Источники:
1. Блинов А. О. Реинжиниринг бизнес-процесов: Учебное пособие / А.О. Блинов, О.С. Рудакова, В.Я. Захаров. - М.: Юнити, - 2018. - 335 с.
2. Исаев Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг: В 2 т.Т.1 / Р.А. Исаев. - М.: Инфра-М, - 2018. - 464 с.
3. Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; Под науч. ред. Н.М. Абдикеев. - М.: Инфра-М, - 2018. - 382 с.
4. Тельнов Ю. Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Федоров. - М.: Юнити, - 2017. - 304 с.
5. Уткин Э. А. Бизнес - реинжиниринг / Э. А. Уткин. - М.: Экмос, - 2018. - 224 с.
6. Черемных О. С. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом / О. С. Черемных, С. В. Черемных. - М.: Финансы и статистика, - 2019. - 736 с.
7. Фокеева Т. А. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод совершенствования системы управления предприятием / Т. А. Фокеева // В сборнике: Реформирование системы управления на современном предприятии сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. г. Пенза, 2014. С. 118-121.
References:
1. Blinov A. O. Reengineering of business processes: A textbook / A.O. Blinov, O.S. Rudakova, V.Ya. Zakharov. - M.: Unity, - 2018. - 335 p.
2. Isaev R. A. Bank management and business engineering: In 2 vols. t.1 / R.A. Isaev. - M.: Infra-M, - 2018. - 464 p.
3. Kiselev A.D. Corporate knowledge management and business reengineering: Textbook / N.M. Abdikeev, A.D. Kiselev; Under scientific ed. N.M. Abdikeev. - M.: Infra-M, - 2018. - 382 p.
4. Telnov Yu. F. Enterprise engineering and business process management. Methodology and technology: Textbook / Yu.F. Telnov, I.G. Fedorov. - M.: Unity, - 2017. - 304 p.
5. Utkin E. A. Business reengineering / E. A. Utkin. - M.: Ekmos, - 2018. - 224 p.
6. Cheremnykh O. S. Strategic corporate reengineering: a process-cost approach to business management / O. S. Cher-emnykh, S. V. Cheremnykh. - M.: Finale and Statistics, - 2019. - 736 p.
7. Fokeeva T. A. Reengineering of business processes as a method of improving the enterprise management system / T. A. Fokeeva // In the collection: Reforming the management system at a modern enterprise collection of materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. Edited by F.E. Udalov, V.V. Bondarenko. Penza, 2014. pp. 118-121.
EDN: FRVUCZ
А.П. Высиканцев - старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия, [email protected],
A.P. Vysikantsev - senior lecturer of the department «Management of High-tech Enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Moscow, Russia;
B.Д. Калачанов - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Краснодар, Россия, [email protected];
V.D. Kalachanov - doctor of economics, professor, head of the department «Management of High-Tech Enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Krasnodar, Russia;
Е.А. Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Краснодар, Россия, [email protected],
E.A. Ratnikova - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Krasnodar, Russia;
И.А. Сергеева - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Краснодар, Россия, Irina.sergeeva1 @mail.ru,
I.A. Sergeeva - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of hightech enterprises», «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Krasnodar, Russia.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ РИСКОВ КОНСАЛТИНГОВЫХ ИТ-ПРОЕКТОВ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(НА ПРИМЕРЕ АВИАСТРОЕНИЯ) ANALYSIS OF THE MAIN ORGANIZATIONAL, ECONOMIC AND TECHNICAL RISKS OF CONSULTING IT PROJECTS AT HIGH-TECH ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF AIRCRAFT CONSTRUCTION)
Аннотация. В качестве объекта исследования в данной статье рассматриваются основные организационно-экономические и технические риски, сопутствующими разработке и внедрению консалтинговых проектов в сфере информационных технологий на высокотехнологичных предприятиях, и, в частности, на предприятиях авиастроительной отрасли, в сложившихся условиях импортозамещения, а также повышенных требований экономической и информационной безопасности.
Авторами анализируются основные особенности консалтинговых проектов в сфере информационных технологий на предприятиях авиастроительной отрасли, а также выгоды и риски их реализации. В результате проведенного анализа были разработаны организационно-экономические и методические предложения и формированию соответствующего механизма и отдельных процедур управления комплексом организационно-экономических и технических рисков, сопутствующих разработке и внедрению консалтинговых проектов в сфере информационных технологий на предприятиях авиастроительной отрасли, а также рассматриваются наиболее приоритетные направления повышения эффективности антирисковых мероприятий.
Abstract. As an object of research, this article examines the main organizational, economic and technical risks associated with the development and implementation of consulting IT projects at high-tech enterprises, and, in particular, at aircraft manufacturing enterprises, in the context of import substitution, as well as increased requirements for economic and information security.
The main features of consulting IT projects at aircraft industry enterprises are analyzed, as well as the benefits and risks of their implementation. As a result of the analysis, the authors of the article have developed organizational, economic and methodological proposals and the formation of an appropriate set of measures and procedures for managing organizational, economic and technical risks associated with the development and implementation of consulting IT projects at aircraft industry enterprises, and also consider the most priority areas for improving the effectiveness of anti-risk measures.
Ключевые слова: риски, авиастроительная отрасль, консалтинговый ИТ-проект, экономическая безопасность, информационная безопасность.
Keywords: risks, aircraft industry, consulting IT project, economic security, information security.
В современных инновационных и социально-экономических условиях консалтинг в сфере информационных технологий (далее по тексту информационный консалтинг или ИТ-консалтинг) становится все более востребованным и популярным на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. и на предприятиях авиастроительной отрасли. Это связано, прежде всего, с активной цифровизацией и последующей цифровой трансформацией и увеличением потребностей в современных прогрессивных информационных технологиях и системах (ИТ и ИС) этих предприятий. Также на отечественном рынке информационных продуктов и услуг наблюдается рост всевозможных предложений со стороны отечественных предприятий, производящих вычислительную технику, программное и методологическое обеспечение, что также напрямую связано с проводимой сегодня политикой импортозамещения.
Функциональные возможности современных ИТ и ИС постоянно увеличиваются - растет производительность обработки данных и скорость их передачи, возрастают объемы хранимой информации, появляются новые, более удобные в эксплуатации средства вычислительной техники, программное и методическое обеспечение становится более комплексным, интерфейс становится все более гибким и простым в настройке под нужды потенциальных потребителей. Однако, несмотря на все вышеперечисленные возможности, эффективность использования ИТ и ИС в производственно-хозяйственной деятельности высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли все еще оставляет желать лучшего [2].
В таблице 1 представлен проведенный авторами анализ основных причин отсутствия готовности высокотехнологичных предприятий, в т.ч. предприятий авиастроительной подотрасли, к внедрению прогрессивных ИТ и ИС.
Таблица 1 - Основные причины отсутствия готовности высокотехнологичных предприятий к внедрению прогрессивных ИТ и ИС
Наименование Содержание
Организационные - желание ограничиться стандартными подходами к осуществлению производственно-хозяйственной и финансовой деятельности высокотехнологичного предприятия без учета специфики его деятельности; - информатизация неактуальных (устаревших или неэффективных) бизнес-процессов предприятия; - неупорядочены основные функциональные составляющие деятельности высокотехнологичного предприятия (например, управление кадрами, документооборот предприятия и т.п.); - отсутствуют необходимые стандарты в области информатизации, типовые решения, унифицированные формы и проч.
Информационные - на высокотехнологичном предприятии нет единой информационной среды, каждое подразделение использует данные из своих независимых источников, а также методы обработки, хранения и представления этих данных; - неполнота, недостоверность и несвоевременность обеспечения подразделений предприятия информацией о внедряемой ИС, ее функциональных возможностях, недостатках, особенностях эксплуатации, степени новизны, совместимости с уже действующими на предприятии ИС и проч.; - отсутствие необходимого функционала и совместимости с уже действующими на предприятии ИТ и ИС, а также ПО.
Технические - отсутствие необходимого технического обеспечения внедрения ИТ и ИС.
Человеческий фактор - недостаточная квалификация работников для эффективного внедрения и эксплуатации ИТ и ИС; - отсутствие в штате предприятия специалистов в той предметной области, которая информатизируется; - руководители и специалисты предприятий не до конца понимают, для чего им необходимы ИТ и ИС, какие возможности им предоставляются, или не хотят понять это вследствие своей консервативности; - сопротивление со стороны тех работников, чья профессиональная деятельность будет информатизирована.
Экономические - дороговизна проектов информатизации; - крупные убытки вследствие неудачи проектов ИТ-консалтинга.
Политические - санкции; - уход с российского рынка части зарубежных компаний, являющихся ранее основными поставщиками ИТ и ИС, а также ПО вследствие политической ситуации.
В рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.», в т.ч. с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения
цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ была сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [16].
Структура и финансирование нацпроекта «Цифровая экономика РФ» по данным Аналитического центра при Правительстве РФ представлена ниже на рисунке 1 [12].
Рисунок 1 - Структура и финансирование нацпроекта «Цифровая экономика РФ»
Далее на рисунках 2-3 рассмотрены статистические данные о внедрении прогрессивных ИТ и ИС на предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. авиастроительной отрасли по данным International Data Corporation (IDC) - международной исследовательской и консалтинговой компании, основанной в 1964 г. и занимающейся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций [11, 21].
Рисунок 2 - Доля российского рынка ERP-систем по производителям в 2015 г. (по данным IDC)
■ Системная интеграция
■ Аутсорсинг Поддержка и инсталляция
■ Разработка заказного ПО
■ ИТ-консалтинг Обучение и тренинги
Рисунок 3 - Доля ИТ-услуг на российском рынке в 2015 г. (по данным IDC)
Аналитическое издание TAdviser также проводит подобные исследования, их результаты о внедрении прогрессивных ИТ и ИС на предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. авиастроительной отрасли, представлены далее на рисунках 4-5.
Следует отметить, что согласно исследованиям этих компаний, ИТ-консалтинг составляет более 10 % на современном рынке ИТ-услуг. В соответствии с общим определением ИТ-консалтинг рассматривается как перспективное направление предпринимательской деятельности, связанное с предоставлением консалтинговых услуг в сфере ИТ.
Рисунок 4 - Наиболее часто внедряемые в РФ ERP-системы за период с 2005 по 2017 гг. по количеству внедрений (по данным TAdviser)
■ Торговля
■ Машиностроение " Строительство
■ Пищевая промышленность
■ Химическая промышленность Здрааоонранение Финансовые услуги
Транспорт
Другие
Рисунок 5 - Внедрение ERP-систем по отраслям за период с 2005 г. по 2017 г. (по данным TAdviser)
Рассмотрим следующие основные причины, по которым предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. авиастроительной отрасли, прибегают к ИТ-консультированию:
- необходимость проведения диагностики предприятия с целью объективной и непредвзятой оценки состояния ИТ и ИС на предприятии, а также выявления существующих проблем в области информатизации и получения квалифицированной помощи по их решению;
- потребности по осуществлению изменений в области ИТ и ИС на предприятии, связанные с ростом производственных фондов и расширением (или изменением) направлений деятельности предприятия, либо способствующих повышению конкурентоспособности этого предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
- потребности по осуществлению изменений в области ИТ, связанных с новым глобальным трендом цифровизации и цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности [7].
Общепринятой, универсальной классификации консалтинговых услуг в сфере ИТ на данный момент не существует. Применяются различные подходы и системы их классификации.
Так, например, в Европейском справочнике консультантов по менеджменту [8] приведена предметная классификация консалтинговых услуг, в которой группа «Информационные технологии» включает: системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления; применение компьютеров в аудите и оценке; электронная издательская деятельность; информационно-поисковые системы; административные информационные системы; проектирование и разработка систем; выбор и установка систем; внутренний аудит информационных систем; восстановление информационных систем.
В документе «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» в разделе J «Деятельность в области информации и связи» перечень консультационных услуг в сфере ИТ несколько модифицирован. Так, в классе 62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» группировка 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий» содержит: планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных. Услуги могут включать соответствующее обучение пользователей [9].
В данной статье авторы придерживаются подхода к классификации услуг ИТ-консалтинга в зависимости от конкретных видов деятельности высокотехнологичных предприятии, и, в частности, предприятий авиастроительной отрасли. Выделим такие ключевые направления консалтинга в сфере информаци-
онных технологий на данных предприятиях, как: стратегический ИТ-консалтинг, продуктовый ИТ-консалтинг, интеграционный ИТ-консалтинг, операционный ИТ-консалтинг и технический ИТ-консалтинг [7].
Стратегический ИТ-консалтинг способствует разработке ИТ-стратегии высокотехнологичного предприятия, помогает в формировании на предприятии подразделения, ответственного за ИТ и ИС (ИТ-службы предприятия) и осуществлении его эффективной деятельности, формировании ИТ-бюджета предприятия.
Продуктовый ИТ-консалтинг обеспечивает информационную поддержку основных функциональных направлений деятельности высокотехнологичного предприятия с помощью соответствующего программного обеспечения (ERP, CRM, EAM, SCM, систем электронного документооборота и др.).
Интеграционный ИТ-консалтинг занимается созданием на высокотехнологичном предприятии единой информационной среды в рамках цифровизации и цифровой трансформации.
Операционный ИТ-консалтинг оптимизирует внутренние бизнес-процессы высокотехнологичного предприятия и координирует основные вопросы взаимодействия всех подразделений предприятия и ИТ-службы.
Технический ИТ-консалтинг решает вопросы, связанны с с техническим обеспечением и сопровождением ИТ-инфраструктуры высокотехнологичного предприятия.
Необходимо отметить, что во время информатизации любых бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий, при разработке и внедрении, а также модернизации соответствующих ИС, обновлении ИТ-инфраструктуры этих предприятий вышеуказанные виды ИТ-консалтинга и смежных видов оказания консалтинговых услуг должны применяться в определенной последовательности.
Сначала необходимо провести диагностику предприятия, а также проработать и решить вопросы стратегического планирования, включая и сферу ИТ, а затем уже разрабатывать и выполнить отдельные ИТ-проекты, включенные в состав стратегии развития данного предприятия.
На практике содержание конкретного проекта ИТ-консалтинга должно разрабатываться индивидуально для каждого предприятия с учетом особенностей его производственно-хозяйственной деятельности, основных составляющих его потенциала, а также положения в отрасли (в корпорации). Это является основным содержанием предконкратных переговоров между высокотехнологичным предприятием и организацией-консультантом, которые направлены на определение и согласование целей, границ и устава последующего консалтингового ИТ-проекта. Далее рассмотрим пример и основные особенности консалтингового ИТ-проекта на предприятии авиастроительной отрасли.
Рисунок 6 - Информационная модель подсистемы управления основным производством
Пример консалтингового ИТ-проекта по внедрению информационной подсистемы координации и контроля производственного процесса в основном производстве самолетостроительного предприятия (ОАО «РСК «МиГ»).
На рисунке 6 показана информационная модель подсистемы управления основным производством на предприятии, на рисунке 7 и 8 рассмотрены основные бизнес-процессы «Координация и контроль производственного процесса посредством устранения «узких» мест» предприятия до и после информатизации.
Рисунок 7 - Бизнес-процесс «Координация и контроль производственного процесса посредством устранения «узких» мест» ОАО «РСК «МиГ» до информатизации
Объектом исследования в данном ИТ-проекте являлось совершенствование оперативно-производственного планирования при помощи средств информационных технологий, поскольку традиционная схема диспетчирования не формализована и очень трудоемкая. Сведения об «узких» местах на производстве пересылаются от цехов по почте или курьерским способом. Для получения нужной информации каждый раз необходимо было обращаться к различным справочникам, архивам, что требовало много времени, учитывая, что в процесс формирования информации вовлечено большое количество
функциональных подразделений предприятия. Для осуществления функций диспетчирования в составе производственно-диспетчерского отдела предприятия была создана диспетчерская служба, возглавляемая главным диспетчером предприятия. Для увеличения эффективности работы диспетчера и снижения времени обработки информации и была внедрена соответствующая информационная подсистема.
Рисунок 8 - Бизнес-процесс «Координация и контроль производственного процесса посредством устранения «узких» мест» ОАО «РСК «МиГ» после информатизации
После разработки и внедрения информационной подсистемы координации и контроля в бизнес-процессе появилась запросно-справочная система номенклатурного планирования, а у диспетчеров появилась возможность обращаться к ней и выполнять свои основные функции оперативно, своевременно получая нужные справки, отчеты, а также имея возможность скорректировать план производства в электронном виде для его последующего использования.
Общая схема документооборота по проекту показана на рисунке 9.
Рисунок 9 - Общая схема документооборота по ИТ-проекту Была разработана и внедрена соответствующая база данных (рисунок 10).
Рисунок 10 - Концептуальная модель БД в рамках ИТ-проекта по внедрению информационной подсистемы координации и контроля производственного процесса в основном производстве самолетостроительного предприятия (ОАО «РСК «МиГ»)
Также было проведено экономическое обоснование целесообразности ИТ-проекта, для чего были рассчитаны его эффективность и сроки окупаемости без учета и с учетом инфляции (таблицах 2-3).
Таблица 2 - Основные показатели оценки экономической эффективности ИТ-проекта без учета инфляции
Параметр Название параметра Значение параметра
NPV критерий чистой приведенной стоимости 2257 тыс. руб.
IRR внутренняя норма прибыли 185 %
PPs статический срок окупаемости 0,52
PPd динамический срок окупаемости 0,56
PI индекс доходности 4,86
NTV чистая конечная стоимость 2963 тыс. руб.
MIRR модифицированная внутренняя норма доходности 86 %
Таблица 3 - Основные показатели оценки экономической эффективности ИТ-проекта с учетом фактора инфляции
Параметр Название параметра Значение параметра
NPV критерий чистой приведенной стоимости 1839 тыс.руб.
IRR внутренняя норма прибыли 185 %
PPs статический срок окупаемости 0,52
PPd динамический срок окупаемости 0,61
PI индекс доходности 4,15
NTV чистая конечная стоимость 3099 тыс.руб.
MIRR модифицированная внутренняя норма доходности 91 %
Данный ИТ-проект можно считать экономически целесообразным, так как полученные показатели экономической эффективности соответствуют типовым нормативным показателям.
В целом, эффективный консалтинговый ИТ-проект - это поэтапно выстроенная партнерская деятельность Консультанта (или консалтинговой компании) и Заказчика (высокотехнологичного предприятия авиастроительной отрасли), решающая комплекс задач по оптимизации и развитию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия или повышения его конкурентоспособности с помощью грамотного выбора и внедрения, соответствующих ИТ и ИС.
В рамках консалтингового ИТ-проекта Консультант и Заказчик должны работать совместно, сообщая выявляя проблемные моменты в работе предприятия авиастроительной отрасли и разрабатывая взаимовыгодный план по разрешению этих сложностей и достижению поставленных целей [17].
Кроме того, процесс управления оказанием профессиональных услуг в области ИТ-консалтинга требует необходимых действий организационно-экономического характера, включающих планирование, мониторинг, корректировку и коммуникацию. При этом, данная задача может быть весьма сложной, когда участвуют большая команда профессионалов и громоздкий руководящий комитет, призванный улаживать конфликтные ситуации.
Основной особенностью консалтингового ИТ-проекта на высокотехнологичном предприятии является то, реализуется он на предприятии - Заказчике, а основная ответственность за проект при этом лежит на консалтинговой организации (либо на конкретном консультанте). Это предусматривает дополнительные соглашения в рамках консалтингового ИТ-проекта, дополнительные цели и результаты (с позиции консалтинговой организации), управление дополнительными ресурсами, мониторинг результатов специфических промежуточных этапов.
План-график проекта и этапы работы на предприятии - Заказчике по продвижению к поставленной цели проекта являются традиционными и совпадают с классическим инновационно-инвестиционным проектом (ИИП).
В плане консалтингового ИТ-проекта также учитываются все ресурсы Заказчика, необходимые для успешной реализации проекта в заданные сроки с заданным бюджетом и на соответствующем качественном уровне, а также мониторинга получения промежуточных результатов.
Основные преимущества, полученные от внедрения прогрессивных ИТ и ИС (на примере внедрения ERP-систем на российских высокотехнологичных предприятиях в 2017 г. по данным IDC) показаны на рисунке 11.
Однако, иногда задания выполняются не полностью, невовремя или не так, как было запланировано, и Заказчик остается недоволен результатами.
В этом случае Консультант стремится ограничить отрицательные последствия, вызванные: недовольством Заказчика; потенциальным негативным резонансом и сопутствующими экономическими издержками [17].
Степень ущерба и объем необходимого контроля будут минимизированы, если Консультант оптимально планирует задание, проверяет бюджет, контролирует качество и информирует клиента.
Рисунок 11 - Основные преимущества, полученные от внедрения прогрессивных ИТ и ИС (на примере внедрения ERP-систем на российских высокотехнологичных предприятиях
в 2017 г. по данным IDC)
В соответствии с проведенным анализом авторами статьи были классифицированы и оформлены в сводную таблицу (таблица 4) основные рискообразующие факторы (РФ) при управлении консалтинговым ИТ-проектом на высокотехнологичном предприятии авиастроительной отрасли.
Таблица 4 - Сводная таблица основных рискообразующих факторов при управлении консалтинговым ИТ-проектом на предприятии авиастроительной отрасли
Наименование Детализация
РФ, связанные с Консультантом Проблемы готовности к проекту: 1. Правовые проблемы отношений: - отсутствие договора или предоплаты, покрывающей этот риск; - отсутствие в договоре положений, четко определяющих состав и результаты работ; - отсутствие в договоре положений, четко определяющих сроки и бюджет работ; - отсутствие в договоре положений об охране авторских прав консультантов; - отсутствие согласованного графика платежей. 2. Организационные проблемы управления проектами: - недостаточный опыт менеджера по ведению консалтинговых ИТ-проектов; - неправильное определение объема, состава и последовательности работ в рамках консалтингового ИТ-проекта; - отсутствие взаимосвязи между действиями разных служб консультанта при подготовке консалтингового ИТ-проекта; - отсутствие регламента взаимодействия между исполнителями; - неэффективная координация рабочей группы в процессе выполнения консалтингового ИТ-проекта; - отсутствие взаимодействия с заказчиком, с одной стороны, и непонимание необходимости взаимодействия с консультантом, с другой стороны; - отсутствие процедуры проведения согласований, доработок и принятия работ. 3. Отсутствие необходимой технической базы. 4. Неверная оценка необходимых ресурсов для финансирования консалтингового ИТ-проекта. 5. Недостаточная квалификация консультантов (соисполнителей).
РФ, связанные с Заказчиком 1. Различное понимание сотрудниками предприятия целей консалтингового ИТ-проекта (на разных уровнях иерархии). 2. Неспособность согласовывать коррективы внутри предприятия-Ззаказчика. 3. Непоследовательность в реализации рекомендованных консультантами действий (неспособность принять результаты и следовать рекомендациям). 4. Отсутствие в договоре положений, охраняющих коммерческую тайну Заказчика. 5. Отсутствие ответственного исполнителя в консалтинговом ИТ-проекте. 6. Завышенные ожидания заказчика. 7. Непредоставление/неполное (неверное) предоставление исходной информации, отсутствие регламента предоставления информации. 8. Изменяемость ИТ-проекта (постоянные изменения, инициируемые заказчиком, выражающиеся в дополнительных трудозатратах).
С учетом указанных РФ предпосылками эффективного управления и успешной реализации консалтингового ИТ-проекта на высокотехнологичном предприятии авиастроительной отрасли являются:
- распределение центров ответственности и зон полномочий за планирование, разработку, реализацию, последующее сопровожение и достижение результатов ИТ-проекта между сотрудниками предприятия - Заказчика и консалтинговой организацией;
- согласование между предприятием - Заказчиком и консалтинговой организацией всех этапов проекта с обязательной фиксацией планируемых и достигаемых результатов;
- курирование консалтингового ИТ-проекта предприятием - Заказчиком;
- диагностика и подготовка предприятия - Заказчика к преодолению сопротивлений организационным и прочим изменениям (они есть всегда);
- определение основных показателей эффективности всех видов изменений и результативности консалтингового ИТ-проекта;
- письменная фиксация всех промежуточных и окончательных договоренностей, соглашений, переносов сроков, задержек, возникающих дополнительных работ и т.п.;
- со стороны предприятия - Заказчика предоставление консультанту необходимых условий для оперативного и качественного взаимодействия с требуемыми по ходу консалтингового ИТ-проекта клю-
чевыми сотрудниками / специалистами / менеджерами;
- проведение обучения сотрудников предприятия-Заказчика тем знаниям и навыкам, которые будут им необходимы в ходе реализации и по его завершении.
В любом случае необходимо попытаться определить и проанализировать максимально возможное количество рисков, сопутствующих разработке и реализации консалтингового ИТ-проекта, определить максимально возможные суммы убытков, а также предусмотреть способы их предотвращения или снижения. Результаты такой работы необходимо формализовать.
В приведенной ниже таблице 5 приведен типовой вариант комплекса основных организационно-экономических и технических рисков, сопутствующих разработке и внедрению консалтинговых ИТ-проектов на предприятиях авиастроительной отрасли, а также возможные способы воздействия на них с целью их снижения или предотвращения.
Таблица 5 - Типовой вариант основных организационно-экономических и технических рисков, сопутствующих разработке и внедрению консалтинговых ИТ-проектов на предприятиях авиастроительной отрасли и возможных способов их снижения
Факторы риска Угрозы Мероприятия по снижению рисков
Организационные риски
Недостаточная поддержка консалтингового ИТ-проекта со стороны предприятии - Заказчика Увеличение сроков работ или закрытие консалтингового ИТ-проекта Назначение интегрированного менеджера консалтингового ИТ-проекта, контролирующего сроки и качество выполнения работ.
Несоответствие баланса интересов участников консалтингового ИТ-проекта Скрытый (явный) саботаж отдельных участников консалтингового ИТ-проекта Введение в организационные структуры представителей сторон на всех уровнях управления консалтингового ИТ-проекта, формирование центров ответственности и зон влияния.
Недооценка сложности консалтингового ИТ-проекта Снижение качества работ с целью уложиться в заданные в договоре сроки и бюджет Определение достаточного уровня детализации планирования, дополнительное обучение участников консалтингового ИТ-проекта.
Недооценка коммуникаций со смежными службами предприятиями Позднее выявление ошибок, простои персонала, задействованного в реализации консалтингового ИТ-проекта, срыв сроков Учет взаимосвязей в планировании, частичное привлечение специалистов смежных подразделений, фиксирование взаимосвязей в графике работ
Несоблюдение методологии работ по консалтинговому ИТ-проекту Полная или частичная потеря контроля над консалтинговым ИТ-проектом Определить приемлемую методологию работ, обучение персонала принятой методологии.
Неточность и неполнота исходной информации по консалтинговому ИТ-проекту Несоответствие результатов консалтингового ИТ-проекта ожиданиям предприятия - Заказчика Уведомление предприятия - Заказчика о проведении дополнительных работ по сбору, анализу и формализации исходных данных.
Недостаточное (несвоевременное) финансирование консалтингового ИТ-проекта Потеря первоначальных инвестиций, невозможность завершения консалтингового ИТ-проекта в заданные сроки с должным уровнем качества Ранжирование задач по степени важности, их поэтапная разработка и внедрение. Корректное формирование бюджета, планирование финансовых резервов.
Риски человеческого фактора
Нежелание персонала осваивать новые технологии Снижение качества работ по консалтинговому ИТ-проекту, напряженность в коллективе Разработка системы мотивации персонала.
Сложность освоения новых технологий Высокие требования к квалификации персонала Разработка доступной пользовательской документации, организация мероприятий по повышению подготовки персонала.
Менеджеры не могут описать бизнес-процессы Задержка на стадии логистического аудита (диагностики) Определить специалистов способных описать бизнес-процессы, сформировать систему мотивации, оптимизировать процессы. Провести дополнительное обучение.
Уход членов проектной группы. Потеря знаний, времени для поиска замены. Обеспечить взаимозаменяемость и пересечение зон ответственности, достаточность проектной документации.
Более точно рискообразующие факторы, возможные угрозы и мероприятия по снижению комплекса основных организационно-экономических и технических рисков, сопутствующих разработке и внедрению консалтинговых ИТ-проектов на предприятиях авиастроительной отрасли можно определить только после определения целей и задач конкретного консалтингового ИТ-проекта, определения основных его этапов, составления общего плана работ и оценки имеющихся ресурсов по реализации ИТ-проекта.
Вывод
Правильно пройденные этапы стандартизации и информатизации позволяют внедрять на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности, в т.ч. на предприятиях авиастроительной отрасли, более продвинутые ИТ-инструменты.
Вместе с грамотно скорректированными специалистами в области ИТ-консалтинга эффективными бизнес-процессами и правильно подготовленной в результате разработки и реализации консалтинговых ИТ-проектов информационной средой они дадут синергетический эффект, которого невозможно достичь одним лишь внедрением передовых ИТ и ИС.
Источники:
1. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Блинов, А.О. Управленческое консультирование: учебник / В.А. Дресвянников; А.О. Блинов. - г. Москва: ИТК «Дашков и К», 2018. -
212 с. - (Учебные издания для магистров). - ISBN 978-5-394-02052-0. - URL: https://lib.rucont.ru/efd/689278 (дата обращения:
08.02.2023).
3. Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. - М.: КНОРУС, 2010.
4. Демин С.С., Ратникова Е.А., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), -М.: Изд-во ГосНИИГА, февраль 2016 N° 2 (325), (0,8 п.л. в т.ч. лично автором 0,3 п.л.).
5. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова - М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.
6. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник /Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Рузаков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.
7. Консалтинг в сфере информационных технологий (ИТ-консалтинг). Учебное интернет-пособие, https://studfile.net/ preview/16387462/, дата обращения 08.02.2023 г.
8. Международная классификация консалтинговых услуг, статья на сайте Гильдии маркетологов, некоммерческое партнерство, https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/mezhdunarodnaja-klassifikatsija-konsaltingovykh-uslug/, дата обращения 13.01.2023 г.
9. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.07.2022), https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ ?dst=100136, дата обращения 14.01.2023 г.
10. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011 г.
11. Положихина М.А. Цифровая экономика как социально-экономический феномен. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес», УДК 338.22:004 // https://cyberleninka.rU/article/n/tsiirovaya-ekonomika-kak-sotsialno-ekonomicheskiy-fenomen, дата обращения 08.02.2023 г.
12. Почему цифровые технологии вытесняют аналоговые, статья на сайте: https://umcrzngps.ru/hobbies/20-lucsih-sajtov-dla-ctenia-knig-onlajn.html, дата обращения 13.01.2023 г.
13. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.
14. Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.
15. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.
16. Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, https://digital.gov.ru/ru/ activity/directions/858/?utm referrer=https%3a%2f>/o2fyandexru%2f, дата обращения 13.01.2023 г.
17. Типичные ошибки в маркетинге консалтинговых услуг, https://studfile.net/preview/5834221/page:18/, дата обращения 08.02.1023 г.
18. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г. с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 г.) «О техническом регулировании».
19. Федеральный закон Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
20. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 г.г.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2014 г. № 303.
21. International Data Corporation (IDC), сайт Википедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/International_Data_Corporation, дата обращения 13.01.2023 г.
References:
1. Balabanov I. T. Risk management. - M.: Finance and Statistics, 2006.
2. Blinov, A.O. Managerial consulting: textbook / V.A. Dresvyannikov; A.O. Blinov. - Moscow: ITK «Dashkov and K», 2018 .- 212 p. - (Educational publications for masters). - ISBN 978-5-394-02052-0. - URL: https://lib.rucont.ru/efd/689278 (accessed: 08.02.2023).
3. Vasin S.M. Risk management at the enterprise: a textbook / S. M. Vasin, V. S. Shutov. - M.: KNORUS, 2010.
4. Demin S.S., Ratnikova E.A., Bondarev D.V., Sergeeva A.Yu. Technical regulation of innovative processes in the production of aviation equipment taking into account the requirements of economic security // Scientific Bulletin of GosNIIGA, February 2016 No. 2 (325), - Moscow: Publishing House of GosNIIGA, 2016, pp. 7-21.
5. Information management at the aircraft manufacturing enterprise. Textbook under the scientific editorship of Doctor of Economics, prof. V.D. Kalachanov - M.: Ed. publishing Center of FSUE NIISU, 2011.
6. Information management at the enterprise: Textbook / Kalachanov V.D., Ryzhko A.L., Rybnikov A.I., Shilov A.K., Jamai E.V., Ruzakov M.A., Ryzhko N.A.; Edited by Dr. of Economics, Prof. V.D. Kalachanov. - M.: Publishing House MAI-PRINT, 2012.
7. Consulting in the field of information technology (IT consulting). Online training manual, https://studfile.net/preview/16387462/, accessed 08.02.2023.
8. International classification of consulting services, article on the website of the Guild of Marketers, non-profit partnership, https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/mezhdunarodnaja-klassifikatsija-konsaltingovykh-uslug /, accessed 13.01.2023.
9. «OK 029-2014 (KDES Ed. 2). The All-Russian classifier of types of economic activity» (approved by the Order of Rosstandart dated 31.01.2014 N 14-st) (ed. dated 26.07.2022), https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/?dst=100136, accessed 14.01.2023.
10. Organization of production of high-tech products in the aircraft industry. Kalachanov V.D., Sorokin A.E., Turishcheva M.A. Textbook.- Kaluga: ed. K.E. Tsiolkovsky KSU, 2011.
11. Polozhikhina M.A. Digital economy as a socio-economic phenomenon. The text of a scientific article on the specialty "Economics and business", UDC 338.22:004 // https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-kak-sotsialno-ekonomicheskiy-fenomen, accessed 08.02.2023.
12. Why digital technologies are replacing analog ones, an article on the website: https://umcrzngps.ru/hobbies/20-lucsih-sajtov-dla-ctenia-knig-onlajn.html , accessed 13.01.2023.
13. Ratnikova E.A., Novikov S.N., Kalachanov V.V. Financial and economic security of the organization of production in high-tech sectors of the economy. Uch. posob. - M.: FGBNU "Analytical Center", 2016.
14. Ratnikova E.A. Development of an organizational and methodological mechanism for automating risk management at aircraft manufacturing enterprises // Scientific journal "Management Accounting", No. 6, 2021, UDC 658.5.
15. Risk management. Textbook for universities ed. Orlova A.I. - M.: Izd-vo «Izumrud», 2003.
16. Website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation, https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f , accessed 13.01.2023.
17. Typical mistakes in marketing consulting services, https://studfile.net/preview/5834221/page:18 /, accessed 08.02.1023.
18. Federal Law of the Russian Federation No. 184-FZ of December 27, 2002 (as amended on December 03, 2012 with amendments that entered into force on December 15, 2012) «On Technical Regulation».
19. Federal Law ofthe Russian Federation No. 162-FZ of29.06.2015 «On Standardization in the Russian Federation».
20. The Federal Target Program (FTP) «Development of the aviation industry for 2013-2025», approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 303 on 15.04.2014.
21. International Data Corporation (IDC), сайт Википедии, https://m.wikipedia.org/wiki/Intemational_Data_Corporation, accessed 13.01.2023.