ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИИ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 11-16 ЛЕТ
Д.З. Шибкова, М.В. Семенова, В.П. Мальцев1 ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск
В статье представлены результаты исследования показателей сенсомотор-ного реагирования учащихся 11-16 лет хореографического класса специализированной гимназии г. Челябинска. Выявлена неоднородность, ритмичность изменения нейродинамических показателей, обусловленная нейроэндокринными перестройками организма детей в пубертатном периоде. В возрастном аспекте отмечена общая тенденция совершенствования психомоторных функций, мобилизация нервной системы, совершенствование дифференцировочного торможения. Показано определенное активирующее воздействие занятий хореографией на функциональное состояние ЦНС детей подросткового возраста.
Ключевые слова: зрительно-моторные реакции, хореографический профиль, школьники.
Influence of choreography on the development of sensory motor functions in school children of 11-16 y.o.The article presents the results of the study of sensory-motor reactions in 11-16-year-old children from a choreographic class of the specialized gymnasium in Chelyabinsk. There were revealed the heterogeneous, rhythmic changes of neurodynamic indices caused by neuroendocrine changes in children in puberty. There is a general tendency of the improvement ofpsychomotor functions, mobilization of the nervous system, improvement of differential inhibition. The article shows certain activating effect of the choreography classes on the functional state of the CNS of teenagers.
Key words: sensory-motor reactions, choreographic profile, schoolchildren.
Актуальность исследований функциональных состояний организма детей объясняется потребностью сохранения их здоровья на различных этапах роста и развития [8; 12; 15; 20], повышения адаптационных возможностей к интенсивным физическим нагрузкам и спортивным тренировкам [13]. Известно, что формируются программы адаптации в центральной нервной системе.
Свойства нервной системы развиваются гетерохронно: одни свойства характеризуются коротким периодом онтогенетического развития, другие - более длительным. Так, по средне групповым данным, полученным методом возрастных срезов [11], лабильность с 8 до 14 лет постепенно повышается с некоторой задержкой в 11 лет и с незначительным спадом с 15 до 18 лет. В период второго детства увеличиваются скорость и стабильность сенсомоторных реакций, возрастает сила нервных процессов [8]. Авторы отмечают отсутствие у учащихся 11-13 лет положительной динамики изменения психо- и нейродинамических показате-
Контакты: 1 В.П. Мальцев - E-mail: <mal585@mail.ru>
лей и доминирование у подростков обоего пола процессов торможения. В 14-16 лет регистрируются уменьшение латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ЛП ПЗМР), увеличение силы и функциональной подвижности нервных процессов. У мальчиков по сравнению с девочками практически во всех возрастных группах определены прогностически лучшие значения показателей психофизиологических функций [9].
По мнению Е.П. Ильина [6], до настоящего времени отсутствуют доказательства влияния целенаправленного упражнения на какое либо из свойств нервной системы. Однако в одном из первых исследований свойств нервной системы учащихся хореографического училища, проведенном Н.Е. Высоцкой, А.М. Сухаревой [2], было показано изменение у учащихся после нескольких лет занятий хореографией подвижности нервных процессов и силы по возбуждению в сторону инертности и слабости. В другом исследовании по влиянию занятий спортом на развитие свойств нервной системы [11] было показано, что проявляется оно не однозначно: в отношении чувствительности оно не дифференцированно, а развитие реактивности и лабильности зависит от специфики формы физической активности. В более поздней работе установлено, что под влиянием специальной тренировки повышается функциональная подвижность нервных процессов [7].
Таким образом, остается актуальным вопрос о возможности модификаций свойств нервной системы в зависимости от тренировочных факторов.
Цель нашего исследования: выявить общие закономерности и особенности половозрастного развития сенсомоторных свойств у учащихся 11 -16 лет, систематически занимающихся хореографией.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В динамике 6-ти лет обучения в хореографическом классе МОУ-гимназии № 10 г. Челябинска обследовалось 22 ребенка. Исследования проведены в соответствии с требованиями биомедицинской этики, на основе письменного добровольного согласия родителей и по согласованию с руководителями общеобразовательного учреждения.
Диагностика параметров центральной нервной системы проводилась два раза в год (октябрь, апрель). Оценка пространственно-координационных сенсомотор-ных показателей осуществлялась на сертифицированном оборудовании аппаратно-программного комплекса «НС - ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново).
При изучении особенностей сенсомоторного реагирования были использованы следующие методики: «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора», «Реакция различения», «Оценка Внимания», «Помехоустойчивость».
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel, статистического пакета «Статистика 6.0». При распределении отличном от нормального рассчитывали U-критерий Манна-Уитни. Различия считались статистически достоверными при достижении уровня значимости p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Время простой и сложной зрительно-моторных реакций, а также максимальную частоту движений кистью руки за единицу времени, рассматривают как показатель «реагирующей способности», которая имеет важное значение в координации движений, так как является пусковым механизмом начала всех координирующих влияний [18].
Изменение показателей времени простой зрительно моторной реакции учащихся, занимающихся хореографией, в динамике 6 лет наблюдения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей времени простых зрительно-моторных реакций учащихся хореографического класса (М±т)
Возраст 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет
Время простой зрительно-моторной реакции выбора, мс
Общая выборка 286,7±23,3 272,3±14,6 287,3±13,2 248,1±21,2 ффф 253,2±8,7 238,2±10,1
Девочки 272,3±18,2 276,0±10,4 289,7±12,9 264,7±28,2 253,3±8,6 242,1±8,3
Мальчики 331,0±29,2 * 267,8±12,5 283,5±14,0 238,9±18,9 * 253,2±14,6 229,7±12,1
Время реакции по методике «Оценка внимания», мс
Общая выборка 263,2±7,2 292,8±18,2 265,9±15,9 246,2±7,1 245,4±6,4 261,1±8,4 ф ф
Девочки 261,4±9,1 296,±15,0 287,7±14,6 251,3±6,3 250,5±6,3 258,8±6,0
Мальчики 269,8±6,8 287,3±21,6 287,0±20,1 244,4±7,6 249,2±6,9 256,4±8,0
Время реакции по методике «Помехоустойчивость», мс
Общая выборка 334,3±13,5 330,7±21,2 330,4±19,2 264,1±6,7 фф 275,0±8,3 279,2±6,5
Девочки 326,8±15,1 300,8±11,9 309,0±14,6 276,9±9,0 ф 285,2±7,4 279,8±4,9 ф
Мальчики 352,4±29,7 341,6±26,4 321,8±19,8 249,2±6,0* 264,7±8,3 258,7±7,0 *
Примечание: * - достоверность различий между показателями учащихся разного пола (при р<0,05); *' **' *** - достоверность различий между результатами последовательных измерений (при р<0,05; 0,01; 0,001 соответственно).
У обследованных нами учащихся в возрасте 11-16 лет, занимающихся хореографией, отмечено закономерное улучшение результата тестирования ПЗМР (р<0,05). Период наиболее выраженного уменьшения времени реакции отмечается в возрасте 13-14 лет на 15 %.
Исследования возрастной динамики показателей времени реакции, проведенные О.Б. Гилевой [3] выявили стадийный характер изменений данного параметра. Данную закономерность в исследуемой нами популяции учащихся в большей степени подтверждает динамика времени простой зрительно-моторной реакции мальчиков. Период «плато» в динамике времени простой зрительно-моторной реакции у мальчиков приходится на возраст 12-13, критические периоды на возраст 11, 13 и 15 лет. Кривая возрастной динамики времени ПЗМР у девочек имеет одну «критическую точку» в возрасте 13 лет с последующим снижением времени реакции. Нами выявлены достоверные различия времени ПЗМР мальчиков и девочек в возрасте 11 лет, время реакции мальчиков достоверно больше, чем у девочек на 22,72 %, и 14 лет, когда время реакции девочек, было значимо больше, чем у мальчиков на 13,17 %.
Сравнение динамики времени ПЗМР учащихся 11-16 лет хореографического профиля обучения с референтными значениями латентных периодов, полученными А.В. Зайцевым [5] выявило, что в возрасте 11-12 лет показатели обследованных нами учащихся, находятся вблизи нижней границы референтных значений, в 13 лет - в пределах средних показателей, в 14-16 лет - ниже нижней границы этих значений. Выявленные особенности свидетельствуют об оптимальном функциональном состоянии зрительного и соматосенсорного анализаторов обследованных школьников, занимающихся хореографией.
Время зрительно-моторной реакции в условиях статической и динамической помех оценивалось по методикам «Оценка внимания» и «Помехоустойчивость» (см. табл. 1). Время простой зрительно-моторной реакции в условиях статической помехи не имело достоверных различий у мальчиков и девочек в течение всего периода наблюдения. Время реакции в условиях динамической помехи у мальчиков 11- 12-13 лет было больше, чем у девочек в среднем на 8,52 % (7,85 %; 13,58 %; 4,13 %), что, вероятно, объясняется различием в сроках созревания функциональных звеньев соматосенсорного анализатора у мальчиков и девочек. С 13 до 16 лет, время реакции девочек было больше, чем у мальчиков в среднем на 6,67 %, максимальная величина различий наблюдалась в возрасте 14 лет и составляла 11,13 %. В динамике изменений показателей «Помехоустойчивость» отмечается увеличение времени реакции в начале восьмого года обучения (возраст испытуемых составлял 14 лет). Функциональные изменения одного из звеньев регу-ляторной системы - гипоталамуса, возникающие на начальных этапах полового созревания существенно сказываются на характеристиках нейрофизиологических механизмов [4]. Повышение возбудимости клеток нервной ткани, вызванное гуморальными факторами обусловливает некоторое снижение помехоустойчивости учащихся.
Произвольная сенсомоторная реакция выбора более сложна, чем простая, а потому характеризуется большими значениями времени. Усложнение реакции связано, прежде всего, с логическим ее компонентом. Результаты диагностики сложной зрительно-моторной реакции подростков исследуемой популяции обобщены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей времени сложных зрительно-моторных реакций учащихся хореографического класса (М±т)
Возраст 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет
Время сложной зрительно-моторной реакции выбора, мс
Общая выборка 440,2±41,9 428,4±19,9 422,4±19,5 428,4±13,8 391,3±11,5 370,8±10,2
Девочки 419,6±23,9 409,5±13,2 415,1±15,4 436,0±11,8 403,1±10,1 371,1±7,1*
Мальчики 460,8±60,7 447,2±26,6 429,6±24,3 420,7±15,8 379,5±12,6* 370,2±13,0
Время сложной зрительно-моторной реакции различения, мс
Общая выборка 475,6±28,0 500,7±24,3 455,2±19,2 455,1±13,0 416,4±15,1 380,8±11,6
Девочки 468,3±24,0 476,0±14,1 432,5±17,9 473,1±12,2 425,3±16,7* 394,7±9,1
Мальчики 482,8±31,9 525,3±34,6 477,9±20,6 437,1±13,8 407,5±14,3 370,5±13,3
Примечание: * - достоверность различий между результатами последовательных измерений (при р<0,05).
В динамике 6 лет наблюдения отмечается планомерное снижение времени сложной зрительно-моторной реакции учащихся хореографического профиля обучения. Время реакции выбора у мальчиков превышало время реакции девочек в возрасте 11-13 лет. В возрасте 14-15 лет время реакции обследуемых нами мальчиков было меньше, чем у девочек, к 16 годам различия между испытуемыми разного пола нивелировались.
В целом, динамика изменений времени сложной зрительно-моторной реакции выбора у обследованных нами школьников в возрастном периоде от 11 до 16 лет характеризуется улучшением результата тестирования как у девочек на 11,58 %, так и у мальчиков на 23,26 %. Снижение времени «реакции различения» от 11 к 16 годам, на наш взгляд, связано с совершенствованием функциональной организации структур нервной системы, определяющих специфику данного психофизиологического показателя, в частности с развитием дифференцировочного торможения.
От 11 до 12 лет у учащихся хореографического профиля обучения наблюдается тенденция к увеличению времени сложной зрительно-моторной реакции, что согласуется с данными, полученными ранее [18], согласно которым у испытуемых 10-11 лет выявлен положительный прирост времени СЗМР, в противоположность к общей тенденции уменьшения времени реакции от 10 к 15 годам.
Реакция выбора отличается от простой зрительно-моторной реакции временем центрального компонента. Для оценки данного компонента времени реакции используют показатель разности латентных периодов СЗМР и ПЗМР, или показатель времени когнитивных процессов (ВКП) [5]. На рассматриваемом этапе онтогенеза наблюдается неравномерное изменение показателя ВКП. Минимальное значение показателя ВКП обследуемых отмечено в возрасте 13 лет; максимум
приходится на возраст 14 лет как у девочек, так и у мальчиков. С 14 до 16 лет наблюдается снижение ВКП и последующая стабилизация данного показателя. В среднем, у обследованных нами подростков наблюдается достоверное увеличение времени когнитивных процессов в возрасте 13-14 лет от 136,9 мс до 174,8 мс (р<0,01); и последующее снижение в возрасте 14-15 от 174,8 мс до 142,9 мс (р<0,01). Характер полученных результатов динамики ВКП в возрасте 11-16 лет соответствует имеющимся в литературе данным об изменении реакции организма на разнообразные раздражители в пубертатном периоде (в частности, временное ухудшение условнорефлекторной деятельности, проявляющееся в генерализации двигательных рефлексов, в замедлении сложных реакций, особенно на раздражители второй сигнальной системы) [14; 17]. Достоверных различий времени когнитивных процессов мальчиков и девочек на обследованном нами этапе онтогенеза не выявлено, в качестве тенденции, можно отметить несколько более высокие показатели ВКП мальчиков по сравнению с девочками в возрасте 11-12 лет и 1314 лет.
Сравнение полученных нами показателей времени простых и сложных зрительно-моторных реакций подростков в условиях профильного хореографического обучения с данными, полученными при обследовании учащихся 5 и 8 классов общеобразовательной школы г. Челябинска [10], показало более низкие значения времени простой зрительно-моторной реакции мальчиков и девочек 5-ого и 8 классов, занимающихся хореографией (таблица 3).
Таблица 3
Показатели зрительно-моторных реакций учащихся хореографического профиля обучения и учащихся общеобразовательной школы (по результатам исследования [10]), М±т
Простая зрительно-моторная реакция, мс Реакция выбора, мс Реакция различения, мс ЗМР в условиях статической помехи, мс ЗМР в условиях динамической помехи, мс
Данные учащихся общеобразовательной школы г. Челябинска
5 класс М 290±9,8 427±11,6 478±15,6 370±12,4* 410±13,2*
Д 320±10,5* 410±18,4 503±14,7 401±13,2* 441±14 4***
8 класс М 279±11,8 398±12,4 421±9,9 382±15,6*** 362±13,2***
Д 369±10,1*** 428±12,6 489±8,5* 467±15,3*** 417±12,6***
Данные учащихся хореографического профиля обучения
5 класс М 267,7±12,5 447,2±26,6 525,3±34,6 287,3±21,6 341,6±26,4
Д 276,0±10,4 409,5±13,2 476,0±14,1 296,3±15,0 300,8±11,9
8 класс М 253,2±14,6 379,5±12,5 407,5±14,3 249,2±6,9 264,7±8,3
Д 253,3±8,6 403,1±10,1 425,3±16,7 250,5±6,3 285,2±7,4
Примечание: *, *** - достоверность различий между показателями учащихся профильной и общеобразовательной школ (при р<0,05; 0,001 соответственно); М- мальчики, Д - девочки.
Достоверные различия были выявлены для ПЗМР девочек 5 и 8 классов; достоверно более низкие показатели времени реакции в условиях статической и ди-
намической помех у учащихся обоего пола в 5 и 8 классах. Отсутствие различий в показателях времени реакции выбора и различения свидетельствует об одинаковом уровне функционального созревания дифференцировочного торможения у испытуемых двух выборок, а также структур, обеспечивающих центральный компонент времени реакции. Различия скорости зрительно-моторных реакций в условиях статической и динамической помех могут указывать на лучшее развитие произвольного внимания у учащихся, занимающихся хореографией.
Ряд исследований, проведенных в популяциях детей занимающихся различными видами спорта и не занимающихся сверстников, свидетельствуют о закономерности укорочения латентного периода сенсомоторного реагирования спортсменов. В частности в исследовании [16] при сопоставлении простой и сложной зрительно-моторных реакциях мальчиков 12-13 лет г. Архангельска, занимающихся единоборствами и не занимающихся спортом выявлено, что в группе исследуемых спортсменов время сенсомоторного реагирования по показателю ПЗМР достоверно меньше, а различия показателей СЗМР у спортсменов ниже на уровне статистической тенденции (р< 0,1). Аналогичные результаты были получены в работах [1; 19] в условиях футбольного и баскетбольного тренировочного процесса. Выявленная закономерность обусловлена тем, что в процессе тренировочных занятий происходит совершенствование зрительной сенсорной системы, за счет чего увеличивается скорость восприятия и переработки поступающей информации, что положительно сказывается на реактивности поведения [19].
Таким образом, в процессе тренировочных занятий хореографической направленности происходит совершенствование функциональных возможностей нервной системы, что создает физиологическую основу успешной адаптации организма детей подросткового возраста в условиях повышенной двигательной активности танцевально-хореографического образования.
ВЫВОДЫ
Возрастная динамика различных психомоторных показателей от 11 до 16 лет характеризуется неравномерностью и стадийным характером изменений, с общим вектором к снижению времени зрительно-моторных реакций. Ритмичность показателей сенсомоторного реагирования, вероятно, обусловлена нейрогуморальным становлением организма подростков.
Выявлено оптимальное функциональное состояние зрительного и соматосен-сорного анализаторов обследованных школьников, занимающихся хореографией, особенно детей подросткового возраста. Полученные результаты свидетельствуют о более высокой функциональной подвижности нервных процессов подростков профильной гимназии в сравнении с учащимися общеобразовательной школы, что расширяет функциональные возможности локомоторного аппарата и обеспечивает эффективную хореографическую деятельность.
Статья подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания в сфере научной деятельности образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России (рег. № 2669).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беленко И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности // Вестник ТГПУ, 2009. - Выпуск 3 (81). - С. 54-58.
2. Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. ... дисс. канд. наук. - Л., 1976.
3. Гилева О.Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7 - 16 лет : дис. ... канд. биол. наук. - Архангельск, 2002. - 170 с.
4. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
5. Зайцев А.В. Половозрастная динамика зрительно-моторных реакций. Компонентный анализ времени реакции: дис. ... канд. биол. наук. - Екатеринбург, 2000. - 161 с.
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер, 2003. -384 с.
7. Искакова З.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Казань, 1991. - 20 с.
8. Казин Э.М. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Т.В. Душенина, А.Р. Галеев // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 1. - С. 7076.
9. Мороз В.М. Дерматоглифические и психофизиологические особенности практически здоровых подростков Подольского региона Украины / В.М. Мороз, И.В. Гунас, И.В. Сергета // Бюллетень сибирской медицины. - 2008. - № 1. -С. 37-44.
10. Попова Т.В. Функциональное состояние центральной нервной системы растущего организма в период обучения в школе / Т.В. Попова, О.Г. Коурова // Новые исследования. - 2010. - № 2 (23). - С. 75-80.
11. Сантросян К.О. К вопросу о влиянии занятий спортом на развитие чувствительности, лабильности и реактивности у детей / К.О. Сантросян, С.А. Сала-тинян // Вопросы психологии. - 1981 - № 2. - С. 115-121;
12. Семенова М.В., Шибков А.А. Межпопуляционные эколого-физиологические особенности детей школьного возраста: монография. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2013. - 210 с.
13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
14. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
15. Смирнова Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся: Монография / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Ма-кунина. - Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - 364 с.
16. Сунцов С.А., Родина Н.С Особенности сенсомоторных реакций спортсменов-единоборцев // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2011. - №2, (Выпуск XXVII). - С. 57-58.
17. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
18. Харитонова Л.Г. Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет / Л.Г. Харитонова, Л.А. Суянгулова, Л.В. Харченко, Н.П. Филатова, И.Ю. Горская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - Вып. 3-4. - С. 16-20.
19. Шаханова А.В., Беленко И.С., Кузьмин А.А. Психофизиологический профиль и вегетативный статус у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет, занимавшихся в режиме ДЮСШОР // Вестник Адыгейского государственного университета: Сер. «Естествено-математические и техничесчкие науки». - 2008. -№ 9. - С. 75-86.
20. Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 153 с.