Научная статья на тему 'Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям'

Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / HARD-OF-HEARING SCHOOLCHILDREN / EASY AND DIFFICULT VISUAL AND MOTOR REACTIONS / LEVEL OF WORKING CAPACITY / TAPPING-TEST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сютина Валентина Игоревна, Калинчева Яна Валентиновна

Обучение двигательным действиям является одной из важнейших задач адаптивной физической культуры. Слабослышащие дети значительно отличаются от своих сверстников по уровню двигательной подготовленности. В процессе обучения и совершенствования движениям необходимо опираться не только на традиционные критерии принципа индивидуализации, но и учитывать особенности проявления работоспособности нервной системы, зрительно-моторных реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сютина Валентина Игоревна, Калинчева Яна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CONDITION OF NERVIMUSCULAR SYSTEM OF HARD-OF-HEARING CHILDREN AS CRITERIA OF INDIVIDUALIZATION OF PROCESS OF MOVEMENT EDUCATION

Education of movement actions is one of important tasks of adaptive physical culture. Hard-of-hearing children considerably differ from peers on level of movement preparedness. In the process of teaching and perfection of movements it is needed to base on both traditional criteria of individualization principle, but also on features of working capacity of nervous system, visual and motor reactions.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям»

УДК 153.2

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ КАК КРИТЕРИЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ

© Валентина Игоревна СЮТИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, зам. директора института физической культуры и спорта по научной работе, e-mail: vsyutina@yandex.ru © Яна Валентиновна КАЛИНЧЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры,

e-mail: sdyusshor-6@yandex.ru

Обучение двигательным действиям является одной из важнейших задач адаптивной физической культуры. Слабослышащие дети значительно отличаются от своих сверстников по уровню двигательной подготовленности. В процессе обучения и совершенствования движениям необходимо опираться не только на традиционные критерии принципа индивидуализации, но и учитывать особенности проявления работоспособности нервной системы, зрительно-моторных реакций.

Ключевые слова: слабослышащие школьники; простые и сложные зрительно-моторные реакции; уровень работоспособности; теппинг-тест.

Важнейшей задачей адаптивной физической культуры является оптимальное управление процессом формирования и совершенствования двигательных действий. Посредством деятельности, тех или иных двигательных действий человек активно познает окружающий его мир, который, в свою очередь, воздействует на человека, совершенствуя его природу [1].

Адаптация организма ребенка с нарушением слуха к условиям окружающей среды обеспечивается за счет активного участия центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем (зрительной, вестибулярной и др.), которые играют большую роль при обучении выполнению движений. При этом важно не только восприятие отдельных раз-

дражений, действующих на разные сенсорные системы, но и их координационное взаимодействие. Двигательная кора является интегративным центром, в котором сигналы от мышечных рецепторов, дополняемые информацией от чувствительных аппаратов множества других типов, принимают участие в формировании системы действий, обеспечивающих двигательные акты [2, 3].

Наибольшее значение при выполнении движений имеет двигательная сенсорная система, которая обеспечивает восприятие пространства и изменений, происходящих в окружающей среде, имеет наибольшее значение при точных движениях и при движениях, требующих быстрых изменений направления и скорости. Значительные требования в про-

цессе спортивной деятельности предъявляются к слуховой сенсорной системе. Импульсы от ее рецепторов способствуют лучшей ориентации, поддержанию необходимого ритма и согласованности движений, принимают участие в восприятии скорости полета (например, фаза полета в беге). Вестибулярная сенсорная система обеспечивает сохранение равновесия тела, поддерживает его положение в пространстве, улучшает координацию движений. Особенно ее роль важна при выполнении безопорных движений и движений на уменьшенной опоре. К тактильной сенсорной системе предъявляются большие требования при выполнении сложных по координации движений. Ее рецепторы, взаимодействуя согласованно с проприо-рецепторами двигательного аппарата, обеспечивают информацию об амплитуде движений [2, 4].

Разработка экспериментальной коррекционно-развивающей методики занятий оздоровительной аэробикой предполагала наличие обоснованной комплексной характеристики объекта педагогической деятельности - слабослышащих учащихся специальной (коррекционной) школы. Важным критерием является функциональное состояние ЦНС детей с нарушениями слуха, поскольку они значительно отличаются от своих сверстников [5].

Рассмотрение функционального состояния ЦНС слабослышащих школьников 12-15 лет на основе показателей сенсомоторных реакций интересовало нас в связи с необходимостью реализации ведущих принципов и закономерностей обучения двигательным действиям, планирования этапов обучения и их содержания, нагрузки в занятиях с коррекционно-развивающей направленностью. Понимание физиологических основ сенсомо-торных проявлений позволило выяснить, какие именно особенности ЦНС лежат в основе имеющихся нарушений организации двигательных актов и почему учащиеся специальных (коррекционных) школ не способны выдерживать значительные и длительные физические напряжения, где требуются высокие способности нервной системы.

В исследовании приняли участие слабослышащие мальчики и девочки в возрасте 12-15 лет, обучающиеся в Тамбовском государственном образовательном учреждении

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат II вида» (г. Расска-зово), их здоровые сверстники из общеобразовательных школ г. Тамбова. Общее число участников эксперимента составило 108 человек (в группе 12-13 лет - 52 школьника, в группе 14-15 лет - 58).

Функциональное состояние центральной нервной системы осуществлялось на основе показателей сенсомоторных реакций, которые определялись с помощью компьютерной программы «Ягуар», разработанной НИИ Нейрокибернетики (г. Ростов-на-Дону). В исследовании регистрировались показатели следующих сенсомоторных реакций: время простых зрительно-моторных реакций (ПЗМР), время и количество ошибок (КО) сложных зрительно-моторных реакций (СЗМР), точность воспроизведения интервалов времени (ТВВ).

Известно, что быстрота реакции является одним из видов проявления физического качества быстроты. И время, затрачиваемое на достижение определенного результата, зависит от скорости латентного периода протекания реакции (возбудимости и лабильности деятельности центральной нервной системы).

В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние ЦНС у слабослышащих детей 12-15 лет по ряду показателей имеет определенное отличие от практически здоровых сверстников (табл. 1, 2). В процессе регистрации ПЗМР и СЗМР у слабослышащих школьников выявлены достоверно более низкие результаты (Р<0,05 - 0,01) по сравнению с практически здоровыми учащимися.

Наибольший разброс результатов выявлен в группе мальчиков 14-15 лет при оценке ПЗМР. Лучший (245 мс) и худший (1185 мс) результаты показаны в группе слабослышащих, их разница составляет 940 мс. В группе здоровых результаты распределились более плотно (от 317 до 412 мс) и их разница составила 95 мс. Более широкий диапазон результатов, и, соответственно, более высокое среднее значение обнаружено в группе слабослышащих у мальчиков 12-13 лет при регистрации СЗМР (483 мс) по сравнению с практически здоровыми (127 мс). Подобная тенденция проявилась и в группах девочек 12-13 лет по показателям ПЗМР (295 мс -слабослышащие, 75 мс - здоровые), СЗМР

(448 мс - слабослышащие, 122 мс - здоровые), а также в группе 14-15-летних школьниц (442 и 96 мс, соответственно).

Несмотря на то, что время СЗМР у мальчиков общеобразовательных школ достоверно лучше, по количеству ошибок они незначительно опережают слабослышащих и в группе 12-13-летних (0,625±0,285; 0,857±0,339), и в группе 14-15-летних (0,875±0,164; 1,382±0,244) учащихся. У девочек в обеих группах достоверно более высокие результаты у здоровых школьниц (Р < 0,01).

Анализируя время простых и сложных зрительно-моторных реакций в гендерном аспекте, следует отметить, что относительно здоровые мальчики 14-15 лет имеют лучшие результаты, чем девочки (344,71±8,17 и 374,43±10,19; 484,63±13,19 и 495,14±7,92, соответственно). В группе 12-13-летних учащихся в СЗМР девочки превосходили мальчиков (481,86±10,56 и 488,50±10,61). В группе 12-13-летних учащихся время ПЗМР было лучше у мальчиков. В группе 1415-летних время СЗМР лучше у девочек.

В процессе регистрации точности восприятия времени достоверно более низкие значения были выявлены у слабослышащих девочек в обеих группах в сравнении со здоровыми сверстницами (Р < 0,05). В обеих группах мальчиков результаты слабослышащих были ниже, но достоверных различий не обнаружено.

Простая зрительно-моторная реакция является одним из критериев проявления быстроты процессов возбудимости и лабильности деятельности ЦНС. Чем совершеннее функционирование нервной системы, тем меньше времени затрачивается на достижение необходимого результата [6]. Ученики специальной коррекционной школы выполнили все виды произвольных двигательных реакций с меньшей скоростью и при этом допустили большее число ошибок, чем учащиеся общеобразовательной школы. Можно отметить, что различия увеличиваются по мере возрастания степени сложности реакций (т. е. усложнения процессов дифференцировки).

Показатели сенсомоторных реакций слабослышащих школьников и учащихся общеобразовательных школ 12-13 лет (M±m)

Таблица 1

Показатели Пол Слабослышащие n = 26 (13/13) Практически здоровые n = 26 (13/13) Р

Точность восприятия времени, % м 57,32±3,89 59,00±3,46 >0,05

д 46,34±3,98 60,86±2,86 < 0,05

Время ПЗМР, мс м 418,43±9,69 351,75±11,16 < 0,01

д 423,50±25,53 367,00±27,78 < 0,05

Время СЗМР, мс м 544,30±40,35 488,50±10,61 < 0,05

д 567,30±38,77 481,86±10,56 < 0,05

Ошибки СЗМР м 0,857±0,359 0,625±0,285 > 0,05

д 1,50±0,26 1,00±0,26 < 0,01

Таблица 2

Показатели сенсомоторных реакций слабослышащих школьников и учащихся общеобразовательных школ 14-15 лет (M±m)

Показатели Пол Слабослышащие n = 28 (14/14) Практически здоровые n = 28 (14/14) Р

Точность восприятия времени, % м 52,88±6,09 54,14±5,59 >0,05

д 47,93±0,83 61,71±4,48 < 0,05

Время ПЗМР, мс м 513,65±7,33 344,71±8,17 < 0,01

д 412,75±15,72 374,43±10,19 < 0,05

Время СЗМР, мс м 569,23±14,67 484,63±13,19 < 0,01

д 600,25±36,11 495,14±7,92 < 0,05

Ошибки СЗМР м 1,382±0,244 0,875±0,164 > 0,05

д 1,750±0,244 0,857±0,082 <0,01

Известно, что продолжительность латентного периода простых сенсомоторных реакций связана с последовательным проведением импульсации по различным отделам соответствующего анализатора, сенсомотор-ной области коры головного мозга, нисходящим эфферентным путям, и зависит не только от чувствительности соответствующего анализатора и скоростных свойств нервных волокон, но и от уровня общей активации коры головного мозга. Время реакции и количество ошибок при реализации сложных сенсомоторных реакций отражает не просто уровень активации структур мозга, но и процессы дифференцировки сенсорных сигналов, требующих достаточно устойчивого внимания, что преимущественно связано с функционированием лобных ассоциативных зон коры.

Интегральным показателем быстроты и лабильности деятельности нервных центров является максимальная частота движений. Для ее оценки нами использовался теппинг-тест. В рамках констатирующего эксперимента нами проведено исследование уровня подвижности нервных процессов. В табл. 3

представлено соотношение средних значений теппинг-теста здоровых и слабослышащих школьников, имеющее достоверное отличие в пользу здоровых учащихся (Р < 0,05).

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Оценить в данном аспекте нервную систему позволяет теппинг-тест. И.П. Ильин по вариантам динамики максимального количества точек на пятисекундных отрезках условно выделил пять типов проявления силы нервной системы - сильный, слабый и три сред-не-слабых.

На рис. 1-5 представлены результаты теппинг-теста испытуемых, в которых наиболее ярко отражаются типы нервной системы в соответствии с предложенной классификацией.

Сильный тип нервной системы выявлен у 7,2 % здоровых школьников, причем из всего числа испытуемых обеих возрастных групп (рис. 1).

Таблица 3

Показатели теппинг-теста слабослышащих школьников и учащихся общеобразовательных школ 12-15 лет (максимальное количество точек)

Возраст Пол Слабослышащие п = 26 (13/13) Практически здоровые п = 26 (13/13) Р

12-13 лет м 294,67±46,2 331,63±32,7 <0,05

д 307,17±44,7 339,0±22,8 <0,05

14-15 лет м 309,56±41,9 366,43±55,5 <0,05

д 312,1±46,5 358,43±38,1 <0,05

О

У

ц

п. д. к. н.

Время, с

Рис. 1. Сильный тип нервной системы здоровых школьников 12-15 лет

У 69 % слабослышащих школьников при выполнении данного теста выявлен нисходящий тип нервной системы (рис. 2), 11,5 % слабослышащих детей обеих возрастных групп имели ровный тип (рис. 4), а 19,5 % учащихся показали результаты, относящиеся

к вогнутому и промежуточному (среднеслабому) типам нервной системы.

У большинства практически здоровых школьников обеих возрастных групп (71,5 %) по результатам теппинг-теста выявлен ровный тип нервной системы.

К. Н. Т. Д. Г. Л.

Время, с

Рис. 2. Слабый тип нервной системы слабослышащих детей 12-15 лет

Р. О.

Р. А.

М. Е.

Время, с

Рис. 3. Средне-слабый (вогнутый) тип нервной системы слабослышащих детей 12-15 лет

С. Н. Г. М. З. М.

Время, с

Рис. 4. Ровный тип нервной системы слабослышащих детей 12-15 лет

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60

с

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

К. М. С. А. П. О.

10

15 20 25 30

35

40

45 50

55

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время, с

Рис. 5. Средне-слабый (промежуточный) тип нервной системы у слабослышащих детей 12-15 лет

В результате нашего исследования были выявлены некоторые особенности функционального состояния ЦНС у детей с двусторонней сенсоневральной тугоухостью. Ученики специальной (коррекционной) школы отличаются от здоровых сверстников из общеобразовательных школ. Увеличение времени реакции, ошибочное реагирование на раздражитель при оценке простых и сложных зрительно-моторных реакций, точности восприятия времени, количества допущенных ошибок свидетельствуют о сниженном уровне лабильности нервных центров, нарушении подвижности нервных процессов.

Реализация принципа индивидуализации при организации и проведении занятий оздоровительной аэробикой в силу своей специфичности (поточный способ выполнения элементов, заданный темп, расположение учащихся в зале и пр.) требует не только учета традиционно используемых критериев, но и особенностей проявления сенсомоторного реагирования.

1. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2 т. Т. 1. Введение в специ-

альность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. С.П. Евсеева. М., 2002.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2005.

3. Загузова С.А., Шутова С.В. Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 21-23.

4. Нейман Л.В. Анатомия, физиология, патология органов слуха и речи. М., 1977.

5. Медведева О.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ // Физиология и спортивная медицина. 2010. № 4. С. 36-40.

6. Белов Р.А. Исследование выносливости у мальчиков вспомогательной школы // Мышечная деятельность в норме и патологии. Горький, 1975. С. 56-57.

7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояние). М., 1980.

Поступила в редакцию 18.07.2011 г.

UDC 153.2

FUNCTIONAL CONDITION OF NERVIMUSCULAR SYSTEM OF HARD-OF-HEARING CHILDREN AS CRITERIA OF INDIVIDUALIZATION OF PROCESS OF MOVEMENT EDUCATION

Valentina Igorevna SYUTINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Physical Education and Sport Department, Vice Director of Physical Culture and Sport Institute for Scientific Work, e-mail: vsyutina@yandex.ru

Yana Valentinovna KALINCHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: sdyusshor-6@yandex.ru

Education of movement actions is one of important tasks of adaptive physical culture. Hard-of-hearing children considerably differ from peers on level of movement preparedness. In the process of teaching and perfection of movements it is needed to base on both traditional criteria of individualization principle, but also on features of working capacity of nervous system, visual and motor reactions.

Key words: hard-of-hearing schoolchildren; easy and difficult visual and motor reactions; level of working capacity; tapping-test.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.