Научная статья на тему 'О возможности привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности'

О возможности привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

В статье актуализируется возможность и необходимость привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности как эффективное средство обеспечения законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы, которое, к сожалению, очень редко используется в отечественной пенитенциарной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности»

УДК 343.8

Смирнов Александр Михайлович

кандидат юридических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Milena.555@mail.ru

Alexander M. Smirnov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of NITs-2, Federal Service Executions of Punishments Milena.555@mail.ru

О возможности привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности

On the possibility

of attraction of the sustainable, accusable and condemned to administrative responsibility

Аннотация. В статье актуализируется возможность и необходимость привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности как эффективное средство обеспечения законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы, которое, к сожалению, очень редко используется в отечественной пенитенциарной практике.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, следственные изоляторы, исправительные учреждения, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, подозреваемый, обвиняемый, осужденный.

Annotation. ïhe article updates the possibility and necessity of attracting suspects, accused and convicted to administrative responsibility as an effective means of ensuring law and order in the institutions of the penitentiary system, which, unfortunately, is very rarely used in domestic penitentiary practice.

Keywords: the penitentiary system, pre-trial detention centers, correctional institutions, administrative responsibility, disciplinary responsibility, suspect, accused person, convicted person.

Анализ практики привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), к юридической ответственности, позволяет сделать вывод о том, что немалая часть совершенных ими правонарушений, исходя из обстоятельств содеянного, квалифицируется как дисциплинарные проступки, хотя, по сути, они содержат в себе все признаки административного правонарушения. Данный подход позволяет избежать лицам, содержащимся под стражей или отбывающим лишение свободы, справедливого наказания и, как следствие, не способствует формированию у них правопос-лушного поведения.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что подобная ситуация стала возможной в виду коллизии норм административного и уголовно-исполнительного законодательства.

В науке существует мнение о том, что лицо, содержащееся в учреждении УИС, является специальным субъектом административного права,

в связи с чем, возможность его привлечения к административной ответственности ограничена [1]. Данное утверждение, по нашему мнению, является дискуссионным и во многом необоснованным в силу следующих обстоятельств:

во-первых, в ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [2] установлено равенство всех физических лиц вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

во-вторых, ни КоАП РФ, ни иные нормативные правовые акты не содержат норм, относящих лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к специальным субъектам административного права.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности и целесообразности привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к

административной ответственности для обеспечения более справедливого реагирования на совершаемые ими правонарушения.

Подтверждением тому могут служить некоторые примеры из практики, демонстрирующие наличие в совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными деяниями составов именно административных правонарушений, а не дисциплинарных проступков. Например, в российской пенитенциарной практике есть достаточно много положительных примеров привлечения лиц, содержащихся под стражей или отбывающих лишение свободы, к рассматриваемому виду ответственности за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ), нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ), потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) и т.д.

Несмотря на наличие в деятельности подразделений УИС практики привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности, анализ норм КоАП РФ показывает, что по-прежнему имеются упущения в данном направлении служебной деятельности, которые выражаются, в частности, в частичной подмене административных правонарушений дисциплинарными деликтами. Например, признание таких деяний, как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8. КоАП РФ) дисциплинарным проступком, поскольку ответственность за данное правонарушения также предусмотрена Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) конкурируют со ст. 40 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В настоящее время в служебной деятельности УИС практически полностью отсутствует практика привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к ответственности за совершение таких административных правонарушений как:

- побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ);

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретения, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8. КоАП РФ);

- пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, со-

держащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13. КоАП РФ);

- незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.16.1. КоАП РФ);

- повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (ст. 7.7. КоАП РФ);

- причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (ст. 7.27.1. КоАП РФ);

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и т.д.

Анализ достаточного количества имеющихся судебных решений о привлечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, к административной ответственности свидетельствует о правомерности их привлечения к данной ответственности. Однако сотрудники данных учреждений этого не делают, возможно, в целях того, чтобы не портить рейтинговые показатели или же по иным причинам [3].

Вместе с тем, использование в служебной деятельности учреждений УИС практики привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности позволяет обеспечивать более адекватное реагирование на совершаемые ими правонарушения, что способствует более эффективному обеспечению законности и правопорядка в данных учреждениях [4]. Кроме того, привлечение лиц, содержащихся под стражей или отбывающих лишение свободы, к рассматриваемому виду ответственности дает сотрудникам этих учреждений дополнительный инструмент воздействия на таких лиц с целью стимулирования их правопослушного поведения.

Немаловажным положительным обстоятельством привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности является то, что в случае расширения этой практики будут практически полностью исключены случаи, когда за совершение административного правонарушения лицо будет привлекаться к мене строгой ответственности - дисциплинарной. Данный подход позволит в полной мере реализовать принцип правового государства -равенства всех перед законом.

Литература:

Literature:

1. Сенатова Е.В. Осужденные к лишению свободы как специальные субъекты административной ответственности // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : Сб. мат-в Междунар. научно-практич. конф. 2016. Рязань : Академия ФСИН России. С. 242-245.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256. 31 декабря (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019).

3. Спасенников Б.А. Природа половых эксцессов осужденных и основные направления их профилактики в условиях исправительных учреждений нового вида / Б.А. Спасенников, А.М. Смирнов // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 2(12). С. 33-36.

4. Антипов А.Н. Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы / А.Н. Антипов, С.Н. Овчинников // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 12(151). С. 2-5.

1. Senatova E.V. Condemned to imprisonment as special subjects of administrative responsibility // Penal policy and the issues of execution of criminal punishments : Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. 2016. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Р. 242-245.

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Federal Law № 195-03 dated December 30, 2001 // Russian Newspaper. 2001. № 256. December 31 (ed. Of 05/29/2019) (as amended and added, took effect from 06/09/2019).

3. Spasennikov B.A. The nature of sexual excesses of convicts and the main directions of their prevention in the conditions of correctional institutions of a new kind / B.A. Spasennikov, A.M. Smirnov // Criminal law. 2011. № 2(12). P. 33-36.

4. Antipov A.N. Implementation of state protection of employees of the penitentiary system / A.N. Antipov, S.N. Ovchinnikov // Vedomosti Penitentiary System. 2014. № 12(151). P. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.