внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, искренность, которые сочетаются с поразительной стойкостью и самоотверженностью. Список использованной литературы:
1. Михалева Т. И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности // Школьная библиотека - М., 2005.
2. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир - 2005 - № 5.
3. Русская литература XX века под ред. Минералова Н. И. - М. , 2005.
4. Вырщиков А. , Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников - 2006 - № 3
© Бунина Т.А., Логвиненко А.В., 2022
УДК 37
Бутина А.А.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан Воробьева В.Д.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан Чучунова А.С.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраст. Обосновывается мысль о том, что средствами экспериментирования развивается познавательная активность. Обобщен материал по организации проведения опытов детьми 4-5 лет и экспериментальной деятельности.
Дошкольный возраст - это период формирования личности ребёнка. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, а также способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Познавательная активность — это и стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, а также побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере её организации. Она выражается в заинтересованности принятии информации, в желании уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества и в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [1,с.35].
Необходимо создавать определённые условия для развития познавательной активности детей
среднего дошкольного возраста, а для этого нужно применять различные средства. Средство - это приём, способ действия для достижения чего-нибудь.
Условие развития познавательной активности - это исследовательские и практические действия ребёнка. Особое значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, которые окрашены яркими эмоциями.
Социальная среда является тем самым условием, от которого зависит перейдет ли потенциальная возможность в реальную деятельность. Уровень её развития определяется индивидуальными и психологическими особенностями и условиями воспитания детей.
Важным моментов является способность ребёнка самостоятельно организовывать себя, выработать собственное мнение о чем-либо, реализовывать замысел, правильно обосновать свою мысль, проявлять изобретательность. Познавательная активность проявляется в самостоятельности что-то узнать, изменить, исследовать.
Используя метод ознакомления с окружающими предметами, дети проводят эксперименты и познают свойства и качества различных предметов окружающего мира [2,с.55].
Творческий коллектив под руководством профессора Н.Н. Поддьякова осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях. На основе этих исследований можно сформулировать следующие основные положения [3,с.31].
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, а также процессы целеобразования.
2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, которая направлена на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах какого-либо изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, а также со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, помимо этого активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения и экстраполяции.
Главным в познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом тех самых проб и ошибок и новыми познавательными задачами, которые возникают в результате постановке цели эксперимента и её достижения.
Таким образом, экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы: 1. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
© Бутина А.А., Воробьева В.Д., Чучунова А.С., 2022