Научная статья на тему 'Возможности физической реабилитации детей с ограничениями интеллектуального развития'

Возможности физической реабилитации детей с ограничениями интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL REHABILITATION / CHILDREN / MENTAL RESTRICTION / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Галия Нагимовна, Токмакова Наталья Юрьевна, Богданова Регина Флюровна

Представлены методические основы коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью на уроках физической культуры. Доказано, что выполнение определенных упражнений обогащает двигательный опыт детей с ограничениями интеллектуального развития и способствует успешному применению этих движений в быту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Галия Нагимовна, Токмакова Наталья Юрьевна, Богданова Регина Флюровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSOBILITIES OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MENTAL RESTRICTIONS

Methodical bases of the correctional developing training of mentally retarded children at physical education classes are provided. It is proved that accomplishment of certain exercises adds to motive experience of children with restrictions of intellectual development and promotes successful application of these movements in life.

Текст научной работы на тему «Возможности физической реабилитации детей с ограничениями интеллектуального развития»

Список литературы

1. Воронков А.В., Никулин И.Н., Жилина Л.В. Особенности силовой катаболической тренировки женщин первого периода зрелого возраста // Теория и практика физической культуры. 2013. № 1. С. 49-52.

2. Кудяшева М.Н. Причины низкой физкультурно-оздоровительной активности женщин первого зрелого возраста // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 86-91.

3. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. М.: Советский спорт. 1993. 48 с.

Башта Людмила Юрьевна, доц., liudmila.bashta@,yandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

TECHNIQUE SPORTS FOR WOMEN 25-30 YEARS WORKING IN THE ENTERPRISE OF

INSTRUMENTATION

L.Yu. Basta

The article covers information on the physical condition, the dynamics of the level of attention, state of the nervous system and psycho-emotional sphere of women 25-30 years working in the enterprise engineering. Developed and tested methods of physical fitness exercises using aerobic exercises, strength exercises and stretching.

Key words: women 25-30 years, health and fitness technique, the level of attention, physical condition, psycho-emotional sphere.

Basta Ludmila Yurievna, associate Professor, liudmila. bashta@yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

УДК 796.01:376.4:615.825

ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Г.Н. Богданова, Н.Ю. Токмакова, Р.Ф. Богданова

Представлены методические основы коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью на уроках физической культуры. Доказано, что выполнение определенных упражнений обогащает двигательный опыт детей с ограничениями интеллектуального развития и способствует успешному применению этих движений в быту.

Ключевые слова: физическая реабилитация, дети, уроки физической культуры, интеллектуальная недостаточность, адаптивная физическая культура

Основные задачи адаптивной физической культуры детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии включают задачи физического

развития, образовательные, воспитательные и оздоровительные. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физическим нагрузкам оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта. У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность выявляется в 90-100 % случаев. Отставание в развитии физических качеств от здоровых сверстников - силы основных групп мышц рук, ног, спины - на 15-30 %, быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15 %. Значительное отставание физической подготовленности объясняется тем, что сила, возбудимость и подвижность нервных процессов у них значительно снижены. Очень важно обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков, развитие физических способностей.

Цель исследования: повышение физической подготовленности, двигательной активности, выносливости, силовых качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования: закрепить методические основы коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью на уроках физического воспитания.

В коррекционной школе используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

На уроке физкультуры могут быть дети с легкой и с умеренной степенью умственной отсталости. По физической активности и двигательной подготовленности эти учащиеся в основном относятся к пяти группам: хорошее физическое развитие и двигательная подготовленность; физическое развитие и двигательная подготовленность выше среднего; среднее физическое развитие и двигательная подготовленность; физическое развитие и двигательная подготовленность ниже среднего; негармоничное физическое развитие и низкая двигательная подготовленность.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными задачами. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями,

воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи. Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Задача педагога - подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.

Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Вначале необходим показ упражнения, этим педагог может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.

Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1-м классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.

Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.

Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.

В подготовительном, 1-м и 2-м классах продолжительность вводной части урока 8-10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3-4-х классах продолжительность вводной части составляет 5-6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.

Подготовительная часть урока решает следующие задачи:

1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть дыхательные и физические

упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3-го класса, используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.

2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.

4. Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.

Таким образом, в подготовительную часть урока вводится 8-10 упражнений различного характера. Она может длиться 10-15 мин.

В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.

При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве) в начале или в конце.

В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.

Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1-4-х классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.

В 3-4-х классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки. Основная часть урока длится 20-25 мин и плавно переходит в заключительную часть.

Заключительная часть урока решает две задачи:

1. Подготовить учащихся к следующим урокам или организованной деятельности во внеурочное время.

2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.

Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1-м классах - до 7 мин, во 2-4-м классах - 3-5 мин.

Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических и специальных коррекционных принципов и методов. При подборе упражнений следует учитывать уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Например, у учащихся 2-го класса уже сформирован навык выполнения прыжка в длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку согнув ноги с разбега.

Обучение нужно проводить в замедленном темпе, так как дети очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность). Добиваясь овладения правильной техникой упражнений, учитель должен уделять внимание принятию исходных положений, применять различные ориентиры.

Особое внимание необходимо уделить обучению ходьбе, бегу, прыжкам. Это циклические движения умеренной и максимальной интенсивности. При ходьбе руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад синхронно движениям ног.

Эта синхронность у детей с нарушениями интеллекта часто нарушена. Если нормальные дети сами пытаются найти способ правильного передвижения, то дети с нарушениями развития просто не производят взмаха руками. В дальнейшем это влияет на обучение бегу и прыжкам.

В начальных классах необходимо сформировать следующие виды ходьбы: обычную в умеренном темпе; на носках, пятках; высоко поднимая колени; широким шагом (с 4-го класса); приставным шагом; в полуприседе и приседе (с 3-го класса); с закрытыми глазами; спиной вперед. В дальнейшем это влияет на обучение бегу и прыжкам.

Выборочно отдельные виды ходьбы представлены на рис. 1.

При обучении бегу можно предлагать задания игрового характера. Например: «Надо пробежать по этой полоске, как лисичка, легко и быстро», «К вам в гости пришла мышка. Под столом сидит кошка. Убегайте вместе с мышкой тихо, на носочках, быстро, чтобы кошка не услышала вас».

В начальной школе изучается обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег с препятствиями.

л ^

Рис. 1. Виды ходьбы: 1 - обычная; 2 - широким шагом; 3 - на носках; 4 - на пятках; 5 - в полуприседе; 6 - на согнутых ногах; 7 - с закрытыми глазами; 8 - приставным шагом; 9 - спиной вперед

Методика обучения всем видам прыжков подробно описана выше. Необходимо заметить, что при обучении прыжку в длину с места требовать максимального результата не следует, лучше добиваться правильного исходного положения, отталкивания и приземления (рис. 2).

/ 2 3

Рис. 2. Прыжок в длину с места: 1 - отталкивание; 2 - полет; 3 - приземление

Действия с мячом - это достаточно трудное задание для детей с нарушениями интеллекта. Именно с мячом учащиеся манипулируют неуверенно. Вот почему мяч, как наиболее удобный для бросания, ловли и метания предмет, должен постоянно находиться у детей. Начиная с 1-го класса необходимо воспитывать у детей чувство мяча. В каждом классе мячи должны быть разных размеров - от больших (надувных, волейбольных) до маленьких (резиновых, теннисных).

Труднее всего выполняются действия с малыми мячами в виде бросания и ловли. Полезно учить подбрасыванию вверх мяча средней величины, а начиная с 4-го класса - теннисного мяча.

Мяч, брошенный вверх, ловят руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы немного согнуть и образовать как бы ковш, чашу (рис. 3).

I 2 3 4

Рис. 3. Броски и ловля мяча: 1, 2 - вверх; 3,4 - о землю

Учащиеся начальных классов должны овладеть бросанием снизу, от груди, сверху и из-за головы, что облегчает освоение игры в баскетбол (рис. 4).

12 3 4

Рис. 4. Броски мяча: 1 - снизу; 2 - от груди; 3 - сверху; 4 - из-за головы

Из упражнений в ползании и лазанье самым трудным будет обучение лазанью по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами в смешанном висе с опорой на ноги и хватом руками.

На начальных этапах обучения необходимо научить детей лазать приставными шагами. Они берутся последовательно обеими руками за рейку стенки, встают на рейку одной ногой и подтягивают к ней другую.

Следовательно, на одной рейке стенки одновременно оказываются две руки, ниже на другой - обе ноги. Приставными шагами поднимаются вверх и точно так же опускаются вниз. Темп движений медленный, способ выполнения поочередный, страховка и помощь обязательны. Без разрешения учителя дети лазанье не выполняют.

После овладения лазаньем приставными шагами следует обучать детей одноименному способу, затем разноименному.

Одноименный способ - действуют левая нога, левая рука, затем -правая нога, правая рука Разноименный способ - действуют правая нога, левая рука, затем - левая нога, правая рука (рис. 5).

/ 2

Рис. 5. Лазанье по гимнастической стенке: 1 - разноименный способ; 2 - одноименный способ

Выводы: Физические упражнения применяемые для развития основных движений улучшили координацию движений, равновесие, укрепили мышцы верхних и нижних конечностей, улучшили осанку. Овладение детьми с нарушениями интеллекта указанными в программе упражнениями обогащает их двигательный опыт, способствует успешному применению этих движений в быту. Оценку физической подготовленности необходимо рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения и контроль за выполнением физических упражнений. Эффективен хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической готовности ребенка к выполнению упражнений.

Список литературы

1. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002. 176 с.

2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. 391 с.

3. Коробейников И. А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис. ...д-ра психол. наук. М., 1997. 324 с.

Богданова Галия Нагимовна, д-р мед. наук, проф., [email protected], Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Токмакова Наталья Юрьевна, канд. биол. наук, доц., elenaart-712@,yandex.ru, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Богданова Регина Флюровна, аспирант, elenaart- 712@, yandex. ru, Уфа, Башкирский медицинский университет

THE POSSOBILITIES OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MENTAL

RESTRICTIONS

G.N. Bogdanova, N.YU. Tokmakova, R.F. Bogdanova

Methodical bases of the correctional developing training of mentally retarded children at physical education classes are provided. It is proved that accomplishment of certain exercises adds to motive experience of children with restrictions of intellectual development and promotes successful application of these movements in life.

Key words: physical rehabilitation, children, mental restriction, adaptive physical

training.

Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, [email protected], UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Tokmakova Nataliy Yurievna, candidate of biological Sciences, associate professor, [email protected], UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 712@yandex. ru, UFA, Bashkir Medical University

УДК 796.093.6:377.6

ПОКАЗАТЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПОЛИАТЛОНОМ

А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.В. Челядинов

Установлено, что военно-профессиональная направленность кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России в значительной степени зависит от уровня их подготовленности по полиатлону. Это свидетельствует о необходимости использования средств полиатлона не только для совершенствования военно-прикладных навыков у кадетов, но и для развития у них военно-профессиональной направленности, позволяющей осознано готовить себя к службе в пограничных органах ФСБ России.

Ключевые слова: военно-профессиональная направленность; кадеты; образовательные учреждения пограничных органов ФСБ России; полиатлон; физическая подготовка.

В современный период предъявляются повышенные требования к уровню физической подготовленности выпускников вузов пограничных органов ФСБ России. Существенно возросли требования к формированию личности выпускника в процессе физической подготовки. Практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.