вопросов способствует повышению эффективности уроков и формированию исследовательских навыков. Фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций. Список использованной литературы:
1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2018.-216 с.
2. Психология и выбор профессии: учебно-методическое пособие / Москва: Генезис, 2015. - 208 с.
3. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. Москва: Владос-Пресс, 2019.-336 с
© Батракова О.В., 2022
УДК 372.854
Быкова О.С.,
учитель химии, высшая квалификационная категория ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» г. Белгород
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Аннотация
Статья раскрывает особенности применения заданий на уроках химии, формирующих у обучающихся естественнонаучную грамотность.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность.
Одним из аспектов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Для обеспечения продуктивности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся, педагогами применяются специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии: технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии. Следовательно, обучающийся может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Для эффективного формирования функциональной естественнонаучной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания. В качестве ведущего метода оценки коммуникативной сферы функциональной грамотности предложена самооценка учащимися успешности личностного опыта общения и работы с информацией, а также оценка учителем знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности. [1]
Что касается предмета «Химия», обучающийся должен уметь анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами, обладать навыками безопасного обращения с ними, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. Поэтому основная задача учителя - это научить учащихся грамотно обращаться с веществами, которые будут встречаться в повседневной жизни. Для достижения результата в этом направлении могут быть практические занятия и задания, которые включают описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблематичной. [3]
Например, при изучении понятий в 8 классе «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» можно обучающимся предложить задание «Вездесущий йод». Задание «Вездесущий йод»
Прочитайте предложения под номерами 2, 3, 6, 11. Выпишите номера предложений в которых говорится о йоде, как простом веществе. Укажите положение иода в Периодической системе химических элементов. Определите число электронов, протонов, нейтронов в атоме элемента. С учётом расположения йода в Периодической системе химических элементов объясните твёрдое агрегатное состояние йода и наличие у него металлического блеска. Известно, что во многих районах нашей страны в пище человека и кормах для животных содержится недостаточное количество йода. Как эта проблема решается в нашем государстве? Почему выбран именно такой вариант?
1. Йод - это кристаллическое вещество чёрно-серого цвета с металлическим блеском.
2. Обладает замечательным свойством: при нагревании, не плавясь, т.е. минуя жидкое состояние, переходит в газообразное состояние.
3. Пары йода имеют резкий запах и фиолетовую окраску, откуда и произошло название данного элемента - «фиалковый» (греч.).
4. В виде свободного вещества ядовит: при вдыхании паров йода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.
5. Йод - это редкий элемент, его содержание в земной коре составляет около одной стотысячной процента.
6. Вместе с тем с помощью современных методов анализа можно обнаружить присутствие хотя бы незначительных следов йода в почве, растениях и организмах животных.
7. Морские водоросли накапливают йод.
8. «Йод вездесущий», - писал о нём академик А.Е. Ферсман.
9. Особую роль иод играет в жизни животных и человека.
10. Добавление небольших доз йода в корм скоту увеличивает удой молока у коров, ускоряет рост шерсти у овец, повышает яйценоскость кур.
11. При недостатке йода у человека нарушается интеллект, развивается базедова болезнь, которая обусловлена сбоем в выработке гормона и нарушением функционирования щитовидной железы.
12. Наибольшую славу йод приобрёл благодаря активному использованию в качестве средства для дезинфекции кожи вокруг места повреждения. Другое применение спиртовой настойки йода в домашних условиях - нанесение йодной сетки на кожу в месте ушиба, шишки (гематомы). [2]
Данное задание предполагает владение способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемые в повседневной жизни.
Задания на формирование естественнонаучной грамотности способствуют развитию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, обучающиеся еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии, биологии, физике, географии и повседневной жизнью человека, а также физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся понимают о том, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. [1]
Список использованной литературы:
1. Асанова, Л.Н. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников/Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 84 с.
2. Дидактические материалы для обучающихся «Задания на формирование естественнонаучной грамотности». - Адрес доступа: https://vlicey1.ucoz.ru
3. Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33-35.
© Быкова О.С., 2022
УДК: 373.29(075.8)
Воробьева В.Д.,
МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель Полуэктова В.Н., МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель Сенченко Л.П., МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ УСПЕШНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения помогает будущему школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности, а главное, влияет на успеваемость. И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Ключевые слова: чтение, старший дошкольный возраст, успеваемость обучения
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Вопросами развития навыка чтения занимались такие ученые и методисты, как В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская и др. Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения помогает человеку постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях. Практика показывает, что от 5% до 12% обучающихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого стандартом образования уровня, прежде всего, по темпу, способу и правильности чтения. Как утверждают многие учителя, без