4. Ivanov, O.N. and Portnov, A.V. (2013), Preliminary preparation of goalkeeper in football, teaching aid, MGAFK, Moscow.
5. Ivanov, O. N. (2018), Stages of long-term training of young football players, teaching aid, MGAFK, Moscow.
6. Issurin, V.B. (2010), Blockperiodization of sports training, Soviet Sport, Moscow.
7. Kuznetsov, A.A. (2007), The children's trainer's handbook. I stage (8-10 years), Olympia, Man, Moscow.
8. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.
9. Pauv V. (2011), Mixed football: facts and advantages, available at: http://wfpl.com.ua/news/?id_news=1061 (date of access: 20.11.2020).
10. Ministry of sports of the Russian Federation (2019), "Federal standard of sports training in the sport "football"", Order of the of October 25, 2019 No. 880, available at: http://docs.cntd.ru/document/563677665 (accessed 20 November 2020).
11. Russian Football Union (2020), Training program for football players aged 6-9 years: Guidelines, available at: http://center-ug.com/upload/iblock/41f/41f6c7f8c5359f51129c61636bc51f5a.pdf (accessed 20 November 2020).
12. Suchilin, A.A. and Stolyarchuk, L.I. (2017), "Gender approach to the initial training of young football players", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 26.
Контактная информация: olegiv1948@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2020
УДК 373.24
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Марина Владимировна Иерусалимова, заведующий, Татьяна Васильевна Калинина,
старший воспитатель, Детский сад № 61, г. Самара; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогический наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Самарский государственный экономический университет
Аннотация
В данной статье затронут вопрос использования цифровых технологий в образовательной системе дошкольного учреждения в период пандемии. Проанализирован опыт их внедрения и применения в систему образования на практике. Авторы пришли к выводу, что занятия физической культурой должны проходить регулярно, независимо от эпидемиологической ситуации в стране и мире. Нельзя говорить о здоровье наших детей, не применяя средства и методы физического воспитания на практических занятиях. Так же дается оценка взаимосвязи дошкольников с их родителями и делаются выводы, что совместная работа родителей и детей, поможет выработать алгоритм успешной реализации программы МДОУ по развитию двигательной активности детей, с целью повышения их физического развития и общего оздоровления.
Ключевые слова: вирус COVID-19, коронавирус, пандемия, самоизоляция, физическая культура и спорт, цифровизация, цифровые технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p197-201
ORGANIZATION OF INDEPENDENT MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN DURING THE PANDEMIC
Marina Vladimirovna Ierusalimova, the head, Tatyana Vasilevna Kalinina, the senior teacher, Kindergarten No. 61, Samara; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of
pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Samara state University of Economics
Abstract
This article addresses the issue of using digital technologies in the preschool educational system during the pandemic. The experience of their implementation and application in the education system in practice is analyzed. The authors concluded that physical education classes should be held regularly, regardless of the epidemiological situation in the country and the world. You can't talk about the health of our children without using the means and methods of physical education in practical classes. It also assesses the relationship of preschool children with their parents and concludes that the joint work of parents and children will help to develop an algorithm for the successful implementation of the MDOU program for the development of motor activity of children, in order to increase their physical development and overall health.
Keywords: COVID-19 virus, coronavirus, pandemic, self-isolation, physical culture and sports, digitalization, digital technologies.
В настоящее время в России преобладает цифровая эра, человечество становится свидетелем четвертой технологической революции, в процессе которой, индустриальный уклад, опирающийся на производящую экономику меняется на постиндустриальный, опирающийся на экономику знаний.
Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает задача разработки образовательной системы, способной интегрировать ребенка в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука - технология - инновация» [3]. Что также предполагает изменения и в образовании и воспитании детей дошкольного возраста.
Сегодня раскрывая потенциал ребенка, его индивидуальность важно создать особую среду проживания периода дошкольного детства, единую систему различных образовательно-воспитательных пространств, в которые погружен ребенок.
Ясно, что окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, поэтому перед специалистами детского сада встает очень сложная задача - образование дошкольников должно быстро реагировать на постоянно меняющиеся потребности в мире. Поэтому, организация современной цифровой среды в МДОУ должна содействовать реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, при этом особую роль в данном процессе будут играть современные цифровые технологии и квалификация сотрудников.
Мы согласны с мнением специалистов, которые считают, что цифровизация полно -стью меняет жизнь общества, а следовательно и образования, предоставляет ресурсы для получения новых, недоступных ранее знаний, поэтому технологии цифровизации - это в первую очередь новая реальность, механизм которой дает ранее немыслимые возможности [5]. Она изменяет устаревшую методологическую базу образования, расширяет доступ к информации, позволяет получить ее как в виде текста, так и в виде аудиовизуали-зации, что ведет к постоянному поиску адекватного контента, но при этом расширяет границы познания.
В МДОУ детский сад № 61г.о. Самара одним из главных направлений в деятельности является модернизация образовательного процесса, которая направлена на процесс повышения эффективности и качества учебно-воспитательной работы с применением цифровых технологий.
В дошкольном учреждении работает постоянно обновляющийся и пополняющийся сайт образовательной организации, на котором размещается информация о её основных направлениях деятельности, об истории и развитии, традициях детского сада, об успехах воспитанников и педагогических работников.
Используются возможности платформы ZOOM в административно-педагогической работе, каланы YouTube как инструмент взаимодействия с воспитанниками и их родите-
лями, мобильные мессенджеры, конструкторы интерактивных книг; возможности видеоканалов в сети «Интернет».
В целях повышения квалификация сотрудников Городского округа Самара на базе МДОУ создана - городская стажировочная площадка «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с применением современных игровых технологий» по направлению «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста». Таким образом, воспитатели и дошкольные педагоги могут в дистанционном порядке приобрести нужные навыки работы по данному направлению.
Однако в марте 2020 года весь мир столкнулся с ситуацией, к который был не готов, распространением коронавирусной инфекции - СОУГО-19.
Как и все организации, МДОУ были переведены в режим карантина и самоизоляции, что вызвало быструю перестройку образовательного процесса. Дошкольники попали в новую, непривычную для себя ситуацию, т.к. вынуждены были остаться дома. Нарушился привычный для них уклад жизни, который привел к резкому понижению двигательной активности. Однако, с доступностью гаджетов, в последнее время специалисты дошкольного образования уже наблюдали значительное снижение двигательной активности детей за счет интеллектуализации воспитательного процесса в ущерб физическому развитию и укреплению здоровья.
Мы согласны с мнением ученых, которые доказали, что именно в данном возрасте происходит наибольшее активное развитие ребенка, становление его психических способностей и физических процессов [2; 5].
Конечно использование электронных ресурсов, в процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развивает творческий потенциал, инициативность, любознательность, настойчивость и ответственность, тем не менее, оно не должно быть постоянной формирующей средой для дошкольников, т.к. оказывает и отрицательное влияние на их здоровье.
Безусловно, не стоит совсем отказываться от компьютеров, мультимедиа, проекторов и планшетов, педагогам следует найти правильный баланс между использованием современных технологий и умением совмещать электронные ресурсы со здоровьесбере-гающими технологиями.
Поэтому, в этот сложный для всего мира период, воспитатели и дошкольные педагоги детского сада № 61 с помощью видеоканалов в сети «Интернет», разместили всевозможные авторские видеоигры, видеозанятия для своих воспитанников. Были даны практические рекомендации для использования средств физической культуры и спорта в домашних условиях.
Цель исследования: проанализировать, как были использованы возможности и доступность регулярных занятий физическими упражнениями в домашних условиях самоизоляции.
Задачи:
1. Выявить влияние физических упражнений на организм ребенка в условиях пандемии.
2. Проанализировать, как в этот период дошкольники выполняли рекомендации по использованию физических упражнений.
По мнению многих отечественных исследователей двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития [1].
Поэтому, в МБДОУ детский сад № 61 г.о. Самара воспитатели и педагоги постоянно поддерживают физическую активность детей, как во время образовательной деятельности, так и на физкультурных досугах, прогулках и т.д. Активно внедряются в повседневную практику детского сада дополнительные кружковые спортивные секции, проводятся «дни здоровья», «спортивные олимпиады». Однако, родители не всегда осо-
знают значимость поддержания общей физической активности детей вне стен детского сада.
Анализ современных исследований позволил нам сделать выводы, что наблюдается положительная корреляция между родителями, ведущими активный здоровый образ жизни, и их детьми, предпочитающими активный досуг и посещающими спортивные секции [2; 4].
В период пандемии на базе данного МБДОУ, была организованна работа по дистанционному образованию дошкольников по физической культуре, которую они должны были выполнять вместе с родителями.
В нашем исследовании мы провели анкетирование родителей детей средней, старшей и подготовительной групп, в котором участвовало 75 респондентов.
Основными вопросами были:
• Всегда выполняю предложенные рекомендации.
• Стараюсь выполнять все рекомендации.
• Иногда выполняю рекомендации.
• Никогда не выполняю чужих рекомендаций.
По итогам анкетирования были получены следующие результаты (таблица). Таблица. - Результаты анкетирования родителей по рекомендациям организации самостоятельной двигательной активности дошкольников во время пандемии (Составлено авторами)_
Группы Всегда выполняю предложенные рекомендации Стараюсь выполнять все рекомендации Иногда выполняю рекомендации Никогда не выполняю чужих рекомендаций
Подготовительная группа 60% 30% 5% 5%
Старшая группа 50% 25% 17% 8%
Средняя группа 41% 39 % 10% 10%
Можно сделать следующие выводы: что выполнение данных рекомендаций напрямую зависит от осознанного отношения родителей к рекомендациям специалистов детского сада. Из таблицы мы видим, что родители больше контролируют своих детей, а дети стараются выполнить все задания в подготовительной группе. Средняя группа отстает по своим показателям, т.к. многие родители не могли уделить своим детям должного внимания, в связи с тем, что не ушли на самоизоляцию и работали в данный период времени.
Далее мы решили проверить, какими видами самостоятельной физкультурной деятельности занимались дошкольники под контролем родителей в период пандемии (рису-
УГГ с инструктором Физ.занятие с инструктором Подвижные игры в теч. дня Физ.занятие с родителем Не занимались
Рисунок - Анализ видов физкультурной деятельности дошкольников в условиях самоизоляции весной 2020 г.
(составлено авторами)
Согласно полученным ответам можно увидеть, что 25% опрошенных родителей дошкольников регулярно выполняют утреннюю гимнастику с инструктором по интернет связи, 34% - занимаются с инструктором по физической культуре МДОУ в дистанционном режиме, 19% - играют с детьми в подвижные игры в течение дня, 10% - тренируются по 30-40 минут вместе с родителями, а 12% - детей не занимались в течении пандемии
средствами физической культурой ни с родителями, ни дистанционно со специалистом МДОУ, объясняя причину нехваткой гаджетов.
Из проведенного исследования, можно сделать вывод, что большинство дошкольников и их родителей из всех доступных видов физкультурной деятельности выбирают утреннюю гимнастику и готовое занятие по физической культуре с инструктором (59%), просто включая гаджеты детям в заданное время. Лишь 29 % родителей творчески подошли к проблеме двигательной активности своих детей и занимались вмести с ними.
Так же, из анкетирования было отмечено, что все дети и их родители с нетерпением ждали, когда можно будет посещать детский сад. Дошкольники соскучились по занятиям в специализированном спортивном зале МДОУ, и им не хватало «живого общения» со сверстками, воспитателями и педагогами.
Таким образом, для организации успешной и максимально результативной самостоятельной работы необходима в первую очередь заинтересованность, как со стороны родителей, так и дошкольников. Совместная самостоятельная работа родителей и детей вне МДОУ, поможет выработать алгоритм успешной реализации совместной программы с детским садом по адекватной двигательной активности детей, с целью повышения их физического развития и общего оздоровления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виноградова, Е.Л Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Виноградова Елена Леонидовна. - Москва, 2004. - 24 с.
2. Казакова, О.А. Профилактика эмоциогенности у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры / О.А. Казакова, Л.А. Иванова, В.И. Шеханин // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - № 2 (3). - С. 5-10.
3. Комарова, И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 8 (90). - С. 16-25.
4. Кудинова, Ю.В. Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы / Ю.В. Кудинова, Л.А. Иванова, Н.Е. Курочкина // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. -№ 1 (26). - Т. 7. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/37PVN115.pdf (дата обращения; 01.10.2020).
5. Москалюк, В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образования / В.С. Мос-калюк // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 10 (45). - С.15-18.
REFERENCES
1. Vinogradova, E. L. (2004), Conditions for the formation of cognitive motivation of Older Preschoolers: author's abstract, dissertation, Moscow.
2. Kazakova, O. A., Ivanova, L.A. and Shekhanin V. I. ( 2016),"Prevention of emotionality in Children of senior Preschool age by means of Physical Culture", OlymPlus. Humanitarian version, No 2 (3). pp. 5-10.
3. Komarova, I. I. (2018), "The Future of Preschool education in the era of Digitalization", Modern preschool education, No 8 (90), pp. 16-25.
4. Kudinova, Yu.V., Ivanova, L.A., and Kurochkina, N.E. (2015), "Development of General endurance in preschool children with the help of circle work", Online journal of science Studies, No. 1 (26), Vol. 7, available at: https://naukovedenie.ru/PDF/37PVN115.pdf (accessed: 01/10/2020).
5. Maskelyuk, V.S. (2019), "The concept and essence of digitalization of the education system", Science and education today, No 10(45), pp. 15-18.
Контактная информация: kfv2012@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.11.2020