заложены в существе самого процесса акселерации. Изменение темпов роста и развития, его ускорение приводят к тому, что в среднем и старшем школьном возрасте возникают наиболее выраженные отличия в степени развития современного школьника по сравнению со школьниками 30— 40-х годов.
С целью определения окончания сроков оссификации мы провели рентгенографию костей кисти и дистального отдела предплечья у студентов в возрасте 17—20 лет.
В табл. 1 и 2 представлены данные, отражающие новый возрастной уровень окостенения в диапазоне от 7 до 20 лет.
При установлении возрастного уровня оссификации мы руководствовались тем, что характерным признаком, определяющим «костный возраст», считается появление костного образования более чем в 50% случаев возрастно-половой группы. В табл. 1 и 2 приводятся также данные, позволяющие судить о вариабельности определяющего признака в возрастных группах.
Таким образом, изучение процессов оссификации позволяет глубже исследовать процессы роста и развития и констатировать наличие акселерации в физическом развитии детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА. Рохлин Д. Г. В кн.: Рентгеноостеология и рентгено-антропология. Л.—М., 1936, ч. 1, с. 1. — Штефко В. Г. Возрастная остеология. М., 1947 — Greulich N., Pyle S., [Radiographic Atlas of Skeletal Development of the Hand and Wrist. Stanford, 1959. — К о с h E. W., Dtsch. Med. Wschr., 1935, Bd 61, S. 143.
Поступила 14/1V 1972 r.
ACCELERATION OF THE OSSIFICATION PROCESS IN THE AGE FROM 7 TO 20 YEARS
A. Z. Belousov, V. N. Kardashenko, L. P. Kondakova-Varlamova, M. V. Prokhorova,
E. P. Stromskaya
New ossification periods were found to exist in the age from 7 to 20 years and an acceleration of bone tissue differentiation was detected in the period of growth and development of Moscow schoolchildren and students as compared with the research data of 1947. Besides, the sexual dimorphism of the ossification processes was quite pronounced at the age of 7 years and was considerably intensified in the puberty period. A correlation between the bone tissues differentiation processes, development of secondary sexual signs and the level of the physical development makes it possible to consider the ossification acceleration as one of the indices of the acceleration of growth and development.
УДК 572.51-053.8-058
Канд. мед. наук Л. Б. Мезенина, И. И. Овчинников
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СВЕРДЛОВСКА
Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
В 1971 г. мы обследовали юношей 16 лет — школьников и учащихся ПТУ. Каждая группа состояла из 100 человек. Исследования проведены по методике Международной биологической программы (МБП) по 47 признакам, причем 21 из них входил в основной перечень МБП: рост стоя, рост сидя, межмыщелковый диаметр бедра, окружность голени, ширина запястья, окружность плеча в спокойном состоянии, длина руки, ширина плеч, поперечный диаметр груди, передне-задний диаметр груди, высота подвздошной ости, поперечный диаметр таза, длина головы, межскуловый диаметр, высота лица, высота носа, ширина носа, толщина кожной складки над трехглавой мышцей плеча, толщина кожной складки в подлопаточной области и вес; 16 дополнительных измерений по программе МБП: высота надгрудинной точки, высота большеберцовой точки, длина плеча и пред-
Таблица I
Показатели физического развития юношей 16 лет
Признак Школьники Учащиеся ПТУ Р
м т М т
Рост СТОЯ .................... 172,3 0,67 167,0 0,68 0,01
» сидя ..................... 89,5 0,56 86,5 0,39 0,01
Высота надгрудкнной точки............ 139,8 1,16 136,8 0,58 0,05
Высота подвздошной ости............. 105,0 0,54 102,3 0,60 0,02
Поперечный диаметр груди............ 26,7 0,17 26,0 0,16 0,02
Передне-задний диаметр груди.......... 18,6 0,21 17,7 0,18 0,02
Окружность грудной клетки при спокойном дыхании 83,6 0,53 79,5 0,51 0,01
Окружность грудной клетки на вдохе....... 89,4 0,54 &5,4 0,50 0,01
Окружность грудной клетки на выдохе...... 82,3 0,51 77,8 0,49 0,01
Экскурсия грудной клетки ............ 7,2 0,18 7,6 0,16 0,02
Поперечный диаметр таза............. 27,6 0,17 27,7 0.20 0,8
Ширина плеч................... 33,6 0,20 32,5 0,21 0,01
Длина руки ................... 76,3 0,36 75,5 0,45 0,2
Длина плеча................... 32,0 0,20 32,5 0,24 0,1
» предплечья ................. 25,4 0,19 24,6 0,14 0,01
Окружность плеча в спокойном состоянии..... 24,9 0,22 23,5 0,23 0,01
Окружность плеча в напряженном состоянии . . . 27,3 0,22 26,2 0,25 0,02
Ширина запястья................. 5,0 0,03 4,9 0,03 0,3
» кисти .................. 9,2 0,05 9,2 0,05 0,6
Длина голени................... 35,3 0,28 34,8 0,30 0,3
Высота большеберцовой точки........... 44,3 0,30 43,6 0,31 0,2
Длина стопы................... 26,0 0,12 25,7 0,14 0,05
Ширина лодыжек................. 7,0 0,03 7,0 0,04 0,5
Толщина кожной складки над трехглавой мышцей
плеча...................... 0,7 0,04 0,7 0,04 0,5
Толщина кожной складки в подлопаточной области 0,6 0,03 0,6 0,04 0,8
Толщина кожной складки в поясничной области . . 1,0 0.04 1.2 0,13 0,2
61,0 1 ,00 55,4 0,83 0,05
Спирометрия ................... 4285,9 73,04 3826,8 62,92 0,01
Сила правой кисти ................ 41,1 0,84 36,5 0,80 0,02
Динамометрия по Розенблату:
115,4 2,82 103,0 3,63 0,02
выносливость................. 48,7 4,41 41,4 2,85 0,2
Примечание. Вес — в кг, спирометрия —в мл, сила правой кисти —в кг, динамометрия по Розенблату: сила —в мм рт. ст.. выносливость —в сек., остальные признаки—в см.
плечья, межмыщелновый диаметр плеча, ширина кисти, ширина лодыжек, длина стопы, длина голени, окружность груди, окружность плеча в напряженном состоянии, толщина кожной складки в поясничной области, межчелюстной диаметр, ширина рта, толщина губ, высота головы. Помимо признаков, входящих в систему Тэннера (МБП), нами введено еще 7 показателей: ширина головы, окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, экскурсия грудной клетки, спирометрия, сила правой кисти и динамометрия по В. В. Розенблату; кроме того, изучена степень развития вторичных половых признаков.
Ставились задачи оценить изменения в уровне физического развития школьников — юношей Свердловска с 1966по 1971 г., сравнить физическое развитие юношей-школьников и учащихся ПТУ, обследованных в 1971 г., изучить их социально-бытовые условия.
Полученные средние антропометрические величины представлены в табл. 1. Сопоставляя некоторые показатели уровня физического развития школьников 16 лет, обследованных в 1971 г., с их сверстниками, осмотренными в 1966 г., мы отметили, что рост юношей стоя стал больше на 4 см (172,3 и 168,3 см), рост сидя увеличился на 2,6 см (89,5 и 86,9 см), вес на 1,2 кг (61 и 59,8 кг), окружность грудной клетки в паузе несколько уменьшилась (83,6 и 85 см), окружность правого плеча в напряженном состоянии увеличилась на 0,7 см (27,3 и 26,6 см). Существенных различий в показателях полового развития сравниваемых контингентов не отмечено.
Полученные результаты свидетельствуют о продолжающемся ускорении возрастной динамики показателей физического развития, зарегистрированной и в 1966 г.
Ряд исследователей (Т. К. Буткина и соавт.; Л. Б. Мезенина), изучавших физическое развитие отдельных контингентов подростков Свердловска (школьников, учащихся ПТУ, рабочих-подростков) с 1945 по 1966 г., отмечали значительное различие в показателях их физического развития. Нам было интересно проследить, сохраняется ли такая тенденция в настоящее время по средним данным роста, веса и окружности груди (табл. 2).
Сопоставляя эти же показатели у юношей 16 лет — учащихся ПТУ и школьников — в 1971 г., мы нашли, что рост стоя, вес и окружность грудной клетки в паузе несколько ниже у учащихся ПТУ (соответственно 166 и 172,3 см; 55,4 и 61 кг; 79,5 и 83,6 см).
Таким образом, несмотря на продолжающееся увеличение показателей физического развития подростков Свердловска, мы все же отмечаем некоторую разницу в уровне физического развития отдельных контингентов подростков.
Наблюдая эту разницу на 3 тотальных размерах тела, интересно было проследить, сохраняется ли такая закономерность в отношении ряда других антропометрических показателей.
Исследования показали, что по 32 из 44 антропометрических признаков школьники имеют более высокие показатели по сравнению с учащимися ПТУ, из них по 24 признакам обнаруживается статистически значимое превышение. По 8 признакам установлены одинаковые величины, а в 4 случаях школьники имели меньшие показатели. Например, окружность грудной клетки на вдохе у школьников была больше на 4,1 см, при спокойном дыхании — на 4,1 см, на выдохе — на 4 см, ЖЕЛ — на 459,1 мл, сила правой кисти — на 4,6 кг и т. д.
При анализе признаков, по которым школьники имеют наибольшую величину превышения, обнаружено, что оно касается в основном длиннот-ных размеров тела.
Рост сидя у школьников больше на 3 см, высота надгрудинной точки — на 3 см, высота подвздошной ости — на 2,7 см, длина предплечья — на 0,8 см и длина стопы — на 0,3 см.
Приведенные материалы еще раз убеждают нас в том, что существует некоторая разница в уровне физического развития отдельных групп подростков Свердловска. У группы юношей 16 лет — школьников и учащихся ПТУ — мы изучили социально-бытовые условия жизни (степень благоустройства жилья, размер жилой площади, приходящийся на 1 члена семьн, доход семьи — суммарный и на 1 человека, продолжительность сна, частота приема пищи, время, проводимое на воздухе, занятия утренней гимнастикой и спортом, вредные привычки и т. д.). При анализе анкетных данных выявлено, что подавляющее большинство (около 95%) обследованных было уроженцами Свердловска, а остальные —Свердловской области. Месячный доход свыше 150 руб. зарегистрирован в 88% семей школьников и в 76,4% семей'учащихся ПТУ. Отмечена продолжительность сна от 6 до 8 часов в сутки у 81 % школьников и у 88,5% учащихся ПТУ, пребывание на воздухе свыше 3 часов в день — соответственно у 15 и 77%, занятия
Таблица 2
Средние величины роста, веса и окружности груди у юношей 16 лет (по годам)
Рост стоя Вес (в кг) Окружность
(В ел) груди (в ем)
Год к и, i н R и X , ас о ь к и V н
« X X X S8
о а с ч « О X Зр, ° £ ■о g fe с О. « 3 я о X
>SZ ас х >.Е с. с >е О. В X
1945 148,0 150,1 42,0 42,8 73,0 75,7
1950 153,4 156,2 45,0 48,0 77,0 81,2
1955 160,0 162,7 51,9 54,6 82,3 83,0
1963 164,7 167,7 56,3 58,2 82,9 82,9
утренней гимнастикой — у 65 и 70,8%, занятия спортом в секциях —у 65 и 28,2%. Большинство школьников и учащихся ПТУ питаются 3 раза в день.
Курят 16% школьников и 31% учащихся ПТУ (до 10 сигарет в день употребляют соответственно 14 и 28,3%, свыше 10 сигарет 2 и 2,6%).
Выводы
1. Акселерация физического развития подростков, наблюдаемая в последнее десятилетие, интенсивно продолжается.
2. В группе школьников акселерация выражена более значительно, что может быть в известной мере связано с различиями социально-бытовых условий.
3. Процесс акселерации сказывается главным образом на длиннотных размерах тела.
ЛИТЕРАТУРА. МезенинаЛ. Б. К изучению закономерностей физического развития подростков в норме и при некоторых формах патологии. Свердловск, 1967.
Поступила 12/VI 1972 г.
INDICES OF PHYSICAL AND SEXUAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS IN
SVERDLOVSK
L. B. Mezenina, I. /. Ovchinnikov
Study of physical development of school undergraduates and workers-adolescents in Sverdlovsk showed the growth acceleration noted ajnoung them for the last ten years. It continues to increase and it reveals itself mainly in the length indices of the body.
УДК 612.015.31:54С.791-89.ó
И. А. Запольская, А. В. Федорова, Т. М. Воеводина
ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ В ОРГАНИЗМЕ ДЛЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ С ЖИВОТНЫХ НА ЧЕЛОВЕКА
Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства
здравоохранения РСФСР
Для изучения биологического действия инкорпорированных радионуклидов важное значение имеют данные о закономерностях их распределения и выведения из организма. Получен большой экспериментальный материал на животных. Сведения подобного рода, касающиеся человека, встречаются редко, и получение их не всегда возможно. Так, многие радионуклиды, обладающие а-Р-излучением, не могут регистрироваться в организме человека. Характер их распределения и скорость выведения из органа выявляются лишь в эксперименте на животных. В связи с этим большой интерес представляет возможность экстраполяции экспериментальных данных с животных на человека. Одно из направлений решения этой задачи излагается в настоящем сообщении.
Обмен радиоактивных изотопов, так же как и их стабильных аналогов, в организме человека и животных тесно связан с обменом веществ. Особая роль в обмене минеральных элементов принадлежит белкам ввиду их высокой комплексообразующей способности. Всасывание, распределение и скорость обмена минеральных элементов в значительной степени взаимосвязаны с синтезом, распределением и интенсивностью катаболизма белков. Поэтому, очевидно, изучение химического состояния радионуклидов в органах и тканях животных, способности их образовывать комплексы с белками как наиболее вероятными компонентами, влияющими на скорость обмена изотопов, а также изучение скорости обмена различных белков у животных и человека позволят проводить экстраполяцию экспериментальных данных с животных на человека.