Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ГОРНЫЕ ПРОФЕССИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ГОРНЫЕ ПРОФЕССИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.М. Харковенко, Б.Н. Задорожный, Е.В. Борисова, А.П. Подгайская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of vocational school training, mastering a mining profession, on the functions of occupationally important systems in teenagers was studied. The character of changes in physiological and psycho-physiological indices throughout 3.5 years of training is described.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ГОРНЫЕ ПРОФЕССИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ»

УДК 613.96:377.3]-07

Н. М. Харковенко, Б. Н. Задорожный, Е. В. Борисова, А. П. Подгайская

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ГОРНЫЕ ПРОФЕССИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Донецк

В настоящее время подготовка высококвалифицированных рабочих кадров в основном осуществляется через систему средних профессионально-технических училищ (СПТУ), где юноши и девушки получают не только специальность, но и образование в объеме средней школы.

Ввиду специфики условий и характера труда на угольных шахтад. вопрос о профессиональном подборе рабочих кадров для угольной промышленности особенно актуален. Многочисленными исследованиями доказано, что работа в подземных условиях предъявляет повышенные требования к организму горнорабочих, даже в период овладения профессией в СПТУ [5]. Отсюда вытекает необходимость изучения функционального состояния основных профессионально важных систем организма учащихся, осваивающих горные профессии в СПТУ.

Исследования проведены в динамике обучения в одном из средних горных ПТУ Донбасса. У подростков изучали свойства высшей нервной деятельности (силу процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов), латентный период зрительно-моторной реакции, внимание, технического мышления, устойчивость двигательных актов, мышечную силу и выносливость, физическую работоспособность.

Анализ полученного материала позволил установить, что на первом году обучения показатели физического развития соответствовали свойственным данной возрастно-половой группе [1, 2]. Наибольшая скорость приема и переработки зрительной информации в условиях выбора, характеризующая подвижность нервных процессов, у подростков первого года обучения наблюдалась на частотах 1,98±0,04 Гц, причем У 49,0± 1,21 % учащихся процесс возбуждения был сильным, у 35,1 ±0,82 %—средним и у 15,9±0,54 %—слабым. Анализ показателей уравновешенности основных нервных процессов не выявил достоверных различий между числом запаздывающих и опережающих реакций и их средними ошибками, что свидетельствовало об относительной уравновешенности нервных процессов обследованных подростков. Подтверждают высказанное также величины коэффициента баланса и реакции на движущийся объект (РДО) (см. таблицу). Число точных реакций у учащихся первого года обучения было 3,13± ±0,20 %, что соответствует возрастной физиоло-

гическои норме и согласуется с данными литературы [4].

Латентный период зрительно-моторной реакции на простой и дифференцировочный раздражители на первом году обучения равнялся соответственно 20,6±0,39 и 32,4±0,95 сс, количество ошибок на дифференцировочный раздражитель— 3,9±0,25 ед. Изучение функции внимания показало, что время счета черных цифр составило 50,0± 1,83 с, красных — 56,7±2,08 с, смешанного счета — 237,2±7,24 с, время переключения внимания—131,6±4,77 с, общее число допущенных ошибок во всех 3 сериях опыта — 4,9±0,34 ед.

Результаты исследований функционального"^ состояния основных показателей ЦНС на втором году обучения свидетельствовали о том, что скорость приема и переработки зрительной информации в условиях выбора, число опережающих и запаздывающих реакций на движущийся объект и величины их отклонений были равны 1,88±0,3 Гц, 4,36±0,2 ед. и 14,53±0,88 мс со-

Функциональиое состояние центральной нервной и нервно-мышечной систем учащихся среднего горного ПТУ (М±т)

Показатель

Год обучения

перпыП

второй

Подвижность нервных процессов, Гц Уравновешенность нервных процессов:

% точных реакций коэффициент баланса, усл. ед.

коэффициент РДО, усл. ед. Латентный период зрительно-моторной реакции, сс: на простой раздражитель на дифференцировочный раздражитель Число ошибок на дифференцировочный раздражитель Показатель координированности двигательных актов, усл. ед.: в обычных условиях в условиях «опасности» Техническое мышление, усл. ед.:

коэффициент полезной работы;

коэффициент производительности Время переключения внимания, с

1,98±0,4

3,13±0,20

0,94±0,05 1,02 ±0,12

20,6±0,39 32,4 ±0,95 3,9±0,25

45,1 ±6,58 13,5±3,50

191,9±10,15 116,4±11,29 131,6±4,77

1,90 ±0,03

19,50±1,22

1,00 ±0,04 1,10±0,10 |Г

21,4±0,35 34,7±1,77 1,4±0,13

9,18±1,15 3,8±1,85

350,3± 19,28 197,2± 17,07 115,5±4,71

ответственно; процент точных реакций на вто-^ром году обучения составил 14,64±0,87 %. Указанные показатели были аналогичны таковым на первом году обучения, кроме числа точных реакций, которое достоверно увеличивалось (Р<0,001).

Изучение показателей технического мышления подростков позволило установить повышение коэффициента полезной работы на 67,6±3,5 усл. ед. и производительности на 28,3±2,98 усл. ед. по сравнению с данными первого года обучения. Результаты анализа показателей устойчивости двигательных актов в нормальных условиях и условиях «опасности» свидетельствовали о том, что на втором году обучения у учащихся наблюдалось улучшение координированности двигательных актов (Я<0,5). Отмечено также достоверное снижание числа ошибок на диффе-ренцировочный раздражатель при некотором уменьшении скорости зрительно-моторной реакции.

Анализ показателей функционального состояния ведущих систем организма подростков на третьем году обучения позволил установить, что ▼ при относительно неизменном числе запаздывающих реакций достоверно уменьшалось число опережающих реакций. В комплексе с тенденцией к увеличению коэффициентов баланса и РДО это свидетельствовало о некотором преобладании процесса возбуждения. Подобная динамика, по мнению ряда авторов, положительна и характерна для данного периода [3]. Отмеченное также дальнейшее уменьшение количества допущенных ошибок на дифференцировочный раздражитель, улучшение координированности двигательных актов, физического развития указывали на совершенствование нервно-мышечного аппарата в процессе адаптации к учебно-производственной нагрузке.

Изучение функционального состояния профессионально важных систем организма учащихся пооле предвыпускной практики (на четвертом году обучения) показало, что большинство изучаемых показателей существенно изменилось (см. ^таблицу). Так, количество точных реакций на 'движущийся объект повысилось и составило 19,5±1,22% (/><0,001). Улучшились показатели внимания и технического мышления: уменьшилось время переключения внимания на 16,1 ± ±1,02 с (Р<0,02), увеличился коэффициент полезной работы на 158,4±8,75 усл. ед. и про-

изводительности на 80,8±6,32 усл. ед. (/>< <0,001). Чнсло ошибок на дифференцировочный раздражитель сократилось на 2,5±0,11 ед. (Р-<0,001). Улучшилась координированность двигательных актов в обычных условиях и в условиях опасности (Р<0,001). Это значит, что производственная практика на угольных предприятиях в основном способствовала совершенствованию профессионально важных функций учащихся ПТУ. Однако, как показал анализ результатов производственной деятельности подростков во время предвыпускной практики в шахте (качества выполнения работ, знания технологического процесса, умения обращаться с оборудованием и механизмами и др.), не все учащиеся одинаково осваивали горную профессию. Успешность овладения ею зависела от соответствия физиологических и психофизиологических функций требованиям, предъявляемым специальностью. Полученные результаты послужили основой для разработки психофизиологических критериев пригодности подростков к освоению горной профессии, что позволило прогнозировать успешность овладения ею при поступлении в ПТУ.

Использование критериев при подборе в средние горные ПТУ будет способствовать повышению эффективности обучения и трудовой деятельности, снижению заболеваемости и травматизма молодежи.

Литература

1. Антонова Л. Т., Бережков Л. Ф.. Сердюковская Г. И.— В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1979, с. 44—53.

2. Благовещенская-Халангот И. Н., Харковенко Н. М.. Ва-сик И. Н. Стандарты и методика оценки физического

Развития учащихся профессионально-технических училищ [онбасса: Метод, указания. Донецк, 1973.

3. Дубровина 3. В., Бигдай Е. В. — В кн.: Вопросы адаптации подростков к производственным факторам среды. М., 1976, с. 41—66.

4. Дубровина 3. В., Блинова Л. Т., Макарова Л. П. — Физиология человека, 1980, № 6, с. 1076—1084.

5. Харковенко Н. М. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 40—41.

Поступила 17.07.8*

Summary. The impact of vocational school training, mastering a mining profession, on the functions of occupa-tionally important systems in teenages was studied. The character of changes in physiological and psychophysiological indices throughout 3.5 years of training is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.