Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ластовский Г. А., Козлова Л. А., Немыкина М. В.

Актуальность: вопрос адаптации первоклассников к обучению в школе освещён во многих источниках. При этом не уделяется особого внимания проблеме перехода детей младшего школьного возраста на вторую ступень обучения. Период перехода младшего школьника в среднее звено является наиболее сложной педагогических проблемой. Попробуем разобраться в сложностях этого периода. Цель: раскрыть основные трудности, возникающие у обучающихся 5 классов, и рассмотреть пути их преодоления. Методы: исследование процесса адаптации уровня готовности пятиклассников к обучению в среднем звене. Результат: при организации психолого-педагогической поддержки, как обучающимся, так и родителей, адаптация школьников при переходе из младших классов в среднее звено пройдет более успешно и безболезненно, сформирует личность способную успешно участвовать в процессе образования. Вывод: при работе с детьми в адаптационный период педагогам необходимо изучить проблемы школьников, возникающих в процессе перехода из начальной в основную школу, как в теории, так и в практике, разработать научно-методические рекомендации и тренинги по адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ластовский Г. А., Козлова Л. А., Немыкина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»

воспитанников, родителей и педагогов в творческую проектную деятельность. Данная технология позволяет развивать личностные особенности ребенка, его познавательные и физические способности.

Большинство проектов по физическому воспитанию, имеют направленность ценностного формирования здоровья и пропаганды здорового образа жизни (к примеру, это могут быть проекты «Полезная еда», «Спорт-залог здоровья», «Если хочешь быть здоров»), или на формирование у детей и взрослых интереса к занятиям спортом (к примеру, проекты «Физкультура каждый день», «Зимние виды спорта», «Спортивные игры»).

Включение в систему физического воспитания в детских садах проектной деятельности позволяет развивать у детей творческие начала и интеллектуальные способности, учит воспитанников преодолевать возникающие трудности, активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, немаловажным является вовлечение посредством проектной деятельности в образовательный процесс родителей. Совместно работая над проектом, родители больше времени уделяют своим детям, что способствует сближению и пониманию интересов своего ребенка. В конечном итоге, активное взаимодействие всех участников проектной деятельности способствует повышению их компетентности в области физического воспитания.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 29.11.2022)

2. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/Л.В. Михайлова - Свирская. -М. : Просвещение, 2015.- 95с.

3. Макухина Е. А. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. Способы разработки проектов. -2017 - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/05/18/proektnaya-deyatelnost-v-ramkah-realizatsii-fgos (Дата обращения 29.11.2022)

4. Ведерникова Ю.В. Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 4 (10) С. 40-46.

© Денисенко С.В., Лихошерстов А.В., Стародубцев Е.И., 2022

УДК 37

Ластовский Г.А.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, заместитель директора

Козлова Л.А.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, учитель начальных классов

Немыкина М.В.

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, учитель начальных классов ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Аннотация

Актуальность: вопрос адаптации первоклассников к обучению в школе освещён во многих источниках. При этом не уделяется особого внимания проблеме перехода детей младшего школьного

возраста на вторую ступень обучения. Период перехода младшего школьника в среднее звено является наиболее сложной педагогических проблемой. Попробуем разобраться в сложностях этого периода.

Цель: раскрыть основные трудности, возникающие у обучающихся 5 классов, и рассмотреть пути их преодоления.

Методы: исследование процесса адаптации уровня готовности пятиклассников к обучению в среднем звене.

Результат: при организации психолого-педагогической поддержки, как обучающимся, так и родителей, адаптация школьников при переходе из младших классов в среднее звено пройдет более успешно и безболезненно, сформирует личность способную успешно участвовать в процессе образования.

Вывод: при работе с детьми в адаптационный период педагогам необходимо изучить проблемы школьников, возникающих в процессе перехода из начальной в основную школу, как в теории, так и в практике, разработать научно-методические рекомендации и тренинги по адаптации.

Ключевые слова:

адаптационный период, кризисный период, психологическая служба, успешность.

Адаптация - это период приспособления человека к правилам и нормам, сложившимся внутри незнакомого коллектива. Психологи уверяют, что лишь единицы способны сразу включиться в работу в новых условиях, не испытывая стресс и неудобства. Большинству же людей для адаптации к новым условиям потребуются месяцы.

Сроки адаптации к новой обстановке и людям у всех разные. К сожалению, не всегда уделяется должное внимание адаптации ребенка, переходящего в пятый класс. Ускорить адаптацию могут специальные тренинги, игры, внимание хорошего педагога, грамотного психолога, любящих родителей. Трудности адаптации могут быть вызваны изменениями требований предъявляемых ученику 5 класса. Это умение запоминать материал не механически, умение аргументировать свой ответ на вопросы, рассуждать логически на более высоком уровне. Особую роль при этом играет формирование учебной положительной мотивации. В среднем звене в отличии от младшего школьника, пятиклассник должен уметь заставить себя сосредоточиться не на получении оценки, а на достижении результата. Учителю необходимо строить свою работу так, чтобы у ребенка развивалось умение правильно организовать себя, рационально планировать подготовку к урокам, формировать приёмы запоминания. При переходе в 5 класс меняется стиль взаимодействия учителя и ученика. Появляются новые требования, которые необходимо соблюдать. В этот период происходят существенные изменения в восприятии мира ребенком. Усвоение знаний, представлений об окружающем мире меняет сложившиеся ранее у детей понятия. Школьное обучение должно способствовать развитию теоретического мышления в формах, которые доступны обучающимся в их возрасте [1; с.624].

Благодаря развитию, уровень мышления переходит на новый виток. При этом происходит перестройка психических процессов. В это время учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся.

От успешности адаптивного периода зависит успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации, направленной на освоение самостоятельных способов добывания новых знаний. Существенно меняется характер самооценки школьников, происходит ее кризис, вызванный сменой социальной ситуации. Переходный период обнажает все проблемы детей, как явные, так и скрытые.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому отношение с ребенком необходимо строить с учетом его психического развития. Сейчас переход из начальной школы в среднюю совпадает с окончанием детства,

что создает благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах. Но в переходный период возрастает нагрузка.

Характер детей координально меняется. Ребенок может проявлять себя в разных ракурсах, от излишне спокойного до подчеркнуто развязанного. При этом часто возрастает неорганизованность, снижается работоспособность. В этих случаях детям необходима консультация и поддержка психолога[2;с.464].

Адаптация пройдет успешнее при отсутствии рассогласованности, противоречивости требований педагогов и родителей. Именно в этот период, как никогда необходимо единство требований со стороны учителей и родителей. Они должны работать в тесной связке. Родителям необходимо помочь ребенку организовать свою учебную деятельность, при этом сохранить его физическое и психологическое здоровье, ледить за соблюдением режима дня, здорового образа жизни.

Трудности, возникающие у детей, при переходе в средние классы, могут быть связаны с обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, что никому из взрослых в школе они не нужны.

Поэтому они проявляют себя часто даже с негативной стороны для обращения на себя внимания. Направить ребенка в нужное русло, подать ему руку помощи, не оставить один на один с самим собой -главная задача всего педагогического коллектива и родителей. Только работа в тандеме учителей и родителей даст положительные результаты, поможет успешной социализации личности.

В это период трудности испытывают не только дети, но и родители. Школа должна организовать работу по ликвидации педагогической неграмотности родителей, осуществляя эту работу через организацию лекториев, тематических родительских собраний, организации совместной деятельности родителей и учеников [3; с.19-31].

При рассмотрении данной темы были раскрыты психологические проблемы перехода из начальной школы в среднюю, сделаны соответствующие выводы, после чего составлены рекомендации учителям и родителям для предотвращения и выявления психологических проблем перехода из начальной школы в среднюю. [4; с.176].

Бесспорно, обучение в средней школе происходит более интенсивно при организации большей самостоятельности. Но, нельзя при переходе в среднюю школу ожидать моментальных и больших результатов. Обучение в пятом классе строится на платформе знаний и навыков, полученных детьми на первой ступени обучения. Переход обучающихся в среднюю школу из начальной считается кризисным периодом. Длительные наблюдения школьных психологов и педагогов говорят о частые снижения успеваемости, обычно в недлительных временных рамках. Обучающимся необходимо привыкнуть приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Чтобы избежать проблем, необходимо учитывать все факторы, которые влияют на успешность обучения в пятом классе. Особенно тяжело переносят адаптационный период дети, которые меняют классный коллектив. Таким детям особенно необходима психологическая поддержка, внимание со стороны классного руководителя.

Период адаптации занимает достаточно длительный срок, по различным исследованиям от одного месяца до целого года. [5;с.7-12].

В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Непреодоление адаптации становится причиной снижения уровня самооценки ребенка, формирования у него неуверенности в своих способностях. Данному фактору может способствовать повышенная тревожность, давление со стороны официальных представителей несовершеннолетних, их чрезмерная требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Ученик начинает критически относиться к

себе, но при этом боится совершить ошибки. В связи с этим каждому ребенку необходимо постоянно создавать ситуацию успеха, формировать чувство самоуверенности и защищенности [6; с.206].

Владение ситуацией, налаживание контакта, участие в его личных проблемах со стороны взрослых способствует отнестись к ребенку с терпением, пониманием, помочь преодолеть ему различные тяжелые жизненные ситуации. В каждой школе должна быть налажена работа психологической службы.

Постоянные неудачи, проблемы при взаимодействии с учителями и классным коллективом способствуют формированию отрицательного отношения к процессу обучения. Заинтересовать ученика, создать ему благоприятную психологическую обстановку -первостепенная задача каждого учителя. [7; с.33].

Для этого ребенку надо формировать понимание, что изучаемый в школе материал будет необходим ему в жизни, будет способствовать его развитию. Для преодоления сложностей адаптационного периода предлагаем следующие рекомендации:

1. Решение конфликтных ситуаций путем проявления интереса к школьной жизни ребенка, участие в его делах.

2. Донесение до понятия ребенка необходимости обращения к взрослым в случаях возникновения проблем.

3. Родители, контролирующие процесс обучения ребенка в начальной школе, ни в коем случае не должны ослаблять его в период адаптации. При этом приучать ребенка к самостоятельности, как в обучении, так и в принятии различных решений. Родители должны проявлять внимание, понимание, терпение.

Так же необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, относиться к нему с добром и пониманием.

Отрицательно на прохождение адаптационного периода влияет, к сожалению, практикуемая последнее время тенденция формирования новых классов по уровню их обученности.

Соблюдение всех этих условий способствует формированию благоприятных условий преодоления трудностей адаптационного периода при переходе обучающегося младшего школьного возраста в среднее звено [8; с.384].

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение.-2000. -с.624

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение.-1968.-с. 464

3. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. -2001.-с. 19-31.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ.-1976.-с.176

5.Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. -2000.-с.7-12

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во"Университет"-1985.-с.206

7. Кадашникова Н.Ю. Проблемы преемственности начального и основного (общего образования// Педагогические советы. Ид-во: "Учитель", Волгоград.-2008.-с.33

8. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 1999.-с.384

© Ластовский Г.А., Козлова Л.А., Немыкина М.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.