личилось (до 83,2%), однако к концу 2-го года оно снизилось до исходного уровня. При поступлении у 16,1% подростков ухудшение показателей отмечалось за счет снижения веса, у 2,7% — за счет превышения его. К концу 1-го года обучения снижение веса наблюдалось у 8,5%, превышение — у 3,2%, а к концу 2-го года — соответственно у 11,6 и 2,1%. Следовательно, обучение в ПТУ не сказывается положительно на физическом развитии, что можно объяснить нерационально построенным режимом обучения (режим питания, учебы, отдыха, отсутствие профессионально-прикладного физического воспитания и др.). Необходимо отметить, что если число подростков с ухудшенным физическим развитием варьировало в незначительных пределах, то число подростков с плохим физическим развитием за счет превышения веса за 2 года учебы возросло в 4 раза. К этому надо добавить, что мы не отметили улучшения со стороны величины экскурсии грудной клетки к концу 2-го года обучения: она не только не возросла, но даже снизилась. Рост числа подростков с плохим физическим развитием и отсутствие увеличения экскурсии грудной клетки указывает на наличие гиподинамии. Последняя наблюдается в результате повышенных дневной и недельной нагрузок, недостаточного количества уроков физического воспитания, т. е. является следствием малой двигательной активности. Об этом говорят и данные опроса учащихся, который был проведен нами. Он показал, что только половина (54,4%) подростков занимается зарядкой регулярно, у 1/ь (20,8%) имеется спортивный разряд, Vs не занимается ни в каких спортивных секциях.
Согласно схеме, предложенной Институтом гигиены детей и подростков, юноши с ухудшенным физическим развитием относятся ко 2-й группе здоровья. Характеристика данной группы, т. е. анализ функциональных изменений и морфологических отклонений показал, что во все периоды исследований первое место занимают отклонения физического развития от нормы, иными словами — ухудшенное физическое развитие с дефицитом веса или его избытком. Надо отметить, что хотя и происходит снижение частоты данных отклонений (при поступлении 65% всех отклонений, к концу 1-го года обучения 57,1%, к концу 2-го года 43%), но все же она еще остается довольно высокой (почти половина всех отклонений). Следовательно, эти подростки должны находиться под постоянным наблюдением во избежание перехода ухудшенного физического развития в плохое, при котором подростки относятся к 3-й группе здоровья и нуждаются в лечении. Поскольку процент учащихся с плохим физическим развитием в процессе обучения не уменьшается, а возрастает, это указывает на наличие ряда отрицательных моментов в постановке обучения в среднем горном ПТУ.
Для улучшения состояния здоровья учащихся нами предложены оздоровительные мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА. Благовещенская И. Н. — «Гиг. и сан.», 1975, № 10, с. 35—37. — Благовещенская И. Н., Харковенко Н. М. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1974, с. 24—25. — Мезенина Л. Б., Овчинников И. Н. — «Гиг. и сан.», 1973, Щ 5, с. 42—45. — Нестеров В. А., Пере-веденцева С. А. — «Сов. здравоохр.», 1970, № 1, с. 34—39. — Н у с б а у м Д. X., Ананьева H.A. — «Гнг. и сан.», 1973, № 8, с. 39—43.
Поступила 2/11 1977 г.
УДК S71.73-065.2
Ы. М. Рейнтам
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ,НАГРУЗОК
У школьниц
Тартуский университет
В нашей работе представлены данные о состоянии девочек при различной физической нагрузке. В зависимости от степени этой нагрузки 104 школьницы 5, 7 и 8-го классов были разделены на группы: 1-я занималась 2 ч в неделю физкультурой в школе, 2-я — 2 ч в школе и дополнительно в спортивной школе 2—3 раза в неделю, 3-я — 6 ч в школе (ежедневно 1 ч), 4-я группа — 6 ч в школе и дополнительно в спсртивнсй школе 2—3 раза в неделю. В начале и конце полугодия до и после уроков изучали порог электрической возбудимости глаза и критическую частоту исчезнования феномена фссфена по методике E.H. Семеновской. Первый показатель определяет возбудимость зрительного анализатора (ВЗА), а второй — лабильность (функциональная подвижность) зрительного анализатора (ЛЗА), учитываемую по критической частоте исчезновения феномена фосфена. Применительно к целостному организму указанные параметры используют для характеристики функционального состояния центральной нервной системы (А. И. Богословский и Е. М. Иванова; Н. Г. Медведева; И. В. Титова, и др.). Таким образом, ВЗА показывает возбудимость, а ЛЗА — лабильность центральной нервной системы. С применением корреляционного метода провели статистический анализ указанных параметров по следующим показателям: число часов физического воспитания и спорта за неделю, стаж в спортивной школе, успе-
/ 2 3 в
/ г з г
Рис. I. Порог электрической чувствительности глаза (ВЗА) у школьниц 5-х (/), 7-х (2) и 8-х (3) классов при различной физической нагрузке: 2 ч (а), 2 ч+спорт (б), 6 ч (в), 6 ч+спорт (г).
пс 42 40 38 36 34 32 30 28
123 а
123 б
I 23 в
'23 г
Рис. 2. Функциональная подвижность (лабильность) зрительного анализатора у школьниц. Обозначения те же. что на рнс. 1.
ваемость по основным предметам в общеобразовательной школе, возраст, рост, вес, частота пульса, жизненная емкость легких, электрическая возбудимость и хронаксия мышц. Изучали также корреляцию функционального состояния центральной нервной системы с физической подготовленностью. Определяли данные физической способности: прыжки, становую динамометрию (сила разгибателей спины), поднятие ног вперед в положении вис (сила мышц брюшного пресса) и приседание в группировке в единицу времени (быстрота).
Анализ полученных результатов показывал, что среди школьниц 12—16 лет возбудимость выше в 4-й группе, т. е. у занимающихся физкультурой 6 ч в общеобразовательной и одновременно в спортивной школе. У них показатели возбудимости и центральной нервной системы (учитываемые по ВЗА) более стабильны, чем у обследованных других групп, имевших меньшую физическую нагрузку (рис. 1).
Функциональная подвижность (лабильность) зрительного анализатора оказалась выше у девочек, занимавшихся ежедневно 1 ч физкультурой в общеобразовательной школе (3-я группа). Это было значительнее выражено у учениц 8-х классов, которые ежедневно занимались физической подготовкой уже в течение 2 лет (рис. 2). Дополнительная нагрузка в спортивных школах (4-я группа) сопровождалась понижением ЛЗА. На благоприятное действие ежедневных одиочасовых занятий физической подготовкой указывала и меньшая вариабельность этого показателя. Так, в 3-й группе коэффициент вариации был 15, в то время как в группе дополнительно занимающихся спортом он равнялся 21.
У пятиклассниц ЛЗА до уроков положительно коррелировала с успеваемостью по основным предметам, а после уроков у отличниц показатели ЛЗА оказались ниже, чем у школьниц остальных групп. У школьниц 5-х классов ЛЗА находилась в отрицательной корреляции с ростом и мышечной силой: при большом росте отмечена более низкая ЛЗА, а при ее высоких показателях сила мышц оказалась слабее. Так, при высокой лабильности центральной нервной системы высота прыжка с места, а также число поднятий ног вперед в положении вис оказались меньше.
У школьниц 5-х классов ВЗА положительно коррелировала с возбудимостью мышц, но отрицательно — с их хронаксией.
В 7-х классах рост коррелировал с возбудимостью эффективного анализатора: при большей ВЗА рост был выше. В такой же связи с ВЗА находилась и частота пульса. Последнее показывает, что увеличение возбудимости центральной нервной системы сопровождается повышением возбудимости вегетативной нервной системы. У этих же школьниц при высоких показателях ВЗА сила мышц, разгибающих туловище и число приседаний в единицу времени оказались больше, т. е. были лучше развиты скоростные качества. У семиклассниц высокая ВЗА сопровождалась н повышением жизненной емкости легких. Физиологически это может быть связано с интенсивным газообменом, в частности использованием кислорода. Возбудимость и лабильность зрительного анализатора достоверно не связывались с успеваемостью по основным предметам. Но успеваемость была в достоверной отрицательной корреляции с ростом, силой спинных мышц, окружностью грудной клетки и жизненной емкостью легких; отмечалась достоверная положительная корреляция успеваемости и скорости приседания в группировке. Таким образом, в 7-х классах лучше учились девочки меньшего роста и физически менее развитые, но имеющие хорошую подвижность нервных процессов.
Степень физической нагрузки и стаж занятий в спортивной школе достоверно не связывались с успеваемостью по основным предметам (Р>0,05). Следовательно, развитие физических качеств не мешает успеваемости в общеобразовательной школе по основным предметам.
Увеличение физической нагрузки все же сопровождается повышением возбудимости центральной нервной системы. Так, высокая ВЗА установлена у девочек, имевших самую большую физическую нагрузку (ежедневно 1 ч физкультуры в общеобразовательной и дополнительные занятия в спортивной школе). У них же в результате возрастания физической нагрузки зарегистрировано повышение жизненной емкости легких и дыхательных экскурсий. Высокая возбудимость сопровождалась увеличением роста, снижением функцио-
иалыюй подвижности центральной нервной системы. Поскольку обследованный контингент по возрасту соответствует периоду интенсивного роста, следует обратить особое внимание на сохранение высоких показателей ЛЗА, а отсюда — и на сохранение высокой успеваемости.
Исследование девочек с различным объемом физической нагрузки (4 варианта) показало, что самая высокая лабильность центральной нервной системы (в этом возрасте) имелась при ежедневных занятиях физкультурой в школе. Такая физическая нагрузка обеспечивала и развитие физических качеств. В связи с этим мы считаем, что ежедневный урок физкультуры в общеобразовательной школе является для девочек в возрасте от 12 до 16 лет оптимальным, и такая нагрузка соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.
Выводы
1. Хорошая успеваемость по основным предметам в школе сопровождается высокой функциональной подвижностью це нтральной нервной системы.
2. Повышенная физическая нагрузка (ежедневный урок физкультуры в общеобразовательной школе и дополнительные занятия в спортивной школе) в течение учебного года повышает возбудимость и уменьшает лабильность центральной нервной системы у девочек 12—16 лет.
3. При ежедневных занятиях физкультурой в течение 1 ч у девочек возрастает функциональная подвижность нервной системы. Такой объем физической нагрузки является оптимальным для обеспечения хорошей успеваемости по основным предметам.
ЛИТЕРАТУРА. Богословский А. И., Иванова Е. М. — «Пробл. физиол. оптики», 1941, т. I.e. 129—136. — Медведева Н. Г. — В кн.: Материалы к итоговой научной сессии Центрального науч.-исслед. ин-та физической культуры М 1962, с. 66—68. —Се меновская Е. Н. Электрофизиологические исследования в офтальмологии. М., 1963. — Титова И. В. Комплексное исследование зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов у спортсменов высшей квалификации. Ав-тореф. дис. канд., М., 1971.
Поступила 28/1 1977 г.
Рецензии
УДК 614.3/3.07(049.3)
Г. П. Зарубин. Санэпидстанция на современном этапе. М., «Медицина», 1975.
В осуществлении задач по улучшению санитарно-эпидемиологического обслуживания населения СССР важная роль принадлежит санитарно-эпидемиологическим учреждениям. На опыте работы конкретной санэпидстанции рассматриваются формы и методы санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, раскрывается содержание работы отделов и отделений. Появление книги Г. П. Зарубина — важное событие в деятельности специалистов санитарно-эпидемиологической службы, ибо специальной литературы о деятельности конкретных санэпидстанций недостаточно. Работая продолжительное время в санэпидстанции, автор обобщил и проанализировал деятельность ряда отделов и отделений, отразив при этом не только ее сущность и результаты, но и некоторые стороны организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения.
В первой главе рассматривается организационно-методическая работа санитарно-эпидемиологического учреждения, которая является неотъемлемой частью многосторонней деятельности санэпидстанции. Организационный отдел наибольшее внимание уделяет разработке годового плана, в котором находят отражение главные направления деятельности отделов, отделений и лабораторий санэпидстанций. Основой для планирования необходимых оздоровительных мероприятий на каждом объекте является изучение его санитарного состояния, эпидемиологической обстановки и заболеваемости населения. В отдельных случаях мероприятия планируются применительно к участкам, наиболее важным в санитарно-гигиеническом и эпидемиологическом отношении. Вся деятельность санэпидстанции подчинена годовому плану; более конкретно мероприятия отражены в квартальных планах. Однако необходимость их выполнения продиктована конкретными обстоятельствами и задачами. В функции организационного отдела входят учет и контроль за выполнением специалистами санитарно-эпидемиологического учреждения научно-практической работы. В ведении отдела находится работа по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала. Важный раздел деятельности организационного отдела — научная организация труда сотрудников санэпидстанции. Кроме того, он занимается выпуском различных методических
4 Гигиена и санитария JA 12
97