Научная статья на тему 'Анализ временных параметров движений в структуре легкоатлетических упражнений у детей старшего дошкольного возраста'

Анализ временных параметров движений в структуре легкоатлетических упражнений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / РЕЗУЛЬТАТЫ ВРЕМЕНИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щепелев Александр Анатольевич, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

В статья рассматривается проблема обоснования занятий легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в детских садах. Представлены результаты времени двигательной реакции при выполнении движений звеньями опорно-двигательного аппарата, входящих в систему бега, прыжков и метаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щепелев Александр Анатольевич, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of temporal movements parameters in the structure of athletics exercises among children of senior preschool age

The article deals with the problem of justifying the athletics training with the children aged 5-7 years in kindergartens. The results of the time of motor reaction during the movements with the links of the musculoskeletal system, which are included in the structure of running, jumping and throwing, are described.

Текст научной работы на тему «Анализ временных параметров движений в структуре легкоатлетических упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

REFERENCES

1. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 3/12/2015 N 203 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.02 Physical culture for persons with deviations in a state of health (adaptive physical culture) (bachelor degree level)", available at: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-19.09.2017-N-942/.

2. The professional standard Trainer-teacher in adaptive physical culture and sports, approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 528n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.002.

3. Professional standard "Instructor-methodologist on adaptive physical culture and sports" approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 526n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.004.

Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Александр Анатольевич Щепелев, старший преподаватель, Московский государственный институт культуры, г. Москва,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, г. Шуя

Аннотация

В статья рассматривается проблема обоснования занятий легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в детских садах. Представлены результаты времени двигательной реакции при выполнении движений звеньями опорно-двигательного аппарата, входящих в систему бега, прыжков и метаний.

Ключевые слова: дошкольники, легкая атлетика, результаты времени двигательной реакции.

ANALYSIS OF TEMPORAL MOVEMENTS PARAMETERS IN THE STRUCTURE OF ATHLETICS EXERCISES AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Alexander Anatolievich Schepelev, the senior teacher, Moscow State Institute of Culture, Moscow

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical science, professor, Dmitry Mikhaylovich Pravdov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya

Annotation

The article deals with the problem of justifying the athletics training with the children aged 5-7 years in kindergartens. The results of the time of motor reaction during the movements with the links of the musculoskeletal system, which are included in the structure of running, jumping and throwing, are described.

Keywords: preschool children, track and field athletics, motor reaction time results.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом решается за счет расширения разнообразных форм физкуль-турно-спортивной деятельности в системе дополнительного образования [2, 3, 5]. При этом, анализ деятельности по подготовке спортивного резерва показывает, что практически во всех видах спорта постоянно нарастает конкуренция по раннему отбору детей для

их целенаправленной подготовки. В поиске одаренных детей среди дошкольников лидирующие позиции занимают представители художественной гимнастики, единоборств, спортивных игр, плавания, тенниса [3, 6]. Наряду с этим, легкой атлетике как виду спорта, в котором спортивные упражнения базируются во многом на естественных локомоциях уделяется недостаточное внимание как в плане популяризации ее среди детей дошкольного возраста, так и привлечения их к систематическим занятиям бегом, прыжками, метаниям. Необходимо отметить, что в последнее время в нашей стране стали проводиться официальные соревнования по бегу на дистанции от 20 до 300 м среди дошкольников 4-7 лет, например в забеги, проводимые в рамках проекта «Бегом по «Золотому кольцу» [1]. Кроме этого, в различных регионах страны проводятся спартакиады среди дошкольников по бегу на короткие дистанции от 10 до 30 м, в прыжках в длину с места и с разбега, в метаниях мяча на дальность и др. Соревнования эти носят во многом инициативный характер со стороны представителей отделов образования муниципалитетов, управленцев департамента по физической культуре и спорту областей. Отсутствие должной координационной политики в сфере развития легкой атлетики среди дошкольников, а также недостаток научно-методического сопровождения подготовки юных легкоатлетов в системе дополнительного образования в дошкольных организациях тормозит ее развитие на всероссийском уровне. С целью обоснования базовых позиций, снимающих противоречия между возможностью организации систематических занятий различными видами легкой атлетики с детьми старшего дошкольного возраста и нормативными документами, регламентирующими возрастные границы для начала занятий этим видом спорта, а также актуализации и необходимости разработки научно-методического сопровождения занятий легкой атлетикой с детьми 5-7 лет в детских садах было проведено данное исследование.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно данным анкетирования специалистов (инструкторы физической культуры дошкольных организаций - 174 чел.) установлено, что в системе физического воспитания дошкольников не уделяется достаточного внимания обучению бегу, прыжкам и метаниям (73,4%). При этом учителями по физической культуре школ (153 чел.) отмечается увеличение количества детей 1-2-го классов, пришедших из детских садов, и не имеющих навыков правильного бега, прыжков и метаний (74,6%).

Анализ содержания программного материала по образовательной области «Физическое развитие», определяемой ФГОС ДО позволяет констатировать игровую направленность применения упражнений, использование средств для развития координации и гибкости, способствующих правильному формированию основных движений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия крупной и мелкой моторики обеих рук у детей, посещающих дошкольные учреждения [4].

Учитывая современные условия жизнедеятельности, где на фоне подавления двигательной активности значительно сужена потребность в необходимости применения ходьбы, бега и других движений остро встает необходимость создания условий, компенсирующих эти недостатки. Анализ ситуации, связанной с необходимостью разработки содержания программ по легкой атлетике в системе дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста обусловливает также и потребность в разработке специальных методик обучения детей бегу, прыжкам и метаниям, в которых необходимо учитывать биомеханические особенности построения движений у дошкольников в данный период их развития. С данным тезисом согласны 98% респондентов, участвовавших в анкетировании. Для обоснования применения специальных упражнений для занятий легкоатлетическими упражнениями был проведен ряд лабораторных экспериментов по определению времени двигательной реакции отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. В процессе лабораторных экспериментов дети выполняли элементарные движения руками и ногами, входящими в структуру большинства легкоатлетических

упражнений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Время двигательной реакции у детей при выполнении сгибания и разгибания руки в локтевом суставе. Установлено, что у дошкольников 4-х лет среднестатистические значения времени двигательной реакции при сгибании и разгибании правой руки в локтевом суставе достоверно различаются с аналогичными данными у детей 5-7 лет (р <0,05), что свидетельствует о задержке в запуске двигательной программы действия. Значительное снижение ВР у детей 5-7 лет по сравнению 4-хлетними дошкольниками подтверждает факт сформированное™ ряда элементарных двигательных программ действия у старших по возрасту детей. При этом отмечается, что результаты ВР правой рукой у большинства дошкольников достоверно выше, чем при движении левой рукой. ВР у детей 4-х лет при сгибании правой рукой значительно меньше, чем при разгибании. При этом при разгибании левой рукой ВР меньше, чем сгибании. У шестилетних дошкольников при сгибании правой руки значения ВР достоверно меньше, чем при выполнении данного движениями детьми других возрастных групп (рисунок 1).

600 500 400 I 300 200 100 0

Рисунок 1

У дошкольников 5 и 7-ми лет показатели времени двигательной реакции достоверно не различаются, что свидетельствует о достаточной сбалансированности в процессах, регулирующих сокращение мышц антагонистов и синергистов у детей 5-7 лет при выполнении разнонаправленных движений в локтевом суставе рук. Очевидно, что активная работа рук в сагиттальной плоскости у детей в таких упражнениях, как бег, быстрая ходьба, игры и др. способствует развитию быстроты движений отдельных его звеньев (сгибания и разгибания предплечья). При этом актуализируется необходимость применения специальных упражнений, направленных на совершенствование движений рук в беге прыжках и метаниях при формировании рациональной техники двигательных действий, входящих в систему базовых легкоатлетических упражнений.

Анализ данных времени двигательной реакции у детей при поднимании и опускании прямой руки (движение в плечевом суставе). Установлено, что при выполнении сгибания правой рукой (мах вперед) показатели ВР движения руки у детей 5 и 6 лет не имеют достоверно значимых различий. То же характерно и для опускания руки вниз. Кроме этого, близкие значения ВР отмечены у дошкольников 7 лет и взрослых (0,215±0,03 и 0,183±0,02 с соответственно). В остальных случаях как при махе правой руки вперед, так и при ее опускании результаты старших детей превосходят показатели младших. Причем при опускании руки результаты ВР меньше, чем при ее поднимании у детей у детей 5-7 лет (р <0,05). В других возрастных группах достоверно значимая разница результатов отсутствует. Выполнение этого же задания левой рукой совпадает с характером соотношений результатов ВР правой руки при данных движениях. Это касается выполнения маха рукой

возраст

□ сгибание правой руки 0 сгибание левой руки - Средние значения времени двигательной реакции у детей 4-7-ми лет при выполнении сгибания и разгибания руки в локтевом суставе

□разгибание правой руки □разгибание левой руки

вперед у детей 5 и 6 лет (р>0,05). При опускании левой руки результаты ВР у взрослых также достоверно превосходят показатели дошкольников, а у детей старшего возраста они меньше, чем у младших (р <0,05). Результаты ВР при опускании левой руки вниз у детей 4-5 лет больше соответствующих показателей при махе рукой вперед (р <0,05). В возрасте же 6 и 7 лет результаты ВР при опускании левой руки меньше, чем при махе ею вперед (р <0,05).

Выполнение движений руками назад из исходного положения стоя является непривычным для ребенка. Такой элемент двигательных действий входит, в основном, в состав двигательной деятельности при движениях руки в ходьбе, беге и т.д., когда рука выполняет маховые движения. При выполнении движения назад правой рукой результаты ВР взрослых достоверно лучше, чем у дошкольников. У детей дошкольного возраста результаты ВР старших значительно превосходят подобные у детей, младших по возрасту, за исключением соотношения результатов дошкольников 5 и 6 лет, у которых отсутствуют достоверно значимые различия. Подобная картина характерна и для выполнения движения левой рукой. Кроме этого, отсутствуют достоверно значимые различия между результатами взрослых и детей 7-ми лет.

Таким образом, при выполнении движений, связанных с преодолением силы тяжести, а также с использованием ее в целях более быстрого начала движения в различные возрастные периоды, происходит неодинаково. Для детей 4-х лет отмена двигательной программы при удержании руки, требует дополнительного времени, чтобы, например, запустить программу для опускания руки вниз. Для дошкольников 5-7 лет характерна обратная картина, что свидетельствует о более быстрой перестройке в ЦНС с одной двигательной программы на другую. Это характерно как для левой, так и для правой руки. У взрослых перестройка с одной двигательной программы происходит одинаково быстро как при преодолении силы тяжести, так и при ее использовании в ходе выполнения движения. Движения рукой в каждом возрастном периоде имеет свои особенности. Результат ВР при движениях, совершаемых ребенком и взрослыми по заданной программе, зависит от двигательного опыта, от того какие движения ребенок чаще всего использует ребенок в своей деятельности. С возрастом результаты ВР значительно улучшаются и к семи годам достигают по некоторым видам уровня скорости «запуска» двигательных программ взрослых.

Время двигательной реакции у детей при выполнении маховых движений ногами. Сравнительный анализ показателей ВР при выполнении движений в вертикальном положении тела позволяет констатировать, достоверно значимая разница характерна между соотношениями средних значений у детей дошкольного возраста и взрослых - студентов факультета физической культуры (р <0,001). Отмечено, что между показателями ВР при маховых движениях у дошкольников 4-х лет и детьми 5-7 лет эта разница значительна, что свидетельствует о большем двигательном опыте старших детей, их умении в значительной степени управлять собственными движениями в одноопорном положении, сохранять равновесие (рисунок 2). 450 400 350 300 250 | 200 150 100 50 0

5 6 7 возраст

□ мах вперед правой ногой □ мах вперед левой ногой

Рисунок 2 - Средние значения времени двигательной реакции при выполнении махов ногой вперед у детей

старшего дошкольного возраста

Движения правой (доминантной) ногой осуществляются быстрее, чем левой. При этом достоверно значимая разница значений ВР зафиксирована лишь у детей семи лет, что также отмечается и у взрослых, характеризуя формирующуюся к окончанию дошкольного периода жизни асимметрию в парных органах опорно-двигательного аппарата. У дошкольников 5-6 лет подобной картины не наблюдается, хотя и зафиксированы различия (р>0,05), которые лишь подтверждаю наметившуюся тенденцию к асимметричности. Анализ средних значений времени двигательной реакции при маховых движениях назад показывает, что общая картина, как и при маховых движениях вперед сохраняется. Зафиксировано, что значения ВР при выполнении махов правой и левой ногой назад достоверно не различаются у детей всех исследуемых групп (р>0,05).

Полученные факты позволяют заключить, что для формирования программы бега необходимо, с одной стороны, способствовать нивелированию в разнице результатов времени двигательной реакции при выполнении маховых движений вперед между правой и левой ногой, что вероятно будет способствовать формированию правильного исполнения компонентов техники беговых шагов и прямолинейности бега.

ВЫВОДЫ

К семи годам у дошкольников значения двигательной реакции при выполнении движений руками ногами приобретает картину, характерную для взрослых, где показатели ВР при движении руками вверх имеют меньшие значения, чем при махах ногой вперед. Выявлено, что выполнение движений, которые осуществляются мелкими мышечными группами реализуется быстрее, чем более крупными. Установлено, что с возрастом показатели ВР в движениях различными звеньями опорно-двигательного аппарата снижаются. При этом темпы снижения ВР у детей от 4 до 7 лет значительны. К 7 годам они снижаются и достигают показателей, близких к показателям взрослых.

Становление системы движений и ее структуры в плане освоения компонентов техники бега, прыжков и метаний можно характеризовать не только объемом движений, совершаемых ребенком, но временными параметрами движений, в которых задействованы различные звенья опорно-двигательного аппарата (руки, ноги). Применение специальной методики занятий физическими упражнениями, направленной на совершенствование быстроты движений, и предварительная установка на организацию собственных действий способствует улучшению результатов времени двигательной реакции. В связи в этим целесообразным и необходимым является учет биомеханических параметров движений, совершаемых детьми дошкольного возраста для разработки содержания и методики применения комплекса специальных игровых легкоатлетических упражнений для формирования легкоатлетического багажа двигательных умений и навыков у дошкольников 5-7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегом по «Золотому кольцу» [Электронный ресурс] : проект «Бегом по «Золотому кольцу» - крупнейшая серия забегов в стране. - Режим доступа к документу : http://goldenringrun.ru/Home/AboutUs (дата обращения 03.09.2018).

2. Подольская, О.А. Бег как одно из составляющих физического развития ребенка в ДОУ / О.А. Подольская, Т.А. Бизина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 3 (43). - С. 58-60.

3. Правдов, М.А. Легкая атлетика в системе дополнительного образования дошкольников / М.А. Правдов, А.А. Щепелев, Д.М. Правдов // Приоритетные направления развития науки и образования : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 70-71.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения : 13.09.2018).

5. Разинов, Ю.И. Перспективы подготовки спортивного резерва в свете физического состояния современных детей 4-7 лет / Ю.И. Разинов, А.П. Стрижак // Ученые записки университета им.

П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 129-133.

6. Черничкина, Ю.М. Дополнительное образование дошкольников старших возрастных групп в формировании начальных представлений о видах спорта / Ю.М. Черничкина, В. Д. Чепик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 180-186.

REFERENCES

1. Run on Golden Ring: the project "Run on Golden Ring - the large batch of runnings in the country, available at: http://goldenringrun.ru/Home/AboutUs.

2. Podolsky, O.A. and Bizina, T.A. (2015), "Run as one of components of physical development of the child in the preschool educational institution", Humanitarian scientific research, No. 3 (43), pp. 5860.

3. Pravdov, M.A., Shchepelev, A.A. and Pravdov, D.M. (2018), "Track and field athletics in the system of additional education of preschool children", Priority directions of development of science and education: collection of materials of the International scientific and practical conference, Center of scientific cooperation Interactive plus, Cheboksary, pp. 70-71.

4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N1155Moscow "About the approval of federal state educational standard of preschool education", available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

5. Razinov, Yu.I. and Strizhak, A.P. (2012), "Prospects of preparation of a sports reserve in the light of a physical condition of modern children of 4-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 129-133.

6. Chernichkina, Yu.M. and Chepik, V.D. (2016), "Additional education of preschool children of the senior age groups in formation of initial ideas of sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 180-186.

Контактная информация: pravdov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.