Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ИГРОВОЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ'

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ИГРОВОЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 5-7 ЛЕТ / ИГРОВАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щепелев Александр Анатольевич

Цель исследования - экспериментально обосновать методику занятий игровой легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в системе дополнительного образования на основе интеграции содержания образовательных областей программы детского сада. Определено, что внедрение методики занятий игровой легкой атлетикой с детьми оказывает положительное влияние на физическую подготовленность и на достижение детьми целевых ориентиров программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щепелев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PLAYING TRACK AND FIELD ATHLETICS WITH CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN KINDERGARTEN

The aim of the study is to experimentally substantiate the methodology of playing track and field athletics with children aged 5-7 years in the system of additional education, based on the integration of the content of the educational areas of the kindergarten program. It is determined that the introduction of the methodology of playing athletics with children has a positive impact on physical fitness and on the achievement of the target targets of the preschool education program by children.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ИГРОВОЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

УДК 373.291:796.42

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ИГРОВОЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Александр Анатольевич Щепелев, аспирант, Тамбовский государственный университет

им. Г. Р. Державина

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать методику занятий игровой легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в системе дополнительного образования на основе интеграции содержания образовательных областей программы детского сада. Определено, что внедрение методики занятий игровой легкой атлетикой с детьми оказывает положительное влияние на физическую подготовленность и на достижение детьми целевых ориентиров программы дошкольного образования.

Ключевые слова: дети 5-7 лет, игровая легкая атлетика, интеграция, образовательные области программы детского сада, дополнительное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p503-507

METHODS OF PLAYING TRACK AND FIELD ATHLETICS WITH CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN

KINDERGARTEN

Alexander Anatolyevich Shchepelev, the post-graduate student, Derzhavin Tambov State University

Abstract

The aim of the study is to experimentally substantiate the methodology of playing track and field athletics with children aged 5-7 years in the system of additional education, based on the integration of the content of the educational areas of the kindergarten program. It is determined that the introduction of the methodology of playing athletics with children has a positive impact on physical fitness and on the achievement of the target targets of the preschool education program by children.

Keywords: children 5-7 years old, game athletics, integration, educational areas of kindergarten programs, additional education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования (ДФСО) дошкольных организаций получили развитие разные виды спорта (гимнастика, футбол, прыжки на батуте, единоборства и др.) [1, 2, 5, 6]. При этом легкая атлетика, несмотря на свой арсенал упражнений, отнесенных к естественным локомоциям, знакомым для ребенка, таких как бег, прыжки и метания, которые включены в нормативные требования ВФСК ГТО первой ступени, не достаточно широко развита в системе дополнительного образования в детских садах [8]. Увеличение количества соревнований по выполнению нормативных требований комплекса ГТО, проводимых в различных регионах России, способствовало значительному росту участников из числа дошкольников. За последние 3-4 года с целью подготовки детей 6-7 лет к выполнению нормативных требований в детских садах в системе дополнительного образования стали внедрятся программы по легкой атлетике для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. При этом работа тренеров-преподавателей и инструкторов по физической культуре ДОУ методически не достаточно оснащена, чаще всего направлена на развитие их двигательной сферы и на повышение физической подготовленности к выполнению нормативных требований ГТО первой ступени. В большинстве случаев эта деятельность реализуется без учета особенностей биомеханики двигательных действий растущего опорно-двигательного аппарата ребенка, функциональной подготовленности дошкольников, на фоне снижения игровой составляющей и отсутствия интегративности в организации двигательно-

познавательной деятельности детей [3, 4,7, 10]. В связи с этим, актуальным является разработка методики проведения занятий по легкой атлетике с детьми 5-7 лет на основе игровых форм организации при обеспечении условий для интеграции содержания образовательных областей программы детского сада, обозначенных во ФГОС ДО.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс методов: теоретический анализ и обобщение литературных источников, нормативных документов и программ; анкетирование; экспертная оценка; педагогическое тестирование; биомеханические методы, видеоанализ движений, педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе пяти детских садов г. Шуи, г. Кинешмы, г. Фурманова, г. Юрьевца Ивановской области. Материал работы основывается на обследовании 273 детей 5-7 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе анализа результатов анкетирования специалистов по физическому воспитанию дошкольников, а также родителей детей 5-7 лет, были определены основные средства, формы и методов интеграции образовательных областей программы детского сада и целенаправленного формирования двигательных действий в беге, прыжках и метаниях. Разработана схема интеграции содержания занятий по легкой атлетике с учетом целевых ориентиров развития детей по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО). Содержание методики выстроено на материале образовательных областей (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема интеграции содержания занятий по легкой атлетике с разделами образовательных областей

программы детского сада

В ходе игровых учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой содержание образовательных областей ООП ДО служило специфическим фоном для двигательно-познавательного развития детей. Объем экспериментальной методики на 1-ом году занятий составил 49-52%, а на 2-ом - от 30 до 33% (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение видов подготовки на занятиях легкой атлетикой на основе интеграции ОО ООП детского сада детей 5-7 лет__

Интеграция содержания Общее количество часов (в том числе с применением интеграции (И)

Образовательные области программы ДО Разделы подготовки программы по легкой атлетике

1-й год 2 год

всего И всего И

Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Теоретическая 4 2 4 2

ОФП 37 22 42 14

СФП 25 12 24 8

Техническая 7 2 20 6

Тактическая - - 20 6

Контрольные испытания 3 1 4 1

Всего 76 39 114 37

Соотношение 100% 51,3% 100% 32,5%

В ходе проведения игровых форм организации занятий использовались эстафеты и полосы препятствий (70-80%). Процесс реализации методики занятий легкой атлетикой основывался на индивидуальном, дифференцированном и личностно-ориентированном подходах.

Установлено, что по окончанию педагогического эксперимента, детей в ЭГ, отнесенных к группе «средний уровень физической подготовленности» стало меньше по сравнению с началом занятий, а количество дошкольников с высоким уровнем выросло в 3,17 раза. Подобной, динамики в КГ не наблюдалось. Сравнение результатов тестирования физической подготовленности детей ЭГ и КГ (отнесенных к среднему и высокому уровню подготовленности) свидетельствует о достоверной разнице, в пользу дошкольников, занимавшихся легкой атлетикой по специальной методике (р<0,05). После педагогического эксперимента дошкольников, отнесенных ранее к низкому уровню физической подготовленности, в ЭГ не зафиксировано.

Согласно результатам соревнований ВФСК ГТО I ступени все дети 6-7 лет ЭГ выполнили нормативы комплекса. Установлено, что из 27 детей ЭГ, выполнили нормативы на золотой - 21 чел. (77,7%) и 6 чел. (22,3%) на серебряный знак. В КГ данный показатель составляет 12 чел. (44,4%) и 5 (18,5%) соответственно, а детей, выполнивших нормативы на бронзовый знак - 3 чел. (11,1%). При этом детей КГ, не выполнивших нормативы оказалось 7 чел. (25,9%). Полученные данные подтверждают эффективность разработанной методики занятий легкой атлетикой в системе ДФСО в аспекте физической подготовки детей к выполнению норм I ступени ВФСК ГТО.

Итоговые экспертные оценки пространственных параметров двигательных действий у детей ЭГ выше, чем у детей КГ. Наибольший прирост и наименьшее количество ошибок у детей ЭГ зафиксировано в прыжках, как в высоту (способом «ножницы»), так и в длину с разбега (согнув ноги).

Анализ кинематики движений при выполнении прыжка в длину с разбега «согнув ноги» показал, что по окончанию педагогического эксперимента у детей, занимавшихся по разработанной методике, количество ошибок достоверно уменьшилось и снизилось, как по сравнению с началом занятий, так и по отношению к подобным результатам у дошкольников из КГ (р<0,05). При этом были исправлены основные ошибки, связанные с движениями, совершаемыми ногами с 64,5% до 4,2%. Это доказывается результатами как экспертной оценки, пространственно-временными параметрами, так и длинной прыжка, которые достоверно выше у дошкольников ЭГ чем у детей КГ (р<0,05).

Значительные коррективы в метании произошли у детей ЭГ в таких компонентах как движения ногами. У дошкольников ЭГ при метании в цель ноги «включены» в процесс метания при финальном усилии. Напротив, у дошкольников КГ при выполнении финального усилия левая нога согнута в коленном суставе (62,9%) и у 70,4% ноги не «включены» в работу при выпуске снаряда. Определено, что у большинства детей (96,3%) ЭГ отсутствуют погрешности при выполнении движений головой, туловищем и руками в отдельных фазах метания. В среднем процент ошибок, отнесенных к группе «ноги» составляет 4,8%. Напротив, у детей КГ, в большинстве случаев присутствуют значительные ошибки при выполнении метаний, как с места в цель, так и на дальность с разбега.

Результаты интеграции содержания занятий легкой атлетикой и содержания образовательных областей ООП ДО. В процессе занятий ставилась задача по созданию оптимальных условий реализации образовательной деятельности, как по физическому воспитанию, так и по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей 5-7 лет.

Установлено, что по окончанию педагогического эксперимента у большинства детей (94%), занимавшихся по экспериментальной программе зафиксирован высокий уровень сформированности целевых ориентиров. При этом у детей КГ отмечен также пози-

тивный результат оценки сформированности целевых ориентиров по всем образовательным областям (45% имеют высокий уровень и 55% выше среднего уровня). Однако, сформированность целевых ориентиров по образовательной области «физическое развитие» у большинства детей КГ соответствовала лишь среднему уровню развития (3,9 балла). Анализ полученных данных позволил зафиксировать, что средние баллы оценки сформированности целевых ориентиров по всем образовательным областям достоверно различаются (р<0,05) и они выше у детей из ЭГ.

Подтверждением эффективности применения экспериментальной методики занятий легкой атлетикой и ее позитивного влияния на формирование целевых ориентиров у детей, является использование двигательно-познавательных заданий при выполнении ходьбы, бега, прыжков и метаний в нестандартных условиях, из непривычных положений тела в пространстве и в различных плоскостях пространства. Анализ данных тестирования двигательно-познавательного развития детей 6 - 7 лет, участвовавших в педагогическом эксперименте, показал, что во всех заданиях дошкольники ЭГ превосходят своих оппонентов из КГ. Занятия, основанные на интеграции, способствовали развитию познавательной сферы детей ЭГ. Количество детей с высоким уровнем познавательного развития в ЭГ 5-ти лет увеличилось на 35,4%, 6-ти лет - на 28,9% и 7-ми лет - на 31,4%, что достоверно выше, чем в КГ.

ВЫВОДЫ. Таким образом, внедрение в систему дополнительного образования методики занятий игровой легкой атлетикой с детьми 5-7 лет, основанной на интеграции содержания образовательных областей, позволяет благотворно влиять не только на их физическую подготовленность дошкольников, но и на достижение детьми целевых ориентиров программы дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. - Белгород, ГИК, 2017. - 180 с.

2. Игонова Е.С. Подготовка дошкольников к занятиям спортом средствами основной гимнастики координационно-развивающей направленности : дис. ... канд. пед. наук / Игонова Екатерина Сергеевна. - Москва, 2017. - 170 с.

3. Организация тренировочного процесса с детьми 5-7 лет на основе интеграции двига-тельно-познавательной деятельности / Д.М. Правдов, М.А. Правдов, А.В. Жалилов, А.А. Щепелев // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № Б2. - С. 84-89.

4. Правдов М.А. Интеграция содержания образовательных областей программы дошкольного образования как условие двигательно-познавательного развития детей / М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2017. - Т. 16., № 6 (145). - С. 161-169.

5. Прокопенко, В.И. Техническая подготовка детей 6-7 лет занимающихся мини-футболом / В.И. Прокопенко, В.П. Метёлкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 137-140.

6. Черничкина Ю.М. Дополнительное образование дошкольников старших возрастных групп в формировании начальных представлений о видах спорта / Ю.М. Черничкина, В. Д. Чепик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 180-186.

7. Чистякова А.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста / Чистякова А. А., Правдов М.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 1 (71). -С. 136-139.

8. Щепелев А.А. Анализ временных параметров движений в структуре легкоатлетических упражнений у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Щепелев, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 9 (163). - С. 315-320

9. Эйдельман Л.Н. Интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей, дис. ... д-ра. пед. наук / Эйдельман Любовь Николаевна. - Санкт-Петербург, 2020. - 335 с.

10. Integration of motor and cognitive activities of children at preschool age / M. Pravdov, E. Shmeleva, V. Kartashev, D. Pravdov, Yu. Nikiforov, L. Luneva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). conference proceedings. - Volume XLIII. 2018. - С. 374-378.

REFERENCES

1. Voloshin, L.N. and Galimskaya O.G. (2017), Motor activity as a source of social experience of a preschooler: monograph, GIK, Belgorod.

2. Igonova, E.S. (2017), Preparation of preschoolers for sports by means of basic gymnastics of a coordination and developmental orientation, dissertation, Moscow.

3. Pravdov, D.M., Pravdov, M.A., Zhalilov A.V. and Shchepelev A.A. (2020), "Organization of the training process with children 5-7 years old on the basis of the integration of motor-cognitive activity", Man. Sport. Medicine. Vol. 20, No S2, pp. 84-89.

4. Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2017), "Integration of the content of educational areas of the preschool education program as a condition for the motor-cognitive development of children", Scientific Notes of the Russian State Social University, Vol. 16, No. 6 (145). pp. 161-169.

5. Prokopenko, V.I. and Metelkin, V.P. (2011) "Technical training of children 6-7 years old going in for mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 137-140.

6. Chernichkina, Yu.M. and Chepik, V.D. (2016), "Additional education for preschoolers of older age groups in the formation of initial ideas about sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (136), pp.180-186.

7. Chistyakova, A.A. and Pravdov, M.A. (2011), "Integration of motor and cognitive activity in the process of forming the foundations of safe life in older preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (71), pp. 136-139.

8. Shchepelev, A.A., Pravdov M.A. and Pravdov, D.M. (2018), "Analysis of temporal parameters of movements in the structure of athletics exercises in older preschool children", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 315-320.

9. Eidelman, L.N. (2020), Integration of dance and physical culture and health-improving activities in the system of additional education for children, dissertation, St. Petersburg.

10. Pravdov, M.A. Shmeleva, E., Kartashev, V., Pravdov, D.M., Nikiforov, Yu. and Luneva, L (2018), "Integration of motor and cognitive activities of children at preschool age", European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (EpSBS), conference proceedings, Volume XLIII, pp. 374-378.

Контактная информация: schepel-v@mail.ru; pravdov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2021

УДК 378.14:796

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Сложившаяся ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 г. обусловила переход образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации на дистанционное обучение, которое включало обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализация образовательных программам для всех форм обучения в удалённом режиме потребовала существенной перестройки работы всех структурных подразделяй высших учебных заведений, организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, наличие готовых и размещённых в электронной информационно-образовательной среде вуза электронных учебных курсов, использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии). В контексте этого в данной работе представлен опыт организации дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.