Научная статья на тему 'Комплекс мер по обеспечению пенитенциарной безопасности'

Комплекс мер по обеспечению пенитенциарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИЗО / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL FACILITIES / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ / MEASURES FOR SAFETY / PENITENTIARY SAFETY / PRE-TRIAL DETENTION CENTER / FORBIDDEN OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышенко Е.В.

В статье приведены основные меры по обеспечению пенитенциарной безопасности, позволяющие предупредить распространение запрещенных предметов, а также привлечь к ответственности виновных в случае обнаружения таких предметов в СИЗО и исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Package of measures for penitentiary safety assurance

The author analyses the main measures for ensuring penitentiary safety allowing preventing distribution of the forbidden objects, and also the opportunity to bring the guilty persons to responsibility in case of detection of such objects in a pretrial detention center and corrective establishments.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по обеспечению пенитенциарной безопасности»

Е. В. ЧЕРНЫШЕНКО E. V. CHERNYSHENKO

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы

Комплекс мер по обеспечению пенитенциарной безопасности

Package of measures for penitentiary safety assurance

Аннотация. В статье приведены основные меры по обеспечению пенитенциарной безопасности, позволяющие предупредить распространение запрещенных предметов, а также привлечь к ответственности виновных в случае обнаружения таких предметов в СИЗО и исправительных учреждениях.

Ключевые слова: пенитенциарная безопасность, СИЗО, исправительные учреждения, запрещенные предметы, меры по обеспечению безопасности.

Abstract. The author analyses the main measures for ensuring penitentiary safety allowing preventing distribution of the forbidden objects, and also the opportunity to bring the guilty persons to responsibility in case of detection of such objects in a pretrial detention center and corrective establishments.

Key words: penitentiary safety, pre-trial detention center, correctional facilities, the forbidden objects, measures for safety.

Безопасность в широком смысле представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В настоящее время не существует законодательного закрепления понятия «безопасность», однако ранее Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» [1] давал определение безопасности. Следует заметить, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных вопросам обеспечения безопасности, и разницу предлагаемых вариантов определения рассматриваемого термина, все точки зрения практически едины в характеристике состояния защищенности, то есть безопасности, и сводятся к состоянию отсутствия каких-либо угроз. Безопасность присуща абсолютно всем сферам жизнедеятельности общества, государства, и в том числе уголовно-исполнительной системе (УИС). Такую безопасность

в науке принято называть пенитенциарной, она включает в себя состояние защищенности от внешних и внутренних угроз персонала учреждений и органов УИС, лиц, содержащихся под стражей, иных лиц, а также самих учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

Важное значение для обеспечения безопасности имеет определение круга внешних и внутренних угроз, от которых может исходить опасность в отношении выше перечисленных объектов пенитенциарной безопасности. Установление данных угроз позволит правильно использовать меры, предусмотренные законодательством для их устранения и создания состояния защищенности.

К числу внешних угроз пенитенциарной безопасности относятся различные процессы и явления в обществе, государстве, которые напрямую не связаны с деятельностью учреждений и органов ФСИН России, но при этом

могут оказать негативное влияние на них. В частности, это могут быть военные действия в районе дислокации исправительного учреждения (ИУ), следственного изолятора (СИЗО), что может создать как угрозу жизни и здоровью персонала, лиц, содержащихся под стражей, и иных лиц, так и опасность ущемления каких-либо их прав и законных интересов в силу возникновения условий, в которых реализация последних невозможна.

Другую группу угроз пенитенциарной безопасности составляют внутренние угрозы, которые возникают в деятельности учреждений и органов УИС значительно чаще, в отличие от предыдущей группы. В перечень таких угроз могут входить нарушения со стороны лиц, содержащихся под стражей в СИЗО и ИУ, преступления, совершаемые персоналом учреждений и органов ФСИН России, и другие. Следует обратить внимание, что возникновению перечисленных угроз могут способствовать различные факторы, одним из которых является распространение запрещенных предметов на территории исправительных учреждений и СИЗО. Сам по себе факт наличия тех или иных запрещенных к приобретению, хранению, изготовлению лицами, содержащимися под стражей, этих предметов может и не создавать никакого риска для пенитенциарной безопасности, однако всегда создает предпосылки для его возникновения. Данные предметы могут использоваться подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными для совершения различных преступлений (убийство, незаконный оборот наркотических средств, побег, причинение вреда здоровью различной тяжести) и для нарушений установленного порядка содержания под стражей и отбывания наказания.

Законодатель предусмотрел перечень предметов, запрещенных к приобретению, хранению, использованию осужденными, и закрепил его в приложении № 1 к приказу Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [2]. Что же касается обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, то приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» [3] для них установлен перечень

разрешенных предметов, следовательно, все предметы, не входящие в этот список, запрещены к использованию, хранению, приобретению и изготовлению подозреваемыми и обвиняемыми.

Следует отметить, что количество изымаемых запрещенных предметов в исправительных учреждениях и СИЗО ежегодно, несмотря на предпринимаемые меры, остается значительным. Так, например, в 2015 году было изъято 77 369,413 г наркотических средств, 7 394,3 л спиртных напитков заводского производства, 30 341,1 л спиртных напитков кустарного производства, 8 352 колюще-режущих предмета, 64 168 единиц средств связи и 3 704,5 тыс. рублей [4]. В 2015 году в учреждениях и органах ФСИН России зарегистрировано 522 факта употребления спиртных напитков (40 из них - групповые); 188 фактов применения насилия в отношении сотрудников; 838 преступлений; одно изъятие огнестрельного оружия [5].

Исходя из анализа данных статистики ФСИН России, можно констатировать, что большинство запрещенных предметов доставляется лицам, содержащимся под стражей, их родными, близкими, знакомыми и иными лицами: 7 079 граждан задержаны в 2015 году за передачу запрещенных предметов [6].

Обеспечение пенитенциарной безопасности реализуется комплексом различных мер. Условно их можно разделить на меры уголовно-правового, уголовно-исполнительного и иного характера.

Меры уголовно-правового характера - это совокупность норм, регламентирующих уголовную ответственность за совершение каких-либо преступлений в учреждениях и органах ФСИН России. Следует отметить, что данные меры применяются также в отношении персонала исправительных учреждений, СИЗО и иных лиц, посещающих учреждения УИС. При обнаружении фактов распространения огнестрельного оружия применяются нормы ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [7], наркотических средств - нормы ст. 228-230 УК РФ.

Однако основными являются меры уголовно-исполнительного характера, которые, в свою очередь, включают в себя меры, направленные на предупреждение и профилактику правонарушений, и меры реагирования на факты нарушения законодательства. Рассмат-

ривая содержание каждого вида перечисленных мер уголовно-исполнительного характера относительно предотвращения, пресечения распространения запрещенных предметов на территории исправительных учреждений и СИЗО, следует отметить, что к мерам превентивного и профилактического характера можно отнести воспитательную и разъяснительную работу с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными. Например, при прибытии осужденных в карантинное отделение исправительного учреждения, согласно положениям Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [2], их должны ознакомить с перечнем предметов и вещей, запрещенных к приобретению, хранению, изготовлению. Причем с данным перечнем должны ознакомить родных и близких осужденных в целях предупреждения фактов передачи ими запрещенных предметов на свиданиях, в посылках, передачах, бандеролях. Также к рассматриваемым мерам относятся, например, различные режимные мероприятия, такие как обыск, досмотр, технический осмотр камер, которые позволяют обнаружить и изъять запрещенные предметы и тем самым предупредить возможность использования данных предметов с целью создания угрозы безопасности сотрудников, других подозреваемых, обвиняемых, осужденных или иных лиц.

Меры реагирования состоят в том, что сотрудники учреждений и органов ФСИН России при обнаружении запрещенных предметов у осужденных применяют к ним взыскания, а также признают их злостными нарушителями установленного порядка в ИУ, что влечет за собой перевод в более строгие условия отбывания наказания. Подозреваемые и обвиняемые в случае обнаружения у них запрещенных предметов могут водворяться в карцер на срок до 15 суток. Помимо этого, меры реагирования предполагают возможность применения сотрудниками ФСИН России в установленном законом порядке физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, например, в целях отражения нападения с использованием запрещенных предметов, в частности, колюще-режущих, а также для изъятия таких предметов у лиц, содержащихся под стражей, осужденных в случае их неподчинения законным требованиям представителей

администрации ИУ и СИЗО. Такие меры позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья как самих сотрудников, так и подозреваемых, обвиняемых, осужденных и лиц, посещающих места принудительной изоляции.

Помимо мер обеспечения пенитенциарной безопасности, направленных на предотвращение распространения на территории исправительных учреждений и СИЗО запрещенных предметов, существуют меры иного характера. В их число входят меры, позволяющие также достаточно эффективно противодействовать нарушению пенитенциарной безопасности, используя при этом гражданское, административное и иные отрасли права. В частности, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [8] предусматривает ответственность за передачу или попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС. Следует отметить, что некоторые исследователи данной проблемы говорят о необходимости ввести уголовную ответственность за попытку передачи средств мобильной связи. С одной стороны, эта мера возможна ввиду того, что средства мобильной связи в последнее время становятся главным средством организации и руководства преступлениями в местах принудительной изоляции, что свидетельствует о достаточно значительной общественной опасности их распространения. С другой стороны, если мы предусматриваем возможность введения уголовной ответственности за пронос средств мобильной связи на территорию исправительного учреждения и СИЗО, то тогда не надо забывать и об остальных запрещенных предметах, которые также могут быть использованы в качеств средств совершения преступлений, например колюще-режущие предметы в качестве орудия таких преступлений, как убийство (ст. 105 УК РФ), причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и др. При этом в перечень запрещенных для осужденных предметов входят, например, продукты питания, требующие тепловой обработки или домашнего консервирования, распространение которых, безусловно, не несет в себе такой общественной опасности, о которой было упомянуто выше. Для лиц, содержащихся под стражей, вообще не установлен исчерпывающий пере-

чень запрещенных предметов. В связи с этим видится нецелесообразным предусматривать уголовную ответственность за пронос средств мобильной связи на территорию учреждений УИС и предлагается ограничиться уже действующими нормами законодательства (от редакции: следует заметить, что УРН ФСИН России, наоборот, выступает за ужесточение наказания за пронос запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи). ^

1. О безопасности : закон Рос. Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 (утратил силу) // Российская газета. 1992. 6 мая (№ 103).

2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. № 47.

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.11.2005. № 46.

4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за январь-декабрь 2015 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2016. С. 34.

5. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за январь-декабрь 2015 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2016. С. 19, 35.

6. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за январь-декабрь 2015 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2016. С. 35.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации : фе-дер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25, ст. 2954.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря (№ 256).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.