ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
высококвалифицированных биатлонистов: мнения специалистов / Я.С. Романова // Омский научный вестник. — 2008. — № 6 (74). - С. 138-141.
6. Фомина Е.В. Общая и спортивная психофизиология / Е.В. Фомина. — Омск, 2004. — 140 с.
7. Правшество и левшество [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHu-тап.
8. Функциональные асимметрии [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsym-те^ОМитат
9. Саидов А.А. Двигательная асимметрия в спорте / А.А. Саидов // Методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования и Высшей школы тренеров. — Москва, 1981. — 30 с.
РОМАНОВА Яна Сергеевна, аспирантка кафедры теории и методики лыжного спорта.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.
© Я. С. Романова
УДК 796:373.2 Д. Ю. ШРЕДЕР
Л. И. КРДВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДОВ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВДНИЕМ БДЗОВЫХ И ПРОФИЛИРУЮЩИХ УПРДЖНЕНИЙ
В статье изложен анализ техники видов основных движений. Выявлены базовые и профилирующие упражнения, определен их объем в учебной программе по физическому воспитанию у детей 2—3 годов жизни. Эффективность использования этих упражнений выразилась в безупречном освоении основных движений у 94—100 % детей. Ключевые слова: физическое воспитание, учебная программа, базовые и профилирующие упражнения, дети 2—3 года жизни.
Актуальность. Программа дошкольного физического воспитания ставит задачи укрепления здоровья детей и развитие основных движений [1, 2]. В разделе физического воспитания детей 2 — 3 годов жизни (г. ж.) перечислены основные движения, которыми ребенок должен овладеть, но не содержатся указания о последовательности их обучения. У детей
2 г. ж. в учебном материале отсутствуют упражнения для подготовки к прыжкам и бегу.
Для качественного овладения программный материал каждого учебного года обучения необходимо изучать в следующей последовательности. В начале качественно осваивают базовые и профилирующие упражнения основных видов движений, а затем остальные упражнения учебного материала — объемные упражнения [3, 4].
Базовые упражнения (БУ) создают представления о технике, особенностях и сложности основных движений структурной подгруппы, а профилирующие упражнения (ПУ) позволяют освоить все многообразие основных движений данной подгруппы.
Базовые и профилирующие упражнения позволяют создать представление у детей о технике видов действий в прикладных упражнениях и способствуют безупречному освоению основных движений в соответствии с их формой и содержанием.
Проблема исследования состоит в обеспечении эффективности обучения и формировании качества навыков основных движений у детей 2 — 3 г. ж.
Объект исследования — обучение основным движениям детей 2 — 3 г. ж. в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования — базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей
2 — 3 г. ж.
Цель исследования — обоснование выбора базовых и профилирующих упражнений видов основных движений учебной программы для детей 2 — 3 г. ж.
Гипотеза исследования. Если проанализировать структуру основных движений в каждом виде учебной программы с учетом особенностей техники движений, то можно выделить базовые и профилирующие упражнения в каждом виде двигательных действий и определить их объем.
Задачи исследования:
1. Изучить программный материал по физическому воспитанию детей 2 — 3 г. ж.
2. Выявить базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей 2 — 3 г. ж.
3. Выявить объем базовых и профилирующих упражнений в каждом виде основных движений и оценить качество их освоения у детей 2 и 3 г. ж.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008/09 учебного года на базе дошкольного образовательного учреждения № 344 г. Омска. В педагогическом эксперименте приняли участие дети раннего возраста и первой младшей группы по 18 детей в каждой.
Результаты исследования. Все основные движения учебной программы были расположены в логической последовательности с учетом усложнения техники их выполнения в каждом виде основных движений: ходьбе, равновесии, прыжках, метании, беге, лазании. На каждом виде основных движений определялись структурные группы, которые делились на подгруппы с учетом изменения техники и условий выполнения упражнений.
2 год жизни. Первый вид основных движений — ходьба.
Первая структурная группа — ходьба в определенном направлении. БУ-1 — ходьба в прямом направлении. Техника выполнения: ходьба перекатом пятки на носок, с перекрестным движением руками и ногами. При передвижении следует минимально отклонятся от заданного направления. ПУ-1 — ходьба вверх по наклонной доске. Техника выполнения: ноги слегка согнуты, полунаклон вперед, не замедлять движения и не останавливаться. Вторая структурная группа — ходьба с препятствиями. БУ-2 — перешагивание через веревку, лежащую на полу. Техника выполнения: сохраняя технику ходьбы, выше поднять слегка согнутую маховую ногу и, слегка опрокидываясь, перешагнуть через веревку. ПУ-2 — перешагивание через веревку, приподнятую на 10 см от пола. Техника выполнения: при перешагивании сохранять равновесие на одной (опорной) и согнуть другую ногу (маховую) вперед над веревкой; вставая на маховую ногу, согнуть опорную (толчковую) назад и продолжить движение, не замедляя его. Третья структурная группа — групповая ходьба. БУ-3 — ходьба «стайкой», совместное изменение при ходьбе заданного направления. Техника выполнения: не наталкиваться друг на друга, изменять направление (ребенок учится изменять длину шага и выполнять полшага в сторону, сохраняя равновесие).
Второй вид основных движений — равновесие (динамическое).
Первая структурная группа — ходьба с ограничением площади передвижения. БУ-1 — ходьба по доске длиной 2 м, ширенной 30 см. Техника выполнения: при ходьбе выполнить постановку ноги стопой кнаружи, сохраняя вертикальное положение тела, взгляд направлен вперед. ПУ-1 — ходьба на опрокинутый вверх дном ящик. Техника выполнения: сочетание ходьбы с перешагиванием, равновесие на одной, другая согнутая вперед, наклон тела слегка вперед, перешагивать без остановок (подготовка к преодолевающему и уступающему режиму работы групп мышц ног). Вторая структурная группа — ходьба «в горку и с горки» (преодолевающий и уступающий режим работы групп мышц ног). БУ-2 — ходьба по наклонной доске, поднятой на 10—15 см от пола. Техника выполнения: небольшой наклон туловища вперед, постановка ноги на переднюю часть стопы, преодолевающие усилия каждой ногой. БУ-3 — ходьба вниз по наклонной доске. Техника выполнения: меньший наклон тела, значительно согнуть ноги по сравнению с подъемом наверх, чаще постановка ног, т.е. увеличение темпа (уступающий режим работы мышц ног).
Третий вид основных движений — прыжки.
Первая структурная группа — подскоки. БУ-1 — подскоки на месте. Техника выполнения: незначительное сгибание и быстрое разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, с движениями рук вперед и назад. ПУ-1 — подскоки с продвижением. Техника выполнения: небольшой наклон туловища вперед, подскоки с продвижением вперед на незначительно согнутых ногах, с движениями рук вперед
и назад. Вторая структурная группа — прыжки. БУ-2 — прыжки на месте. Техника выполнения: полуприсед, руки назад, мах ими вперед и прыжок вверх с фазой полета в полуприсед (в фазе полета выпрямить ноги). ПУ-2 — прыжки с продвижением. Техника выполнения: из полуприседа мах руками вперед, толчок ногами вниз-назад и прыжки вверх с продвижением вперед с слегка согнутыми ногами и приземлением в полуприсед, руки назад.
Четвертый вид основных движений — метание.
Первая структурная группа - бросок мяча двумя руками. БУ-1 — катить мяч к воспитателю. Техника выполнения: и.п. — присед, мяч внизу; обхватить мяч с снизу согнутыми руками, слегка разгибая ноги и туловище, быстро выпрямить руки и катить мяч вперед. БУ-2 — бросок среднего мяча (20-25 см) снизу. Техника выполнения: и.п. — мяч внизу; полуприседая, быстро выпрямить ноги и тело, выполняя мах мячом вперед-кверху и выпустить его. БУ-3 — бросок среднего мяча (20-25 см) из-за головы. Техника выполнения: и.п. — мяч за головой; полунаклон назад и быстро полунаклон вперед с разгибанием рук вперед-кверху и выпустить мяч. Вторая структурная группа — бросок мяча одной рукой. БУ-4 — бросок малого мяча вдаль снизу правой и левой рукой. Техника выполнения: отвести руку назад, сделать ею мах вперед-кверху с остановкой руки в конце броска и выпустить мяч. БУ-5 - броски малого мяча от плеча правой и левой рукой. Техника выполнения: и.п. — мяч у плеча; одноименный поворот туловища в сторону мяча и быстро противоположный поворот туловища с разгибанием руки вперед-кверху и выпустить мяч.
Пятый вид основных движений — бег.
Первая структурная группа—обычный бег. БУ-1 — несколько беговых шагов. Техника выполнения: бег перекатом с пятки на носок, с перекрестным движением руками, бег на слегка согнутых ногах. ПУ-1 — бег за мячом. Техника выполнения: бег с перекрестным движением руками в направлении катящегося мяча и попытками перехода на бег на носках. БУ-2 — бег за воспитателем. Техника выполнения: воспитатель меняет направление при беге, и дети стремятся изменить направление своего бега, не наталкиваясь друг на друга. ПУ-2 — бег без остановки 10 с. Техника выполнения: длительный бег с перекатом пятки на носок, с поддержанием длинны шага.
Шестой вид основных движений — лазание.
Первая структурная группа — ползание. БУ-1 — ползание на четвереньках на заданное расстояние. Техника выполнения: перекрестная или одноименная постановка рук и ног, двигаться без остановок. БУ-2 -пролезание в вертикально стоящий обруч. Техника выполнения: перемещение в приседе, пролезая в обруч стараться не задеть его, наклоняясь вперед. Вторая структурная группа — лазание. ПУ-1 — влезать на стремянку 1-1,5 м. Техника выполнения: непрерывное и решительное лазание произвольным способом. ПУ-2 — слезать со стремянки. Техника выполнения: непрерывное перемещение вниз произвольным способом. Следить за постановкой ноги на переднюю часть стопы.
3 год жизни. Первый вид основных движений — ходьба.
Третья структурная группа — групповая ходьба. ПУ-3 — ходьба «стайкой» за воспитателем. Техника выполнения: своевременно менять направление за воспитателем не наталкиваясь друг на друга. Четвертая структурная группа — организованная ходьба. БУ-4 — ходьба парами. Техника выполнения: ходьба
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
Количество базовых и профилирующих упражнений учебной программы при обучении основным движениям детей 2-3 годов жизни
Основные движения 2 г. ж. 3 г. ж.
БУ ПУ ОУ I БУ ПУ ОУ I
Ходьба 3 2 - 5 2 1 5 8
Равновесие 3 1 - 4 1 3 2 6
Прыжки 2 2 - 4 2 2 3 7
Метание 5 - 1 6 2 3 2 7
Бег 2 2 - 4 2 2 3 7
Лазание 2 2 1 5 3 3 1 7
Итого 17 9 2 28 12 14 16 42
Примечание: БУ — базовые упражнения, ПУ — профилирующие упражнения; ОУ — объемные упражнения учебной программы
взявшись за руки, идти в заданном направлении, сохраняя дистанцию между парами и интервал в паре. Пятая структурная группа — сочетание ходьбы и бега. БУ-5 — переход с ходьбы на бег. Техника выполнения: увеличить частоту шагов и, слегка опрокидываясь вперед, перейти на беговые шаги.
Второй вид основных движений — равновесие.
Первая структурная группа. БУ-4 — ходьба по шнуру прямо. Техника выполнения: ходьба мелким шагом, ноги ставятся одна впереди другой, постановка стоп точно на шнур. ПУ-2 — ходьба по шнуру зигзагом, совершенствование. Техника выполнения: сохраняя равновесие не сходить со шнура, балансируя руками, уменьшая длину шага, ставя ногу всей стопой на шнур. ПУ-3 — ходьба по гимнастической скамейке. Техника выполнения: ходьба перекатом с пятки на носок, ставя стопы с разведением носков кнаружи, а пятки внутрь по центру скамейки, с перекрестными движениями руками. Вторая структурная группа. ПУ-4 — ходьба с ящика на ящик. Техника выполнения: вход на ящик выполняется за счет преодолевающего усилия опорной ноги и большим наклоном тела вперед, уверенно перешагивая на другой ящик и выполняя сход с него в уступающем режиме маховой ноги.
Третий вид основных движений — прыжки.
Вторая структурная группа. БУ-3 — прыжок вверх без взмаха руками. Техника выполнения: из полупри-седа с полунаклоном вперед, быстро выпрямиться, разгибая туловище и ноги, прыжок вверх и приземление в полуприсед. ПУ-3 — прыжки в полуприседе с продвижением вперед. Техника выполнения: из полуприседа, опрокидывая тело вперед, оттолкнуться ногами с вылетом тела вверх-вперед за счет небольшого выпрямления ног в коленных и тазобедренных суставах, приземляясь в полуприсед продолжить выполнение прыжков с продвижением вперед с согнутыми ногами и небольшими махами руками. Третья структурная группа — приземление. БУ-4 — поза приземления на месте. Техника выполнения: из основной стойки необходимо принять полуприсед с полунаклоном вперед, руки вперед кверху-кнаружи, смотреть прямо, стоять устойчиво, как бы садясь на стульчик. ПУ-4 поза приземления после прыжка вверх со взмахом рук. Техника выполнения: из полуприседа, руки назад выполнить прыжок вверх, со взмахом руками вверх, в полете выпрямиться и перед приземлением незначительно сог-
нуться в тазобедренных суставах, встречая опору носками, принять позу приземления на носках и полуприседая быстро поставить пятки на опору и зафиксировать позу приземления.
Четвертый вид основных движений — бег.
Первая структурная группа — беговые шаги. БУ-2 — бег за воспитателем. Техника выполнения: скорость бега воспитателя увеличивается и резче изменяется направление движения, на что дети должны реагировать и продолжать бег. ПУ-3 — переход с бега на ходьбу. Техника выполнения: сохраняя частоту беговых шагов, следует перейти на частый, меньший длинны шаг, а затем, увеличивая длину шагов, перейти на обычный шаг. Вторая структурная группа — бег с изменением направления движения. БУ-3 — бег от воспитателя. Техника выполнения: дети убегают от воспитателя, стремясь не наталкиваться друг на друга, учитывая направление бега других детей. ПУ-4 — бег по кругу. Техника выполнения: выполняется бег в обход в колонне (друг за другом), не обгоняя и не отставая один от другого.
Пятый вид основных движений — метание.
Первая структурная группа. ПУ-1 — броски двумя руками вдаль снизу. Техника выполнения: увеличить скорость движения частями тела и обеспечить высоко-далекую траекторию полета мяча. ПУ-2 — броски мяча вдаль из-за головы. Техника выполнения: те же требования. Третья структурная группа—ловля мяча. БУ-6 — ловля мяча, брошенного воспитателем. Техника выполнения: вытягивать руки на встречу к мячу и быстро сгибать их при ловле мяча, прижать мяч к груди. Четвертая структурная группа — броски в цель. БУ-7 — метание в горизонтальную цель двумя руками снизу (расстояние 1 м). Техника выполнения:
и.п. - мяч внизу. Выполнить бросок плавно, прицеливаясь во время маха руками, следя за мячом и центром цели, создавая более плоскую траекторию полета мяча. ПУ-3 — броски малого мяча каждой рукой снизу в горизонтальную цель (расстояние 1 м). Техника выполнения: и.п. — мяч внизу. Отвести его назад и, прицеливаясь, выпустить мяч кистью в направлении центра цели.
Шестой вид основных движений — лазание.
Первая структурная группа. БУ-3 — ползание по доске, лежащей на полу. Техника выполнения: ползая на четвереньках произвольным способом, ставить руки и ноги точно на доску. ПУ-3 — ползание на четвереньках по наклонной доске. Техника выполнения:
Развитие основных движений у детей 2 года жизни, балл, п=18
Показатели Дви- жения руками Дви- жения ногами Ходьба Бег Равно- весие Лазание Прыжки Метание -,%
Исходные 1,2 1,3 1,7 1,3 1,5 1,6 1,5 1,7 1,5; 68
Ранг 8 6,5 1,5 6,5 4,5 3 4,5 1,5
Промежуточные 2,1 1,9 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2 2,3 2,2; 74
Ранг 7 8 4,5 4,5 1,5 4,5 4,5 1,5
Конечные 3 3 3 3 3 3 3 2,9 2,98; 99
% детей 100 100 100 100 100 100 100 89
Примечание: % детей - процент детей, освоивших двигательные действия учебной программы на оценку 3 балла
Таблица 3
Развитие основных движений у детей 3 года жизни, балл, п=18
Показатели Дви- жения руками Дви- жения ногами Ходьба Бег Равно- весие Лазание Прыжки Метание х, %
Исходные 1,3 1,3 1,7 1,4 1,4 1,6 1,7 1,6 1,5; 60
Ранг 2,9 7,5 1,5 5,5 5,5 3,5 1,5 3,5
Промежуточные 2,2 2,2 2,6 2,5 2,8 2,8 2,6 2,7 2,5; 84
Ранг 7,5 7,5 4,5 6 1,5 1,5 4,5 3
Конечные 3 2,9 3 3 3 3 2,9 3 2,97; 99
% детей 100 94 100 100 100 100 94 100
Примечание: % детей - процент детей, освоивших двигательные действия учебной программы на оценку 3 балла
наклоняясь встать на четвереньки на доску и выполнить ползание произвольным способом, с преодолевающей работой руками и ногами, хватом руками за края доски. БУ-4 — подлезание под воротца (30 — 40 см). Техника выполнения: ползая на четвереньках пролезать в воротца, не задевая их. ПУ-4 —переползание через бревно. Техника выполнения: ползание на четвереньках, поочередно ставя руки и ноги, перелезть через бревно в прямом направлении. Вторая структурная группа — лазание. БУ-5 — лазание по гимнастической стенке произвольным способом. Техника выполнения: лазание уверенно, быстро без остановок, решительно. ПУ-5 — лазание по гимнастической стенке выше 1,5 м до уровня груди. Техника выполнения: те же требования, и в конце принять вис стоя с согнутыми руками на уровне груди. Слезание выполнять произвольным способом.
Анализ программ физического воспитания [5, 6] детей 2 — 3 г. ж. на основе выявления базовых и профилирующих упражнений и учете объемных упражнений учебной программы показал, что общее количество основных движений составляет у детей 2 г. ж. — 28, а у 3 г. ж. — 42 основных движения, табл. 1. Объем базовых и профилирующих упражнений, несмотря на разницу количества основных движений в возрастных группах, одинаковый — 26 упражнений. Однако базовых упражнений больше на 2 г. ж. (17) и меньше на 3 г. ж. (12). Профилирующих упражнений меньше на 2 г. ж. (9) и больше на 3 г. ж. (14). То же характерно для объемных упражнений — 2 и 16 (табл. 1). На 2 г.
ж. программный материал требует преимущественно изучения базовых и профилирующих упражнений. У детей 3 г. ж. освоение базовых и профилирующих упражнений связано с дальнейшим усвоением объемных упражнений.
Исследования, проведенные А. И. Кравчуком и Л. Д. Дмитриевой [5, 6] в области физического воспитания детей 4 — 7 лет с использованием базовых и профилирующих упражнений, показали, что после освоения базовых и профилирующих упражнений двигательная подготовленность оказалась на уровне 48 — 100 %, после профилирующих упражнений составила 76—100 %. К концу года, когда был освоен весь учебный материал, уровень двигательной подготовленности стал еще выше — от 80 до 100 %.
Наши исследования влияния базовых и профилирующих упражнений на качество освоения основных движений детьми 2 — 3 г. ж. показали следующее.
В начале учебного года качество освоения основных движений у детей 2 — 3 г. ж. было выше в ходьбе, у детей 2 г. ж. — в метании, а у 3 г. ж. — в прыжках по 1,7 балла. Менее качественно освоены у 2 и 3 г. ж. движения руками и ногами (1,2— 1,3 балла). Остальные движения (бег, равновесие, лазание) дети выполнили более качественно (1,6 — 1,4 балла) (табл. 2, 3). Таким образом, исходные данные освоения основных движений были сходными у детей: 2 г. ж. — 1,2 — 1,7 балла,
3 г. ж. — 1,3 — 1,7 балла.
После освоения базовых и профилирующих упражнений была дана оценка качества выполнения основных движений, по специальным тестам [5]. У детей 2 г. ж. улучшилось качество выполнения равновесия и метания (2,3 балла). Остальные движения, кроме движений руками (2,1 балла) и ногами (1,9 балла), дети освоили на 2,2 балла (ходьба, бег, лазание, прыжки) (табл. 2).
Дети 3 г. ж. более качественно освоили равновесие и лазание (2,8 балла). Такие движения, как ходьба, бег, прыжки и метание, они выполнили на 2,7 — 2,5 балла. Менее качественно, как и в начале года, освоены
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
движения руками и ногами — по 2,2 балла. Качество выполнения всех основных движений в среднем составило у детей 2 г. ж. — 2,2 балла, 3 г. ж. — 2,5 балла (табл. 2, 3).
Освоение объемных упражнений учебной программы после обучения базовым и профилирующим упражнениям в конце учебного года показало, что все основные движения дети 2 — 3 г. ж. выполнили на 3 балла, что составило 100 % освоения двигательных навыков, за исключением метания на 2 г. ж. (2,9 балла, 89 %) и движений ногами, прыжков на 3 г. ж. (2,9 балла, 94 %) (табл. 2, 3).
Выводы.
1. Анализ программного материала по обучению видам основных движений детей 2 — 3 г. ж., структурным группам и подгруппам движений позволил выявить базовые и профилирующие упражнения, остальной учебный материал (объемные упражнения).
2. Последовательное обучение вначале базовым и профилирующим упражнениям в течение учебного года способствовало усвоению объемных упражнений. К концу учебного года дети 2 — 3 г. ж. освоили все основные движения. Безупречное выполнение основных движений имели 94—100 % детей на уровне
3 баллов.
3. Качество освоения основных движений детьми 2 — 3 г. ж. следует оценивать по четырехбалльной шкале (0, 1, 2, 3) на уровне не менее 3 баллов по сравнению с детьми более старшего возраста, у которых безупречное выполнение основных движений оценивается в 2 — 3 балла.
Библиографический список
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Мозайка-Синтез, 2007. — 208 с.
2. Физическая культура в детском саду: Типовая программа. — Министерство просвещения СССР. Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР. — М. : Физическая культура и спорт, 1984. — 48 с.
3. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. — Ч. 2, 3. — 136 с.
4. Кравчук, А.И. Научные и организационные аспекты подготовки и переподготовки кадров для реализации региональных программ физического воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Кравчук, С. П. Рябинин // Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. - Омс к: Изд-во СибГУФК, 2008. - № 1 (22). - С. 53- 57.
5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. - Новосибирск, 1998. - Ч. 1. - 102 с.
6. Кравчук, А.И. Изменение двигательного потенциала детей 4-7 лет жизни при направленном комплексном физическом воспитании / А. И. Кравчук, Л. Ю. Дмитриева // Дети и здоровье : материалы науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания / ОГИС. - Омск, 1993. - С. 15-16.
ШРЕДЕР Анна Юрьевна, аспирантка кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методики туризма и социально-культурного сервиса», член-корреспондент САН ВШ.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 04.06.2009 г.
© А. Ю. Шредер, А. И. Кравчук
Опровержение
В журнале «Омский научный вестник», 2009, № 6 (82), стр. 150, по техническим причинам допущена неточность.
В сведениях об авторе Коваленко Т. М. следует читать: «Коваленко Татьяна Михайловна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры философии и истории Сибирского государственного университета физической культуры и спорта». Редакция приносит извинения автору.