Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕТСКОМ САДУ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко С. В., Лихошерстов А. В., Стародубцев Е. И.

В данной статье раскрывается сущность проектной деятельности в дошкольном образовании. В статье решаются задачи реализации проектного метода на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В статье раскрывается роль проектной деятельности в развитии личностных качеств ребенка и необходимость взаимодействия со взрослым в процессе ее выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

© Воробьева В. Д., Полуэктова В. Н., Сенченко Л. П., 2022

УДК 37

Денисенко С.В.

инструктор по физической культуре Лихошерстов А.В.

инструктор по физической культуре Стародубцев Е.И.

инструктор по физической культуре г. Белгород МБДОУ д/с №19 «Антошка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность проектной деятельности в дошкольном образовании. В статье решаются задачи реализации проектного метода на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В статье раскрывается роль проектной деятельности в развитии личностных качеств ребенка и необходимость взаимодействия со взрослым в процессе ее выполнения.

Ключевые слова:

Физическая культура в детском саду, проектная деятельность, организация занятий физической

культурой в дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день в стране происходит глобальная трансформация всех социально-экономических институтов, появляются новые методы государственного регулирования и контроля, происходит цифровая трансформация общественных процессов, меняется нормативная и техническая база во всех видах деятельности. В связи с этим система дошкольного образования также претерпевает ряд существенных преобразований, в ближайшее время главным приоритетом в этой области будет развитие личности ребенка.

В качестве наиболее перспективного инструмента позволяющего эффективно решить задачу личностного развития детей можно обозначить метод проектной деятельности. Участие в проектной деятельности позволяет детям расширить свой кругозор, научится ориентироваться в окружающем его мире, понять природу различных явлений и предметов. При проведении проектной деятельности, которая выступает в роли необходимого условия личностно-ориентированного взаимодействия, воспитанники изучают не только свойства и характеристики окружающих предметов и явлений, но и познают характер отношений между людьми, учится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участию в командной деятельности.

Проект ребенка необходимо рассматривать как некий путь исследования и познания, специально организованный педагогом и затем самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, итоговым результатом которого является создание творческих работ.

Проектный метод в рамках дошкольного учреждения - это такая система обучения, путем участия в

которой воспитанники обучаются в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий в области решения изначально определенной проблемы.

Целью любой проектной деятельности в детском саду является свободное творческое развитие личности ребенка. В процессе реализации проектной деятельности у ребенка формируется:

а) Раскрытие творческого потенциала;

б) Умение работать в группе;

в) Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;

г) Умение презентовать свою работу.

Сегодня произошло значительное смещение основных акцентов в образовании, существенно увеличились требования к детям, поступающим в начальную школу, что потребовало внесения изменений в характер и содержание педагогического взаимодействия с ребенком в дошкольном учреждении. Ранее задачей коллектива детского сада было воспитание стандартного члена общества с определенным набором знаний, умений и навыков, которые были необходимы для освоения материала первого класса. В настоящее время главной задачей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Другими словами акценты образования сменились в сторону развития личностных качеств и социальной адаптации ребенка.

В этой связи, как первая ступень современного российского образования, дошкольные организации, в соответствии с действующими требованиями федерального государственного стандарта, должны использовать методы организации образовательной деятельности, направленные на формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции детей.

Таким образом, перед поступлением в начальную школу ребенок должен научиться самостоятельно добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Для этого педагогическому коллективу нужно сформировать у детей умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Для обеспечения проектной деятельности необходимо хорошо понимать, чем она принципиально отличается от продуктивной деятельности. При осуществлении продуктивной деятельности ребенок по собственной инициативе или инициативе взрослого находит решение исходя из окружающих его возможностей. Например, у ребенка появилось желание собрать домик из конструктора - он подошел к игрушкам, достал конструктор и выполнил задуманное. Такая деятельность не будет являться проектной, поскольку он выполнил все действия сразу и в рамках возможного.

При осуществлении проектной деятельности ребенок сначала исследует все возможные варианты решения восставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Например, выполнить домик из конструктора или кубиков, сделать домик или башню и прочее. То есть у ребенка есть определенная цель, некий замысел, проект и он мысленно представляет себе, каким образом он будет воплощать его в жизнь. Здесь нужно учесть то обстоятельство, что замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности, поэтому важно оказывать необходимую помощь дошкольникам в реализации проекта. Для реализации проектной деятельности не подходит помощь сверстников, а принципиально необходимо привлечение к участию взрослых, в первую очередь родителей ребенка. Совместная проектная деятельность является важнейшим элементом формирования взаимоотношений в семье.

Учитывая все вышесказанное, для осуществления в своей работе в соответствии с ФГОС ДО, инструктор по физическому воспитанию использует такие проекты, которые активно вовлекают

воспитанников, родителей и педагогов в творческую проектную деятельность. Данная технология позволяет развивать личностные особенности ребенка, его познавательные и физические способности.

Большинство проектов по физическому воспитанию, имеют направленность ценностного формирования здоровья и пропаганды здорового образа жизни (к примеру, это могут быть проекты «Полезная еда», «Спорт-залог здоровья», «Если хочешь быть здоров»), или на формирование у детей и взрослых интереса к занятиям спортом (к примеру, проекты «Физкультура каждый день», «Зимние виды спорта», «Спортивные игры»).

Включение в систему физического воспитания в детских садах проектной деятельности позволяет развивать у детей творческие начала и интеллектуальные способности, учит воспитанников преодолевать возникающие трудности, активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, немаловажным является вовлечение посредством проектной деятельности в образовательный процесс родителей. Совместно работая над проектом, родители больше времени уделяют своим детям, что способствует сближению и пониманию интересов своего ребенка. В конечном итоге, активное взаимодействие всех участников проектной деятельности способствует повышению их компетентности в области физического воспитания.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 29.11.2022)

2. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/Л.В. Михайлова - Свирская. -М. : Просвещение, 2015.- 95с.

3. Макухина Е. А. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. Способы разработки проектов. -2017 - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/05/18/proektnaya-deyatelnost-v-ramkah-realizatsii-fgos (Дата обращения 29.11.2022)

4. Ведерникова Ю.В. Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 4 (10) С. 40-46.

© Денисенко С.В., Лихошерстов А.В., Стародубцев Е.И., 2022

УДК 37

Ластовский Г.А.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, заместитель директора

Козлова Л.А.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, учитель начальных классов

Немыкина М.В.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, учитель начальных классов ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Аннотация

Актуальность: вопрос адаптации первоклассников к обучению в школе освещён во многих источниках. При этом не уделяется особого внимания проблеме перехода детей младшего школьного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.