Научная статья на тему 'Влияние уровня импульсивности педагогов дошкольных образовательных учреждений на выбор копинг-стратегий в профессиональной деятельности'

Влияние уровня импульсивности педагогов дошкольных образовательных учреждений на выбор копинг-стратегий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СТРАТЕГИЯ ПОИСКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / STRATEGY OF SEARCH OF SOCIAL SUPPORT / СТРАТЕГИЯ ИЗБЕГАНИЯ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / COPING-STRATEGY / STRATEGY OF SOLUTION OF PROBLEMS / AVOIDING STRATEGY / IMPULSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошникова О.С.

В статье выявляется взаимосвязь копинг-стратегий воспитателей в профессиональной деятельности и уровнем их личностной импульсивности. Даны содержательные характеристики стратегий поведения воспитателей. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей поведения воспитателей с разными уровнями импульсивности. На основании статистического анализа выявлены психологические кластеры, определяющие тип стратегии поведения в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирошникова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LEVEL OF IMPULSIVENESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON KOPING-STRATEGIY CHOICE IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article reveals the relationship of coping strategies educators in professional activities and their level of personal impulsiveness. Given substantial characteristics of behavioral strategies caregivers. The results of an empirical study of the behavior of teachers with different levels of impulsivity. Based on the statistical analysis the psychological clusters that define the type of behavior strategies in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня импульсивности педагогов дошкольных образовательных учреждений на выбор копинг-стратегий в профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.6

О.С. Мирошникова

ассистент, кафедра психологии, педагогический факультет, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИМПУЛЬСИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ВЫБОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье выявляется взаимосвязь копинг-стратегий воспитателей в профессиональной деятельности и уровнем их личностной импульсивности. Даны содержательные характеристики стратегий поведения воспитателей. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей поведения воспитателей с разными уровнями импульсивности. На основании статистического анализа выявлены психологические кластеры, определяющие тип стратегии поведения в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: копинг-стратегии, стратегия разрешения проблем стратегия поиска социальной поддержки, стратегия избегания, импульсивность.

O. S. Miroshnikova, Belgorod State National Research University

INFLUENCE OF LEVEL OF IMPULSIVENESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL

EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON KOPING-STRATEGIY CHOICE IN PROFESSIONAL

ACTIVITY

Abstract. The article reveals the relationship of coping strategies educators in professional activities and their level of personal impulsiveness. Given substantial characteristics of behavioral strategies caregivers. The results of an empirical study of the behavior of teachers with different levels of impulsivity. Based on the statistical analysis the psychological clusters that define the type of behavior strategies in their professional activities.

Keywords: coping-strategy, strategy of solution of problems, strategy of search of social support, avoiding strategy, impulsiveness.

В последнее время в средствах массовой информации появляются публикации, затрагивающие проблемы дошкольного образования, главными из которых являются копинг-стратегии воспитателей, наблюдаемые во взаимодействии с детьми и их родителями [3].

Профессионально-личностное поведение, в т. ч. копинг-стратегии воспитателей во взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами, во многом определяется индивидуально-типологическими особенностями воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Эта проблема является предметом многих исследований. Индивидуально-типологические особенности - это такие характеристики нервных процессов человека, которые отличаются силой процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, подвижностью, динамичностью и лабильностью. Они проявляются определенным образом в профессиональной деятельности в любой области, хотя у разных профессий к

различным свойствам предъявляются свои определенные требования.

Индивидуально-типологические характеристики особо не изменяются в течение всего профессионального пути и считаются наиболее стабильными свойствами. При этом нельзя забывать, что одно и то же типологическое свойство в профессиональной деятельности может проявляться как положительно, так и отрицательно: слабость процессов нервной системы определяется низким уровнем работоспособности, а также высокой восприимчивостью; отсутствие активности нервных процессов может проявляться в незначительных показателях скорости нервной деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что природная недостаточность в сфере одной функции может быть компенсирована преимуществами в сфере другой, также важной. Разные типы высшей нервной деятельности можно конкретизировать не как разные ступени совершенства нервной деятельности, а разные методы «балансирования организма со средой». Это важное положение было сформулировано Б.М. Тепловым, породившее большую серию исследований, изучающих выявление индивидуально-типологических свойств. Согласно этому положению, человек с различными индивидуально-типологическими характеристиками может достигать одинаковой профессиональной успешности [7].

Ильин Е.П. утверждал, что в различных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, успешнее всего могут справиться лица, у которых преобладает сильная нервная система и подвижность нервных процессов. В той сфере, где выше ответственность и напряженнее деятельность, там в большей мере у людей, обладающих слабой нервной системой, значительно ухудшается эффективность деятельности. Люди, обладающие сильной нервной системой, наоборот, в кризисных ситуациях могут мобилизоваться и улучшить эффективность своей деятельности. В. Д. Небы-лицын не случайно ввел понятие «оперативной надежности человека». Под «оперативной надежностью человека» он понимал типологические особенности свойств нервной системы, что включает в себя устойчивость к помехам, выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению [4]. Отсюда следует, что обычная ситуация мало способствует активизации людей, обладающих сильной нервной системой, потому что выкладываются они в основном в обстоятельствах, связанных с риском. Поэтому и мотивированы должны быть сильнее, чем лица, обладающие слабой нервной системой. Перед людьми со слабой нервной системой нужно ставить оптимальные цели, а не брать обязательства о достижении беспредельно высоких результатов. Ведь субъекты, обладающие слабой нервной системой не случайно предпочитают быть не лидерами, а ведомыми. Основа для их комфортного существования - это избегание всяческих стрессов.

В исследованиях М. Фридмана и Р. Роземана (M. Friedman, R. Rosenman) [9], отмечается, что у людей, подверженных стрессу, отмечается ярко выраженное стремление к достижению цели, склонность к конкуренции, что приводит к агрессивности, торопливости, нетерпеливости, беспокойству, гиперактивности. Также эти люди отличаются экспрессивной речью, постоянным напряжением лицевой мускулатуры, повышенной ответственностью и чувством постоянной нехватки времени.

Таким образом, анализируя теоретические источники, можно сказать, что одним из важных психологических факторов профессионального поведения являются свойст-

ва нервной системы, в том числе и импульсивность.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что копинг-стратегии воспитателей в профессиональной деятельности определяются темпераментом и уровнем импульсивности личности. Поэтому целью нашего исследования явилось выявление особенностей копинг-стратегий в группах воспитателей с разными свойствами нервной системы.

Выборку исследования составили воспитатели дошкольных образовательных учреждений Белгородской области в количестве 52 человек. Средний возраст испытуемых - 34 года.

На первоначальном этапе нашего исследования мы провели методику «Формула Темперамента» А. Белова [5]. Данный тест позволил распределить нам выборку испытуемых в соответствии с типами темперамента: сангвиник (40%), холерик (32%), меланхолик (20%), флегматик (8%).

Далее предположим, что холерики и сангвиники будут более склонны к импульсивности. Для проверки этой гипотезы в группах испытуемых нами была проведена диагностика уровня импульсивности В.А. Лосенкова [5].

Для удобства мы распределили выборку на две группы. Группу экстравертов составили холерики и сангвиники, группу интровертов - флегматики и меланхолики. В процессе обработки результатов оказалось, что в группе экстравертов высокий уровень импульсивности продемонстрировали 65% испытуемых, средний уровень - 23% респондентов. Низкий уровень импульсивности обнаружился у 12% опрашиваемых. Результаты в группе интровертов распределились таким образом: высокий уровень импульсивности составило 12% испытуемых, средний уровень - 52%. Низкий уровень оказался у 36% участников группы. Из результатов видно, что величина показателя импульсивности «Пи» выше в группе экстравертов нежели в группе интровертов, отсюда следует, что наше предположение подтвердилось. Холерикам и сангвиникам свойственен высокий уровень психической активности, энергичности действий, быстрота и живость движений, стремление к частой смене впечатлений, поэтому под влиянием внешних обстоятельств или эмоций действуют импульсивно. Флегматики и меланхолики обладают низким уровнем психической активности. Для них характерна замедленность движений, быстрая утомляемость.

Далее нам предстояло выяснить, как импульсивность воспитателей может оказывать влияние на выбор той или иной копинг-стратегии в профессиональной деятельности. С этой целью на данном этапе исследования нами была осуществлена диагностика копинг-стратегий воспитателей по методике Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», который выделил 3 группы копинг-стратегий: стратегию разрешения проблем, стратегию поиска социальной поддержки, а также стратегию избегания [1].

«Индикатор копинг-стратегий» считается удачным инструментом для исследования основных стратегий поведения человека. Сущность этого теста в том, что все стратегии профессионального поведения, формирующиеся у человека в процессе жизни, разделяются на три подгруппы. Первую подгруппу составляет стратегия разрешения проблем, при которой человек активно старается использовать все свои личностные ресурсы для эффективного решения проблем.

Во вторую подгруппу входит стратегия поиска социальной поддержки - это ак-

тивная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблем может обратиться за помощью и поддержкой к среде, окружающей его: семье друзьям, другим значимым людям.

Третью подгруппу составляет стратегия избегания. Это такая стратегия поведения, когда человек старается уйти от решения проблем, избежав контакта с окружающей действительностью.

В процессе жизни человеком могут использоваться пассивные способы избегания. Уход в болезнь может быть вызван употреблением алкоголя, наркотиков. Существует и активный способ избегания - суицид - также используется человеком.

Стратегию избегания считают одной из ведущих стратегий поведения при формировании псевдосовладающего, дезадаптивного поведения. Она направлена на снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Применение этой копинг-стратегии обуславливается недостаточным развитием средо-вых копинг-ресурсов личности и навыков активного разрешения проблем. Но в зависимости от возраста и состояния системы ресурсов личности в конкретной стрессовой ситуации она может носить адекватный или неадекватный характер.

В зависимости от ситуации, в которой оказывается человек, самым эффективным считается использование всех названных выше поведенческих стратегий. В одних случаях человек самостоятельно справляется с возникшими трудностями, в других ему необходима поддержка близких ему людей. В третьих он просто может подумать заранее о негативных последствиях, избежав столкновения с конкретной проблемной ситуацией [2].

Результаты исследования показали, что в группе экстравертов 62% воспитателей выбирают активную поведенческую стратегию - разрешения проблем, 34% испытуемых для эффективного разрешения проблемы обращается за поддержкой к друзьям, семье и другим значимым людям. Стратегия избегания, которая характеризуется недостаточным развитием средовых копинг-ресурсов личности и знанием активного разрешения проблем, оказалась у 4% участников исследования. Группа интровертов отличается следующими результатами: 12% воспитателей предпочитают стратегию разрешения проблем, 74% выбирают стратегию поиска социальной поддержки, 14% испытуемых используют стратегию избегания.

Статистический анализ взаимосвязей позволил нам выявить психологические кластеры копинг-стратегий воспитателей. Нами было выявлено, что группа испытуемых с высоким уровнем стратегии разрешения проблем имеет положительную корреляцию с сангвиническим (г = 0,52, р < 0,05) и флегматическим (г = 0,45, р < 0,05) типами темперамента; средним уровнем импульсивности (г = 0,66, р < 0,05).

Группа испытуемых с копинг-стратегией поиска социальной поддержки имеет положительную связь с сангвинией (г = 0,88, р < 0,05) и холерией (г = 0,32, р < 0,01); высоким уровнем импульсивности (г = 0,44, р < 0,01). Воспитатели с высокими показателями стратегии избегания имеют положительные корреляционные связи с меланхолическим типом темперамента (г = 0,40, р < 0,5) и средним уровнем импульсивности (г = 0,74, р < 0,05).

Полученные нами результаты, позволяют сделать вывод о том, что импульсивность оказывает влияние на выбор стратегии поведения в профессиональной дея-

тельности, то есть воспитателю с определенным темпераментом принадлежат определенные стратегии поведения в профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов ; Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 224 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб., 2008. - 432 с.

3. Мирошникова, О.С. Исследование взаимосвязи агрессивных копинг-стратегий и ценностных ориентаций воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Материалы VII Международной научной заочной конференции «Акмеоло-гия: личностное и профессиональное развитие человека». - Москва, 2012.

4. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение,

1996.

5. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учебное пособие / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

7. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. - М., 1963. -Т. III. - С. 5-8.

8. Amirkhan J.H. Factor analiticalydrived measure оf сотд: the strategy indicator // J. оf Pe^naNty and SоcialРsychоlоgy. - 1990. - Vol. 59. - P. 1066-1074.

9. Friedman M. Type A Behavior and Your Heart / Friedman M., Rosenman R. -N.Y.: Knopf, 1974.

List of references:

1. Dmitrieva, M.A. Work Psychology and Engineering Psychology. -- Leningrad: Publishing House of Moscow State University, 1979. - 224 p.

2. Ilyin, E.P. Differential psychology profession. - St. Petersburg: Peter, 2008. - 432 p.

3. Miroshnikova, O.S. Investigation of interaction between aggressive coping strategies and values of educators preschools // Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference «Ak-meologija: personal and professional development of man». - Moscow, 2012.

4. Nebylitsin, V.D. The main properties of the nervous system. - M.: Education, 1996.

5. Pashukova T.I. Workshop on general psychology for future teachers Textbooks / Pashukova T.I., Dopant A.I., Deacons G.V. - Moscow: Institute of Applied Psychology, 1996.

6. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. - St. Petersburg, 2000.

7. Teplov B.M. New data on the properties of the human nervous system // Typological features of higher nervous activity. - Moscow, 1963. - T. III. - P. 5.

8. Amirkhan J.H. Factor analiticalydrived measure F coing: the strategy indicator // J. Rersonality F and SocialRsychology. - 1990. - Vol. 59. - P. 1066-1074.

9. Friedman M. Type A Behavior and Your Heart / Friedman M., Rosenman R. - N.Y.: Knopf,

1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.