Научная статья на тему 'Влияние учебной нагрузки на Регуляторно-адаптивные возможности студентов и уровень тревожности в начале и в конце учебного года'

Влияние учебной нагрузки на Регуляторно-адаптивные возможности студентов и уровень тревожности в начале и в конце учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ / REGULATORY AND ADAPTIVE ABILITIES / LEVEL OF INDIVIDUAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашина Ю. В.

В начале и в конце учебного года у 89 студентов второго курса с высоким, умеренным и низким уровнями личностной тревожности определяли регуляторно-адаптивные возможности. В конце учебного года регуляторно-адаптивные возможности студентов снижались. Это приводило к повышению уровня тревожности и к перераспределению студентов в группах по уровню тревожности. Количество лиц в группе с высоким уровнем тревожности увеличивалось, а с умеренным уровнем тревожности уменьшалось. Чем больше происходило уменьшение регуляторно-адаптивных возможностей организма, тем выше становился уровень тревожности. Коэффициент корреляции между индексом регуляторно-адаптивного статуса и уровнем тревожности (балльными значениями) составил 0,84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ACADEMIC STRAIN ON REGULATORY-ADAPTIVE ABILITIES OF STUDENTS AND ANXIETY LEVEL IN THE BEGINNING AND IN THE END OF THE ACADEMIC YEAR

In the beginning and in the end of the academic year regulatory and academic abilities of 89 students in the second year were determined, who obtain a high, moderate and low level of individual anxiety. In the end of the academic year there was a certain distribution in the surveyed groups of students according to their anxiety level. The number of students with a high level of anxiety increased and the number of students with a moderate level of anxiety decreased. This was connected with a decrease in the regulatory and adaptive abilities of an organism. The more level of anxiety increased, the more there was a decrease in the regulatory and adaptive abilities of the students. The correlation rate between the anxiety level (basic values) and the index of regulatory and adaptive state constituted 0,84.

Текст научной работы на тему «Влияние учебной нагрузки на Регуляторно-адаптивные возможности студентов и уровень тревожности в начале и в конце учебного года»

УДК 612.17+612.8+612.2 Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012

Ю. В. КАШИНА

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Кафедра нормальной физиологии ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. 89180113019. E-mail: yulia-kashina@yаndex.ru

В начале и в конце учебного года у 89 студентов второго курса с высоким, умеренным и низким уровнями личностной тревожности определяли регуляторно-адаптивные возможности. В конце учебного года регуляторно-адаптивные возможности студентов снижались. Это приводило к повышению уровня тревожности и к перераспределению студентов в группах по уровню тревожности. Количество лиц в группе с высоким уровнем тревожности увеличивалось, а с умеренным уровнем тревожности - уменьшалось. Чем больше происходило уменьшение регуляторно-адаптивных возможностей организма, тем выше становился уровень тревожности. Коэффициент корреляции между индексом регуляторно-адаптивного статуса и уровнем тревожности (балльными значениями) составил 0,84.

Ключевые слова: регуляторно-адаптивные возможности, уровень личностной тревожности.

У. V. KASHINA

THE INFLUENCE OF ACADEMIC STRAIN ON REGULATORY-ADAPTIVE ABILITIES OF STUDENTS AND ANXIETY LEVEL IN THE BEGINNING AND IN THE END OF THE ACADEMIC YEAR

Department of normal physiology of state educational institution of higher professional education kuban state medical university of Healthcare and social development department of Russian Federation,

Russia, 350063, Krasnodar, 4, Sedin street, tel. 89180113019. E-mail: yulia-kashina@yandex.ru

In the beginning and in the end of the academic year regulatory and academic abilities of 89 students in the second year were determined, who obtain a high, moderate and low level of individual anxiety. In the end of the academic year there was a certain distribution in the surveyed groups of students according to their anxiety level. The number of students with a high level of anxiety increased and the number of students with a moderate level of anxiety decreased. This was connected with a decrease in the regulatory and adaptive abilities of an organism. The more level of anxiety increased, the more there was a decrease in the regulatory and adaptive abilities of the students. The correlation rate between the anxiety level (basic values) and the index of regulatory and adaptive state constituted 0,84.

Key words: regulatory and adaptive abilities, level of individual anxiety.

В последние годы проблеме тревожности уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависят успешность обучения студента, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям [4].

Несмотря на то что значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения неврозов у студентов, их неумение адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности [1].

Однако изучение только тревожности студентов в начале и в конце учебного года малоинформативно. Знание индивидуальных особенностей человека на всех уровнях его природной организации - генетическом, биохимическом, морфологическом, нейродина-мическом и психодинамическом - является непременным условием, которое должно быть учтено в целях как эффективного воспитания, так и обучения [6].

Изучение и сопоставление уровня тревожности и регуляторно-адаптивных возможностей студентов, оцениваемых по индексу регуляторно-адаптивного статуса, определяемого при проведении пробы сердечнодыхательного синхронизма [2], в начале и в конце учебного года позволят внести дополнительную ясность в проблему адаптации студентов к учебному процессу, в частности, своевременно выявить дезадаптацию и спланировать необходимые корригирующие мероприятия.

Целью работы явилось выяснение изменений регуляторно-адаптивных возможностей студентов и влияния этого на уровень тревожности при действии учебной нагрузки.

Материалы и методы исследования

Было обследовано 89 здоровых студентов, юношей и девушек, второго курса. У испытуемых на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [3] осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим автоматическим определением индекса регуляторно-адаптивного статуса.

Уровень личностной тревожности определяли по шкале самооценки Ч. Д. Спилберга, адаптированной Ю. Л. Ханиным [5]. Наблюдения выполняли у одних и тех же студентов в начале и в конце учебного года. Полученные данные обрабатывали методами вариационной статистики. При обработке результатов рассчитывали среднее квадратичное отклонение ±а. Выстраивали данные наблюдений в вариационные ряды и оценивали доли вариант, попавших в диапазоны М±а, М±2а, М±3а. Процентное распределение значений по диапазонам было М±а>68,0%, М±2а>95,5%, М±2а>99,9%. Это свидетельствовало о нормальности распределения вариант и позволило полученные данные и расчетные величины обрабатывать параметрическими методами вариационной статистики на электронно-вычислительной машине. Вычисляли М - среднюю арифметическую, а - среднее квадратичное отклонение, т - стандартную ошибку средней арифметической, Р - показатель достоверности различий. Определяли коэффициент корреляции.

Результаты и их обсуждение

Все испытуемые по уровню личностной тревожности в начале учебного года были разбиты на три группы. 7 человек с низким уровнем личностной тревожности (менее 30 баллов) составили первую группу. У них индекс регуляторно-адаптивного статуса был наибольшим (табл. 1, рис. 1), а регуляторно-адаптивные возможности расценивались как высокие.

120

% 60

1 2 3

Рис. 1. Регуляторно-адаптивный статус (ИРАС) студентов в начале учебного года при 1 - низком, 2 - умеренном, 3 - высоком уровнях тревожности. Значение индекса при низком уровне тревожности принято за 100%

В конце учебного года среди студентов происходило перераспределение в группах по уровню тревожности. Так, группа с высоким уровнем тревожности увеличивалась на 10 человек, с умеренным уровнем тревожности уменьшалась на 10 человек. Количество студентов с низким уровнем тревожности не изменялось.

У студентов с низким уровнем личностной тревожности в конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса был наибольшим (табл. 2, рис. 2), а

Таблица 1

Регуляторно-адаптивные возможности студентов с различным уровнем тревожности в начале учебного года

Параметры Уровни тревожности

Низкий, п=7 Умеренный, п=40 Высокий, п=42

1 2 3

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 234,5±0,2 107,8±0,1 Р1<0,001 63,9±0,1 Р2<0,001 Р,<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности Высокие Высокие Хорошие

Примечание: Р1 - показатель достоверности между данными столбцов 1 и 2. Соответственно Р2 - между 1 и 3, Р3 - между 2 и 3.

Вторая группа включала 40 студентов с умеренным уровнем личностной тревожности (31-45 баллов). Индекс регуляторно-адаптивного статуса у них был меньше, чем у студентов первой группы, на 54,0%, однако регуляторно-адаптивные возможности были высокими.

Третья группа состояла из 42 студентов с высоким уровнем личностной тревожности (более 45 баллов). У студентов третьей группы индекс регуляторно-адаптивного статуса был наименьшим. Индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше индекса у студентов первой группы на 72,8%. Регуляторно-адаптивные возможности оценивались как хорошие.

В начале учебного года между уровнем тревожности (балльными значениями) и индексом регуляторноадаптивного статуса имела место сильная корреляционная связь (коэффициент корреляции 0,82).

120

% 60

100

30,2

23,9

Рис. 2. Регуляторно-адаптивный статус (ИРАС) студентов в начале учебного года при 1 - низком, 2 - умеренном, 3 - высоком уровнях тревожности. Значение при низком уровне тревожности принято за 100%

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012

Таблица 2

Регуляторно-адаптивные возможности студентов с различным уровнем тревожности в конце учебного года

Параметры Уровни тревожности

Низкий, п=7 Умеренный, п=30 Высокий, п=52

1 2 3

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 186,5±0,2 56,3±0,2 Р1<0,001 44,6±0,1 Р2<0,001 Р,<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности Высокие Хорошие Удовлетво- рительные

Примечание: Р1 - показатель достоверности между данными столбцов 1 и 2. Соответственно Р2 - между 1 и 3, Р3 - между 2 и 3.

регуляторно-адаптивные возможности расценивались как высокие.

В конце учебного года у второй группы студентов индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше такового у студентов первой группы на 69,8%. У третьей группы студентов в конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше, чем у студентов первой группы, на 76,1%. Регуляторно-адаптивные возможности расценивались как удовлетворительные.

Таким образом, в конце учебного года у студентов регуляторно-адаптивные возможности уменьшались.

Индекс регуляторно-адаптивного статуса в каждой группе испытуемых с разным уровнем тревожности изменялся в течение года.

Так, в конце учебного года у студентов первой группы индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше такового в начале года на 20,5% (табл. 3, рис. 3). Регуляторно-адаптивные возможности оставались высокими. Уровень тревожности был низкий.

У студентов второй группы индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшился на 37,5%. Регуляторно-адап-

тивные возможности уменьшались и с высоких стали хорошими. Уровень тревожности был умеренный.

У студентов третьей группы индекс регуляторноадаптивного статуса уменьшился на 55,4%. Регуляторно-адаптивные возможности уменьшались и с хороших перешли в удовлетворительные. Уровень тревожности был высоким.

В конце учебного года между уровнем тревожности и индексом регуляторно-адаптивного статуса имела место сильная корреляционная связь (коэффициент корреляции 0,84).

Таким образом, учебная нагрузка приводит к понижению регуляторно-адаптивных возможностей и к повышению уровня личностной тревожности. Чем меньше регуляторно-адаптивные возможности студентов, тем более высокий уровень их тревожности. У студентов с более высоким уровнем тревожности учебная нагрузка вызывает большее понижение регуляторноадаптивных возможностей.

Как известно, регуляторно-адаптивные возможности отражают способность организма адаптироваться к условиям жизни. Высокие регуляторно-адаптивные возмож-

Таблица 3

Регуляторно-адаптивные возможности студентов в зависимости от уровня тревожности в начале и в конце учебного года

Параметры Начало учебного года Конец учебного года

Низкий уровень тревожности

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 234,5±0,2 186,5±0,2 Р<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности Высокие Высокие

Умеренный уровень тревожности

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 107,8±0,1 56,3±0,2 Р<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности Высокие Хорошие

Высокий уровень тревожности

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 63,9±0,1 44,6±0,1 Р<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности Хорошие Удовлетво- рительные

% 60

А Б

А Б

А Б

Рис. 3. Регуляторно-адаптивный статус (ИРАС) студентов в начале (А) и (Б) - в конце учебного года: 1 - низкий уровень тревожности, 2 - умеренный уровень тревожности,

3 - высокий уровень тревожности

ности характеризуют нормальное психоэмоциональное состояние человека и низкий уровень его тревожности.

Хорошие регуляторно-адаптивные возможности и, соответственно, умеренный уровень тревожности указывают, что воздействие на организм некоторых стресс-факторов не позволяет полностью приспособиться к новой обстановке. Удовлетворительный уровень регуляторно-адаптивных возможностей свидетельствует о снижении адаптации [2].

Полученные результаты настоящей работы (к концу учебного года 52 студента имели умеренные регуляторно-адаптивные возможности) дают основание утверждать, что адаптация у студентов к учебным нагрузкам проходит трудно.

Это связано, по-видимому, с переделкой динамических стереотипов, прочно сформированных в предыдущих условиях жизни и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусловская Л. К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 38-38.

2. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010. - 243 с.

3. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент от 20 сентября 2009 года № 86860.

4. Спицин А. П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гигиена и санитария. - 2002. - № 1. - С. 47-49.

5. Ханин Ю. Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Р. Спилбергера. - Л., 1976. - 43 с.

6. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

Поступила 21.04.2012

Н. Н. КИЗИМЕНКО, Е. А. ВОЛОВОДОВА, В. Н. ПИГАРЕВ, Ю. А. ВОРОПАЕВА

ДИАГНОСТИКА ОККЛЮЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ СОСУДОВ КИШЕЧНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ

Кафедра факультетской хирургии с курсом анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. +7 (988) 245-51-08. E-mail: nkizimenko@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведена КТ-ангиография 181 пациенту с подозрением на тромбоз мезентеральных сосудов. Из общего числа обследуемых окклюзия верхней брыжеечной артерии (ВБА) выявлена у 54 пациентов. Целенаправленно в экстренном порядке были прооперированы 53 больных. КТ-контроль результатов лечения выполнен 49 пациентам. Сопоставлены полученные данные, выявлены высокая специфичность и чувствительность метода. Проведена оценка эффективности лечения. Компьютерная томография с применением методики КТ-ангиографии позволяет с высокой точностью диагностировать окклюзионные поражения сосудистого русла кишечника на ранних стадиях их развития, что способствует своевременному и успешному лечению данной патологии и, как следствие, снижению летальности.

Ключевые слова: тромбоз мезентеральных сосудов, верхняя брыжеечная артерия; КТ-ангиография.

N. N. KIZIMENKO, Е. A. VOLOVODOVA, V. N. PIGAREV, Yu. A. VOROPAEVA

DIAGNOSTICS OF OCCLUDING LESIONS OF INTESTINAL VESSELS USING COMPUTER TOMOGRAPHY

Chair of faculty surgery with anesthesiology and resuscitation course Kuban state medical university,

Russia, 350063, Krasnodar, Sedin str. 4, tel. +7 (988) 245-51-08. E-mail: nkizimenko@yandex.ru

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012 УДК 616 383-0056-08-073-756 8:004.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.