
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ*
© 2009 г. Л. А. Хохлова, Л. Е. Дерягина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В статье представлены результаты ЭЭГ-исследования, проводимого на выборке студентов медицинского вуза. Выявляются особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга у студентов с разным уровнем языковых способностей. Установлена зависимость уровня тревожности от функционирования альфа-ритма. Доказано, что высокая подвижность нервных процессов и «затылочный» тип локализации биопотенциалов мозга являются важными факторами, положительно влияющими на успешность овладения иностранным языком.
Ключевые слова: иностранный язык, мозг, успешность обучения, тревожность.
Исследование формирования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности является ключевым моментом в решении ряда теоретических проблем и практических задач, связанных с эффективностью обучения. Умственная деятельность реализуется на основе системной организации процессов переработки информации, важнейшим детерминантом которой выступает внутриполушарная и межполушарная специализация работы мозга [5, 14, 15]. Исследованиями последних лет показана связь изменений электрической активности коры больших полушарий со свойствами нервной системы и темпераментом, что особенно проявляется в ходе перцептивной и когнитивной деятельности [3, 4]. Установлено, что фоновое состояние ЭЭГ в значительной степени влияет на результат выполнения различных видов когнитивных операций. Изменяясь при эмоциональной нагрузке, функциональное значение приобретает не только альфа-активность, но и фоновые колебания в тета- и бета-диапазонах [6, 12, 14], что указывает на необходимость дальнейшего изучения особенностей проявления биоэлектрической активности мозга в различных сферах деятельности.
Таким образом, основной целью нашего исследования стало изучение особенностей пространственной организации ЭЭГ у студентов с разным уровнем языковых способностей и выявление взаимосвязи локализации и мощности альфа-ритма с уровнем личностной тревожности.
Дизайн исследования
В исследовании приняли участие 135 студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) обоих полов в возрасте от 17 до 19 лет.
Критериями включения в группу в целом были средний уровень языковой довузовской подготовки в обычных (неспециализированных) школах и проживание в семьях (для исключения влияния стрессор-ной среды общежития). В дальнейшем вся совокупность отобранных студентов ранжировалась по двум принципам: уровню успеваемости по иностранному языку и виду изучаемого языка (английский или немецкий).
При оценке успеваемости принимали во внимание результаты письменных работ и устных ответов учащихся в течение двухлетнего периода обучения на кафедре иностранных языков, а также резуль-
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Психофизиологические параметры обучаемости иностранным языкам и связанные с ними особенности функциональной асимметрии мозга», проект № 08-06-48635 а/С.
таты экзаменационных сессий и учебных аттестаций. Именно эти показатели определили две основные группы исследования: хорошо успевающих и плохо успевающих по языку студентов. В первую группу вошли 70 человек (35 девушек и 35 юношей). Из 70 студентов 40 изучали английский и 30 немецкий язык. В группе плохо успевающих оказалось 65 человек (31 девушка и 34 юноши), из них 35 изучали английский и 30 немецкий язык. Все испытуемые дали добровольное согласие на участие, исследование было одобрено этическим комитетом университета.
Методы исследования
Электроэнцефалографическое исследование биоэлектрической активности мозга проводилось с использованием 16-канального электоэнцефалографа «Нейрон-Спектр-3». ЭЭГ регистрировали монополярно в 16 стандартных отведениях системы 10—20: затылочных (О), теменных (Р), переднее- и задневисочных (Т), центральных (С) и лобных (F) с объединенным референтным электродом на мочке ушей. ЭЭГ-исследование проводилось по следующей схеме: 1) проба в стандартных условиях (фоновая), т. е. в состоянии спокойного расслабленного бодрствования с закрытыми глазами в свето- и звукоизолированном помещении в течение 3 минут с записью на магнитный носитель; 2) нагрузочная проба на открытие и закрытие глаз для оценки реактивности ЭЭГ
Электроэнцефалограммы обследуемых подвергались визуальной оценке для исключения выраженной общемозговой и очаговой патологии. Для последующего математического анализа отбирались «эпохи», не содержащие артефактов. Рассматривались следующие частотные диапазоны: тета 1 (4—6 Гц), те-та 2 (6—8 Гц), альфа 1 (8—10 Гц), альфа 2 (1013 Гц), бета 1 (13—20 Гц), бета 2 (20—30 Гц). Степень взаимосвязи разных областей коры анализировали с помощью показателей когерентности, которые определялись по программе «Нейрокартограф» фирмы МБН (г. Москва).
Уровень личностной тревожности как устойчивой личностной характеристики устанавливали при помощи общепринятого бланкового теста Спилбергера в модификации Ю. А. Ханина (1976). Результаты оценивали с учетом рекомендаций по тесту: до 30 баллов — низкий уровень; 31—44 балла — умеренный уровень; 45 и более — высокий уровень тревожности.
Все полученные результаты подвергались комплексной статистической обработке на IBM-Pentium посредством пакета прикладных программ: электронных таблиц Microsoft Excel версия 7.0 и Statisti-ca 5.0 for Windows. Сравнение количественных данных исследуемых групп проводилось по критерию Стью-дента при уровне значимости 95 % (р < 0,05). При корреляционном анализе связь между показателями оценивали как сильную при абсолютном значении коэффициента корреляции r > 0,70, как имеющую
среднюю силу при г в интервале от 0,69 до 0,30 и как слабую при г < 0,29.
Результаты
Данные, полученные в ходе работы, показали наличие существенных различий в пространственной организации биоэлектрической активности мозга у двух групп исследуемых.
В группе плохо успевающих по языку студентов обнаружены альфа-колебания в диапазоне 10 Гц при закрытых глазах, 1 — 12 Гц при открытых глазах, а также существенно большая выраженность медленных волн, что особенно проявлялось в затылочных и теменных отведениях. В лобных отделах коры отмечались наиболее выраженные левополушарные частоты 6—9 Гц.
В группе хорошо успевающих была достоверно большая мощность частот бета-диапазона: 24 — 29 Гц в лобных и затылочных областях левого полушария при открытых глазах и 21—25 Гц в симметричных затылочных зонах при закрытых глазах.
Использованная в работе функциональная проба на открывание и закрывание глаз выявила различную реактивность спектральных составляющих и различные перестройки пространственной синхронизации биопотенциалов мозга у исследуемых групп. Изменения мощности ЭЭГ-частот при переходе от состояния закрытых глаз к состоянию открытых глаз для групп хорошо и плохо успевающих представлены в табл.1.
При открывании глаз у всех обследуемых наблюдалась характерная депрессия частот альфа-диапазона и рост высокочастотных составляющих в спектре ЭЭГ. Однако у хорошо успевающих студентов реакция активации была более выражена и регистрировалась как в теменных, так и затылочных отведениях, тогда как у плохо успевающих эти изменения были отмечены только в затылочных отведениях.
Наличие в ЭЭГ покоя у плохо успевающих студентов значительной мощности альфа-частот и незначительные перестройки ЭЭГ в функциональной пробе на открывание и закрывание глаз свидетельствуют о том, что они, как правило, являются гиповозбудимыми и низкореактивными.
В ЭЭГ хорошо успевающих студентов были наиболее представлены бета-частоты, а также более выраженные изменения при переходе от состояния покоя с закрытыми глазами к состоянию покоя с открытыми глазами, что свидетельствует о высокой лабильности нервных процессов. В свою очередь, более высокая лабильность может определять и более высокий уровень лингвистических способностей, что проявляется и в показателях академической успеваемости этой группы студентов по языку. Средний балл по предмету у них составляет 4,8 балла против 3,1 в группе плохо успевающих.
Принимая во внимание значение теменных и затылочных областей в зрительном восприятии [1], можно полагать, что показатели в группе хорошо
Таблица 1
Изменение спектральной мощности ЭЭГ-частот у студентов с разным уровнем языковых способностей при переходе от состояния покоя с закрытыми глазами к состоянию покоя с открытыми глазами
Гц Хорошо успевающие (п=70) Плохо успевающихе (п=65)
F3 F4 Р3 Р4 01 02 F3 F4 Р3 Р4 01 02
1 0 0 + + + + 0 0 0 + 0 0
2 0 0 + + + + 0 0 0 0 0 0
3 0 0 + + + + 0 0 0 0 0 0
4 0 0 + + + + 0 0 0 0 0 0
5 0 0 + + + + 0 0 0 0 0 0
6 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
8 - - 0 0 - 0 0 - - 0 - 0
9 - - - - - - - - - - - -
10 - - - - - - - - - - - -
11 - - - - - - - - - - - -
12 0 - - - - - 0 0 0 0 0 0
13 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
14 0 0 + + + + 0 0 0 0 0 0
15 0 0 + + + + 0 0 + + + +
16 0 0 + + + + 0 0 + + + +
17 0 0 + + + + 0 0 0 + + +
18 0 0 0 + + 0 0 0 0 0 0 +
19 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
21 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
22 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
23 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 + +
24 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 + +
25 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0 + +
26 0 0 + + + + 0 0 0 0 + +
27 0 0 + + + + 0 0 0 0 + +
28 0 0 + + + + 0 0 0 0 + +
29 0 0 + + + + 0 0 0 0 + +
30 0 0 + + + + 0 0 0 0 + +
Примечания: диапазоны: тета 1 (4-6 Гц), тета 2 (6-8 Гц), альфа 1 (8-10 Гц), альфа 2 (10-13 Гц), бета 1 (13-20 Гц), бета 2 (20-30 Гц); 0 - отсутствие значимых изменений; + (-) - повышение (снижение) мощности, уровень значимости при р < 0,05.
успевающих отражают более активный характер поиска значимых стимулов и более выраженное включение исследовательских компонентов при их ориентации во внешней среде [7].
Интересно отметить и изменения когерентности ЭЭГ-частот в функциональной пробе открывания глаз (табл. 2).
У хорошо успевающих студентов отмечается достоверное увеличение когерентности для лобных и затылочных отведений в диапазоне 9-13 Гц, а у плохо успевающих - в полосе 10-12 Гц. В группе хорошо успевающих открывание глаз сопровождалось ростом межполушарной когерентности альфа-диапазона в лобной и теменной области коры. В низкочастотной части спектра наблюдалось достоверное снижение значений когерентности, а в полосе 10-12 Гц отмечался ее рост. У плохо успевающих студентов значимые изменения синхронности биопотенциалов симметричных лобных областей отмечались в полосе 1-12 Гц.
Исследуя психофизиологические различия хорошо и плохо успевающих студентов, мы обнаружили достоверные различия и в показателях уровня личностной тревожности (табл. 3).
В группе плохо успевающих студентов отмечалась большая доля высокотревожных студентов (87 % против 39 в группе хорошо успевающих). Данный факт нашел свое отражение в показателях биоэлектрической активности мозга. У хорошо успевающих студентов отмечается возрастание мощности альфа-ритма от лобных областей к затылочным, при этом пики выражены в теменно-затылочных и задневисочных отведениях левого полушария. В передних, центральных и височных отделах мозга мощность в альфа-диапазоне несколько ниже.
В группе плохо успевающих отмечается увеличение медленных волн в полосе тета-диапазона и незначительные пики в альфа-диапазоне, которые чаще проявляются в центральных и фронтальных областях правого полушария (рисунок).
В исследованиях Н. Е. Свидерской, Т. А. Корольковой и Н. О. Николаевой [8] показано, что «затылочный тип» локализации биопотенциалов сочетается с низкой тревожностью (по тесту Спилбергера) и низким нейротизмом (по Айзенку). Эти психологические показатели, в большей степени присущие хорошо успевающим студентам, указывают на высокую стрес-
Таблица 2
Изменение когерентности ЭЭГ-частот у студентов с разным уровнем языковых способностей при переходе от состояния покоя
с закрытыми глазами к состоянию покоя с открытыми глазами
Гц Хорошо успевающие (п=70) Плохо успевающие (п=65)
Пара отведений
F3- F4 F3- 01 F3- 02 F4- 01 F4- 02 Р3- Р4 01- 02 F3- F4 F3- 01 F3- 02 F4- 01 F4- 02 Р3- Р4 01- 02
1 0 0 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0
2 0 0 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0
3 0 0 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0
4 0 0 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0
5 0 0 0 0 0 0 - + 0 0 0 0 0 0
6 0 0 0 0 0 0 - 0 0 0 0 0 0 0
7 0 - - - 0 0 - + - 0 0 0 0 0
8 + 0 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0
9 + + + + + 0 0 + 0 0 + 0 0 0
10 + + + + + + + + + 0 + 0 0 0
11 + + + + + + + + + + + + + 0
12 + + + + + + + + 0 + 0 0 + 0
13 0 + + 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
16 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
17 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
18 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
19 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
21 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
22 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
23 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
24 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
25 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
26 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
27 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
28 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
29 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
30 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Примечания: диапазоны: тета 1 (4—6 Гц), тета 2 (6—8 Гц), альфа 1 (8—10 Гц), альфа 2 (10—13 Гц), бета 1 (13—20 Гц), бета 2 (20 — 30 Гц); 0 — отсутствие значимых изменений; + ( — ) — повышение (снижение) мощности, уровень значимости при р < 0,05.
Хорошо успевающие
Плохо успевающие
Суммарная карта спектральной мощности в альфа полосе хорошо и плохо успевающих студентов (фоновая проба)
Примечание. Темный цвет — наибольшая спектральная мощность.
соустойчивость. Напротив, «фронтально-центральный тип», наиболее выраженный у плохо успевающих студентов, отмечается повышенной тревожностью, а изменения, наблюдаемые в тета-диапазоне, можно рассматривать как проявление эмоционального напряжения, что часто сопровождается развитием механизмов торможения, защищающих мозг от перенапряжения [2].
Существенных половых различий в ходе исследования не обнаружено.
Обсуждение результатов
Анализ полученных результатов показал, что развитие языковых способностей происходит совместно с участием и развитием всех прочих психических и физиологических функций человека. И восприятие, и порождение речи на иностранном языке тесно связано с процессами внимания, памяти и мыслительной деятельности, осуществление которых было бы невозможно без слаженной работы ритмических диапазонов мозга. Выявление особенностей модуляции корковой активности дает возможность прогнозировать стабильность психоэмоционального состояния и эффективность когнитивной деятельности.
В нашем исследовании наиболее «чувствительными» и информативными параметрами явились изменения в полосе альфа-ритма при функциональной пробе открывания-закрывания глаз. Даже в случае, если динамика альфа-ритма отражает в основном
Таблица 3
Зависимость уровня тревожности от индекса мощности альфа-ритма в фоновой пробе
Хорошо успевающие Плохо успевающие
студенты (п=70) студенты (п=65)
Отве- дение Индекс мощ- ности альфа- ритма, мкВ/Гц Уровень тревож- ности Отве- дение Индекс мощ- ности альфа- ритма, мкВ/Гц Уровень тревож- ности
О 21,04 36 О 3.37 55*
Р 65,40 22 Р 7,89 50*
Т 60,27 30 Т 9,67 53*
С 31,21 36 С 13,43 43
F 19,30 29 F 24,73 40*
Примечания: отведения затылочные (О), теменные (Р), переднее- и задневисочные (Т), центральные (С) и лобные ^); * — уровень значимости при р < 0,05.
лишь динамику таких неспецифических феноменов, как уровень бодрствования, внимание и эмоции, роль его для понимания функционирования мозга и психики чрезвычайно значима, поскольку именно эти феномены можно считать тремя основными компонентами сознания [9, 13].
Подводя итог оценке полученных результатов, мы пришли к выводу, что плохо успевающие студенты отличаются более низким уровнем активированности мозга и низкой лабильностью нервных процессов. У них более выражен альфа-ритм, выше уровень когерентности биопотенциалов в этой частотной полосе, различия между ЭЭГ-характеристиками состояния покоя с открытыми и закрытыми глазами незначительны.
В группе хорошо успевающих отмечается более высокая представленность колебаний бета-диапазона и большая выраженность реакции десинхронизации при открывании глаз, что является важным фактором, положительно влияющим на успешность выполнения когнитивных задач.
Имеет место взаимосвязь мощности альфа-ритма и уровня личностной тревожности. У плохо успевающих студентов с высоким показателем личностной тревожности отмечается самый низкий общий индекс мощности альфа-ритма.
Учитывая связь альфа-диапазона с активационными процессами, можно предположить, что индивидуумы с большей мощностью высокочастотного альфа-ритма (хорошо успевающие студенты) обладают оптимально организованными процессами локальной активации и избирательного торможения, что и обеспечивает успешную деятельность [11, 16].
В исследованиях А. Н. Савостьянова и Р Ю Ильюче-нок [7] отмечается связь высокочастотного альфа-ритма в теменно-затылочных отведениях с высокой скоростью протекания мыслительных процессов, что также подтверждается результатами, полученными нами при обследовании хорошо успевающих по языку студентов.
Представленные психофизиологические особенности, наблюдаемые у студентов обеих групп, могут
рассматриваться в качестве причинных факторов, благоприятно либо отрицательно влияющих на процесс обучения, при этом в большей степени можно утверждать о наличии взаимосвязи характеристик альфа-активности и личностных особенностей испытуемых. Данный факт подтверждается исследованиями ряда авторов [7, 10].
Анализируя результаты исследования, нельзя все же не учитывать и влияния конституциональных факторов на особенности спектральных составляющих ЭЭГ и мозговой активности в целом. Подбирая группы обследуемых, мы руководствовались показателями успеваемости по иностранному языку как системообразующим фактором. Для уточнения психофизиологического генезиса успешности изучения иностранного языка требуется дальнейшее продолжение исследований с позиций пространственной организации биопотенциалов мозга как определяющей компоненты когнитивных функций.
Основными же выводами нашего исследования могут быть следующие:
1. Высокая подвижность нервных процессов, проявляемая в более выраженных изменениях ЭЭГ в функциональной пробе «открывания глаз», указывает на большую пластичность работы мозга и создает более благоприятные условия для протекания когнитивных процессов в группе хорошо успевающих студентов. На высокую степень стрессоустойчивости этих студентов указывает «затылочный тип» локализации биопотенциалов альфа-ритма.
2. В группе плохо успевающих студентов степень активированности мозга по результатам функциональной пробы «открывания глаз» значительно ниже, что необходимо учитывать при разработке коррекционных программ и методологии дифференцированного обучения.
3. Группы хорошо и плохо успевающих по иностранному языку студентов имеют различный уровень личностной тревожности как устойчивой личностной характеристики. Высокий уровень личностной тревожности у плохо успевающих студентов взаимосвязан с «фронтально-центральным» типом локализации альфа-ритма.
Список литературы
1. Васильев В. Н. Функциональная асимметрия полушарий мозга и проблемы обучения : метод. указания к практ. занятиям / В. Н. Васильев, А. П. Рамазанова. — Томск : ТГПУ, 2005. - С. 44-60.
2. Иваницкий А. М. Исследование динамики вну-трикоркового взаимодействия в процессе мыслительной деятельности / А. М. Иваницкий, И. М. Подклетнова // Журнал высшей нервной деятельности. — 1990. — Т. 40. - 240 с.
3. Качалова П. М. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / П. М. Качалова, С. Ф. Боголепова, В. В. Плыплин // Труды СГУ. — М., 2002. — Вып. 44. — С. 19—21.
4. Леутин В. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин,
Е. П. Николаев. — Новосибирск, 2003. — 192 с.
5. Литвинова Н. А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга | Н. А. Литвинова, М. Г. Березина, А. Л. Прохорова || Валеология. — 1999. — № 3. — С. 53—57.
6. Разумникова О. М. Отражение структуры интеллекта в пространственных особенностях фоновой ЭЭГ | О. М. Pазумникова || Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 5. — С. 115—122.
7. Савостьянов А. Н. Спектрально-корреляционные отношения электрической активности мозга человека (ЭЭГ) в диапозоне альфа-ритма, возникающие при появлении латентного торможения | А. Н. Савостьянов, P Ю. Ильюченок || Журнал высшей нервной деятельности. — 2000. — Т. 50, № 3 — С. 388—394.
8. Свидерская Н. Е. Пространственно-частотная структура электрических корковых процессов при различных интеллектуальных действиях человека | Н. Е. Свидерская, Т. А. Королькова, Н. О. Николаева || Физиология человека. — 1990. — Т. 16, № 5. — С. 5—11.
9. Суворова Н. Б. Отражение индивидуально-типологических особенностей в структуре пространственного взаимодействия волн ЭЭГ различных частотных диапазонов | Н. Б. Суворова, Н. Г. Зуева, Н. Л. Гусева || Физиология человека. — 2000. — Т. 26, № 3. — С. 60—66.
10. Шишкин С. Л. Исследование синхронности моментов резких изменений альфа-активности ЭЭГ человека : автореф. ... дис. канд. биол. наук | Шишкин С. Л. — М., 1997. — 17 с.
11. Яковенко И. А. Межполушарная асимметрия пространственно-временной организации потенциалов коры головного мозга при разных условиях формирования вербальной установки | И. А. Яковенко || Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2004. — Т. 54, № 2. — С. 216—224.
12. Doppelmaer M. EEG alpha power and intelligence | M. Doppelmaer, W Klimesch || Intelligence. — 2002. — Vol. 3. — P. 289—302.
13. High frequency brain activity: its possible role in attention, perception and language processing |
F. Pulvermuller, N. Birbaumer, W Lutzenberger // Progress Neurobiol. - 1997. - Vol. 52. - P. 427-445.
14. Niedermeyer E. Alpha-like rhythmical activity of the temporal lobe / E. Niedermeyer // Clin. Electroencephalogr.
- 1990. - Vol. 21. - P. 210-224.
15. Nunetz P. Neocortical Dynamics and Human EEG Rhythms / P. Nunetz. - Oxford Univ. Press, 2000. - 234 p.
16. Springer S. P. Left Brain, Right Brain / S. P. Springer.
- San Francisco : WH Freeman, 2004. - P. 73.
17. Synchronization between prefrontal and posterior association cortex during working memory tasks in humans / J. Sarnthein, P. Rappelsberger // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. - 1998. - Vol. 95 - P. 7092-7096.
PECULIARITIES OF BRAIN EKECTROBIOLOGICAL ACTIVITY SPATIAL ORGANIZATION IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF LANGUAGE CAPASITIES
L. A. Khokhlova, L. E. Deryagina
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The paper presents findings of the EEG investigation of medical students. Peculiarities of the cortical activity in students with different language abilities are determined, correlations between individual characteristics and alpha band dynamics being estimated. High mobility of nerve processes and “occipital” type of the brain potential localization proved to be positive factors of successful language mastering.
Key words: foreign language, brain, successful learning, anxiety.
Контактная информация:
Хохлова Лариса Александровна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 Тел. (8182) 24-15-50
Статья поступила 06.10.2008 г.