Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 5-7 ЛЕТ / БАСКЕТБОЛ / ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерабян В.С., Косьян В.А., Бондарь Б.И.

В статье представлены теоретические основы и результаты внедрения рекомендаций по проведению занятий баскетболом с детьми 5-7 лет. Показана эффективность использования мячей разного размера при обучении двигательных навыков в баскетболе. Установлено, что ребенок на занятии большую часть времени (70-85 %) должен находиться в контакте с мячом. Это обеспечивает формирование чувства мяча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мерабян В.С., Косьян В.А., Бондарь Б.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZING BASKETBALL LESSONS WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article presents theoretical basis and results of the implementation of recommendations for conducting basketball lessons with the children of 5-7 years old. The effectiveness of using balls of different sizes in the training of motor skills in basketball is shown. It was found out that a child should be in contact with the ball in the classroom most of the time (70-85 %). This provides a sense of the ball.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.С. Мерабян, В.А. Косьян, Б.И. Бондарь

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZING BASKETBALL LESSONS WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN

V.S. Merabyan, V.A. Kosyan, B.I. Bondar

Аннотация. В статье представлены теоретические основы и результаты внедрения рекомендаций по проведению занятий баскетболом с детьми 5-7 лет. Показана эффективность использования мячей разного размера при обучении двигательных навыков в баскетболе. Установлено, что ребенок на занятии большую часть времени (70-85 %) должен находиться в контакте с мячом. Это обеспечивает формирование чувства мяча.

Abstract. The article presents theoretical basis and results of the implementation of recommendations for conducting basketball lessons with the children of 5-7 years old. The effectiveness of using balls of different sizes in the training of motor skills in basketball is shown. It was found out that a child should be in contact with the ball in the classroom most of the time (70-85 %). This provides a sense of the ball.

Ключевые слова: дети 5-7 лет, баскетбол, игровые действия, устройства.

Keywords: 5-7 years old children, basketball, game activities, devices.

Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим систему образования, в том числе физкультурно-спортивную деятельность в нашей стране, дети старшего дошкольного возраста, при переходе из детского сада в школу должны: владеть культурными способами деятельности; уметь проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; адаптироваться к условиям жизни на основе высокого уровня здоровья, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств [9; 14].

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержание образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы (ООП) говорится о необходимости применения средств, форм, методов, направленных на приобретение детьми двигательного опыта, необходимого для дальнейшей жизнедеятельности. Рекомендовано в систему физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками включать различные группы упражнений, направленные на: развитие координации, в том числе движений крупной и мелкой моторики обеих рук, гибкости, равновесия; способствующие, правильному формированию опорно-двигательной системы и не наносящие

вреда организму; развитие локомоций (ходьбы, бега, мягких прыжков, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами [4; 7; 14].

В этом плане, уникальным средством решения этих задач выступают занятия игровыми видами спорта. В исследованиях ряда авторов показано, что у детей можно, и нужно формировать основные компоненты школы мяча. Для этого рекомендовано использовать баскетбол, футбол и волейбол [1-6; 11]. Доказано, например, что занятия, организованные на основе элементов игры в футбол способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников, эффективности в обучении двигательным действиям, возможно добиться занятиями, построенными на основе применения средств волейбола, и гандбола [13]. Однако, как отмечается в исследованиях М.А. Правдова и Л.Н. Волошиной, обучение элементам спортивных игр с дошкольниками в детских садах носит фрагментарный характер и, как следствие, уровень овладения элементами спортивных игр не соответствует должной норме, программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста [4; 10].

В настоящее время накоплен определенный научно-исследовательский опыт организации занятий баскетболом с детьми старшего дошкольного возраста. Показано, что баскетбол в полной мере является средством физического и социального воспитания детей. Командный характер этой игры обладает большим воспитательным потенциалом. Занятия баскетболом приучают детей преодолевать трудности, воспитывают выдержку, характер.

Действия детей с мячом в системе физического воспитания дошкольников занимают существенное место. При этом анализ содержания программ позволяет констатировать, что сложность упражнений, начиная со второй младшей группы, постоянно повышается. В частности в возрастной группе 6-7 лет дети наряду с такими действиями как подбрасывание мяча разными способами, броски на дальность и в цель, включаются упражнения для формирования навыков отбивания, ведения на месте и в движении, передач и ловля мяча, а также бросков мяча в корзину [2-6; 12].

Данные научных исследований показывают, что упражнения с мячом из арсенала баскетбола способствуют развитию координационных способностей, равновесия, точности, согласованности движений и дифференци-ровке мышечных усилий [7; 8; 11; 12].

Наряду с этим у детей формируются навыки пространственной ориентировки и глазомера. Применение элементов игры в баскетбол в форме как отдельно взятых упражнений, так и игровых ситуаций в значительной мере способствуют развитию быстроты движений, гибкости, силы и скоростно-силовых способностей.

Применение на занятиях упражнений с мячами разного веса и размеров направленно воздействуют на развитие не только крупных мышечных групп, но и что особенно важно, на мелкие мышцы кисти рук.

Упражнения с мячом в баскетболе позволяют симметрично воздействовать на все звенья опорно-двигательного аппарата детей [2; 4-6]. Баскетбол обладает значительным потенциалом не только для гармоничного физического развития, физической подготовленности, но и способствует воспитанию у детей дисциплинированности, соблюдению правил, сотрудничеству в командных действиях, самостоятельности, инициативности, развивает творческие способности [2-10; 17]. Несмотря на множество позитивных характеристик, свойственной баскетболу, а также рекомендаций к ее внедрению в практику физического воспитания детей дошкольного возраста данная игра не получила широкого распространения в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных организаций.

В системе учреждений дополнительного физкультурно-спортивного образования, а также в спортивных школах, педагоги и тренеры активно привлекают к занятиям детей дошкольного возраста, в том числе и к занятиям баскетболом. Однако возникает противоречие между высоким развивающим потенциалом командной спортивной игры баскетбол и недостаточной научной разработанностью методики занятий в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - выявление теоретических основ и разработка методических рекомендаций организации занятий баскетболом с детьми 5-7 лет в системе учреждений дополнительного физкультурно-спортивного образования.

С целью выявления фактического состояния занятий баскетболом с детьми дошкольного возраста было проведено анкетирование 17 тренеров по баскетболу Новокубанского района Краснодарского края.

Анализ первичных данных позволил установить, что большинство опрошенных тренеров не знакомы с содержанием программы по физическому воспитанию в детских садах. Установлено, что тренерские предпочтения лежат в плоскости тренировочной работы.

Определено, что 45,7 % опрошенных тренеров ранее не занимались с дошкольниками, и не знают особенностей их психофизического развития.

Мнения тренеров о необходимости более широкого привлечения детей к систематическим занятиям баскетболом оказались различными. Больше половины (54,9 %) согласны с этим, 33,8 % - затруднились ответить на данный вопрос, а 11,3 % считают, что занятия с детьми спортивными играми являются травмоопасными. Несмотря на то, что большинство педагогов согласны с тем, что баскетболом могут заниматься дошкольники 5-7 лет, только 40 % считают, что готовы к этой деятельности. При этом 60 % считают, что для этого нужно пройти курсы повышения квалификации и, естественно, разработать специальную методику занятий. При этом установлено, что тренеры испытывают трудности в работе с детьми по формированию умений и навыков владения мячом в баскетболе. Связано это прежде всего

с тем, что размеры и вес мяча не всегда соответствуют антропометрическим параметрам детей.

Опираясь на данные ранее проведенных исследований, рекомендации специалистов по баскетболу были разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий баскетболом с детьми 5-7 лет, которые были внедрены в практику работы МАУ спортивной школы «Крепыш» им. К.Х. Тамазова г. Новокубанска.

В качестве основных рекомендаций для организации и проведения занятий с дошкольниками баскетболом было предложено проводить их на начальном этапе в индивидуальной и индивидуально-групповой форме, а по мере освоения детьми действий с мячом в малых командах от 2-3-х человек до 3-4-х. Время проведения 35-40 минут. При этом занятия должны носить игровой характер. Использовать мячи разных размеров -от малых теннисных до мячей соответствующих антропометрическим размерам кисти детей.

Распределение времени на виды подготовки на занятиях представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение видов подготовки на занятиях баскетболом с детьми 5-7 лет в году

Разделы подготовки программы Общее количество часов

по баскетболу 1-й год 2-й год

5-6 лет 6-7 лет

Теоретическая 1 2

ОФП 39 44

СФП 26 24

Техническая 7 20

Тактическая - 20

Контрольные испытания 3 4

Всего 76 114

На каждом занятии у ребенка должен быть свой игровой мяч. В среднем объем времени, когда ребенок выполняет действия с мячом на занятии, составляет 70-85 % от общего времени выполнения упражнений. Это является одним из ключевых условий организации занятий. Этот подход обеспечивает условия для формирования у детей чувства мяча или так называемой, своеобразной «схемы тела с мячом» и осознание ребенком мяча как части руки («схема звена с мячом).

Специальные подводящие упражнения с мячом выполнялись на устройствах изготовленных аспирантами и магистрами АГПУ на базе спортивной школы Крепыш.

Рис. 1 - Тренажер для прыжков вверх:

1 - кронштейн; 2 - поворотная втулка с фиксатором; 3 - фиксатор; 4 - стержень; 5 - шайбы; 6 - спицы разной длины; 7 - разноцветные шарики; 8 - мягкий коврик

О

Рис. 2 - Игровое устройство для тренировки бросков мяча

Данное устройство располагается на высоте от 80 до 170 см от земли. Цель игры - попасть мячом в верхнее отверстие и набрать наибольшее количество очков, написанных на трубе, из которой выкатится мяч.

Рис. 3 - Стойка с подвешенным мячом:

1 - стойка (шест) высотой до двух метров; 2 - пружина; 3 - капроновый шнур

Снаряд используется для игры с мячом.

Рис. 4 - Шест-стойка для игры с мячом:

1 - шест (высота -170 см); 2 - веревка (длина -155 см); 3 - мяч

В игре могут принимать участие 2 или 4 человека. Задача игроков -закрутить мяч при помощи бросков или ударов на шесте в сторону противоположную ударам партнера.

Положительные, достоверно значимые изменения в уровне сформиро-ванности двигательных навыков у детей ЭГ по сравнению с дошкольниками

КГ подтвердили эффективность предложенных методических рекомендаций, апробированных в ходе педагогического эксперимента.

В таблице 2 приведены экспертные оценки, характеризующие изменения в показателях техники двигательных действий детей при выполнении действий с мячом в баскетболе у детей ЭГ и КГ.

Таблица 2

Экспертная оценка сформированности двигательных действий в баскетболе у детей в ходе педагогического эксперимента (в баллах)

Двигательные задания Сроки Возраст, группы

5-5,9 лет 6-6,8 лет

ЭГ (7 чел.) КГ (7 чел.) ЭГ (8 чел.) КГ (8 чел.)

Ведение мяча одной рукой (5 м) До 1,1±0,2 1,3±0,2 2,3±0,2 2,3±0,2

После 3,5±0,3 2,9±0,3 4,65±0,3 3,2±0,3

Подбрасывание мяча вверх и его ловля (10 раз) До 1,5±0,2 1,2±0,2 2,4±0,2 2,3±0,2

После 3,2±0,3 2,2+0,3 4,7±0,3 3,1+0,3

Броски мяча двумя руками от груди в цель (5 раз) До 1,1±0,2 1,1±0,2 2,4±0,2 2,4±0,2

После 3,7±0,3 1,7±0,2 4,8±0,3 3,1±0,2

В экспериментальной группе итоговые оценки превышают показатели детей контрольной группы. Анализ экспертных оценок, полученных в ходе видеоанализа движений, показывает, что за время занятий баскетболом у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в качестве выполнения упражнений. Объяснение данному факту кроется в систематичности применения данных упражнений на тренировочных занятиях и в целенаправленном развитии координационных способностей с помощью применения специальных подводящих упражнений с мячом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адашкявичене, Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 160 с. - Текст : непосредственный.

2. Батанцев, Н. И. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания детей 6-7 лет на основе использования элементов спортивных игр / Н. И. Батанцев. - Текст : непосредственный // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1-2. С. 9-14.

3. Дремуха, Н. В. Использование элементов игры в баскетбол как средство развития действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дремуха. -Текст : непосредственный // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сфера : материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и учёных / Институт экономики, управления и права. - М., 2013. - С. 333-335.

4. Волошина, Л. Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников : монография / Л. Н. Волошина. - Екатеринбург, 2004. - 160 с. -Текст : непосредственный.

5. Гаськов, А. В. Овладение элементами игры в баскетбол детьми дошкольного возраста / А. В. Гаськов, Э. Э. Мендот, И. Э. Мендот - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. - 2012. -№ 4 (15). - С. 96-99.

6. Ермакова, Ю. Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ермакова Юлия Николаевна. - Шуя, 2010. - 182 с. - Текст : непосредственный.

7. Змановская, Е. А. Особенности обучения старших дошкольников игре баскетбол / Е. А. Змановская. - Текст : непосредственный // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск, 2015. - С. 100-103.

8. Учет индивидуальных особенностей паспортного и биологического возраста при организации занятий с юными баскетболистками / Ю. Б. Никифоров, Е. Ю. Никифорова, С. В. Михель, М. А. Правдов. - Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России : материалы научной (национальной) конференции / отв. ред. М. А. Правдов. - Шуя, 2018. - С. 116-118.

9. Покладов, А. А. Структура и содержание занятий баскетбольным фристайлом / А. А. Покладов, М. А. Правдов. - Текст : непосредственный // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : сборник материалов национальной научно-практической конференции. - Шуя, 2020. -С. 177-180.

10. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Правдов. - Шуя, 2003. - 419 с. - Текст : непосредственный.

11. Правдов, М. А. Баскетбол в детском саду: позиция родителей / М. А. Правдов, С. К. Латина. - Текст : непосредственный // Научный поиск. - 2016. -№ 2. - С. 75-77.

12. Взаимодействие семьи и детского сада в физкультурно-спортивной деятельности дошкольников : монография / М. А. Правдов, Ю. Б. Никифоров, Д. М. Правдов, А. А. Щепелев. - Пенза, 2020. - С. 45-56. - Текст : непосредственный.

13. Правдов, М. А. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста : монография / М. А. Правдов, Д. М. Правдов. - Шуя, 2008. - С. 15. -Текст : непосредственный.

14. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637;div=LAW; dst= 1000000012,0; rnd=189271.16551999972759202. - Текст : электронный.

15. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А. А. Горелов, И. М. Козлов, М. А. Правдов, Я. К. Коблев. -Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 57.

16. Финогенова, Н. В. Построение физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов спортивных игр / Н. В. Финогенова, С. Сухда, Л. Н. Волошина. - Текст : непосредственный // Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения : сборник мат. с межд. участием науч.-практ. конференции. - Волгоград : ФГБОУ ВО «ВГАФК»,

2017. - С. 132-136.

17. Ярославцева, Е. С. Физическое развитие детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол / Е. С. Ярославцева. - Текст : непосредственный // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 1. - С. 283-285.

REFERENCES

1. Adashkyavichene E.I. Sportivnye igry i uprazhneniya v detskom sadu [Sports Games and Exercises in Kindergarten]. M., Prosveshchenie, 1992. 160 p.

2. Batantsev N.I. The development of physical qualities in the process of physical education of 6-7 years old children based on the use of elements of sports games. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma = Problems of Improving Physical Culture, Sports and Olympism, 2015, No. 1-2, pp. 9-14. (In Russian).

3. Dremukha N.V. The use of elements of basketball as a means to develop actions with a ball in older preschool children. Tendencii izakonomernosti razvitiya sovremennogo rossijskogo obshchestva: ekonomika, politika, social'no-kul'turnaya i pravovaya sfera = Trends and Patterns of the Development of Modern Russian society: Economics, Politics, Social, Cultural and Legal Spheres, 2013, pp. 333-335. (In Russian).

4. Voloshina L.N. Igry s elementami sporta v sisteme fizicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Games with Sports Elements in the system of Physical Education of Preschoolers]. Ekaterinburg, 2004. 160 p.

5. Gaskov A. V., Mendot E.E., Mendot I.E. Mastering the elements of basketball by preschool children. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tuvan State University, Pedagogical Sciences, 2012, No. 4 (15), pp. 96-99. (In Russian).

6. Ermakova Yu.N. Metodika fizkul'turnyh zanyatij s det'mi 5-7 let na osnove ispol'zovaniya elementov igry v futbol [The Methods of Physical Education with 5-7 Years Old Children Based on the Use of Elements of Football]. Candidate's diss. Shuya, 2010. 182 p.

7. Zmanovskaya E.A. Features of teaching older preschoolers to play basketball. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma = Promising Directions in the Field of Physical Culture, Sports and Tourism, 2015, pp. 100-103. (In Russian).

8. Nikiforov Yu.B., Nikiforova E.Yu., Mikhel S.V., Pravdov M.A. Taking into account individual characteristics of passport and biological age when organizing classes with young basketball players. V sbornike: Fizicheskaya kul'tura i sport: vospitanie grazhdanina Rossii = Physical Culture and Sports: Education of a Citizen of Russia,

2018, pp. 116-118. (In Russian).

9. Pokladov A.A., Pravdov M.A. The structure and content of basketball freestyle classes. Fizicheskoe vospitanie v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo processa = Physical Education in the Context of the Modern Educational Process, 2020, pp. 177-180. (In Russian).

10. Pravdov M.A. Integratsiya dvigatel'noy i poznavatel'noy deyatel'nosti detey na fizkul'turnyh zanyatiyah v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [The Integration of Motor and Cognitive Activity of Children in Physical Culture Classes in Preschool Educational Organizations]. Doctoral diss. Shuya, 2003. 419 p.

11. Pravdov M.A., Latina S.K. Kindergarten basketball: parents' attitude. Nauchnyi poisk = Scientific Search, 2016, No. 2, pp. 75-77. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Pravdov M.A., Nikiforov Yu.B., Pravdov D.M., Shchepelev A.A. Vzaimodejstvie sem'i i detskogo sada v fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti doshkol'nikov [The Interaction of Family and Kindergarten in Physical Culture and Sports Activities of Preschoolers]. Penza, 2020. P. 45-56.

13. Pravdov M.A., Pravdov D.M. Razvitie tochnosti dvizheniy u detey doshkol'nogo vozrasta [The Development of Movement Accuracy in Preschool Children]. Shuya, Shuya State Pedagogical University, 2008. P. 15.

14. Prikaz ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Order of October 17, 2013 No. 1155. On Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?r. (In Russian).

15. Gorelov A.A., Kozlov I.M., Pravdov M.A., Koblev Ya.K. Problems of physical education of preschool children and approaches to their solution. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical Culture: Upbringing, Education, Training, 2002, No. 4, p. 57. (In Russian).

16. Finogenova N.V., Sukhda S., Voloshina L.N. Organizing physical education of preschool children based on the elements of sports games. Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya: perspektivy i puti resheniya = Modern Problems of Physical Education of the Younger Generation: Prospects and Solutions, 2017, pp. 132-136. (In Russian).

17. Yaroslavtseva E.S. Physical development of preschool children when learning to play basketball. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki = Proceedings of the Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2017, No. 1, pp. 283-285. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Мерабян, В. С. Теоретические основы организации занятий баскетболом с детьми старшего дошкольного возраста / В. С. Мерабян, В. А. Косьян, Б. И. Бондарь. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2. - С. 25-34.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Merabyan V. S., Kosyan V. A., Bondar B. I. Theoretical Foundations of Organizing Basketball Lessons With Older Preschool Children / V.S. Merabyan, V.A. Kosyan, B.I. Bondar // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 2, pp. 25-34. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.