DOI 10.47643/1815-1337 2020 10 167
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОСУЖДЕННЫМИ, ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И ОБВИНЯЕМЫМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ НА ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
КАЗАК Игорь Брониславович,
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академия ФСИН России. E-mail: [email protected];
ПРОНИНА Ольга Владимировна,
преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академия ФСИН России. E-mail: semkinaolga1983@mail
Краткая аннотация: В статье приведен анализ допущенных преступлений в территориальных органах ФСИН России, на основе которого сформированы выводы и причины их совершения. Автором внесены предложения по некоторой корректировке действующего законодательства, в целях оптимизации работы оперативных и других служб, направленной на недопущение проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы.
Abstract: the article analyzes the committed crimes in the territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia. On the basis
of which the conclusions and reasons for their Commission are formed. The author made suggestions for some adjustment of the current legislation in order to optimize the work of operational and other services aimed at preventing the penetration of prohibited items into the territory of institutions of the penal system.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, следственные изоляторы, запрещенные предметы, режим в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Keywords: criminal Executive system, correctional institutions, pre-trial detention centers, prohibited items, regime in institutions of the criminal Executive system.
Предупреждение преступлений и правонарушений на
страция исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных. Согласимся с мнением Миронова В. О.: «Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях -один из основных показателей неэффективного исполнения наказания в виде лишения свободы. Они существенно дезорганизуют работу уголовно-исполнительной системы. Дестабилизирующее значение данного фактора проявляется в ослаблении требований режима содержания, осложнении оперативной обстановки и снижении качества воспитательной работы с осужденными. По этой причине не решаются общие и специальные задачи, возложенные законом на учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, не достигаются цели уголовного наказания» [7, с.9].
территории учреждений уголовно-исполнительной системы (далее УИС) реализуется через определенные меры, осуществляемые отделами и службами исправительных учреждений (далее ИУ) и следственных изоляторов (далее СИЗО), к которым можно отнести: осуществление надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми использование технических средств контроля проникновения к осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов, контроль за выполнением установленного порядка общения осужденных, подозреваемых и обвиняемых с лицами, не являющимися сотрудниками учреждений УИС. Не последнюю роль в работе по недопущению совершения преступлений и противоправных действий на территории ИУ и СИЗО занимают оперативные отделы учреждений, осуществляющие специальные оперативно-розыскные меры, проводимые с целью своевременного выявления и установления фактов возможного нарушения режима и установления лиц, имеющих намерение совершить преступление или противоправное деяние. Одной из составляющих комплекса мероприятий, проводимого оперативными службами совместно со службой охраны, режимными и другими службами учреждений УИС, является недопущение поступления и перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе.
содержащее признаки преступления против порядка управления, совершенное лицом, содержащимся в следственном изоляторе (далее - СИЗО), исправительном учреждении - 221 (АППГ - 157), рост составил 40,7%. - одиночный (групповой) побег из-под охра-
риториальных органах ФСИН России. В период с 01.01.2020 по 31.03.2020 территориальными органами ФСИН России на информационном портале дежурной службы УПОАО ФСИН России размещено 1289 сообщений о происшествиях (АППГ - 817), рост составил 57,7%: - массовые беспорядки - 0, АППГ - 1, снижение на 100%; - дезорганизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), совершенное организованной группой либо с применением насилия, повлекшего причинение вреда здоровью граждан - 0, АППГ - 1; - происшествие,
Обратимся к анализу допущенных преступлений в тер-
Уголовно - исполнительное законодательство РФ пре-
дусматривает право администрации исправительных учреждений использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. О применении таких средств админи-
ны в исправительном учреждении, следственном изоляторе или при конвоировании - 1 АППГ - 0, рост на 100%; - покушение на совершение одиночного (группового) побега из-под охраны в ИУ, СИЗО или при конвоировании - 0, АППГ - 0; - побег из-под надзора из ИУ, СИЗО - 20, АППГ - 21, уровень практически не изме-
нился; - происшествие, содержащее признаки преступления, совершенного осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в местах лишения свободы, а также находящимися в розыске за побег или уклонение от отбывания наказания, а также осужденными, находящимися за пределами места лишения свободы в связи с отпуском или разрешением краткосрочного выезда по личным обстоятельствам - 892 (преимущественно связанные с выявлением у подозреваемых, обвиняемых и осужденных телесных повреждений и незаконным оборотом наркотических веществ), АППГ - 500. Произошел рост на 78,4%. Проведенный анализ показывает, что одной из причин совершения преступлений может являться наличие запрещенных предметов у осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а так же слабая обыскная работа, по их изъятию. Другими не менее значимыми причинами, на наш взгляд, являются: отсутствие эффективного контроля за деятельностью подчиненных служб со стороны руководства учреждений и территориальных органов ФСИН России и нарушение требований указаний ФСИН России в части непринятия мер по оборудованию средствами видеонаблюдения камер ШИЗО, ПКТ. Как следствие - отсутствие должной организации режима и осуществления надзора в соответствии с нормативными требованиями, самоустранение сотрудников от исполнения стоящих перед ними задач и неспособность правильно действовать в сложившейся ситуации.
Как уже отмечалось закон не наделяет правом сотрудников УИС применять аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания в отношении иных лиц: адвокатов, правозащитников, представителей общественно-наблюдательных комиссий, родственников осужденных итд, которые могут иметь причастность к подготовке и совершению преступлений на территории исправительных учреждений и нарушений установленного порядка отбывания наказаний. Отметим, что нормальное функционирование исправительных учреждений, следственных изоляторов, выполнение режимных требований на их территории непосредственно связано с отсутствием запрещенных предметов у осуждённых, подозреваемых и обвиняемых. Не последнюю роль играет изъятие таких предметов при доставке. При этом необходимо отметить, что в пенитенциарных учреждениях некоторых территориальных органов отрицательная динамика изъятия некоторых запрещенных предметов при доставке имеет систематический характер. Так в результате проведенной профилактической работы в 1 квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество изъятых денежных средств снизилось на 59,7% (с 2013,9 до 811,1 тыс. рублей), в том числе в исправительных учреждениях на 79,1% (с 533 до 111,3 тыс. рублей), в следственных изоляторах на 52,7% (с 1480,9 до 699,8 тыс. рублей). Помимо общего снижения количества обнаруженных
денежных средств, необходимо отметить, что в среднем по России процент их изъятия при доставке также снизился на 2,4% (с 93,1% до 90,8%). При этом, в ИУ отмечается увеличение на 17,6% (с 80,1% до 97,7%), тогда как в СИЗО данный показатель снизился на 8,1% (с 97,8% до 89,6%). Основным каналом доставки в ИУ денежных средств является пронос их лицами, прибывшими на свидания к осужденным (72,8%). В отчетном периоде изъятие алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного производства в сравнении с АППГ снизилось на 32,8% (с 515,9 л до 346,5 л). На 9,4% снизилось изъятие алкогольных напитков кустарного производства (с 8504,1 л до 7700,6 л). В первом квартале 2020 года зафиксировано снижение среднероссийского процента изъятия промышленного алкоголя при попытке его доставки в учреждения (с 98,6% до 94,3%). И хоть основным каналом доставки алкоголя в учреждения УИС является переброс через основное ограждение: в ИУ - 44,3%, в СИЗО -61,7%, промышленный алкоголь так же доставляется передается лицами, прибывшими на свидание. Изъятие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов снизилось на 27% (с 12679,336 гр. до 9260,097 гр.). Среднероссийский показатель изъятия указанных запрещенных веществ при попытке доставки также снизился на 0,3% (с 99,7% до 99,4%), из них: в СИЗО изъято 1676,373 гр. (АППГ - 181,743 гр.), все при доставке (АППГ
- 181,606 гр. или 99,9%); в ИУ изъято 7583,724 гр. (АППГ -12497,593 гр.), из них при доставке 7530,187 гр. или 99,3% (АППГ
- 12458,980 или - 99,7%). Основными каналами доставки наркотиков в ИУ являются переброс через основное ограждение (в том числе обнаруженные на внутренней запретной зоне и 15-ти метровой полосе), доставка лицами, прибывшими на свидание к осужденным, доставка в посылках и передачах. В 1 квартале 2020 года удалось снизить общее количество изъятых средств мобильной связи на 16,2%. Так, в пенитенциарных учреждениях России изъято 11303 единицы указанных запрещенных предметов (АППГ - 13488 ед.), в том числе: в ИУ - 9687 ед. (АППГ -11842 ед.), из них при доставке 5834 ед. или 60,2% (АППГ - 6970 ед. или 58,9%); в СИЗО - 1616 ед. (АППГ - 1646 ед.), из них при доставке 771 ед. или 47,7% (АППГ - 833 или 50,6%). На фоне общего снижения изъятых мобильных телефонов, также отмечается увеличение на 0,6% изъятия их при попытке доставки на территорию учреждений УИС. В отчетном периоде данный показатель составил 58,4% или 6605 ед. (АППГ - 57,9% или 7803). Исходя из специфики учреждений УИС, основные каналы доставки средств мобильной связи на их территории отличаются.
Проведенный анализ работы территориальных органов ФСИН России по профилактике поступления запрещенных предметов показывает, что основными каналами проникновения запрещенных предметов в учреждения УИС являются доставка таких предметов лицами, прибывшими на свидание.
Нами был проведен анализ норм уголовно-исполни-
тельного законодательства и ведомственных нормативно - правовых актов ФСИН России, на основании которого был сделан вывод о том, что на практике часто возникают трудности, связанные с применением вышеперечисленных законодательных норм. Это указывает на необходимость более четкого определения в законодательных актах разных уровней алгоритма действий сотрудников, направленных на недопущение проникновения запрещенных предметов в учреждения УИС. Причем необходимо учитывать, что некоторые ограничения и запреты могут быть введены только федеральным законом, а не ведомственным нормативно - правовым актом.
Отметим, что ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» //. собр. Законодательства Рос. Федерации 1995 №29 Ст.2759, предусматривает, что при наличии достаточных оснований подозревать лицо в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники СИЗО вправе досмотреть его вещи и одежду при входе и выходе, и если они будут найдены -изъять их [3]. Закон не устанавливает исчерпывающий перечень таких оснований. Ч. 1 ст. 18 данного закона устанавливает, что подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Защитники могут попасть на свидание с клиентом, если предъявят удостоверение адвоката и ордер. При этом истребование у них каких-либо других документов запрещается [3]. Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио - и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей. Согласно п. 5 ст. 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1995 №29 Ст.2759, сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов, веществ и продуктов питания влечет за собой административную или уголовную ответственность [3]. За передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в следственных изоляторах Кодекс Российской Федерации об админи-
стративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации 2002, №1. Ст.1, устанавливает административную ответственность (статья 19.12).
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1997 №2.Ст.198, регулируя порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применение средств исправления осужденных, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, конкретизирует конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы (часть четвертая статьи 89).
Приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» //Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.04.2020, N 0001202004150016. (Далее ПВР ИУ). Пункт 79 ПВР ИУ устанавливает, что для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами, иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания [4]. Пункт 77 ПВР ИУ устанавливает, что лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания сдают запрещенные к использованию в ИУ вещи, деньги и ценности на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под роспись в специальном журнале. После чего одежда и вещи граждан, прибывших на свидание, подлежат досмотру. В случае обнаружения запрещенных вещей администрация ИУ принимает меры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящих Правил [4]. В случае передачи либо попытки передачи осужденному или осужденным лицам, прибывшим на свидание, или лицу, прибывшему на свидание, запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прекращается. За передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам содержащимся в исправительных учреждениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) //Собр. Законодательства Рос. Федерации 2002 №1.Ст.1, устанавливает административную ответственность (статья 19.12).
В практической деятельности при осуществлении пропускного режима в учреждениях УИС: при проходе лица через КПП, часовой КПП обязан убедиться, что у него при себе нет средств мобильной связи, при их наличии принять их на хранение.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2009 г по делу ГКПИ 09-13 признаны недействую-
щими положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205, в части, допускающей распространение этих положений на пронос и использование адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденным средств связи. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 г. по делу ГКПИ11-2095, которым признаны недействующими положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205, в части, допускающей распространение положений на пронос и использование в исправительных учреждениях адвокатом (защитником) при свиданиях с сужденными фотоаппаратов, видео- и аудиотех-ники (определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г.). Кроме этого решением Верховного суда РФ от 13.02.2013 № АКПИ12-1763 признаны недействующими установленные правила пропуска людей через проходной коридор в следственных изоляторах, предусматривающие принятие часовым КПП на временное хранение мобильных средств связи у адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, при предоставлении им свидания с осужденными. Необходимо отметить, что в настоящее время в учреждениях УИС единый порядок прохода адвокатов на территорию ИУ и СИЗО отсутствует. Отсутствие единых законодательных норм в отношении возможности проноса запрещенных предметов защитниками (адвокатами), на наш взгляд, способствует возможности организации ими доставки запрещенных предметов в ИУ и СИЗО.
Причинами и условиями, способствующими наличию у подозреваемых, обвиняемых и осужденных запрещенных предметов, на наш взгляд являются: низкое качество проведения обыскных и досмотровых мероприятий, непринятие мер по перекрытию каналов доставки запрещенных предметов; ненадлежащее проведение профилактической работы сотрудниками УИС, направленной на исключение случаев неслужебной связи с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; невозможность применения статьи 83 УИК РФ в отношении иных лиц в целях предупреждения совершения преступлений на территории исправительных учреждений и нарушений установленного порядка отбывания наказания - такое ограничение, на наш взгляд способ-
Библиография:
1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020). // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1997 №2.Ст.198
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2002 №1.Ст.1
3. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.// Собр. Законодательства Рос. Федерации 1995 №29 Ст.2759
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 (ред. от 01.04.2020 г.). // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.04.2020, N 0001202004150016
5. Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 ред от 31 05. 2018 г.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. N 46
6. Горбань Д.В. Проблемы предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы и пути их решения // Пенитенциарная наука. 2017. №4 (40)., с.9
7. Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, и их предупреждение: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Миронов Виталий Олегович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. - Ростов-на-Дону, 2012. - 220 с.
ствует росту количества преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания в учреждениях УИС, в том числе и возможности поступления запрещенных предметов на территорию ИУ; отсутствие перечня достаточных и законных оснований, наделяющих администрацию следственных изоляторов полномочиями по досмотру вещей и одежды всех без исключения адвокатов (защитников), при их проходе на территорию СИЗО и выходе из нее; отсутствие единых законодательных норм федерального и ведомственного уровня, устанавливающих порядок прохода адвокатов (защитников) через КПП и возможность проноса ими на территорию учреждений УИС запрещенных предметов.
Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным внести некоторые изменения в уголовно-исполнительное законодательство, в части возможности применения и использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в целях получения необходимой информации не только о поведении осужденных, но и иных лиц, непосредственно связанных с осужденными, с целью предупреждения побегов и других преступлений, а так же нарушений установленного порядка отбывания наказания.
В следственных изоляторах с целью однозначного понимания правильности проведения досмотров вещей и одежды адвокатов (защитников), прибывших на свидание к осужденным, подозреваемым и обвиняемым, и минимизации возможности организации ими канала доставки запрещенных предметов, считаем возможным сделать вывод о некотором дополнении действующих правовых норм перечнем достаточных оснований для проведения досмотра указанных лиц при входе и выходе с режимной территории.
В связи с отсутствием единого законодательного порядка, регулирующего возможность проноса на режимную территорию ИУ и СИЗО запрещенных предметов адвокатами (защитниками), прибывшими на свидание, утратой силы некоторых ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность УИС, учитывая вступившие в силу решения Верховного суда, считаем целесообразным закрепить в действующих нормативных актах разных уровней единый порядок досмотра вещей и одежды адвокатов (защитников) при входе и выходе и возможность проноса ими на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов предметов, запрещенных к использованию на территории учреждений УИС .