Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_85 УДК 343.1
ВЛИЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОСТОЯНИЕ РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УИС THE IMPACT OF CRIMINAL POLICY ON THE STATE OF THE REGIME IN THE INSTITUTIONS AND BODIES OF THE UIS
СУХАРЕВ Сергей Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедра организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: syharev-s@mail.ru;
СЕМЕНЮТА Михаил Михайлович,
подполковник внутренней службы, преподаватель кафедры режима и охраны в УИС ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: msemenjuta@rambler.ru;
SUKHAREV Sergey Nikolaevich,
eandidate of Law, Associate Professor at the Department of Organization of Regime and Supervision in the Penitentiary System
of the Law Faculty of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Academy of Law and Management of the Federal Service
for the Execution of Punishments» of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.
390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1.
E-mail: syharev-s@mail.ru;
SEMENYUTA Mikhail Mikhailovich,
lieutenant Colonel of the Internal Service, lecturer of the Department of Regime and Security in the UIS of the FKU in the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia. E-mail: msemenjuta@rambler.ru
Краткая аннотация: В настоящей статье предпринята попытка теоретического анализа современной уголовной политики Российской Федерации и ее влияние на состояние режима (правопорядка) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При проведении работы направленной на борьбу с пенитенциарными правонарушениями по нашему мнению необходимо всестороннее изучение проблем состояния правопорядка в местах лишения свободы и содержания под стражей. Точный анализ правонарушений допущенных лицами содержащимися в учреждениях и органах УИС позволит в дальнейшем выработать ряд действенных мер по профилактике правонарушений в системе отечественной уголовной политики.
Abstract: This article attempts a theoretical analysis of the modern criminal policy of the Russian Federation and its impact on the state of the regime (law and order) in institutions and bodies of the penal system. When carrying out work aimed at combating penitentiary offenses, in our opinion, it is necessary to comprehensively study the problems of the state of law and order in places of deprivation of liberty and detention. An accurate analysis of the offenses committed by persons held in institutions and bodies of the criminal justice system will further develop a number of effective measures for the prevention of offenses in the system of domestic criminal policy.
Ключевые слова: уголовная политика, режим, исправительная колония, осужденный, пенитенциарная преступность, дезорганизация, уголовная ответственность.
Keywords: criminal policy, regime, penal colony, convict, penitentiary crime, disorganization, criminal liability.
Статья поступила в редакцию: 03.03.2022
Процессы, происходящие в мире пенитенциарной преступности, ставят перед исследователями-криминалистами задачи по выработке действенных средств противодействия преступным посягательствам осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Преступления, совершаемые лицами во время процесса исполнения наказания, непосредственно влияют на общественную безопасность и безопасность государства. Шотландский поэт Вальтер Скотт еще в XVIII веке справедливо отмечал, что: «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления...». Действительно, последствия пенитенциарных преступлений еще долго сказываются не только на деятельности самих учреждений, но и на жизни общества и государства.
Современное состояние преступности в местах лишения свободы и содержания под стражей, непосредственно подтверждает актуальность рассматриваемых нами вопросов. Федеральная служба исполнения наказаний на протяжении последних трех лет, к сожалению, констатирует рост криминальной зараженности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что непосредственно приводит к увеличению преступлений совершаемых в учреждениях и органах УИС и негативно влияет на состояние режима (правопорядка) в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Уровень преступности осужденных содержащихся в исправительных колониях для взрослых из расчета на 1000 человек составляет по итогам 2021 года 2,59, к примеру, в 2010 году он составлял 1,34. Беспрецедентный рост преступности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы препятствует исправлению осужденных и нивелирует задачи стоящие перед уголовным законом. На состояние пенитенциарной преступности не повлияла и на первый взгляд положительная тенденция снижение «тюремного населения». Количество лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы за последние десять лет сократилось вдвое (2010 - 693 тысячи, 2020 - 376 тысяч) [1]. Двукратное снижение количества лиц отбывающих наказания в исправительных колониях, как ни странно отразилось в почти двукратном увеличении уровня преступности в данных учреждениях.
Пытаясь найти объяснение такому положению дел в сфере пенитенциарной преступности, необходимо исследовать особенности современной уголовной политики Российской Федерации.
Отечественная уголовная политика, ее понятие и предназначение находят свое отражение во многих трудах ученых-криминалистов. По мнению М.М. Бабаева, Ю.Е. Пудовочкина и В.К. Андрианова уголовная политика - это концецентрированная социально-обусловленная, концептуальная реакция государства на существующую совокупность криминальных угроз [2]. П.Н. Панченко определял советскую уголовную политику, как направление деятельности государства по руководству уголовно-правовой борьбой с преступностью [3].
Вопросы уголовной политики широко обсуждались в период проведения XIX Международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». Стоит согласиться с утверждением Синельщикова Ю.П. о том, что современная уголовная политика государства направлена на ужесточение наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления. Суровость уголовной политики естественно отражается на различных отраслях жизни общества и государства, в том
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)
числе и на деятельности уголовно-исполнительной системы.
Исходя из вышесказанного считаем необходимым отметить, что современная уголовная политика, безусловно, направлена на борьбу с преступностью и естественно взаимосвязана с уголовно-исполнительной политикой государства непосредственно при исполнении уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство также не оставляет без внимания работу по предупреждению преступности в местах лишения свободы и содержания под стражей. Но несмотря на огромный комплекс мероприятий проводимых в целях профилактики правонарушений совершаемых лицами, находящимися в учреждениях и органах УИС, считаем необходимым отметить, что на сегодняшний день уголовная ответственность является одним из основных профилактических средств по предупреждению преступлений в учреждениях и органах УИС. Предпосылками ее эффективности и естественно задачей уголовно-исполнительной системы является работа по своевременному выявлению и правильной квалификации общественно опасных деяний, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
Итогом современной уголовной политики является сосредоточение в местах лишения свободы лиц осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, упорно не желающих встать на путь исправления, что прямо проецируется на состоянии режима в исправительных учреждениях.
Согласно данным ведомственной статистической отчетности СБ-1 «Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России», количество правонарушений совершаемых осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми остается на достаточно высоком уровне. Особую тревогу вызывают противоправные действия в отношен ии персонала ИУ и СИЗО. Так, в 2021 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 28,2% с 787 до 1009 случаев, из которых 433 или 42,9% - случаи насилия (АППГ - 323 или 41%), 198 или 19,6% - угрозы применения насилия (АППГ - 131 или 16,7%) и 378 или 37,5% - оскорбления (АППГ - 333 или 42,3%).
В результате указанных противоправных действий 146 сотрудникам причинен вред здоровью (АППГ - 86), а в 1 случае - допущена смерть сотрудника.
Общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за 12 месяцев 2021 года составило 1271. Наибольшая часть преступлений в уголовно-исполнительной системе совершена в ИК - 944. Средний уровень преступлений среди осужденных, содержащихся в ИК, в расчете на 1000 человек составил 2,770. Не смотря на большое количество зарегистрированных преступлений, в рассматриваемом периоде численность лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершенные преступления - 560 человек. К сожалению, имеются множественные случаи отказов в возбуждении уголовных дел.
Практически все преступления, совершаемые подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, посягающие на жизнь и здоровье, а также честь и достоинство персонала УИС сопровождаются оскорблениями сотрудников, как представителей администрации.
На сегодняшний день, существуют проблемы в практике применения норм права, регламентирующих ответственность осужденных, подозреваемых и обвиняемых за деяния, выраженные в оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Совершение указанных выше действий, предполагает наличие сразу нескольких видов юридической ответственности. Так, за оскорбление сотрудника УИС предусматривается уголовная ответственность в соответствии со ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», ответственность в рамках совершения административного правонарушения ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и таким дисциплинарным проступком, как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы (ст. 116 УИК РФ). Таким образом, существует проблема в разграничении исследуемого преступления с административным правонарушением и дисциплинарным проступком. Рассматривая оскорбление сотрудника УИС как уголовно наказуемое деяние, необходимо отметить то, что основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленную нормативными правовыми актами деятельность представителя власти по исполнению им служебных обязанностей, дополнительным объектом - честь и достоинство представителя власти. Таким образом, сотрудник УИС, как представитель власти является потерпевшим от данного преступления.
Несмотря на достаточно логичную конструкцию исследуемой уголовно-правовой нормы, в судебной практике возникают вопросы с толкованием термина «публичность». К сожалению, сложившаяся судебная практика не рассматривает оскорбление сотрудника УИС как публичное, если данное деяние совершено на территории учреждения или органа УИС, а также в присутствии только осужденных и сотрудников (работников) учреждения, считая их двумя заинтересованными сторонами, что ставит под сомнение превентивность данной нормы и прививает осужденным чувство безнаказанности.
Думается, что решить проблему может Верховный Суд Российской Федерации, разъяснив в рамках постановлений по исследуемым нами уголовным делам, понятие «публичность» как признака указанного преступления, в том числе применительно к местам лишения свободы и содержания под стражей.
В случаях с административными и дисциплинарными методами воздействия за указанное деяние применительно к осужденным можно отметить конкуренцию норм Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Теоретически данная ситуация дает возможность правоприменителю реализовать ту или иную норму по своему усмотрению. Считаем, что несоблюдение соответствующих режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права, что фактически мы и наблюдаем на практике. Совершенно справедливо по этому поводу мнение Прокудина В.В. о необходимости соотношения санкций ст. 115 УИК РФ «Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы», предоставляющего право начальнику учреждения налагать дисциплинарный штраф в размере, соответствующей санкции п. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.
Таким образом, правильное разграничение составов преступлений, посягающих на сотрудника УИС, со смежными составами, а также дисциплинарными правонарушениями и решение проблем квалификации способствуют повышению эффективности уголовно-правовых мер по обеспечению защиты чести и достоинства сотрудников УИС.
Указанные статистические данные свидетельствуют о недостаточности одной профилактической работы в рамках уголовно-исполнительных правоотношений. Как отмечалось ранее, реакция государства на совершенное общественно опасное деяние является задачей уголовной политики, то есть государство в лице компетентных органов не должно оставлять без внимания преступления, совершаемые в учреждениях и органах УИС.
Считаем, что современная уголовная политика должна включать в себя отдельное направление, касающееся пенитенциарной преступности. Необходимо выделить осужденных и лиц содержащихся под стражей в качестве специального субъекта преступлений посягающих на жизнь и здоровье, честь и достоинство сотрудников УИС, а также на имущество граждан (к примеру, совершение осужденными телефонного мошенничества) и т.п.
Библиогра фия:
1. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 03.02.2022).
2. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е., Андрианов В.К. Уголовная Политика: учебное пособие. М.: РГУП, 2018. С. 10.
3. Панченко П.Н. Предмет и система научных основ советской уголовной политики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 7.
References:
1. The official website of the Federal Penitentiary Service of Russia [Electronic resource]. URL: http://фсин.рф/statistics / (date of reference: 03.02.2022).
2. Babaev M.M., Pudovochkin Yu.E., Andrianov V.K. Criminal Policy: textbook. M.: RSUP, 2018. P. 10.
3. Panchenko P.N. Subject and system of scientific foundations of Soviet criminal policy: Abstract. diss. ...Dr. yurid. M., 1990. p. 7.