Научная статья на тему 'Обучение основным движениям детей 2-3 годов жизни с использованием базовых и профилирующих упражнений'

Обучение основным движениям детей 2-3 годов жизни с использованием базовых и профилирующих упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1234
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / БАЗОВЫЕ И ПРОФИЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДЕТИ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ / PHYSICAL EDUCATION / TEACHING PROGRAMMER / BASIS AND SPECIAL EXERCISES / THE CHILDREN OF 2-3 YEARS OLD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шредер Анна Юрьевна, Кравчук Анатолий Иосифович

В статье изложен анализ техники видов основных движений. Выявлены базовые и профилирующие упражнения, определен их объем в учебной программе по физическому воспитанию у детей 2-3 годов жизни. Эффективность использования этих упражнений выразилась в безупречном освоении основных движений у 94-100 % детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шредер Анна Юрьевна, Кравчук Анатолий Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching 2-3 years old children of basic motions by basic and special exercises

The article tells about the technical analysis of the kinds of basis motions. We discovered the basic and special exercises for physical education of the children of 2-3 years old. These exercises usage has improved motion ability of 94-100 % of the children.

Текст научной работы на тему «Обучение основным движениям детей 2-3 годов жизни с использованием базовых и профилирующих упражнений»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

высококвалифицированных биатлонистов: мнения специалистов / Я.С. Романова // Омский научный вестник. — 2008. — № 6 (74). - С. 138-141.

6. Фомина Е.В. Общая и спортивная психофизиология / Е.В. Фомина. — Омск, 2004. — 140 с.

7. Правшество и левшество [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHu-тап.

8. Функциональные асимметрии [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsym-те^ОМитат

9. Саидов А.А. Двигательная асимметрия в спорте / А.А. Саидов // Методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования и Высшей школы тренеров. — Москва, 1981. — 30 с.

РОМАНОВА Яна Сергеевна, аспирантка кафедры теории и методики лыжного спорта.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.

© Я. С. Романова

УДК 796:373.2 Д. Ю. ШРЕДЕР

Л. И. КРДВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДОВ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВДНИЕМ БДЗОВЫХ И ПРОФИЛИРУЮЩИХ УПРДЖНЕНИЙ

В статье изложен анализ техники видов основных движений. Выявлены базовые и профилирующие упражнения, определен их объем в учебной программе по физическому воспитанию у детей 2—3 годов жизни. Эффективность использования этих упражнений выразилась в безупречном освоении основных движений у 94—100 % детей. Ключевые слова: физическое воспитание, учебная программа, базовые и профилирующие упражнения, дети 2—3 года жизни.

Актуальность. Программа дошкольного физического воспитания ставит задачи укрепления здоровья детей и развитие основных движений [1, 2]. В разделе физического воспитания детей 2 — 3 годов жизни (г. ж.) перечислены основные движения, которыми ребенок должен овладеть, но не содержатся указания о последовательности их обучения. У детей

2 г. ж. в учебном материале отсутствуют упражнения для подготовки к прыжкам и бегу.

Для качественного овладения программный материал каждого учебного года обучения необходимо изучать в следующей последовательности. В начале качественно осваивают базовые и профилирующие упражнения основных видов движений, а затем остальные упражнения учебного материала — объемные упражнения [3, 4].

Базовые упражнения (БУ) создают представления о технике, особенностях и сложности основных движений структурной подгруппы, а профилирующие упражнения (ПУ) позволяют освоить все многообразие основных движений данной подгруппы.

Базовые и профилирующие упражнения позволяют создать представление у детей о технике видов действий в прикладных упражнениях и способствуют безупречному освоению основных движений в соответствии с их формой и содержанием.

Проблема исследования состоит в обеспечении эффективности обучения и формировании качества навыков основных движений у детей 2 — 3 г. ж.

Объект исследования — обучение основным движениям детей 2 — 3 г. ж. в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей

2 — 3 г. ж.

Цель исследования — обоснование выбора базовых и профилирующих упражнений видов основных движений учебной программы для детей 2 — 3 г. ж.

Гипотеза исследования. Если проанализировать структуру основных движений в каждом виде учебной программы с учетом особенностей техники движений, то можно выделить базовые и профилирующие упражнения в каждом виде двигательных действий и определить их объем.

Задачи исследования:

1. Изучить программный материал по физическому воспитанию детей 2 — 3 г. ж.

2. Выявить базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей 2 — 3 г. ж.

3. Выявить объем базовых и профилирующих упражнений в каждом виде основных движений и оценить качество их освоения у детей 2 и 3 г. ж.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008/09 учебного года на базе дошкольного образовательного учреждения № 344 г. Омска. В педагогическом эксперименте приняли участие дети раннего возраста и первой младшей группы по 18 детей в каждой.

Результаты исследования. Все основные движения учебной программы были расположены в логической последовательности с учетом усложнения техники их выполнения в каждом виде основных движений: ходьбе, равновесии, прыжках, метании, беге, лазании. На каждом виде основных движений определялись структурные группы, которые делились на подгруппы с учетом изменения техники и условий выполнения упражнений.

2 год жизни. Первый вид основных движений — ходьба.

Первая структурная группа — ходьба в определенном направлении. БУ-1 — ходьба в прямом направлении. Техника выполнения: ходьба перекатом пятки на носок, с перекрестным движением руками и ногами. При передвижении следует минимально отклонятся от заданного направления. ПУ-1 — ходьба вверх по наклонной доске. Техника выполнения: ноги слегка согнуты, полунаклон вперед, не замедлять движения и не останавливаться. Вторая структурная группа — ходьба с препятствиями. БУ-2 — перешагивание через веревку, лежащую на полу. Техника выполнения: сохраняя технику ходьбы, выше поднять слегка согнутую маховую ногу и, слегка опрокидываясь, перешагнуть через веревку. ПУ-2 — перешагивание через веревку, приподнятую на 10 см от пола. Техника выполнения: при перешагивании сохранять равновесие на одной (опорной) и согнуть другую ногу (маховую) вперед над веревкой; вставая на маховую ногу, согнуть опорную (толчковую) назад и продолжить движение, не замедляя его. Третья структурная группа — групповая ходьба. БУ-3 — ходьба «стайкой», совместное изменение при ходьбе заданного направления. Техника выполнения: не наталкиваться друг на друга, изменять направление (ребенок учится изменять длину шага и выполнять полшага в сторону, сохраняя равновесие).

Второй вид основных движений — равновесие (динамическое).

Первая структурная группа — ходьба с ограничением площади передвижения. БУ-1 — ходьба по доске длиной 2 м, ширенной 30 см. Техника выполнения: при ходьбе выполнить постановку ноги стопой кнаружи, сохраняя вертикальное положение тела, взгляд направлен вперед. ПУ-1 — ходьба на опрокинутый вверх дном ящик. Техника выполнения: сочетание ходьбы с перешагиванием, равновесие на одной, другая согнутая вперед, наклон тела слегка вперед, перешагивать без остановок (подготовка к преодолевающему и уступающему режиму работы групп мышц ног). Вторая структурная группа — ходьба «в горку и с горки» (преодолевающий и уступающий режим работы групп мышц ног). БУ-2 — ходьба по наклонной доске, поднятой на 10—15 см от пола. Техника выполнения: небольшой наклон туловища вперед, постановка ноги на переднюю часть стопы, преодолевающие усилия каждой ногой. БУ-3 — ходьба вниз по наклонной доске. Техника выполнения: меньший наклон тела, значительно согнуть ноги по сравнению с подъемом наверх, чаще постановка ног, т.е. увеличение темпа (уступающий режим работы мышц ног).

Третий вид основных движений — прыжки.

Первая структурная группа — подскоки. БУ-1 — подскоки на месте. Техника выполнения: незначительное сгибание и быстрое разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, с движениями рук вперед и назад. ПУ-1 — подскоки с продвижением. Техника выполнения: небольшой наклон туловища вперед, подскоки с продвижением вперед на незначительно согнутых ногах, с движениями рук вперед

и назад. Вторая структурная группа — прыжки. БУ-2 — прыжки на месте. Техника выполнения: полуприсед, руки назад, мах ими вперед и прыжок вверх с фазой полета в полуприсед (в фазе полета выпрямить ноги). ПУ-2 — прыжки с продвижением. Техника выполнения: из полуприседа мах руками вперед, толчок ногами вниз-назад и прыжки вверх с продвижением вперед с слегка согнутыми ногами и приземлением в полуприсед, руки назад.

Четвертый вид основных движений — метание.

Первая структурная группа - бросок мяча двумя руками. БУ-1 — катить мяч к воспитателю. Техника выполнения: и.п. — присед, мяч внизу; обхватить мяч с снизу согнутыми руками, слегка разгибая ноги и туловище, быстро выпрямить руки и катить мяч вперед. БУ-2 — бросок среднего мяча (20-25 см) снизу. Техника выполнения: и.п. — мяч внизу; полуприседая, быстро выпрямить ноги и тело, выполняя мах мячом вперед-кверху и выпустить его. БУ-3 — бросок среднего мяча (20-25 см) из-за головы. Техника выполнения: и.п. — мяч за головой; полунаклон назад и быстро полунаклон вперед с разгибанием рук вперед-кверху и выпустить мяч. Вторая структурная группа — бросок мяча одной рукой. БУ-4 — бросок малого мяча вдаль снизу правой и левой рукой. Техника выполнения: отвести руку назад, сделать ею мах вперед-кверху с остановкой руки в конце броска и выпустить мяч. БУ-5 - броски малого мяча от плеча правой и левой рукой. Техника выполнения: и.п. — мяч у плеча; одноименный поворот туловища в сторону мяча и быстро противоположный поворот туловища с разгибанием руки вперед-кверху и выпустить мяч.

Пятый вид основных движений — бег.

Первая структурная группа—обычный бег. БУ-1 — несколько беговых шагов. Техника выполнения: бег перекатом с пятки на носок, с перекрестным движением руками, бег на слегка согнутых ногах. ПУ-1 — бег за мячом. Техника выполнения: бег с перекрестным движением руками в направлении катящегося мяча и попытками перехода на бег на носках. БУ-2 — бег за воспитателем. Техника выполнения: воспитатель меняет направление при беге, и дети стремятся изменить направление своего бега, не наталкиваясь друг на друга. ПУ-2 — бег без остановки 10 с. Техника выполнения: длительный бег с перекатом пятки на носок, с поддержанием длинны шага.

Шестой вид основных движений — лазание.

Первая структурная группа — ползание. БУ-1 — ползание на четвереньках на заданное расстояние. Техника выполнения: перекрестная или одноименная постановка рук и ног, двигаться без остановок. БУ-2 -пролезание в вертикально стоящий обруч. Техника выполнения: перемещение в приседе, пролезая в обруч стараться не задеть его, наклоняясь вперед. Вторая структурная группа — лазание. ПУ-1 — влезать на стремянку 1-1,5 м. Техника выполнения: непрерывное и решительное лазание произвольным способом. ПУ-2 — слезать со стремянки. Техника выполнения: непрерывное перемещение вниз произвольным способом. Следить за постановкой ноги на переднюю часть стопы.

3 год жизни. Первый вид основных движений — ходьба.

Третья структурная группа — групповая ходьба. ПУ-3 — ходьба «стайкой» за воспитателем. Техника выполнения: своевременно менять направление за воспитателем не наталкиваясь друг на друга. Четвертая структурная группа — организованная ходьба. БУ-4 — ходьба парами. Техника выполнения: ходьба

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

Количество базовых и профилирующих упражнений учебной программы при обучении основным движениям детей 2-3 годов жизни

Основные движения 2 г. ж. 3 г. ж.

БУ ПУ ОУ I БУ ПУ ОУ I

Ходьба 3 2 - 5 2 1 5 8

Равновесие 3 1 - 4 1 3 2 6

Прыжки 2 2 - 4 2 2 3 7

Метание 5 - 1 6 2 3 2 7

Бег 2 2 - 4 2 2 3 7

Лазание 2 2 1 5 3 3 1 7

Итого 17 9 2 28 12 14 16 42

Примечание: БУ — базовые упражнения, ПУ — профилирующие упражнения; ОУ — объемные упражнения учебной программы

взявшись за руки, идти в заданном направлении, сохраняя дистанцию между парами и интервал в паре. Пятая структурная группа — сочетание ходьбы и бега. БУ-5 — переход с ходьбы на бег. Техника выполнения: увеличить частоту шагов и, слегка опрокидываясь вперед, перейти на беговые шаги.

Второй вид основных движений — равновесие.

Первая структурная группа. БУ-4 — ходьба по шнуру прямо. Техника выполнения: ходьба мелким шагом, ноги ставятся одна впереди другой, постановка стоп точно на шнур. ПУ-2 — ходьба по шнуру зигзагом, совершенствование. Техника выполнения: сохраняя равновесие не сходить со шнура, балансируя руками, уменьшая длину шага, ставя ногу всей стопой на шнур. ПУ-3 — ходьба по гимнастической скамейке. Техника выполнения: ходьба перекатом с пятки на носок, ставя стопы с разведением носков кнаружи, а пятки внутрь по центру скамейки, с перекрестными движениями руками. Вторая структурная группа. ПУ-4 — ходьба с ящика на ящик. Техника выполнения: вход на ящик выполняется за счет преодолевающего усилия опорной ноги и большим наклоном тела вперед, уверенно перешагивая на другой ящик и выполняя сход с него в уступающем режиме маховой ноги.

Третий вид основных движений — прыжки.

Вторая структурная группа. БУ-3 — прыжок вверх без взмаха руками. Техника выполнения: из полупри-седа с полунаклоном вперед, быстро выпрямиться, разгибая туловище и ноги, прыжок вверх и приземление в полуприсед. ПУ-3 — прыжки в полуприседе с продвижением вперед. Техника выполнения: из полуприседа, опрокидывая тело вперед, оттолкнуться ногами с вылетом тела вверх-вперед за счет небольшого выпрямления ног в коленных и тазобедренных суставах, приземляясь в полуприсед продолжить выполнение прыжков с продвижением вперед с согнутыми ногами и небольшими махами руками. Третья структурная группа — приземление. БУ-4 — поза приземления на месте. Техника выполнения: из основной стойки необходимо принять полуприсед с полунаклоном вперед, руки вперед кверху-кнаружи, смотреть прямо, стоять устойчиво, как бы садясь на стульчик. ПУ-4 поза приземления после прыжка вверх со взмахом рук. Техника выполнения: из полуприседа, руки назад выполнить прыжок вверх, со взмахом руками вверх, в полете выпрямиться и перед приземлением незначительно сог-

нуться в тазобедренных суставах, встречая опору носками, принять позу приземления на носках и полуприседая быстро поставить пятки на опору и зафиксировать позу приземления.

Четвертый вид основных движений — бег.

Первая структурная группа — беговые шаги. БУ-2 — бег за воспитателем. Техника выполнения: скорость бега воспитателя увеличивается и резче изменяется направление движения, на что дети должны реагировать и продолжать бег. ПУ-3 — переход с бега на ходьбу. Техника выполнения: сохраняя частоту беговых шагов, следует перейти на частый, меньший длинны шаг, а затем, увеличивая длину шагов, перейти на обычный шаг. Вторая структурная группа — бег с изменением направления движения. БУ-3 — бег от воспитателя. Техника выполнения: дети убегают от воспитателя, стремясь не наталкиваться друг на друга, учитывая направление бега других детей. ПУ-4 — бег по кругу. Техника выполнения: выполняется бег в обход в колонне (друг за другом), не обгоняя и не отставая один от другого.

Пятый вид основных движений — метание.

Первая структурная группа. ПУ-1 — броски двумя руками вдаль снизу. Техника выполнения: увеличить скорость движения частями тела и обеспечить высоко-далекую траекторию полета мяча. ПУ-2 — броски мяча вдаль из-за головы. Техника выполнения: те же требования. Третья структурная группа—ловля мяча. БУ-6 — ловля мяча, брошенного воспитателем. Техника выполнения: вытягивать руки на встречу к мячу и быстро сгибать их при ловле мяча, прижать мяч к груди. Четвертая структурная группа — броски в цель. БУ-7 — метание в горизонтальную цель двумя руками снизу (расстояние 1 м). Техника выполнения:

и.п. - мяч внизу. Выполнить бросок плавно, прицеливаясь во время маха руками, следя за мячом и центром цели, создавая более плоскую траекторию полета мяча. ПУ-3 — броски малого мяча каждой рукой снизу в горизонтальную цель (расстояние 1 м). Техника выполнения: и.п. — мяч внизу. Отвести его назад и, прицеливаясь, выпустить мяч кистью в направлении центра цели.

Шестой вид основных движений — лазание.

Первая структурная группа. БУ-3 — ползание по доске, лежащей на полу. Техника выполнения: ползая на четвереньках произвольным способом, ставить руки и ноги точно на доску. ПУ-3 — ползание на четвереньках по наклонной доске. Техника выполнения:

Развитие основных движений у детей 2 года жизни, балл, п=18

Показатели Дви- жения руками Дви- жения ногами Ходьба Бег Равно- весие Лазание Прыжки Метание -,%

Исходные 1,2 1,3 1,7 1,3 1,5 1,6 1,5 1,7 1,5; 68

Ранг 8 6,5 1,5 6,5 4,5 3 4,5 1,5

Промежуточные 2,1 1,9 2,2 2,2 2,3 2,2 2,2 2,3 2,2; 74

Ранг 7 8 4,5 4,5 1,5 4,5 4,5 1,5

Конечные 3 3 3 3 3 3 3 2,9 2,98; 99

% детей 100 100 100 100 100 100 100 89

Примечание: % детей - процент детей, освоивших двигательные действия учебной программы на оценку 3 балла

Таблица 3

Развитие основных движений у детей 3 года жизни, балл, п=18

Показатели Дви- жения руками Дви- жения ногами Ходьба Бег Равно- весие Лазание Прыжки Метание х, %

Исходные 1,3 1,3 1,7 1,4 1,4 1,6 1,7 1,6 1,5; 60

Ранг 2,9 7,5 1,5 5,5 5,5 3,5 1,5 3,5

Промежуточные 2,2 2,2 2,6 2,5 2,8 2,8 2,6 2,7 2,5; 84

Ранг 7,5 7,5 4,5 6 1,5 1,5 4,5 3

Конечные 3 2,9 3 3 3 3 2,9 3 2,97; 99

% детей 100 94 100 100 100 100 94 100

Примечание: % детей - процент детей, освоивших двигательные действия учебной программы на оценку 3 балла

наклоняясь встать на четвереньки на доску и выполнить ползание произвольным способом, с преодолевающей работой руками и ногами, хватом руками за края доски. БУ-4 — подлезание под воротца (30 — 40 см). Техника выполнения: ползая на четвереньках пролезать в воротца, не задевая их. ПУ-4 —переползание через бревно. Техника выполнения: ползание на четвереньках, поочередно ставя руки и ноги, перелезть через бревно в прямом направлении. Вторая структурная группа — лазание. БУ-5 — лазание по гимнастической стенке произвольным способом. Техника выполнения: лазание уверенно, быстро без остановок, решительно. ПУ-5 — лазание по гимнастической стенке выше 1,5 м до уровня груди. Техника выполнения: те же требования, и в конце принять вис стоя с согнутыми руками на уровне груди. Слезание выполнять произвольным способом.

Анализ программ физического воспитания [5, 6] детей 2 — 3 г. ж. на основе выявления базовых и профилирующих упражнений и учете объемных упражнений учебной программы показал, что общее количество основных движений составляет у детей 2 г. ж. — 28, а у 3 г. ж. — 42 основных движения, табл. 1. Объем базовых и профилирующих упражнений, несмотря на разницу количества основных движений в возрастных группах, одинаковый — 26 упражнений. Однако базовых упражнений больше на 2 г. ж. (17) и меньше на 3 г. ж. (12). Профилирующих упражнений меньше на 2 г. ж. (9) и больше на 3 г. ж. (14). То же характерно для объемных упражнений — 2 и 16 (табл. 1). На 2 г.

ж. программный материал требует преимущественно изучения базовых и профилирующих упражнений. У детей 3 г. ж. освоение базовых и профилирующих упражнений связано с дальнейшим усвоением объемных упражнений.

Исследования, проведенные А. И. Кравчуком и Л. Д. Дмитриевой [5, 6] в области физического воспитания детей 4 — 7 лет с использованием базовых и профилирующих упражнений, показали, что после освоения базовых и профилирующих упражнений двигательная подготовленность оказалась на уровне 48 — 100 %, после профилирующих упражнений составила 76—100 %. К концу года, когда был освоен весь учебный материал, уровень двигательной подготовленности стал еще выше — от 80 до 100 %.

Наши исследования влияния базовых и профилирующих упражнений на качество освоения основных движений детьми 2 — 3 г. ж. показали следующее.

В начале учебного года качество освоения основных движений у детей 2 — 3 г. ж. было выше в ходьбе, у детей 2 г. ж. — в метании, а у 3 г. ж. — в прыжках по 1,7 балла. Менее качественно освоены у 2 и 3 г. ж. движения руками и ногами (1,2— 1,3 балла). Остальные движения (бег, равновесие, лазание) дети выполнили более качественно (1,6 — 1,4 балла) (табл. 2, 3). Таким образом, исходные данные освоения основных движений были сходными у детей: 2 г. ж. — 1,2 — 1,7 балла,

3 г. ж. — 1,3 — 1,7 балла.

После освоения базовых и профилирующих упражнений была дана оценка качества выполнения основных движений, по специальным тестам [5]. У детей 2 г. ж. улучшилось качество выполнения равновесия и метания (2,3 балла). Остальные движения, кроме движений руками (2,1 балла) и ногами (1,9 балла), дети освоили на 2,2 балла (ходьба, бег, лазание, прыжки) (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети 3 г. ж. более качественно освоили равновесие и лазание (2,8 балла). Такие движения, как ходьба, бег, прыжки и метание, они выполнили на 2,7 — 2,5 балла. Менее качественно, как и в начале года, освоены

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

движения руками и ногами — по 2,2 балла. Качество выполнения всех основных движений в среднем составило у детей 2 г. ж. — 2,2 балла, 3 г. ж. — 2,5 балла (табл. 2, 3).

Освоение объемных упражнений учебной программы после обучения базовым и профилирующим упражнениям в конце учебного года показало, что все основные движения дети 2 — 3 г. ж. выполнили на 3 балла, что составило 100 % освоения двигательных навыков, за исключением метания на 2 г. ж. (2,9 балла, 89 %) и движений ногами, прыжков на 3 г. ж. (2,9 балла, 94 %) (табл. 2, 3).

Выводы.

1. Анализ программного материала по обучению видам основных движений детей 2 — 3 г. ж., структурным группам и подгруппам движений позволил выявить базовые и профилирующие упражнения, остальной учебный материал (объемные упражнения).

2. Последовательное обучение вначале базовым и профилирующим упражнениям в течение учебного года способствовало усвоению объемных упражнений. К концу учебного года дети 2 — 3 г. ж. освоили все основные движения. Безупречное выполнение основных движений имели 94—100 % детей на уровне

3 баллов.

3. Качество освоения основных движений детьми 2 — 3 г. ж. следует оценивать по четырехбалльной шкале (0, 1, 2, 3) на уровне не менее 3 баллов по сравнению с детьми более старшего возраста, у которых безупречное выполнение основных движений оценивается в 2 — 3 балла.

Библиографический список

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Мозайка-Синтез, 2007. — 208 с.

2. Физическая культура в детском саду: Типовая программа. — Министерство просвещения СССР. Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР. — М. : Физическая культура и спорт, 1984. — 48 с.

3. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. — Новосибирск, 1998. — Ч. 2, 3. — 136 с.

4. Кравчук, А.И. Научные и организационные аспекты подготовки и переподготовки кадров для реализации региональных программ физического воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Кравчук, С. П. Рябинин // Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. - Омс к: Изд-во СибГУФК, 2008. - № 1 (22). - С. 53- 57.

5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук // Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания / Новосиб. пед. ун-т. - Новосибирск, 1998. - Ч. 1. - 102 с.

6. Кравчук, А.И. Изменение двигательного потенциала детей 4-7 лет жизни при направленном комплексном физическом воспитании / А. И. Кравчук, Л. Ю. Дмитриева // Дети и здоровье : материалы науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания / ОГИС. - Омск, 1993. - С. 15-16.

ШРЕДЕР Анна Юрьевна, аспирантка кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

Адрес для переписки: e-mail: AShreder@mail.ru КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методики туризма и социально-культурного сервиса», член-корреспондент САН ВШ.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 04.06.2009 г.

© А. Ю. Шредер, А. И. Кравчук

Опровержение

В журнале «Омский научный вестник», 2009, № 6 (82), стр. 150, по техническим причинам допущена неточность.

В сведениях об авторе Коваленко Т. М. следует читать: «Коваленко Татьяна Михайловна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры философии и истории Сибирского государственного университета физической культуры и спорта». Редакция приносит извинения автору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.