Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЯСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЯСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / СЕМЬЯ / ДЕТСКИЙ САД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2019-20 годах затронула системы образования во всём мире. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. Если все ступени образования нашли нишу как обучать дистанционно, то для дошкольного образования этот процесс оказался новым образовательным полем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЯСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК: 373.24

Воробьева В.Д.,

МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель Полуэктова В.Н., МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель

Сенченко Л.П.,

МБДОУ «Д/с «Капитошка», воспитатель

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЯСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2019—20 годах затронула системы образования во всём мире. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями.

Если все ступени образования нашли нишу как обучать дистанционно, то для дошкольного образования этот процесс оказался новым образовательным полем.

Ключевые слова: пандемия; семья; детский сад- взаимодействие.

В период пандемии образовательная деятельность детьми с 3-7 лет в ДОО в основном осуществлялась по двум направлениям: во время пребывания детей в дежурных группах и при организации образования в семье в дистанционном режиме.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Капитошка» г. Абакан.

В исследовании принимали участие 60 семей воспитанников детских садов, а также 15 педагогов.

На основе изучения педагогической литературы, нормативных документов и аналитических справок о ситуации современного дошкольного образования нами было проведено эмпирическое исследование, предполагающее ознакомление с ситуацией взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями в период пандемии, а также определение характера данного взаимодействия, его сильных и слабых сторон.

В своем исследовании мы актуализируем изучение особенностей взаимодействия между семьей и ДОО в период самоизоляции. Современная жизненная ситуация доказывает необходимость подготовки и педагогов, и родителей к взаимодействию в разных условиях. А условия пандемии не только не должны нивелировать дошкольное образование, а наоборот, задача государства - обеспечить помощь родителям в сложной ситуации образования детей. Да и педагогические работники сегодня должны осуществить рефлексию созданных ими условий взаимодействия с семьей, обозначить риски, осмыслить ограничения, повысить информационно-коммуникативную компетентность.

В своем исследовании мы предполагаем, что в период пандемии взаимодействие ДОО с родителями воспитанников может иметь следующие особенности: опосредованный характер взаимодействия педагогов и родителей воспитанников (Instagram.com, Facebook.com; WhatsApp и др.); обогащение и систематическое обновление сайта ДОО рекомендациями по содержательному общению взрослых и детей в ходе различных видов деятельности с учетом сложной жизненной ситуации карантина; создание и проведение он-лайн конференций по организации акций и проектов родителей с детьми.

Мы полагаем, что общая стратегия взаимодействия с родителями должна быть сохранена, родители продолжают оставаться нашими партнерами в вопросах воспитания и развития.

В качестве ведущего метода исследования выступило анкетирование и беседа с педагогами образовательных учреждений и родителями воспитанников. Исследование проводилось в период с ноября по декабрь месяц 2021 года.

В рамках исследования было проведено анкетирование родителей и педагогов, направленное на

выявление особенностей взаимодействия детского сада и семьи в период пандемии.

На вопрос о том, где находился ребенок в период самоизоляции 73% родителей ответили, что находился все время с родителями, 17% были у бабушек и дедушек, и только 10% детей посещали дежурную группу.

На вопрос «Взаимодействовали ли вы с воспитателями группы, в которой воспитывается ваш ребенок?» было выявлено, что 53% использовали социальные сети, 40% сотовую связь, 10% пользовались сайтом ДОУ.

Родители выделяют как наиболее эффективные удалённые формы организации общения с сотрудниками детского сада - онлайн консультации (47%), консультации по телефону - (43%), письменные консультации на сайте детского сада (10%).

С целью оптимизации педагогических условий протекания образовательного процесса в современном детском саду, изучения опыта работы педагогов в период пандемии мы провели анкетирование педагогов.

Педагогам было предложено прочитать вопросы анкеты и письменно ответить на них. Всего в анкетировании приняло участие 30 педагогов, из них 20% в период карантина работали на подготовительной группе, 20% на средней группе, 40% респондентов работали на старшей группе и 20% на 2й младшей.

Из настоящих анкет нам удалось выяснить, что 87% педагогов имели опыт использования технологий дистанционного образования дошкольников, а 13% нет.

На вопрос «Как вы оцениваете возможности дистанционных образовательных технологий в работе с дошкольниками?» 33% педагогов ответили - отлично, 20% - хорошо и 47% - удовлетворительно.

На вопрос о том, какие образовательные области наиболее успешно, на их взгляд, реализовались в дистанционном обучении 67% педагогов ответили художественно-эстетическая, 20% образовательная и 13% ответили, что никакие.

На вопрос о том, какие формы работы с родителями удалось реализовать в ходе дистанционного обучения 53% педагогов ответили, что совместное выполнение заданий с детьми, 20% считают, что индивидуальные консультации и 27% педагогов затруднились ответить на этот вопрос.

А также, 74% опрошенных педагогов отметили, что нуждаются в дополнительном обучении в вопросах реализации дистанционного образования дошкольников.

Проведенное исследование показало, что педагоги нуждаются в дополнительном обучении в вопросах реализации дистанционного образования дошкольников и взаимодействия с родителями воспитанников.

Анкетирование обозначило необходимость целенаправленной работы с родителями в период, когда дети посещают детский сад. Эффективность взаимодействия родителей с детьми в разных жизненных ситуациях, в том числе и в период пандемии во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей, понимание ими целей и задач развития ребенка в период дошкольного детства, от стиля родительско-детских отношений. Безусловно повышение психолого-педагогического знания родителей, выработка правильного взаимодействия с детьми зависит от содержательной, грамотной работы педагогов ДОО с родителями воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.03.2020 № 07-2408 «О направлении информации c целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

2. Поддержка ЮНЕСКО: Образовательный ответ на COVID-19. - URL: https://en.unesco.org/covid19/ educationresponse.(дата обращения 22.01.2021)

3. Приказ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического

благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

© Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П., 2022

УДК 37

Денисенко С.В.

инструктор по физической культуре Лихошерстов А.В.

инструктор по физической культуре Стародубцев Е.И.

инструктор по физической культуре г. Белгород МБДОУ д/с №19 «Антошка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность проектной деятельности в дошкольном образовании. В статье решаются задачи реализации проектного метода на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В статье раскрывается роль проектной деятельности в развитии личностных качеств ребенка и необходимость взаимодействия со взрослым в процессе ее выполнения.

Ключевые слова:

Физическая культура в детском саду, проектная деятельность, организация занятий физической

культурой в дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день в стране происходит глобальная трансформация всех социально-экономических институтов, появляются новые методы государственного регулирования и контроля, происходит цифровая трансформация общественных процессов, меняется нормативная и техническая база во всех видах деятельности. В связи с этим система дошкольного образования также претерпевает ряд существенных преобразований, в ближайшее время главным приоритетом в этой области будет развитие личности ребенка.

В качестве наиболее перспективного инструмента позволяющего эффективно решить задачу личностного развития детей можно обозначить метод проектной деятельности. Участие в проектной деятельности позволяет детям расширить свой кругозор, научится ориентироваться в окружающем его мире, понять природу различных явлений и предметов. При проведении проектной деятельности, которая выступает в роли необходимого условия личностно-ориентированного взаимодействия, воспитанники изучают не только свойства и характеристики окружающих предметов и явлений, но и познают характер отношений между людьми, учится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участию в командной деятельности.

Проект ребенка необходимо рассматривать как некий путь исследования и познания, специально организованный педагогом и затем самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, итоговым результатом которого является создание творческих работ.

Проектный метод в рамках дошкольного учреждения - это такая система обучения, путем участия в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.