Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения помогает будущему школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности, а главное, влияет на успеваемость. И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ»

Список использованной литературы:

1. Асанова, Л.Н. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников/Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 84 с.

2. Дидактические материалы для обучающихся «Задания на формирование естественнонаучной грамотности». - Адрес доступа: https://vlicey1.ucoz.ru

3. Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33-35.

© Быкова О.С., 2022

УДК: 373.29(075.8)

Воробьева В.Д.,

МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель Полуэктова В.Н., МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель Сенченко Л.П., МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения помогает будущему школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности, а главное, влияет на успеваемость. И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Ключевые слова: чтение, старший дошкольный возраст, успеваемость обучения

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Вопросами развития навыка чтения занимались такие ученые и методисты, как В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская и др. Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения помогает человеку постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях. Практика показывает, что от 5% до 12% обучающихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого стандартом образования уровня, прежде всего, по темпу, способу и правильности чтения. Как утверждают многие учителя, без

достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение школьника.

В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости младших школьников, школьники испытывают значительные трудности в усвоении стандартной школьной программы и, таким образом, попадают в разряд неуспешных. Успешность обучения является одной из составляющих психолого-педагогической основы успеваемости обучениямладших школьников.

Термин «успешность обучения» и «успеваемость» далеко не равнозначны и имеют различные значения.В словаре Сергея Ивановича Ожегова «Успеваемость - это степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» [2]. Так же успеваемость- это степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемостьнаходит свое выражение в оценочных баллах.

Исследования многих учёных показали, из множества факторов влияния на успеваемость школьников наиболее значительным и важным является навык чтения[1]. Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школьного заведения, будет «захлёбываться» в потоке поступающей информации (сложно понимают и запоминают условие арифметических задач, правила грамматики и задания при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно-познавательных статьях и т.п.).

Мы предположили, что уровень развития навыка чтения детей подготовительной группы влияет на их успеваемость. Для этого организовали опытно-практическую работу на базе подготовительной к школе группы «Жемчужинки» МБДОУ «Д/с «Капитошка» г. Абакан. Анализируя качество чтения детей, мы увидели, что большее количество детей имеют навык чтения. При этом дети, не имеющие навыка чтения, хуже поддаются обучению.

Проследив связь между темпом чтения и учебной деятельностью, можно сделать вывод о том, что качество чтения во многом определяет эффективность учебной деятельности, а, следовательно, влияет на успеваемость учащихся.Гипотеза о том, что от качества чтения зависит уровень успешности учебной деятельности, подтвердилась.

Список использованной литературы:

1. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. -М.: Просвещение, 2004. - 326 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

© Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.