Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ГОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ДОНБАССА'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ГОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ДОНБАССА Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ГОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ДОНБАССА»

личилась задержка последнего в организме. Таким образом, обычные рационы питания в профессионально-техническом училище покрывали минимальные потребности подростков в белке (на что указывал положительный баланс азота), но не обеспечивали оптимальных условий для синтеза белка в рационе.

Желая выяснить, влияет ли пониженное содержание белка в рационе на баланс цинка в организме подростков, мы провели еще одну серию исследований. В период обычного учебного процесса к обычному питанию подростков добавляли 100 г вареного'мяса для увеличения количества белка. Добавочно выдавали мясо в течение 5 дней до наблюдения и в период него. После этого был изучен баланс цинка. Подростки получали от 7,14 до 16,96 мг, в среднем 11,8 мг цинка в сутки. Уровень выведения цинка с калом и мочой у некоторых учащихся колебался в различных пределах. У большинства подростков и в среднем среди них цинка задерживалось в организме больше, чем терялось с калом и мочой. Отмечались небольшие существенные различия в уровне выведения цинка из организма в разных условиях. установлены незначительные различия в количественном обмене цинка в разные периоды обучения.

Для того чтобы определить влияние количества белка в пище на баланс цинка, мы сопоставили полученные данные во время учебного процесса с обычным питанием и на фоне его с добавочным введением вареного мяса.

Оказалось, что введение добавочного количества белка в рацион учащихся не привело к существенным изменениям баланса цинка. Следовательно, во все периоды наблюдения отмечен положительный баланс цинка в организме подростков. Количество цинка, оставшегося в организме, было значительно выше того, которое выводилось из организма. Это позволяет думать, что рационы питания учащихся профессионально-технических училищ в достаточной мере обеспечивают потребности подростков в цинке во все периоды учебного процесса.

Выводы

1. Обмен цинка у подростков в условиях профессионально-технического училища характеризуется относительной стабильностью. Повышенная физическая и умственная нагрузка, нервное напряжение, а также введение добавочного количества белка не приводят к существенному увеличению выведения цинка из организма, т. е. не вызывают заметного повышения уровня обменных процессов.

2. Повышение введения цинка с рационом питания приводит к увеличению задержки его в организме подростков, что говорит о хорошей всасываемости элемента из рациона питания и стремлении организма резервировать цинк.

3. Количество цинка, содержащееся в рационах питания учашихся профессионально-технического училища в степной зоне Украины (в среднем около 12 мг), покрывает потери этого элемента в ходе обмена веществ и обеспечивает достаточную задержку его в организме, т. е. соответствует потребностям организма.

Поступила 28/111 1975 г.

УДК 572.61-053.7-062.63:622

Канд.' мед. наук Н. М. Харковенко

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ГОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ДОНБАССА

Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Научными исследованиями ряда авторов (А. И. Дроздова; В. М. Левин; Д. И. Арон и А. В. Ставнцкая; А. Г. Цейтлин, и др.) установлено, что показатели физического развития подростков, работающих в различных отраслях народного хозяйства и имеющих' различные профессии, существенно отличаются друг от друга. Объясняется это как профессиональным отбором, так и влиянием труда на физическое развитие подростков. В связи с этим представлялось целесообразным изучить физическое развитие учащихся горных профессионально-технических училищ Донбасса.

Работа проводилась на основании анализа данных антропометрических измерений (рост, вес, окружность грудной клетки), взятых из медицинских карт (форма № 25-ю) учащихся горных училищ Донецкой и Ворошиловградской областей. В разработку вошли сведения о 2164 юношах в возрасте от 14 до 18 лет. Обработку данных и анализ их проводили в соответствии с методикой, предложенной А. Б. Ставицкой и А. И. Арон.

Показатели физического развития учащихся профессионально-технических училищ Донбасса горного профиля приведены в табл. 1.

При оценке динамических изменений физического развития выявлено, что темпы прироста различны как по всем показателям, так и между возрастными группами. Оказалось, что быстрее всего увеличивается вес, затем окружность грудной клетки; медленнее всего изменяется рост. Например, если прирост веса колебался от 3,1 до 6,9, то прирост длины тела — от 0,7 до 1,5. Наибольший темп прироста веса и длины тела отмечался в возрастных группах 14—15 и 17—18 лет. Изменения окружности грудной клетки носили

несколько иной характер. Наибольший темп прироста наблюдался в 17 — 18 лет, наименьший — в 16—17 лет.

Анализируя связь между различными признаками физического развития, можно сказать, что у учащихся горных училищ наибольшая зависимость существует между ростом и весом, наименьшая — между ростом и окружностью грудной клетки (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что во всех возрастных группах коэффициент корреляции между ростом и весом высокий и равен 0,58—0,73. Между ростом и окружностью грудной клетки отмечается меньшая взаимозависимость во всех возрастных группах — коэффициент корреляции не превышает 0,56. Такую же слабую зависимость между ростом и окружностью грудной клетки наблюдали и другие исследователи (А. Г. Цейтлин, и др.).

Оценивая состояние физического развития учащихся по схеме, предложенной Н. И. Властовским, мы установили, что у большинства обследованных всех возрастных групп физическое развитие хорошее и нормальное. Однако некоторые подростки уже во время' приема в училище имели неудовлетворительное физическое развитие, что можно объяснить недоброкачественным профессиональным отбором. Ввиду того что при прохождении производственной практики во время обучения, а также после окончания учебы все еще наблюдается неблагоприятное влияние ряда производственных факторов, целесообразно принимать в училища горного профиля лиц только с хорошим и нормальным уровнем физического развития.

Данные изучения физического развития учащихся профессионально-технических училищ Донбасса горного профиля в динамике за несколько лет, полученные сотрудниками нашего и ряда других институтов, показали, что за 47 лет (с 1923 по 1970 г.) во всех возрастных группах произошло увеличение высоты роста (табл. 3). Так, если в 1923 г. рост 15-летних подростков-ремесленников равнялся 151 см, то к 1970 г. он достигал 166,4 см, причем разница составляла 15,4 см. Интересно отметить, что в 1948 г., т. е. в послевоенный период, произошло уменьшение роста изучаемого контингента по сравнению с 1923 г. во всех возрастных группах. Разница в росте колебалась в пределах 1,3—3,6 см. К 1958 г. по росту учащиеся профессионально-технических училищ не только догнали сзоих сверстников, родившихся в 1923 и 1948 гг., но и превзошли их. Например, разница в росте между 16-летними подростками 1923 и 1958 гг. составляла 7,6 см, между 17-летними — 3,9 см, а между 18-летними —2,2 см. Но наибольшее увеличение наблюдалось в 1970 г., когда 15-летние учащиеся превосходили своих сверстников на 15,4 см, 17-летние — на 7,9 см и 18-летние — на 6,3 см.

Со стороны веса тела наблюдалась несколько иная картина. Из табл. 3 видно, что в 1948 г. 17- и 18-летние подростки — учащиеся профессионально-технических училищ — имели меньший вес. Из года в год происходило увеличение веса тела; максимума оно достигло к 1970 г. Во всех возрастных группах отмечалось повышение веса тела. Так, разница между показателями 1923 и 1970 гг. у 15-летних составляла 12,8 кг, у 16-летних — 11,2 кг, у 17-летних — 8,1 кг и у 18-летних — 5,8 кг. Кроме того, из табл. 3 видно, что наибольший прирост веса наблюдался у 15- и 16-летних, наименьший — у 18-летних.

Окружность грудной клетки изменялась следующим образом. Вскоре после войны (в 1948 г.) учащиеся всех возрастных групп имели окружность грудной клетки, меньшую

Таблица 2

Корреляция основных антропометрических показателей у учащихся профессионально-технических училищ Донбасса горного профиля

Рост н вес Рост и окружность грудной клетки

Возраст (в годах) коэффициент корреляции ошибка коэффициента корреляции коэффициент корреляции ошибка коэффициента корреляции

14 15 16 17 18 +0,73 +0,71 +0,71 +0,58 +0.62 =£0,068 =£0,022 =£0.021 =£0,021 —0,28 +0,56 +0,51 +0,49 +0,46 +0,28 =£0,052 =£0,033 =£0,033 =£0,034 :£0,43

Таблица 1

Средние показатели роста, веса и окружности грудной клетки учащихся профессионально-техни ческих училищ Донбасса горного профиля

Возраст (в годах) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клетки (в см)

14 163,9^0,64 52,0=£0,69 80,0,50

15 166,4=£0,33 55,бт 0,36 82,1=£0,24

16 168,2=£0,32 57,9=£0,36 84,5=£0,21

17 169,9=£0,30 59,7^:0,33 85,3т 0,24

18 171,2^0,26 62,9=£0,28 88,9т 0,25

Таблица 3

Антропометрические показатели учащихся профессионально-технических училищ Донбасса горного профиля в динамике за 47 лет

Возраст (в годах)

Показатель Год

15 16 17 18

Рост (в см) 1923 151,0 157,0 162,0 165 0

1948 — 155,7 158,4 162,4

1958 _ 164,6 165,9 167,2

1970 166,4 168,2 169,9 171,3

Вес (в кг) 1923 42,8 46,7 51,6 57,1

1948 — 47,8 51,2 56,7

1958 — 56,6 58,8 61,2

1970 55,6 57,9 59,7 62,9

Окружность грудной клетки (в см) 1923 74,8 77,6 81,2 84,6

1948 — . 76,8 80,7 84,3

1958 — 84,3 85,7 87,9

1970 82,1 84,5 85,5 88,9

по сравнению с 1923 г.; разница составляла 0,3—0,8 см. К 1958 г. разница стала еще большей (3,3—6,7 см); максимума она достигла к 1970 г. Иными словами, через 47 лет 15-летние учащиеся по окружности грудной клетки отличались на 7,3 см, 16-летние — на 6,9 см и 17-летние — на 4,3 см.

Таким образом, с 1923 по 1970 г. произошли значительные изменения основных антропометрических показателей физического развития подростков 15—18 лет, свидетельствующие о наличии процесса акселерации. Значительное улучшение физического развития подростков объясняется постоянным улучшением материального благосостояния населения, проведением необходимых лечебно-профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА. Арон Д. И. и др. — Материалы по физическому развитию детей и подростков некоторых городов и сельских местностей Союза ССР. Вып. 1. М., 1962. — Властовский В. Г. — сГиг. и сан.», 1966, № U.c. 91—95. —Дроздова А. И. Физическое развитие учащихся железнодорожных училищ. Дис. канд. М., 1959, с. 120—130. — Левин В. М. — В кн.: Вопросы гигиены детей и подростков. М., 1960, с. 56—71.—С т а в и ц к а я А. Б., А р о н Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959, с. 3—6. — Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М., 1963.

Поступила 24/ X11 1974 г.

УДК в 13.632.4:[646.266-621.564

В. А. Воронин, А. А. Денисенко Л. А. Линючева

ИЗУЧЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ЦИАНИДА.

БРОМИСТОГО ВОДОРОДА И ФРЕОНА-114Вг

Возможность существования комбинации фреона-114Вг, бромистого водорода и цианидов в атмосфере обусловлена пиролитическим разложением фреона, используемого в качестве огнегасителя при пожарах (К- Уэссел). В случаях быстро развивающегося массивного загрязнения атмосферы продуктами пиролиза фреона при пожарах человек может потерять способность покинуть горящее помещение (Сайте! и ВаНек).

В связи с этим представлялось целесообразным изучить характер комбинированного действия огнегасителя фреона-114В2 с бромистым водородом и цианидами.

Исходя из того, что выявлению характера комбинированного действия веществ предшествует количественная оценка каждого токсического фактора отдельно, мы предварительно установили токсикологические показатели острой токсичности фреона-114Вг, цианидов и бромистого водорода.

В наших исследованиях токсичность фреона-114В2 оценивали после 2-часового ингаляционного воздействия, а водного раствора цианистого натрия — после внутрибрюшин-ного введения. Опыты проводили на белых мышах-самцах весом 18—20 г, по 10 особей в каждой группе. Результаты представлены в таблице.*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.