Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДОШКОЛЬНИК / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT METHOD / PRESCHOOL CHILD / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанова Зарема Ризаевна, Иваненко Елена Николаевна

В статье раскрыта роль проектной деятельности в практике дошкольной образовательной организации. Проанализировано понятие «проектная деятельность», основу которой составляет метод проекта. Обозначен потенциал проектной деятельности в развитии дошкольников. Проанализирована методическая литература по вопросам организации проектной деятельности в детском саду.The article reveals the role of project activities in the practice of preschool educational organizations. The concept of "project activity", which is based on the project method, is analyzed. The potential of project activity in the development of preschool children is indicated. The methodological literature on the organization of project activities in kindergarten is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

является основой для воспитания у человека доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и правил поведения в совместной взаимодействия является необходимым условием их приобщения к общечеловеческим ценностям, поэтому. Моральные нормы и правила этического поведения, находятся на пересечении всех национальных культур и выражают наиболее существенные моменты морали общие для всего человечества.

Разделяя научные взгляды Э.К. Сусловой [51, И.З. Хабибулиной [61, Р.М. Хаертдиновой [71 отметим, что не уменьшая значимости соблюдение детьми общепринятых моральных норм и правил поведения, их необходимо также знакомить с национальными и кросс-культурными правилами поведения. Национальными правилами поведения являются такие, которых следует придерживаться во время повседневных и религиозных обычаев в определенном этносе, кросс-культурными - такие, которые описывают поведение ребенка в полиэтническом окружении, общепринятыми - такие, которые являются общепринятыми для определенного социума.

Важной характеристикой моральных норм в отношении детей дошкольного возраста, которую выделяют

B.А. Ашиков, С.А Ашикова [11, а также С.Г. Якобсон [101, является их связь с качествами личности. Например, толерантность и доброжелательность, которые с одной стороны являются моральными нормами поведения людей, с другой - соотносятся с соответствующими качествами личности. Важно, чтобы моральные нормы становились личностным достижением ребенка, его психологическим новообразованием. Процесс воспитания доброжелательного отношения к ближайшему национальному окружению у детей старшего дошкольного возраста становится возможным при условии становления позитивной этнической идентичности.

Выводы. Таким образом, ситуации повседневного общения детей разных национальностей в условиях дошкольного образовательного учреждения дают им больше возможностей для приобретения народоведческих представлений, а также способствуют эффективному становлению основ этнической идентичности. Вытеснение этнической идентичности из структуры социальной идентичности грозит, с одной стороны, утратой целостного образа «Я» ребенка, а с другой - потерей связей с какой бы то ни было другой культурой.

Литература:

1. Ашиков В.А. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / В.А. Ашиков, С.А. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. -

C. 15-20.

2. Булавкина О.В. Развитие позитивного отношения школьников к сверстникам различных этнических групп: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Булавкина. - Ставрополь, 2006. - 183 с.

3. Михалева О.И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Михалева; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2006. - 32 с.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

5. Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82-91.

6. Хабибулина И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Хабибулина Илсияр Зиганшовна. - Набережные Челны, 2001. - 225 с.

7. Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Хаертдинова Рамзия Мансуровна. -Набережные Челны, 2006. - 222 с.

8. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В.Ю. Хотинец // Вопросы психологи. - 2001. - № 5. - С. 60-73.

9. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности : дисс. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Юденко Ольга Николаевна ; Красноярский гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2000. - 172 с.

10. Якобсон С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. трудов / АПН СССР; НИИ общей педагогики; [ред. Ф.Т. Михайлов и др.1. - М.: Наука, 1977. - С. 115-119.

Педагогика

УДК 371:373:371.314.6

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Асанова Зарема Ризаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Иваненко Елена Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрыта роль проектной деятельности в практике дошкольной образовательной организации. Проанализировано понятие «проектная деятельность», основу которой составляет метод проекта. Обозначен потенциал проектной деятельности в развитии дошкольников. Проанализирована методическая литература по вопросам организации проектной деятельности в детском саду.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, дошкольник, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article reveals the role of project activities in the practice of preschool educational organizations. The concept of "project activity", which is based on the project method, is analyzed. The potential of project activity in the development of preschool children is indicated. The methodological literature on the organization of project activities in kindergarten is analyzed.

Keywords: project activity, project method, preschool child, preschool educational organization.

Введение. В современном мире постоянно разрабатываются и внедряются разнообразные технологии. Образование также подвергается обновлению, чтобы соответствовать требованиям XXI века. Не вызывает сомнения зависимость профессионального уровня будущего ученого, педагога, врача или любого другого квалифицированного специалиста от качества его базовых знаний, умений и навыков, сформированных компетенций. Именно поэтому образовательные организации прилагают все усилия, чтобы не выпасть из ритма жизни.

Всегда и во все времена, благодаря нестандартным и креативным подходам мышления педагогов (ученых и практиков), на свет рождалось новое видение и решение обозначенных проблем и поставленных задач. И сегодня обновляются образовательные стандарты, пишутся новые примерные, парциальные, дополнительные образовательные программы. Однако зачастую за основу берется то, что давно изучено. Авторы модернизируют, привносят новизну и в итоге получают новый готовый продукт, абсолютно адаптированный под современные условия и темпы развития общества.

Одним из таких новшеств в практике дошкольной образовательной организации можно выделить метод проектов, внедрение которого позволяет организовать проектную деятельность дошкольников, их родителей, самих педагогов, что способствует получению хороших результатов в образовании.

У истоков проектной деятельности стоял американский философ и педагог Джон Дьюи [14], который предлагал строить обучение на основе активной деятельности ребенка сообразно с его личными интересами. В отечественной педагогической науке способствовал обоснованию и внедрению проектной деятельности в практику образовательных организаций Теофил Станиславович Шацкий со своей командой [13]. Общее в разработках, связанных с методом проекта, - «обучение через открытие». Благодаря методу проекта педагог превращается из носителя готовых знаний в организатора познавательной, поисковой, исследовательской деятельности подопечных ему детей.

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке последних десятилетий активно используется термин «проектная деятельность» по отношению к участникам образовательного процесса. Раскроем суть этого понятия.

Анализируя термины, которые рассматривает в учебном пособии Н.Ф. Яковлева [15, с. 13-15], можем проектную деятельность обозначить как деятельность, ограниченную во времени, представленную в виде мероприятий, направленную на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающую получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, на основе обеспечения необходимыми ресурсами и управления с постоянным мониторингом деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Авторский коллектив (С.Г. Аверина, Т.М. Колесникова, О.Г. Надеева, Л.В. Полякова, И.С. Сергеева, З.И. Слепко, Н.В. Шилина, О.В. Юлаева С.Д. Якушева) в коллективной монографии понятие «проектной деятельности» рассматривают как элемент творческой деятельности, так как обнаруживается значительное совпадение этапов двух обозначенных видов деятельности и их направленности [11, с. 5-12]. Кроме этого авторы предлагают отличать понятия проектной деятельности от исследовательской, которые часто в педагогической практике рассматриваются как синонимы. Существенную разницу в дефинициях можно обнаружить, анализируя сущность терминов «проект» (прототип, прообраз, план, замысел предполагаемого или возможного объекта, состояния) и «исследование» (поиск неизвестного, нового знания). Соответственно проектная деятельность рассматривается авторами как элемент творческой деятельности по созданию какого-либо заранее планируемого объекта, его модели или прототипа.

Основу проектной деятельности составляет теория проектного обучения и, в частности, метод проектов, разработанный педагогами-реформаторами зарубежья (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс, Х. Паркерхерст и др.) и отечественными педагогами первой половины ХХ столетия (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). Современные исследователи, в частности Н.П. Петрова, С.Р. Халилов, определяют метод проектов как один из методов обучения, который является составной частью системы в целостном, интегрированном поле воспитания, обучения, образования [10, с. 45]. Метод проектов, по мнению авторов, предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [там же, с. 49].

В условиях ДОО организация проектной деятельности будет соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), так как данный вид деятельности ориентирован на развитие поискового поведения дошкольника, которое стимулирует личностное развитие воспитанника, позволяет приобрести опыт ценностного отношения к миру.

По мнению Н.А. Кочкиной, проектная деятельность в ДОО - это специально организованное взаимодействие взрослых с детьми в рамках четко обозначенной темы (проблемы, задачи) [6, c. 26]. В процессе ее разработки появляется возможность формировать у детей навыки партнерского взаимодействия. Т.Г. Матвеева считает, что проектная деятельность в ДОО является средством интеграции различных образовательных областей, представляющих возможность использовать в различных вариациях знания, умения и навыки, приобретаемых детьми в основных видах деятельности [7, c. 297]. Как отмечает Л.В. Михайлова-Свирская, проектная деятельность в ДОО представляет собой практический опыт получения знаний дошкольниками при решении задач, которые им интересны, проецируя при этом разрабатываемую тему на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности [8]. По мнению Е.А. Сыпченко, проектной деятельностью можно считать лишь те действия субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), которые предполагают что поставленную задачу невозможно решить с помощью прямых действий [12]. Поиски различных вариантов помогают детям исследовать и находить оптимальные способы достижения целей, видеть их многообразие.

Как считают Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, одна из основных задач проектной деятельности в ДОО -поддержка детской познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи. Проведенное авторами

экспериментальное исследование позволяет им утверждать, что дети дошкольного возраста успешно выполняют проектную деятельность при правильной ее организации. Результатом проектной деятельности могут стать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, обогащение межличностных отношений дошкольников, приобретение опыта продуктивного взаимодействия. К тому же обогащаются партнерские взаимоотношения между детьми и родителями [21.

Н.А. Виноградова и Е.П. Панкова [31 рекомендуют педагогам ДОО проектную деятельность строить на таких принципах, как принцип иерархичности, позволяющий учитывать личностные качества ребенка и условия, в которые он поставлен; принцип целостности и интегративности, требующий создание условий, в которых ребенок, побуждаемый потребностями, способен сориентироваться в ситуации и приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель в соответствии с объективными законами и реальными обстоятельствами; принцип коммуникативности, заключающийся в позитивном взаимодействии с другими участниками проекта, от которых зависит результативность деятельности; принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности), рекомендующий принятие и рассмотрение многочисленных (разнообразных) вариантов решения проблемы в процессе проектирования в зависимости от наличия условий, средств и приемов.

Стоит отметить, что проектная деятельность может вестись с детьми всех возрастных категорий, но с определенными различиями в степени включенности детей в этот процесс. На наш взгляд, наиболее полно этапы осуществления проектной деятельности, представлены в работах Е.С. Евдокимовой. Автором выделяется подражательско-исполнительский этап, включающий проектную деятельность с дошкольниками от 3,5 до 5 лет. В данном возрасте дети принимают участие в проекте как «помощники» воспитателя, выполняя его поручения, подражая ему. В соответствии с возрастными особенностями они еще нуждаются в установлении и сохранении крепких связей со взрослым, могут выполнять только прямые указания либо подражать действиям педагога. Данный этап является основой для следующего - развивающего этапа (для детей 5-7 лет). В проектной деятельности дошкольники могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, опираясь на свой опыт ведения совместной деятельности. Дети данной возрастной категории меньше обращаются к взрослым за помощью, проявляют инициативу, активны в организации совместной деятельности со сверстниками. Они не только понимают суть проблемы, но и способны уточнять свои задачи для достижения общей цели, конкретизировать выполнение необходимых действий, подбирать средства необходимые для достижения результатов проектной деятельности. На данном этапе они могут не только принимать участие в проекте, но и могут предлагать интересные темы для исследования и разработки. Содержание проектной деятельности варьирует в пределах следующих основных тематических областей: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности» [51.

Исследователи проектной деятельности детей дошкольного возраста [2; 5; 71 предлагают следующую структуру при ее организации: определение цели проектной деятельности, разработка проекта (план деятельности по достижению цели), выполнение проекта, подведение итогов и определение задач для новых проектов).

В практике работы ДОО используются различные типы проектов. Типология проектов, согласно классификации, предложенной Е.С. Евдокимовой, включает:

- познавательно-игровые проекты (дошкольники в игровой форме ведут проектную деятельность по выбранной теме, разыгрывают роли, представляют себя сказочными персонажами);

- исследовательские проекты (данные проекты направлены на организацию исследования свойств, характерных особенностей изучаемого объекта или явления);

- информационно-практические проекты (в них дети дошкольного возраста преимущество проводят анализ, исследование в рамках обозначенной темы, а результаты представляют в виде газет, буклетов, плакатов и т.п.);

- творческие (эти проекты направлены на создание различного рода прикладных предметов, которые могут быть использованы в их повседневной жизни, а также могут быть реализованы в ходе постановки спектакля, сказки и пр.);

- литературные проекты (в таких проектах дошкольники исследуют содержание, художественные особенности детских литературных произведений, развивают эмпатию, углубляют свою чувственную

сферу) [51.

Классифицируя проекты по их временной характеристике, выделяют краткосрочные (3-14 дней), среднесрочные (3-6 недель) и долгосрочные проекты (1-6 месяцев). Чем больше времени необходимо на организацию проектной деятельности, тем сложнее предстоящая работа. Поэтому долгосрочные проекты проводятся в практике работы ДОО не так часто. Трудоемкость организации долгосрочных проектов заключается в том, что педагог должен быть способен к руководству не только практической частью проектной деятельности, но зачастую и экспериментальной, находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой, что требует постоянного развития профессиональной компетентности педагога, включенность его в интересы и потребности детей.

Также при организации проектной деятельности существенным затруднением является преобразование всего педагогического процесса ДОО и, в первую очередь, режимных моментов. Так, чаще всего проектная деятельность в ДОО осуществляется один раз в две недели. В течение выбранного дня работа над проектом начинается после завтрака и прогулки при участии основного и подменного воспитателей (при необходимости привлекаются и другие специалисты). Проектная деятельность реализуется с подгруппами детей по 5-9 человек в каждой.

Учитывая эффективность результатов, которые можно получить при организации проектной деятельности, методическая литература в области дошкольного образования обогащается новинками, среди которых можно выделить пособия: «Организация проектной деятельности в ДОУ (авт. К.Ю. Белая, М.Р. Мурзина и др.), в котором предлагаются разработанные и апробированные авторами темы детско-взрослых проектов по разным направлениям педагогической деятельности [11, «Педагогическое проектирование в ДОУ» (авт. Л.Д. Морозова), в котором раскрываются сущность и содержание педагогического проектирования в деятельности специалистов дошкольного образования [71, «Метод

проектов в дошкольном образовании» (авт. Н.А. Кочкина) [5], в котором представлен теоретический и практический материал, раскрывающий сущность метода проектов как средства, активизирующего познавательную активность детей. Постоянное пополнение научной и методической литературы по вопросам использования метода проекта в ДОО свидетельствует о значимости проектной деятельности для детей дошкольного возраста.

Анализ работы воспитателей также подтверждает, что метод проектов в данное время является очень популярным, так как организация проектной деятельности не похожа на традиционные учебные занятия. Дети черпают информацию для подготовки проектов из различных источников, и подобная работа приносит им удовольствие. Благодаря совокупности приемов и методов, характерных для проектного обучения, дети приобретают знания по заданной теме (например, проекты «Сказка за сказкой», «Нетрадиционные техники рисования», «Ветер - ветерок», «Откуда хлеб пришел?», «Книги наши друзья», «Птицы нашего города» и др.) не путем заучивания и зазубривания, а на основе возникающего познавательного интереса. Это связано также с тем, что темы проектов формулируются исходя из «живых» и «реальных» проблем и обстоятельств, которые являются значимыми для дошкольников.

Проектная деятельность, по словам педагогов-практиков, позволяет рационально сочетать работу специалистов ДОО и родителей. Практической ценностью такого сочетания является ориентированность на конкретный конечный результат проекта; возможность интегрирования однородных, разъединенных ранее познавательных и творческих блоков; достижение большей эффективности педагогической деятельности, придание ей новизны, оригинальности, эмоциональной насыщенности, «оживленности» и приближенности образовательного процесса к реальной жизни.

При соблюдении одного из основных требований к работе с проектами - это необходимость соблюдения принципа системности в организации проектной деятельности, можно на основе полученных межпредметных знаний формировать у дошкольников целостную картину мира, а не разрозненные представления о нем. Ценность организации проектной деятельности в ДОО заключается также в том, что важное значение имеет не столько результат деятельности, а сколько процесс получения этого результата.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагогов, администрация должна способствовать эффективности ее организации. Для этого проектная деятельность должна курироваться старшим воспитателем. По его инициативе также может быть создана творческая группа педагогов, которая будет осуществлять мониторинг проектной деятельности и оказывать методическое сопровождение педагогам. Также в задачи администрации входит выделение времени и места для организации встреч с педагогами, ведущими проектную деятельность [7]. Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Методическое сопровождение педагогов предполагает оказание помощи, поддержки, представлении практических рекомендаций педагогам в случае возникновения трудностей в проектной деятельности, раскрытие их профессиональных возможностей.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что сегодня метод проектов в ДОО считается одним из перспективных видов обучения, потому что он создает условия для творческой самореализации дошкольников, повышает мотивацию для получения знаний, способствует развитию их интеллектуальных способностей. Организация проектной деятельности в ДОО позволяет решать задачи создания адекватной развивающей среды обучения и воспитания с использованием современных технологий, которая может способствовать формированию познавательного интереса и оказывать помощь в выявлении и развитии познавательных и творческих способностей детей. Педагоги ДОО, которые начали активно организовывать проектную деятельность дошкольников, считают данное направление одним из составляющих образовательной политики будущего.

Литература:

1. Белая К.Ю. Организация проектной деятельности в ДОУ / К.Ю. Белая, М.Р. Мурзина, Н.В. Теселкина. - М.: Перспектива, 2013. - 103 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка-синтез, 2010. - 112 с.

3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. -208 с.

4. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Методическое пособие. - Волгоград: Учитель. - 135 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2006. - 64 с.

6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н.А. Кочкина. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.

7. Матвеева Т.Г. Проектная деятельность в ДОУ / Т.Г. Матвеева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - №2 (4). - С. 296-299.

8. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.

10. Петрова Н.П. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин). Монография / Н.П. Петрова, С.Р. Халилов. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 196 с.

11. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017 - 164 с.

12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 97 с.

13. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. - Т. 4. - М.: Просвещение, 1965. - 328 с.

14. Школа и общество: руководство для преподавателей / Джон Дьюи; пер. с англ. Г. А. Лучинского. -М.: Гос. изд-во, 1924. - 174 с.

15. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.