Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ И ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ И ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА СОПУТСТВУЮЩИХ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратникова Е. А., Щеулина Т. В., Кругляева Е. А., Мирошникова Е. Н.

В данной статье исследована проблема обеспечения качества разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции путём оптимального управления его информационными ресурсами посредством внедрения автоматизированной системы управления качеством в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической и информационной безопасности. Проанализированы современные подходы к созданию эффективной системы управления качеством наукоемкой продукции в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000. Рассмотрены: нормативно-правовая база обеспечения качества разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции, а также особенности отечественной авиастроительной отрасли в современных инновационных и финансовых условиях. По результатам проведенного анализа в статье сформирован организационно-методический механизм поэтапной автоматизации управления качеством разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции как основного инструмента обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке высокотехнологичной авиационной продукции. Кроме того, сформулированы методические предложения по оценке экономической эффективности предлагаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ратникова Е. А., Щеулина Т. В., Кругляева Е. А., Мирошникова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFORMATION RESOURCE MANAGEMENT ON THE QUALITY OF PRODUCTS OF HIGH-TECH ENTERPRISES OF THE AIRCRAFT INDUSTRY IN THE CONTEXT OF RISKS AND INCREASED REQUIREMENTS OF ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY

This article examines the problem of ensuring the quality of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry through optimal management of its information resources through the introduction of an automated quality management system in conditions of associated risks and increased requirements of economic and information security. Modern approaches to the creation of an effective quality management system for high-tech products in accordance with the requirements of ISO 9000 series standards are analyzed. The article considers: the regulatory and legal framework for ensuring the quality of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry, as well as the features of the domestic aircraft industry in modern innovative and financial conditions. Based on the results of the analysis, the article has formed an organizational and methodological mechanism for step-by-step automation of quality management of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry as the main tool for ensuring their competitiveness in the domestic and foreign market of high-tech aviation products. In addition, methodological proposals for assessing the economic efficiency of the proposed solutions are formulated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ И ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

EDN: BC^NK^I

Е.А. Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],

E.A. Ratnikova - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Moscow, Russia;

Т.В. Щеулина - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия, kaf315@mai. ru,

T.V. Shceulina - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Moscow, Russia;

Е.А. Кругляева - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия, [email protected],

E.A. Kruglyaeva - candidate of economics, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Moscow, Russia;

Е.Н. Мирошникова - старший преподаватель кафедры «Вычислительные системы и технологии», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», филиал «Восход», Москва, Россия, [email protected],

E.N. Miroshnikova - senior lecturer of the department «Computing Systems and Technologies», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», «Voskhod» Branch, Moscow, Russia.

ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ И ПОВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ THE IMPACT OF INFORMATION RESOURCE MANAGEMENT ON THE QUALITY OF PRODUCTS OF HIGH-TECH ENTERPRISES OF THE AIRCRAFT INDUSTRY IN THE CONTEXT OF RISKS AND INCREASED REQUIREMENTS OF ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY

Аннотация. В данной статье исследована проблема обеспечения качества разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции путём оптимального управления его информационными ресурсами посредством внедрения автоматизированной системы управления качеством в условиях сопутствующих рисков и повышенных требований экономической и информационной безопасности. Проанализированы современные подходы к созданию эффективной системы управления качеством наукоемкой продукции в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000. Рассмотрены: нормативно-правовая база обеспечения качества разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции, а также особенности отечественной авиастроительной отрасли в современных инновационных и финансовых условиях.

По результатам проведенного анализа в статье сформирован организационно-методический механизм поэтапной автоматизации управления качеством разрабатываемой и производимой высокотехнологичными предприятиями авиастроительной отрасли продукции как основного инструмента обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке высокотехнологичной авиационной продукции. Кроме того, сформулированы методические предложения по оценке экономической эффективности предлагаемых решений.

Abstract. This article examines the problem of ensuring the quality of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry through optimal management of its information resources through the introduction of an automated quality management system in conditions of associated risks and increased requirements of economic and information security. Modern approaches to the creation of an effective quality management system for high-tech products in accordance with the requirements of ISO 9000 series standards are analyzed. The article considers: the regulatory and legal framework for ensuring the quality of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry, as well as the features of the domestic aircraft industry in modern innovative and financial conditions.

Based on the results of the analysis, the article has formed an organizational and methodological mechanism for step-by-step automation of quality management of products developed and manufactured by high-tech enterprises of the aircraft industry as the main tool for ensuring their competitiveness in the domestic and foreign market of high-tech aviation products. In addition, methodological proposals for assessing the economic efficiency of the proposed solutions are formulated.

Ключевые слова: управление качеством продукции, высокотехнологичные предприятия авиационной отрасли, экономическая безопасность, информационная безопасность, автоматизированная система менеджмента качества, оценка сопутствующих рисков.

Keywords: product quality management, high-tech enterprises of the aviation industry, economic security, information security, automated quality management system, assessment of related risks.

В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха высокотехнологичных предприятий (далее ВТП), в т.ч. и предприятий авиастроительной отрасли, в части обеспечения их конкурентоспособности и получения максимального экономического эффекта от производственно-хозяйственной деятельности.

Каждое ВТП должно иметь подробный план повышения качества разрабатываемой и производимой продукции, решающий условия конкурентоспособности и вырабатывать ясную и обоснованную программу управления качеством. В условиях жесткой конкуренции на рынке изготовитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, используя все инструменты, выработанные мировой практикой. Одним из них является система менеджмента качества (СМК), комплексно охватывающая все аспекты деятельности ВТП и получившая широчайшее распространение и признание во всем мире. СМК является частью общей функции управления ВТП, связанная с формированием и реализацией целей политики ВТП в области качества.

В то же время управление качеством, как и любое управление, не может осуществляться без соответствующей информации. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с теорией рисков, маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью. Управление качеством связано также со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества разрабатываемой и производимой ВТП продукции. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда - необходимость метрологических знаний, в том числе знание организации метрологического обеспечения производства на ВТП.

В настоящее время все больше российских ВТП разрабатывает и внедряет у себя СМК с соответствии со стандартами серии ИСО 9000. Разработав и сертифицировав СМК, ВТП, рассматривающее СМК как инструмент повышения эффективности своей деятельности, сталкивается с еще одной сложной проблемой - обеспечением функционирования и постоянного улучшения СМК. Опыт показывает, что невозможно успешно решить эту проблему без автоматизации управления системой качества.

Автоматизированной системы менеджмента качества (АСМК) предназначена для построения на предприятии автоматизированной системы сбора, хранения, анализа и передачи информации, отражающей:

- ход процесса и результаты создания и документирования СМК;

- данные о качестве в процессе выполнения деятельности предприятия - записи по качеству;

- ход процесса и результаты контроля за функционированием СМК;

- результаты принятых решений;

- ход процесса и результаты совершенствования СМК.

Внедрение АСМК на ВТП авиастроительной отрасли позволит сделать полный и достоверный расчет показателей качества разрабатываемой и производимой ВТП продукции и обеспечит наглядность результатов деятельности предприятия.

В современных рыночных условиях управление качеством и надёжностью разрабатываемой и производимой продукции - это один из важнейших акцентов деятельности для любого ВТП. Это вызвано тем, что затраты на гарантийный ремонт и высокие репутационные риски могут стать причиной значительных убытков и даже банкротства предприятия. Качественная и надёжная продукция, напротив, будет являться важным конкурентным преимуществом ВТП.

Но если по ключевым пунктам деятельности ВТП энергично стремятся найти способы стать лидером соответствующего сегмента рынка и провести оптимизацию в данных областях, то сфере управления качеством и надёжностью часто не уделяется достаточного внимания, что приводит к диссонансу с основной работой предприятия. Руководство ВТП очень часто относится к анализу такой деятельности как к требуемому, но ненужному занятию. Т.о., можно сделать вывод, что управление качеством и надёжностью разрабатываемой и производимой продукции требует пристального внимания в контексте грамотно выстроенной работы ВТП.

Актуальность настоящей статьи дополнительно обусловлена необходимостью изменения штатной структуры ВТП рассматриваемой отрасли, а также введением новой системы контроля со стороны руководящих органов и недостатком человеческих ресурсов для выполнения требуемых функций при внедрении АСМК.

В настоящее время большинство российских ВТП авиастроительной отрасли уже обладают сертификатом соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001, основным из которых является непрерывное совершенствование процессов разработки и производства продукции в современных

инновационных и финансовых условиях с учетом сопутствующих рисков и повышенных требований экономической и информационной безопасности (ЭБ и ИБ), а также системы менеджмента в целом. Тем не менее, полагаясь на статистику, поступающую с производственных ВТП авиастроительной отрасли, стоит указать на отсутствие устойчивой тенденции роста оценок качества и на хаотический характер усовершенствований [1, 2]. Такой факт является следствием существования на этих предприятиях комплекса нерешенных вопросов.

Производственные предприятия ВТП авиастроительной отрасли обладают также и значительным количеством проблем в управлении качеством.

Далее авторами проведена попытка определения типичных проблем, возникающих при управлении качеством ВТП.

Возможны разнообразные решения категоризации проблем. Одной из них является способ классификации, предложенный Г. Саймоном [14, 15].

В соответствии с ней существующие проблемы можно разделить следующие на три класса:

- сильно структурированные, или количественно сформулированные;

- неструктурированные, или качественно выраженные;

- слабо структурированные, или смешанные.

A.Г. Венделин определяет следующие две разновидности проблем: [16] проблемы усовершенствования текущей работы и проблемы поиска принципиально другого решения.

В работе Дж. Клира предлагается следующий метод к классификации - использование степени формализации и связанности проблемы, а также характер её проявления [17].

С.Л. Оптнер разделяет проблемы на количественные, качественные, количественно-качественные (смешанные) и слабоструктурированные [1, 18].

B.П. Капитанов предлагает следующую категоризацию проблем производственного предприятия, приведённую в таблица 1 [1].

Таблица 1 - Категории проблем ВТП авиастроительной отрасли

Проблемы профессионального управления Производственно-экономические проблемы

Некорректное понимание механизма процесса управления. Неверный управленческий стиль. Не проведение требуемого анализа результативности управленческих систем. Не построение коммуникативной системы с персоналом и внешней средой организации. Неверное использование информационных технологий и ПК. Неверная организация труда и отдыха топ-менеджмента. Отрицательное влияние макроокружения. Технологическое запаздывание. Недооценка маркетинга, продаж и рекламной деятельности. Финансово экономическая инертность. Несбалансированные коммерческо-правовые взаимодействия с бизнес-партнёрами. Недостаточный уровень функциональной грамотности исполнителей на всех звеньях цепочки

При проведении анализа современные подходов к созданию эффективной системы управления качеством разработки и производства продукции на ВТП авиастроительной отрасли в современных инновационных и финансовых условиях с учетом сопутствующих рисков и повышенных требований ЭБ и ИБ были использованы следующие методы: теория принятия управленческих решений, методы логического, экономического, статистического и системного анализа, метод экспертных оценок, методы и процедуры информационного и производственного менеджмента.

Основными источниками исходной информации послужили нормативные и инструктивно-методические документы Правительства Российской Федерации, Минпромторга России и его институтов, государственные программы РФ, регулирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли и др., а также материалы российских и зарубежных научных печатных и электронных периодических изданий в области управления качеством.

Результатом проделанной работы является разработка методического обеспечения проекта внедрения такой АСУ с рассмотрением ее отдельных функциональных составляющих, а также расчета экономической эффективности внедрения АСМК на примере конкретного ВТП авиастроительной отрасли с целью модернизации управленческой деятельности этого предприятия как составляющей общей системы обеспечения его конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках в условиях повышенных требований ЭБ и ИБ и сопутствующих рисков.

Проблемы анализа СМК связаны с проведением оценок эффективности и результативности СМК, с анализом соответствия требованиям разработанной и произведённой продукции и с удовлетворенностью заказчиков. Решение текущего набора проблем требуется для следующего, более сильного выявления рисков или «бутылочных горлышек» при управлении качеством и увеличением удовлетворенности заказчика.

Проблемы интеграции СМК в общее управление ВТП часто являются причиной значительного числа внутренних проблем предприятия. Проблемы оценки выполнения требований СМК объединены с проведением внешних и внутренних проверок, которые являются неотрывной частью существования и улучшения СМК ВТП. Проблемы вовлечения персонала отмечены отдельным блоком из-за их широкой распространенности и значительного разнообразия на российских ВТП авиастроительной отрасли.

Проблемы совершенствования СМК связаны с недостаточной величиной развития национальных систем менеджмента качества, и недостаточным перениманием современных зарубежных методов управления качеством.

В таблица 2 авторами рассмотрены и проанализированы основные проблемы СМК ВТП авиастроительной отрасли.

Таблица 2 - Основные проблемы СМК ВТП авиастроительной отрасли

Детализация проблемы Описание проблемы

1 2

1. Проблемы анализа СМК

1.1. Некорректный выбор критериев для оценки эффективности и результативности СМК. Зачастую на промышленных предприятиях оценка результативности и эффективности не отражает существующее состояние оперирования системы менеджмента качества. Обычно отбирается минимальная совокупность показателей (критериев), направленная не на определение текущего существования дел в СМК и нахождение узких мест в работе, и их ликвидацию а на формальное соответствие выполнения требований международных стандартов [3]

1.2. Неверное задание целей. Одной из наиболее существенных задач при анализе функционирования СМК являются анализ и оценка выполнения целей и планируемых мероприятий, в связи с чем существует проблема установления целей, не отражающих требуемой деятельности, но заранее достижимых

1.3. Непонимание важности проведения анализа. В связи с существованием множества требований к СМК и невозможностью мгновенного результата от ее внедрения, человеческий ресурс предприятия в значительной мере относится к анализу такой деятельности как к требуемому, но ненужному занятию. Это также усиливается значительным показателем бюрократизации СМК на национальных производственных предприятиях

1.4. Непроработанность тре-бований в международных и отечественных стандартах СМК. В требованиях стандартов ИСО серии 9000 не приведены примеры (шаблоны, образцы, рекомендованные типы) для методики оценки результативности и эффективности процессов СМК. Это приводит к развитию и углублению проблем этой категории

1.5. Подход, основанный на нахождении виновного, а не на устранении причины. На национальных производственных предприятиях часто встречается проблема нахождения виновной персоны. При нахождении виновной персоны уже не требуется определять реальную причину, поскольку можно выделить множество формальных причин: халатность исполнителя, нарушение должностных инструкций и т.д. Вдобавок к этому, в настоящем случае не требуется решать истинную проблему и ликвидировать причину её появления, всё сводятся к проведению часа качества и депремированию исполнителя.

1.6. Недостаточный уровень реакции на пожелания и замечания заказчиков Внедрение менеджмента качества национальных промышленных пред-приятий можно характеризовать направлением систем менеджмента ка-чества на обеспечение выполнения требований регламентирующих стандартов, а не на удовлетворение требований заказчика. Часто встречается неудовлетворительная работа при получении обратной связи от заказчика, а также проблема при обеспечении механизма«ориентации на потребителя» [4]

2. Проблемы интеграции СМК

2.1. Нелогичный отбор процессов для управления качеством. Отбор процессов на производственных предприятиях проводится по существующим разработанным аналогичными организациями отраслевым моделям, в значительной мере без принятия во внимание специфики предприятия и его функциональной структуры управления [5]

2.2. Наличие организационных подразделений предприятия, не вовлечённых в процессы СМК. В процессе управления качеством участвуют не все организационные подразделения предприятия, в частности экономические отделы, службы автоматизации и телекоммуникаций. Это вызывает снижение совокупной осведомленности, заинтересованности сотрудников, и, кроме того, усугубляет другие проблемы этого типа

2.3. Недостаточный уровень управления процессами, по причине ориентации на функциональное управление на предприятиях. Процессное управление, несмотря на присутствие данного метода в основополагающих стандартах, всё же вторично относительно функцио-нальной системы подчиненности, имеющейся в организации. В связи с этим, нелогичный выбор процессов и недостаточное взаимодействие со схемой руководства, вызывают снижение управляемости в рамках процессов СМК и нарушают принципы менеджмента качества [6]

2.4. Формальный подход к построению и внедрению СМК. Главной и единственной целью менеджмента в такой ситуации является получение сертификата соответствия СМК [7]

2.5. Отсутствие грамотной обратной связи ключевых процессов СМК с процессами управления. Сотрудники управления качеством не вовлечены в решение проблем производства и обеспечения качества выпускаемой продукции. Они не оказывают методической помощи при возникновении несоответствий и снижении качества продукции

3. Проблемы оценки выполнения требований к СМК

3.1. Существование системы наказаний при обнаружении несоответствий по результатам внутренних проверок процессов. В такой ситуации внутренние проверки оцениваются сотрудниками не как возможность получения помощи при соблюдении требований норматив-ных стандартов и улучшения любого выбранного процесса. Сотрудники пытаются утаить от проверяющих значительный объём информации. Вследствие этого не соблюдаются принципы проведения проверок и проверок существенно понижается.

3.2. Формальный подход к проведению аудитов. Такая проблема относится ко всем видам аудитов: инспекционным, внутренним, проверкам поставщиков и т.д. - и состоит в том, что многие проверяющие имеют задачей не улучшение СМК, а нахождение недоработок, вне зависимости от их значимости и воздействия на функционирование организации в сфере качества

3.3. Недостаточное образова-ние экспертов служб по сер-тификации и внутренних проверяющих. Состоит в отсутствии знаний и непонимании значительного числа требований нормативных документов, регулирующих СМК, перво-очередной направленности на изучение документации, малой осведомлённости в области главной деятельности организации

3.4. Несоблюдение механиз-мов проведения проверок, например, принципа объек-тивности. По причине того, что существующие общие требования предназначены и для крупных предприятий, и для предприятий с количеством персонала менее 50 сотрудников, появляется корреляция внутренних организации-онных отношений и выводов внутренних проверок

3.5. Неполная актуальность и низкая адекватность требова-ний документации на СМК, как внешних, так и внутрен-них Неполная отработка требований к СМК перед их выходом приводит к снижению результатов деятельности проверяющих и разнообразию толкования ими стандартов СМК

4. Проблемы вовлечения персонала

4.1. Отрицательное отноше-ние сотрудников организации к сотрудникам управления качеством. Сотрудники организации отрицательно относятся к отделам по качеству, что является следствием отрицательных эмоций к проведению проверок, непониманием обязанностей сотрудников управления качеством. Это также является следствием как сложностей с проведением работ по управлению качеством, так и ожидания сиюминутного итога от внедрения СМК [5]

Продолжение таблицы

1 2

4.2. Непонимание сотрудни-ками требований внутренней и внешней документации в СМК. Некомпетентность сотрудников в части требований документации СМК. Нет ясности в обязательности соблюдения требований искомых документов

4.3. Отсутствие стремления к качеству. Существующая мотивационная система не подразумевает корреляции с полученными показателями качества выпущенной продукции

4.4. Недостаточный уровень руководства СМК в иерархии производственной организа-ции. Недостаток заключается в том, что топ-менеджмент организации передаёт полномочия в области развития СМК и её внедрение в специально созданную структуру, которая не имеет высокого влияния в данной организации

4.5. Некомпетентность со-трудников управления качеством Сотрудники управления качеством не в полной мере компетентны в сфере менеджмента качества, инновационных подходов и современных методов совершенствования и развития СМК, отечественных и зарубежных наработок

5. Проблемы совершенствования СМК

5.1. Недостаточный уровень обучения в области качества. Обучение в области менеджмента качества на предприятиях происходит относительно случайно, в процессе учувствуют преимущественно руководители, это является следствием экономии финансов на организацию курсов

5.2. Некорректное планирова-ние мероприятий для улучшения СМК. Организационные планы для улучшения СМК (планы актуализации стандартов, планы улучшения СМК, перечень мероприятий по предотвращению отказов и дефектов и др.) не коррелируются по периодам, мероприятия отзываются с программы по причине отсутствия надобности и потенциала исполнения, того что сами мероприятия недостаточно проработаны

5.3. «Второстепенность» СМК относительно прочих управляющих структур Соблюдение принципов стандартов СМК и желаний заказчиков зачастую имеет вторичное значение относительно постоянного увеличения прибыли

5.4. Недостаточное качество составления и актуализации НД внутри организации, подход, основанный на «бюрократизме» Несоблюдение принципов и рекомендаций для составления нормативных документов в области их содержимого, своевременности и ясности. Бюрократический подход при утверждении и согласовании

Как видно из рассмотренной в таблице 2 информации, следует обозначить значительный объем проблем в области СМК, присутствующих на значительном числе ВТП и вызывающих вслед за собой появление несоответствий к требованиям стандартов международных организаций.

Довольно часто ВТП не имеет ресурсов для поиска ответов на проблемы по внедрению и совершенствованию СМК, в этой связи при появлении таковых вызываются консалтинговые организации и внешние консультанты. Однако важно отметить, что такое решение к выполнению услуг по совершенствованию СМК исключительно с привлечением специалистов внешней стороны - аудиторской организации, по мнению значительного числа учёных, довольно бесполезно.

Другой наиболее важной проблемой является поиск соответствующего программного обеспечения (ПО).

В настоящее время ВТП проявляют всё больший и больший интерес к технологиям компьютерного менеджмента качества (КМК-технологии), реализующих компьютеризацию функций СМК на предприятии, с целью создания эффективного инструмента по выявлению и устранению издержек в процессе разработки, производства и эксплуатации продукции.

Существует множество мнений и концепций по решению данного вопроса, однако, после тщательного анализа сложившейся ситуации с управлением качеством на отечественных ВТП авиастроительной отрасли, а также исходя из практического опыта внедрения систем управления деятельностью предприятий, решение данного вопроса видится либо во внедрении предприятиями программных продуктов (ПП), направленных на компьютеризацию СМК, либо во внедрении ERP-систем, позволяющих управлять качеством на всём жизненном цикле (ЖЦ) продукции.

Рынок производителей ПП сразу же отреагировал на возрастающий спрос к КМК-технологиям, что привело к появлению соответствующих ПП. Т.о., в настоящий момент ВТП предлагаются ряд зарубежных и отечественных ПП, которые, по заверениям авторов, полностью решают задачи компьютеризации СМК и управления качеством продукции на предприятии. Анализ ПП по компьютеризации СМК, присутствующих на российском рынке, представлен в табл. 3.

Далее проведём анализ функциональных возможностей имеющихся на российском рынке ПП, реализующих задачи компьютеризации СМК. Результаты данного анализа позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, можно классифицировать присутствующие в настоящее время на рынке ПП по следующим группам:

1) осуществляющие моделирование, реинжиниринг и документирование бизнес-процессов (БП) предприятия;

2) выступающие в качестве пошагового руководства для выполнения требований ИСО 9001:2000 и прохождения сертификации;

3) осуществляющие статистический анализ и обработку данных с предоставлением графических рисунков;

4) позволяющие осуществлять управление документацией на предприятии;

5) имеющие в своём арсенале систему управления документацией с мастером создания всевозможных отчётов и аппарат для создания перечня процессов с последующим заполнением карты процесса, а также справочники по несоответствиям в производстве и получаемым рекламациям и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) имеющие workflow (управление потоками работ), аппарат для графического изображения процессов с последующим запуском их в workflow, развитую систему управления документацией по процессам, а также систему отслеживания соответствия полученных в ходе реализации процессов показателей и выведения соответствующих отчётов.

Таблица 3 - Программные продукты по компьютеризации СМК, присутствующие на российском рынке

Программный продукт (ПП) (принадлежность к группе) Оценка функциональности ПП с позиции компьютеризации СМК Недостатки ПП с позиции компьютеризации СМК

1 2 3

ARIS Toolset - IDS Scheer Германия Из всех функций управления СМК, компьютеризированными данным ПП, действительно заслуживающими внимания являются: проведение классификации БП; создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии; автоматическое документирование бизнес-процессов (на примитивном уровне). Т.о., данный ПП можно характеризовать как ПП для описания, классификации и документирования БП в одной из нотаций (ARIS).

The Assessor for ISO 9000 -ISOCSA QM Inc. - Канада Во-первых, данный ПП разработан под старую версию стандартов ИСО 9000. Во-вторых, задача данного ПП - теоретическая помощь организации в сертификации по стандарту ИСО 9001. Это своеобразное руководство, которое объясняет и советует, какие шаги нужно сделать для последующей сертификации, замечу, не автоматизированной СК, по стандарту ИСО 9001. Данное руководство будет полезно для создания, так называемой «фиктивной СМК», т.е. только для целей сертификации. Ни о какой же компьютеризирован-ной СМК здесь речи не идёт.

Avacco - Avacco Soft Данный ПП предназначен для планирования, учёта, контроля и анализа информации о деятельности предприятия и его процессов и не призван компьютеризировать функции управления СМК. Однако, данный ПП может быть использован предприятиями, желающим иметь реальную (ком-пьютеризированную) СМК, так как позволяет: описать в графическом виде БП предприятия при настройки системы; выдавать автоматически задания сотрудникам в рамках настроенных БП; определять точки контроля для управления про-цессом и постоянно, отслеживая выполнение задания, осуществлять контроль процесса. Что касается управления документацией, то сложилось мнение, что оно всё-таки присутствует в системе, хотя об это явно не говориться, т.к. из точек контроля всё-таки поступает какаято информация, которую можно определить как записи по качеству. Ещё один плюс данного ПП - использование данных любых систем учёта и управления на предприятии для интеграции контрольных данных. Единственно, что может не хватать данной системе, так это статистической обра-ботки данных с контрольных точек процесса и реализации процессов в режи-ме workflow. Хотя, в прин-ципе, для систем данного уровня наличие существую-щих функций может быть достаточной.

AQUA-VITAE - AYAXI Хотя компания производитель и провозглашает, что её продукт позволяет: автоматизировать процедуры, регламентированные документацией СМК, схемы БП и документооборот, как в действительности это будет реализовано из анонса ПП не ясно. Либо за счёт стандартных средств Microsoft Office, что совсем неприемлемо, либо за счёт ПП семейства Lotus, что также не вызывает доверия, либо, третий вариант, за счёт своего «сомнительного» ПП.

DocsVision 2.1 - Degital Design Данный ПП заслуживает внимания. В нём, если верить презентации и статье, реализованы основные функции автоматизированной СМК: средства моделирования (описание БП, карты процессов); workflow-подсистема (реализация и управление процессами); подсистема управления документацией (хранение, перемещение и управление документацией). Основным недостатком ПП является отсутствие статис-тической обработки данных и представление результа-тов контроля за процессами в графическом режиме.

CIM/Quality Suite - John A. Keane and Associates Inc. - США Данный ПП позволяет симулировать/моделиро-вать (в режиме своеобразной игры) деятельность предприятия, в частности, процессов предприятия от закупки через создание конечной продукции и до опытной эксплуатации изделия. Т.е., опять же, как и в Канадском продукте, речь о компьюте-ризации СМК вести нельзя.

Statistica - Statsoft ПП предназначен для статистической обработки и анализа данных, поступающих с различных про-цессов предприятия (то, что не хватает вышепе-речисленным и особо отмеченным ПП). Основной плюс - продукт полностью согласован с Windows, поэтому его можно легко подключить в качестве модуля к существующим на предприятии управляющим системам.

TRIM-QM - НПП «СпецТек» -Санкт-Петербург Средненький ПП для компьютеризации СМК. Основной недостаток, кото-рый перекрывает все «мни-мые» достоинства - нет подсистемы workflow, что не позволяет, как заявлено, эффективно осуществлять измерение и мониторинг процессов. Статистическая обработка данных так же оказывается неэффектив-ной, т.к. все данные берутся на основании отчётов, сде-ланных вручную. Да и заяв-ленная статистика является, по сути, примитивом. Управлением же документо-оборотом - никого не уди-вишь.

1C: Служба качества - АВРО- БУС Очередная система, фактически схожая с предыдущей, которая нацелена на автоматизацию второстепенных задач при управлении качеством. Ни слова об измерении, мониторинге и стат. анализе процессов речи не идёт, ни говоря уже о workflow. Очень жаль, что у наших «светил» компьютеризации СМК хватает лишь ума на разработку перечней процессов, карты процесса и всевозможных отчетов о несоответствиях и прове-дённых аудитов, которые способна выполнить любая система Docflow. В общем, данный ПП -это система документооборота (только лишь), «заточенная» под документацию по качеству.

Продолжение таблицы

1 2 3

БИГ-Мастер - БИГ-Петербург Ещё один ПП для описания и реинжениринга процессов, только и всего. В презентации продукта сказано, что БИГ-Мастер - это многопользо-вательская среда моделирования и организации деятельности предприятия, поддерживающая концепции бизнес-инжиниринга, технологии управ-ления опирающейся на использование информационных моделей. БИГ-Мастер позволяет создать бизнес-модель предприятия, полнота которой достаточна как для проектирования корпоративных информационных систем и/или систем менеджмента качества, так и повседневного наб-людения за организацией деятельности в компании.

Doc Open, Party_97, LS Flow -Лоция Софт. Из презентации неясно - какой из трёх ПП (или же три сразу) надо приобрести для эффективного управление качеством на предприятии. Первый ПП - поддерживает документооборот предприя-тия. Второй - система PDM, при чём не самая плохая (из российских). И третий - что-то типа workflow. Для эффективного / автоматизи-рованого управления СК необходимо приобретения всех трёх ПП или систему PDM Party с модулем work-flow. Ну, это уже другой уровень ПП.

DesignerlDEF 3.7 - ОС «Союз-серт» Описать процессы в нотации IDEF0, более-менее их задокументировать, получить примитивные отчёты о владельце процесса, входной/выходной информации процесса и т.д. - это всего лишь 10% от эффективного управления СК, а не полное решение проблемы, как заявляют разработчики подхода. А где измерение и мониторинг процесссов, отслеживание показателей качества процесссов, автоматизированный документооборот между сотрудниками предприятия и т.д. В презентации есть слайды об использовании системы стат. обработки информации Statgraphics Plus. Правда, откуда система будет брать данные (ведь work-flow же нет) и чего она будет анализировать (где процесс в работе, он же только описан) - вообще не понятно.

АСИП «Качество» - Стинс Коман. Хотя авторами системы и утверждается, что она предназначена, цитирую «для создания (проекти-рования и внедрения) на предприятии автомати-зированной системы для сбора, хранения, анализа и передачи информации о: ходе процесса и ре-зультатах создания и документирования системы менеджмента качества предприятия; качестве выполнения процессов деятельности предприятия (записи, данные по качеству); ходе процесса и результатах контроля за функционированием си-стемы менеджмента качества предприятия; результатах принятых управленческих решений; хо-де процесса и результатах совершенствования системы менеджмента качества предприятия», как большая часть этих функций реализуется, понять из текста-презентации сложно. Ещё раз повторяю, какую информацию о ходе процесса вы можете получить без конкретных данных с функционирующего процесса, откуда вы можете узнать о качестве процесса, когда не определены показатели качества процесса и не измерено их соответствие в ходе реализации процесса и т.д. Вывод один - ещё одна «однобокая» система.

Во-вторых, на основании проведённого анализа, можно провести сравнительный анализ всех основных преимуществ и недостатков этих ПП с позиции компьютеризации СМК.

Т.о., можно предъявить следующие требования к ПП, который по-настоящему позволит компьютеризировать СМК и управление качеством на ВТП авиастроительной отрасли:

1) наличие средств описания\моделирования и документирования процессов ВТП;

2) наличие подсистемы\средств управления документацией по процессам;

3) наличие подсистемы\модуля workflow для:

- запуска в реальном режиме времени описанных процессов;

- отслеживания хода выполнения процесса по заранее установленным показателям качества.

4; наличие подсистемы/модуля сбора и анализа данных о качестве (записей) и дефектах продукции, возникающих как при производстве продукции, так и при её эксплуатации у заказчика;

5) наличие подсистемы\модуля статистической обработки и анализа информации о ходе процессов в режиме workflow и возникающих отклонениях при реализации процессов, а также позволяющей обрабатывать информацию об уровне качества, причинах возникновения и стоимости устранения дефектов продукции.

Исходя из сделанных выводов по проведённому анализу, можно предположить, что в настоящее время ни в России, ни за рубежом не создано ПП, полностью соответствующих изложенным выше требованиям. Поэтому ВТП, желающим информатизировать СМК и реализовать все вышеприведённые требования, так или иначе, придётся приобретать несколько ПП, что приведёт к определённым затратам средств. При этом могут возникнуть проблемы с интеграцией приобретаемых ПП с действующими на предприятии системами управления производства, либо при последующем внедрении систем управления производством.

Далее рассмотрим основные функциональные составляющие АСМК.

Основными целями функционирования СМК на ВТП являются:

- определение и обеспечение потребностей и ожиданий потребителей авиационной продукции, а также других заинтересованных сторон (общества, органов государственного надзора и регулирования, предприятий-поставщиков, организаций-соисполнителей и т.д.);

- определение и обеспечение выполнения требований потребителя, предъявляемых к продукции (разрабатываемой и поддерживаемой предприятием);

- обеспечение заинтересованности работников предприятия в результатах коллективной деятельности, осуществляемой на предприятии при разработке новых изделий;

- обеспечение Руководства необходимым инструментом по управлению деятельностью ВТП в заявленной области, позволяющим повысить результативность процессов управлении с целью достижения повышения конкурентоспособности предприятия на рынке авиационной продукции.

Общая схема и направления функционирования СМК ВТП авиастроительной отрасли (на примере Н1III «Звезда») приведена на рисунок 1.

Рисунок 1 - Общая схема и направления функционирования системы менеджмента качества ВТП авиастроительной отрасли

В настоящее время типовой БП процесс обмена данными в области качества на ВТП авиастроительной отрасли представлен в виде БП в таблице 4.

Типовая информационная модель подсистемы управления контролем качества продукции на ВТП авиастроительной отрасли показана на рисунке 2.

Типовой БП процесс обмена данными в области качества на ВТП авиастроительной отрасли после внедрения АСМК представлен в виде БП в таблице 5.

Как видно из таблицы 5, процесс сбора и обработки данных изменился: были исключены стадии сбора данных с бумажных носителей, первичный анализ данных после внесения в таблицу, процесс создания графического отчета.

Теперь данные о несоответствиях продукции, выявленных потребителями, обрабатываются в электронном виде. Имеется классификация продуктов по их дефектам с последующим выводом данных в готовый шаблон.

Следующим этапом для обеспечения результативности информационных процессов по управлению качеством разрабатываемой и производимой продукции требуется соответствующая реализация данных. Задача моделирования данных направлена на поиск такого представления данных, какое наиболее, точно, воспроизводит истинный мир и может быть реализовано вычислительной техникой посредством создания базы данных.

База данных - это совокупность предназначенных для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

Для программной реализации баз данных, как правило, применяются универсальные системы управления базами данных (СУБД).

Стандартно жизненный цикл БД содержит в себе стадии концептуального и логического проектирования, разработки, поддержки и совершенствования. Далее рассмотрим каждую стадию.

На стадии концептуального проектирования рассматриваются и анализируются свойства и характеристики изучаемой предметной области и определяются канонические структуры баз данных, как правило, изображаемые в виде графов, узлами которых показываются объекты предметной области, а дугами - связи между ними.

Для отображения классической структуры базы данных используются разные технологии и инструментальные средства, например Rational Rose и используемая в нем нотация UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования). UML реализует изображение предметной области на максимально естественном языке: как классы, объекты и их связи.

Таблица 4 - Схема БП обмена данными между отделом эксплуатации и отделом качества до внедрения АСМК

Отв. за внесение данных

Схема процесса

Указания

НПП

Сотр. Отд. эксплуатации

Сотр. Отд. эксплуатации

Сотр. Отдел качества

Сотр. Отдел качества

Сотр. Отдел качества

Начало

1.Выявление потребности в анализе жалоб потребителей

2. Сбор данных с бумажных носителей

4. Преобразование данных до состояния пригодного для анализа

5. Анализ данных

6. Оформление анализа данных

Конец

Дает указание начальникам отдела качества и отдела эксплуатации о необходимости проведения анализа жалоб.

Осуществляет сбор данных с бумажных носителей находящихся в архиве.

Данные находятся в различных документах: письмах, факсах, рекламационных актов, технических актов и т.д. Срок: 1-4 дня (в зависимости за сколько лет требуется анализ)

Внесение данных в таблицу word с бумажных носителей. Передача таблицы в отдел качества Срок: в течении 1 раб. дня

Для того чтобы произвести анализ данных, необходимо выполнить группировку данных по определенным критериям (год выявления дефекта, наименования изделия, вид дефекта, причин дефекта). Срок: в течении 1 раб. дня

Анализ данных осуществляется путем сравнения показателей на временных отрезках.

Так же для анализа данных используется частный случай

метода Парето.

Срок: в течении 1 раб. Дня

Оформление анализа данных в виде графиков, гистро-грамм, диаграмм.

Передача результатов анализа РСК. Срок: в течении 1раб. дня

Итого 5-8 рабочих дней._

Рисунок 2 - Информационная модель подсистемы управления контролем качества продукции

на ВТП авиастроительной отрасли

Таблица 5 - Схема БП обмена данными между отделом эксплуатации и отделом качества после внедрения АСМК

Отв. за внесение данных Схема процесса Указания

Начало

Отд. Эксплуатации 1.Ввод первичных данных Внесение данных в форму SWPDM на основании информации, полученной от потребителей

Отд. Эксплуатации Отдел качества Руководство 2. Формирование отчета Отчет на основании информации в PDMформи-руется на М1р://ге/Яерог1з/.

Отдел качества 3. Представление результатов анализа в графическом виде Графический анализ данных производится в Excelна основе выгружаемых данных из Отчета

Конец

Язык изображения предметной области в текущей стадии очень важен: разработчик рассматривает и моделирует ее в непременном контакте с будущими пользователями, значительная часть которых не являются техническими экспертами, соответственно для корректной реализации моделей язык их отображения должен быть ясным и простым. На этой стадии моделирование проводится без привязки к выбранной СУБД. Создаваемая база данных должна хранить вышеперечисленные оборотные документы.

На рисунке 3 представлена концептуальная модель БД по управлению качеством и надёжностью разрабатываемой и производимой на ВТП продукции.

Протокол летучего контроля Нарушение технической

PкJ Номер ^^ Номер

Исходящий рекламационный ак

Акт входного контроля Комплектующее изделие

PкJ Номер ^^ Номер

Н аименование

Акт исследования

pкj Номер

!

Финальное изделие

^^ Номер

Потребитель Входящий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекламационный акт

^^ Номер

PкJ Наименование

Рисунок 3 - Концептуальная модель базы данных по управлению качеством и надёжностью

Логический уровень - это абстрактный взгляд на данные, на нем они изображаются так, как выглядят в физическом мире, и могут называться так же. Логическая модель - это отображение концептуальной модели, адаптированное под выбранную СУБД. Модель показывает логические связи между элементами без контекста их наполнения и среды.

Логическая модель дифференцируется на реляционную, иерархическую и сетевую. В реляционной модели данных объекты и взаимосвязи между ними представляются с помощью таблиц - отношений. В логической модели базы данных по управлению качеством и надёжностью в таблице 6 подробно описаны атрибуты каждой таблицы БД.

Таблица 6 - Логическая модель базы данных управления качеством

Наименование таблицы Поля таблицы

Имя Тип

1 2 3

Таблица «Акт несоответствия» Номер акта несоответствия Текст

Дата акта Дата

Код несоответствия Число

ФИО виновного Текст

Описание несоответствия Текст

Мероприятия Текст

Таблица «Входящий рекламационный акт» Номер входящего РА Текст

Дата акта Дата

Номер изделия Текст

Наименование потребителя Текст

Наименование изделия Текст

Наработка Число

Описание дефекта Текст

Причины возникновения дефекта Текст

Гарантийный срок Текст

Гарантийный ресурс Текст

Заключение Текст

Таблица «Исходящий рекламационный акт» Номер исходящего РА Текст

Дата акта Дата

Номер изделия Текст

Наименование поставщика Текст

Наименование изделия Текст

Наработка Число

Описание дефекта Текст

Причины возникновения дефекта Текст

Гарантийный срок Текст

Гарантийный ресурс Текст

Заключение Текст

Таблица «Потребитель» Наименование потребителя Текст

Категория потребителя Текст

Юридический адрес Текст

Условия поставки Текст

Почтовые реквизиты Текст

Банковские реквизиты Число

Таблица «Поставщик» Наименование поставщика Текст

Категория поставщика Текст

Юридический адрес Текст

Условия поставки Текст

Почтовые реквизиты Текст

Банковские реквизиты Число

Таблица «Комплектующее изделие» Номер изделия Текст

Наименование изделия Текст

Наименование поставщика Текст

Дата выпуска Дата

Гарантийный срок Текст

Гарантийный ресурс Текст

Таблица «Финальное изделие» Номер изделия Текст

Наименование изделия Текст

Наименование потребителя Текст

Дата выпуска Дата

Гарантийный срок Текст

Гарантийный ресурс Текст

Таблица «Акт входного контроля» Номер акта входного контроля Текст

Дата акта Дата

Номер изделия Текст

Наименование поставщика Текст

Наименование изделия Текст

Результат входного контроля Число

Заключение Текст

Таблица «Протокол летучего контроля» Номер протокола летучего контроля Текст

Дата акта Дата

Проверяемое подразделение Текст

Предмет проверки Текст

Объект проверки Текст

Результат проверки Текст

Номер нарушения ТД Текст

Таблица «Нарушение технической дисциплины» Номер нарущения ТД Текст

Дата нарушения Дата

Код нарушения Число

Повторяемость нарушения Текст

Тяжесть нарушения Текст

Мероприятия Текст

Таблица «Акт исследования» Номер акта исследования Текст

Дата акта Дата

Номер финального изделия Текст

Наименование изделия Текст

Номер отказавшего комплектующего Текст

Тип отказа Текст

Наименование таблицы Поля таблицы

Имя Тип

1 2 3

Описание дефекта Текст

Причины возникновения дефекта Текст

Мероприятия по устранению дефекта Текст

Виновник Текст

Заключение Текст

Таблица «Заказ» Номер заказа Текст

Дата заказа Дата

Наименование поставщика Текст

Номер финального изделия Текст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоимость заказа Число

Дата выполнения заказа Дата

Также было проведено экономическое обоснование целесообразности проекта автоматизации управления качеством продукции ВТП авиастроительной отрасли (на примере НПП «Звезда»), для чего были рассчитаны его эффективность и сроки окупаемости без учета и с учетом инфляции (таблица 7).

Таблица 7 - Экономические показатели эффективности проекта автоматизации (на примере НПП «Звезда»)

Параметр Название параметра Значение параметра без учета инфляции Значение параметра с учетом инфляции

1 2 3 4

NPV Чистый дисконтированный доход, тыс. руб. 1 027 780

IRR Внутренняя норма прибыли 89 %

PPs Статический срок окупаемости, год. 1,03

PPd Динамический срок окупаемости, год. 1,12 1,24

PI Индекс доходности 3,2 2,7

NTV Чистая конечная стоимость, тыс. руб. 1 398 1 443

MIRR Модифицированная внутренняя норма 44,5% 49,2 %

Выводы

Т.о., грамотная организация работы службы управления качеством ВТП, корректное установление целей и разделение обязанностей в сфере управления качеством принципиально повышают результаты при введении и улучшении СМК.

В итоге стоит упомянуть, что существование значительного количества разнообразных проблем на ВТП авиастроительной отрасли связано именно с различными внутренними, и с прочими внешними механизмами деятельности организации и работы СМК. Рассмотренный метод категоризации проблем при управлении качеством, и дополнительно выполненный анализ несоответствий, а также рекомендации по улучшению аудита в сфере СМК нацелены на совершенствование управлением качеством продукции этих ВТП, ликвидацию имеющихся несоответствий а, в финальном остатке, улучшение качества выполняемых процессов и повышение конкурентоспособности этих ВТП.

Предлагаемая же автоматизация управления контролем качества и надежности произведенной продукции предназначена для управления процессами, связанными с управлением качеством производимых изделий и предоставления услуг заказчикам и потребителям с целью совершенствования СМК на ВТП в целом. Расчеты экономической эффективности подтверждают целесообразность внедрения АСМК.

Источники:

1. Андреева Т.А., Гугелев А.В., Попова Л.Ф. Инструменты ИСО/ТУ 16949: опыт, возможности, перспективы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 7-12.

2. Бочарова С. В., Попова Л. Ф., Яшина М. Н. Анализ проблем в управлении качеством на современных промышленных предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. N°4 (73). С. 63-68, https://cyberleninka.ru/article'n/analiz-problem-v-upravlenii-kachestvom-na-sovremennyh-promyshlennyh-predpriyatiyah/viewsr.

3. Информационный менеджмент: Теоретические основы автоматизации управления. Учебное пособие под редакцией В.Д. Калачанова и А.Л. Рыжко. - М.: Изд-во «Доброе слово», 2003.

4. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник / Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Ру-заков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.

5. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова - М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.

6. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Информационный менеджмент на предприятии. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России.- М.: изд-во «Доброе слово», 2006.

7. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. Уч. пособ. Гриф УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

8. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Исследование систем управления: логистический аспект. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России. -М.: Изд-во МАИ, 2006.

9. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011г.

10. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов/ под общей редакцией Д.В.Чистова.- Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 258 с.- (Высшее образование).- ISBN 978-5-534-00492-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.ru/bcode/489307 (дата обращения: 09.12.2022).

11. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.

12. Ратникова Е.А., Демин С.С., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), - М.: Изд-во ГосНИИГА, 2016, с. 7-21.

13. Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», N° 6, 2021, УДК 658.5.

14. Сайт «Студопедия». Управленческие решения: сущность, классификация и технологии принятия, https://studopedia.ru/4_50498_upravlencheskie-resheniya-sushchnost-klassifikatsiya-i-tehnologiya-prinyatiya.html.

15. Сайт «Сдам сам!». Типология управленческих решений, https://zdamsam.ru/a22951.html.

16. Сайт «Robotlibrary»/ Исследование систем управления, Малин А.С., http://robotlibrary.com/book/438-issledovaniya-sistem-upravleniya-malin-as/86-Page86.html.

17. Сайт «Учебник». Общая характеристика проблемы как системы: Исследование систем управления, А. С. Малин, https://uchebnik.biz/book/64-issledovanie-sistem-upravleniya/23-41-obshaya-xarakteristika-problemy-kak-sistemy/.

18. Сайт «Студопедия». Классификация проблем и методологические средства их решения, https://studopedia.ru/5_76141_klassifikatsiya-problem-i-metodologicheskie-sredstva-ih-resheniya.html.

19. Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Химченко В.Н. Различные подходы к информатизации процесса управления затратами на высокотехнологичных предприятиях авиастроения при организации производства с использованием автоматизированных систем // Тезисы XVIII Международной научной конференции «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа - Красноусольск, 2018 г.

20. Щеулина Е.В., Химченко В.Н., Бехтин В.А. Стратегическое планирование и развитие системы управления информационными ресурсами высокотехнологичных авиастроительных предприятий с целью повышения эффективности управления // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018.

21. Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Мирошникова Е.Н. Стратегическое планирование и развитие системы управления высокотехнологичными предприятиями за счет выбора оптимального использования его ресурсов // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018.

References:

1. Andreeva T.A., Gugelev A.V., Popova L.F. ISO/TU 16949 tools: experience, opportunities, prospects // Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University. 2016. No. 4 (63). pp. 7-12.

2. Bocharova S. V., Popova L. F., Yashina M. N. Analysis of problems in quality management at modern industrial enterprises // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2018. No.4 (73). pp. 63-68, https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-v-upravlenii-kachestvom-na-sovremennyh-promyshlennyh-predpriyatiyah/viewer.

3. Information management: Theoretical foundations of control automation. Textbook edited by V.D. Kalachanov and A.L. Ryzhko. - M.: Publishing house «Good Word», 2003.

4. Information management at the enterprise: Textbook / Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Jamai E.V., Ruzakov M.A., Ryzhko N.A.; Edited by Dr. of Economics, Prof. V.D. Kalachanov. - M.: Publishing House of MAI-PRINT, 2012.

5. Information management at the aircraft manufacturing enterprise. Textbook under the scientific editorship of Doctor of Economics, prof. V.D. Kalachanov - M.: Ed. publishing Center of FSUENIISU, 2011.

6. Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Information management at the enterprise. The textbook of the GRYPH of the Ministry of Education and Science of Russia.- M.: publishing house «Good Word», 2006.

7. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Economic efficiency of information technology implementation. Teaching aid. Vulture of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing House of MAI, 2006.

8. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Research of control systems: a logistic aspect. Textbook of the GRYPH of the Ministry of Education and Science of Russia. - M.: Publishing House of MAI, 2006.

9. Organization of production of high-tech products in the aircraft industry. Kalachanov V.D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A. Textbook.- Kaluga: ed. K.E. Tsiolkovsky KSU, 2011.

10. Designing information systems: textbook and workshop for universities / under the general editorship of D.V.Chistov.— Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 258 p. - (Higher education).- ISBN 978-5-534-00492-2. - Text : electronic // Yurayt Educational Platform [website]. -URL:https://urait.ru/bcode/489307 (accessed: 09.12.2022).

11. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Financial and economic security of the organization of production in high-tech sectors of the economy. Uch. posob. - M.: FGBNU «Analytical Center», 2016.

12. Ratnikova E.A., Demin S.S., Bondarev D.V., Sergeeva A.Yu. Technical regulation of innovative processes in the production of aviation equipment taking into account the requirements of economic security // Scientific Bulletin of GosNIIGA, February 2016 No. 2 (325), - Moscow: Publishing House of GosNIIGA, 2016, pp. 7-21.

13. Ratnikova E.A. Development of an organizational and methodological mechanism for automating risk management at aircraft manufacturing enterprises // Scientific journal «Management Accounting», No. 6, 2021, UDC 658.5.

14. The website «Studopedia». Management decisions: the essence, classification and technologies of decision-making, https://studopedia.ru/4_50498_upravlencheskie-resheniya-sushchnost-klassifikatsiya-i-tehnologiya-prinyatiya.html.

15. The site «I'll rent it myself!». Typology of management decisions, https://zdamsam.ru/a22951 .html.

16. Website «Robotlibrary»/ Research of control systems, Malin A.S., http://robotlibrary.com/book/438-issledovaniya-sistem-upravleniya-malin-as/86-Page86.html.

17. The Textbook website. General characteristics of the problem as a system: A study of control systems, A. S. Malin, https://uchebnik.biz/book/64-issledovanie-sistem-upravleniya/23-41-obshaya-xarakteristika-problemy-kak-sistemy/.

18. The website «Studopedia». Classification of problems and methodological means of their solution, https://studopedia.ru/5_76141_klassifikatsiya-problem-i-metodologicheskie-sredstva-ih-resheniya.html.

19. Shcheulina T.V., Shcheulina E.V., Himchenko V.N. Various approaches to informatization of the cost management process at high-tech aircraft manufacturing enterprises when organizing production using automated systems // Abstracts of the XVIII International Scientific Conference "Economic Management: methods, models, technologies", Ufa - Krasnousolsk, 2018.

20. Shcheulina E.V., Himchenko V.N., Bekhtin V.A. Strategic planning and development of the information resources management system of hightech aircraft manufacturing enterprises in order to improve management efficiency // Strategic planning and development of enterprises [electronic resource]: materials ofthe XIX All-Russian Scientific Symposium, Moscow, 2018 / ed. chl.-corr. RAS G.B. Kleiner. - M.: TSEMI RAS, 2018.

21. Shcheulina T.V., Shcheulina E.V., Miroshnikova E.N. Strategic planning and development of the management system of high-tech enterprises by choosing the optimal use of its resources // Strategic planning and development of enterprises [electronic resource] : materials of the XIX All-Russian Scientific Symposium, Moscow, 2018 / edited by chl.-corr. RAS G.B. Kleiner. - M.: TSEMI RAS, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.