Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПТУ'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПТУ»

распространения указанных принципов на домашнее питание (роль последнего в связи с переходом на 5-дневную рабочую неделю стала еще значительнее); тем самым всему характеру суточного рациона будет придана одинаковая профилактическая направленность.

ЛИТЕРАТУРА. А н д р ее в а - Г а л а н и н аТЕ. Ц., Коваленко А. И. — В кн.: Руководство по гигиене труда. Т. 1. М., 1965, с. 361. — Бурый В. С. Гнатюк В. Н. — В кн.: Материалы 15-й научной сессии\Ин-та питания АМН СССР. Вып. 2. М., 1964, с. 115—116. — Голощапов О. Д. Экспериментальные материалы к разработке лечебно-профилактического питания рабочих, контактирующих с сероуглеродом. Автореф. дис. канд. Л., 1968. — Гуськов Г. В. Изучение некоторых особенностей белкового обмена при экспериментальной сероуглеродной интоксикации в условиях различного поступления белка в организм. Дис. канд. Л., 1967. — Е з р и е л е в Г. И., Черный З.Х. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Вып. 6. Киев, 1968, с. 577—581. — Кощеев А. К. — <Труды Пермск. мед. ин-та», 1965, вып. 61, с. 112—116. — С к и р к о Б. К., И в а н и ц к и й А. М. и др. — «Вопр. питания», 1976, № 5, с. 70—75. — Терруан Т. Взаимодействие витаминов. М., 1969.

Поступила З/Н 1977 г.

УДК 658.386.1:578.51-053. в

Н. М. Харковенко, Р. Н. Анохина

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПТУ

Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

В связи с развитием профессионально-технических училищ со средним образованием, готовящих специалистов для работы на предприятиях угольной промышленности, представляло интерес определение влияния учебно-производственных условий при новом виде обучения на состояние здоровья подростков, осваивающих ведущие горные профессии в среднем горном ПТУ.

Состояние здоровья изучали на основании данных тщательного медицинского осмотра 196 подростков, поступивших в среднее горное ПТУ на I курс. Исследованы показатели физического развития: антропометрические (рост, вес, окружность грудной клетки), физио-метрические (мышечная сила правой кисти, жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки).

Большинство юношей, поступивших в ПТУ на 1 курс, были в возрасте 151/2—16 лет. Анализ данных их физического развития показал, что рост, вес и окружность грудной клетки находятся в пределах средних величин согласно оценочным таблицам, разработанным для учащихся горных ПТУ. К концу 1-го года обучения у большей части подростков улучшилось физическое развитие. За этот период антропометрические показатели возросли: рост на 3,9 см, вес на 5,7 кг, окружность грудной клетки на 3,8 см. Изменения произошли и со стороны физиометрических показателей, а именно: мышечная сила возросла на 1,9 кг, жизненная емкость легких!— на 600 см3, экскурсия грудной клетки — на 1,9 см. Следовательно, год учебы в ПТУ положительно сказался на количественных показателях физического развития.

Сопоставление данных физического развития этих учащихся со школьниками выявило, что по ряду показателей учащиеся ПТУ отстают от своих сверстников, однако вес их совпадает, а окружность грудной клетки даже больше, чем у школьников. Отставание в физическом развитии учащихся ПТУ по сравнению со школьниками было установлено и другими исследователями (Л. Б. Мезенина и И. Н. Овчинников; В. А. Нестеров и С. А. Пе-реведенцева).

К концу 2-го года обучения у учащихся ПТУ наблюдалось дальнейшее увеличение антропометрических показателей. Так, рост 17-летних равнялся 172,3 см, вес — 63,5 кг, окружность грудной клетки — 88,2 см, сила мышц правой кисти — 42,8 кг, жизненная емкость легких — 3620 см3. Эти данные не превышали средних величин, характерных для учащихся горных ПТУ. Аналогично 16-летним 17-летние учащиеся ПТУ по-прежнему отставали в развитии от своих сверстников-школьников. Такое положение, по-видимому, можно объяснить своеобразным влиянием условий обучения (быт, учеба, питание и др.) е ПТУ на организм подростков.

При оценке гармоничности развития подростков по схеме Института гигиены детей и подростков выявилось, что часть учащихся нельзя отнести к гармонично развитым. Нормальное физическое развитие отмечено у 78,4% поступивших подростков; такой процент приближается к приводимому в литературе по ПТУ других профилей (Д. X. Нусбаум и Н. А. Ананьева; И. Н. Благовещенская и Н. М. Харковенко). Среди учащихся горного ПТУ с двухгодичным сроком обучения процент подростков с нормальным физическим развитием почти аналогичен — 74—76 (И. Н. Благовещенская, Н. М. Харковенко). К концу 1-го года обучения число лиц с нормальным физическим развитием несколько уве-

личилось (до 83,2%), однако к концу 2-го года оно снизилось до исходного уровня. При поступлении у 16,1% подростков ухудшение показателей отмечалось за счет снижения веса, у 2,7% — за счет превышения его. К концу 1-го года обучения снижение веса наблюдалось у 8,5%, превышение — у 3,2%, а к концу 2-го года — соответственно у 11,6 и 2,1%. Следовательно, обучение в ПТУ не сказывается положительно на физическом развитии, что можно объяснить нерационально построенным режимом обучения (режим питания, учебы, отдыха, отсутствие профессионально-прикладного физического воспитания и др.). Необходимо отметить, что если число подростков с ухудшенным физическим развитием варьировало в незначительных пределах, то число подростков с плохим физическим развитием за счет превышения веса за 2 года учебы возросло в 4 раза. К этому надо добавить, что мы не отметили улучшения со стороны величины экскурсии грудной клетки к концу 2-го года обучения: она не только не возросла, но даже снизилась. Рост числа подростков с плохим физическим развитием и отсутствие увеличения экскурсии грудной клетки указывает на наличие гиподинамии. Последняя наблюдается в результате повышенных дневной и недельной нагрузок, недостаточного количества уроков физического воспитания, т. е. является следствием малой двигательной активности. Об этом говорят и данные опроса учащихся, который был проведен нами. Он показал, что только половина (54,4%) подростков занимается зарядкой регулярно, у 1/ь (20,8%) имеется спортивный разряд, Vs не занимается ни в каких спортивных секциях.

Согласно схеме, предложенной Институтом гигиены детей и подростков, юноши с ухудшенным физическим развитием относятся ко 2-й группе здоровья. Характеристика данной группы, т. е. анализ функциональных изменений и морфологических отклонений показал, что во все периоды исследований первое место занимают отклонения физического развития от нормы, иными словами — ухудшенное физическое развитие с дефицитом веса или его избытком. Надо отметить, что хотя и происходит снижение частоты данных отклонений (при поступлении 65% всех отклонений, к концу 1-го года обучения 57,1%, к концу 2-го года 43%), но все же она еще остается довольно высокой (почти половина всех отклонений). Следовательно, эти подростки должны находиться под постоянным наблюдением во избежание перехода ухудшенного физического развития в плохое, при котором подростки относятся к 3-й группе здоровья и нуждаются в лечении. Поскольку процент учащихся с плохим физическим развитием в процессе обучения не уменьшается, а возрастает, это указывает на наличие ряда отрицательных моментов в постановке обучения в среднем горном ПТУ.

Для улучшения состояния здоровья учащихся нами предложены оздоровительные мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА. Благовещенская И. Н. — «Гиг. и сан.», 1975, № 10, с. 35—37. — Благовещенская И. Н., Харковенко Н. М. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1974, с. 24—25. — Мезенина Л. Б., Овчинников И. Н. — «Гиг. и сан.», 1973, Щ 5, с. 42—45. — Нестеров В. А., Пере-веденцева С. А. — «Сов. здравоохр.», 1970, № 1, с. 34—39. — Н у с б а у м Д. X., Ананьева H.A. — «Гнг. и сан.», 1973, № 8, с. 39—43.

Поступила 2/11 1977 г.

УДК S71.73-065.2

Ы. М. Рейнтам

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ,НАГРУЗОК

У школьниц

Тартуский университет

В нашей работе представлены данные о состоянии девочек при различной физической нагрузке. В зависимости от степени этой нагрузки 104 школьницы 5, 7 и 8-го классов были разделены на группы: 1-я занималась 2 ч в неделю физкультурой в школе, 2-я — 2 ч в школе и дополнительно в спортивной школе 2—3 раза в неделю, 3-я — 6 ч в школе (ежедневно 1 ч), 4-я группа — 6 ч в школе и дополнительно в спсртивнсй школе 2—3 раза в неделю. В начале и конце полугодия до и после уроков изучали порог электрической возбудимости глаза и критическую частоту исчезнования феномена фссфена по методике E.H. Семеновской. Первый показатель определяет возбудимость зрительного анализатора (ВЗА), а второй — лабильность (функциональная подвижность) зрительного анализатора (ЛЗА), учитываемую по критической частоте исчезновения феномена фосфена. Применительно к целостному организму указанные параметры используют для характеристики функционального состояния центральной нервной системы (А. И. Богословский и Е. М. Иванова; Н. Г. Медведева; И. В. Титова, и др.). Таким образом, ВЗА показывает возбудимость, а ЛЗА — лабильность центральной нервной системы. С применением корреляционного метода провели статистический анализ указанных параметров по следующим показателям: число часов физического воспитания и спорта за неделю, стаж в спортивной школе, успе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.